Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Произносит звук или аморфное слово, сопровождающее игру.

Приведем пример. Во время занятия ребенок обратился к взрослым, произнося

длительный звук: «Ж-ж-ж!». Таким звуком в разных играх на развитие речевого

Подражания обозначались жужжание мотора машины, «песенка жука», жужжание

Пчелы в игре «Пчелка». Взрослый ответил на предложение ребенка следующим

Образом: «Во что хочешь поиграть? В машинку или в пчелку?» На что ребенок

Ответил характерным движением — круговыми движениями указательного пальца,

Которые означали полет пчелы. Таким образом, взаимопонимание было достигнуто.

Такой способ помощи также используется на начальном этапе работы. В

Дальнейшем, по мере накопления ребенком активного словаря, от ребенка требуют

Озвучить свое желание словом.

Наводящие вопросы

Цель таких вопросов — уточнить желание ребенка. На начальном этапе работы

можно предлагать вопросы, подразумевающие ответ «да» или «нет» ( в этом случае

Ребенок может ограничиться лишь кивком головы в ответ). В дальнейшем

Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок был вынужден отвечать на вопрос

Словами или фразами.

Наводящие вопросы полезно использовать в ходе проведения сюжетного

Рисования (лепки, аппликации). Сюжетное рисование (лепка, аппликация) — это не

Просто занятие продуктивным видом деятельности, это особый игровой метод, в ходе

Которого взрослый вместе с ребенком рисует (лепит, выполняет аппликацию)

Простые сюжеты из жизни ребенка, мира людей и природы, из сказок, комментируя

Каждый этап рисования.

Приведем пример. Взрослый берет бумагу, карандаши и предлагает малышу

Нарисовать море. «Вот волна. Теперь ты нарисуй волну. У тебя волна будет большая

Или маленькая? А кто в море живет? Рыбки. Давай рыбку нарисуем. Какого цвета

Будет рыбка? Она

Большая или маленькая? Где будем рыбку рисовать? Здесь. Покажи, где дно моря?

Тут, внизу. Давай нарисуем на дне камушки. Какие камушки? Правильно, круглые,

Маленькие». И т.д.

После каждого вопроса следует пауза в речи педагога, в течение которой он

Ожидает ответа ребенка. Если в начале логопедической работы ребенок в качестве

Ответа может просто показать пальцем нужное место на картинке или выбрать и дать

Педагогу карандаш нужного цвета, то в дальнейшем от него требуют ответов в форме

Слов и фраз. Таким образом, при помощи наводящих вопросов удается организовать

Деятельность ребенка — как игровую, так и речевую.

Побуждение ребенка использовать во время общения все имеющиеся у него

Речевые навыки

Навыки использования активной речи в ходе общения, которые постепенно

Появляются и накапливаются у ребенка, необходимо использовать во всех

Возможных ситуациях. Это могут быть знакомые ситуации — в этом случае взрослый

(педагог или родители) догадывается, чего хочет ребенок, но не показывает вида, что

Понял его желание, а напротив, побуждает выразить свое желание словами или

Фразами. Постепенно использование речевых навыков становится возможным в

Новых, незнакомых, ситуациях, с новыми людьми — в этом случае близкий взрослый

(родители и. педагог) выступает в качестве помощника, побуждая ребенка ис-

Пользовать свои речевые возможности в новой ситуации.

Все описанные виды помощи используются гибко, в зависимости от конкретной

Ситуации. Обычно ребенок с благодарностью принимает помощь со стороны

педагога. При этом варианты и степень помощи со временем меняются — каждый

вариант можно упрощать или усложнять, учитывая речевые возможности ребенка.

Вначале взрослый оказывает прямую помощь — озвучивает желание ребенка,

предлагает выбор из возможных вариантов. По мере развития у ребенка навыков

Общения помощь становится не такой явной, опосредованной, — взрослый задает

ребенку наводящие вопросы, побуждает его использовать имеющийся у него

арсенала способов общения: жесты, слова, действия («Покажи!», «Скажи!)

Важно не забывать о главной цели: диалог между ребенком и взрослым должен

Завершиться положительным результатом.

Развивать деловое и речевое общение ребенка с взрослым мож-н0 в разных

ситуациях:

Бытовые ситуации, связанные с режимом дня

В таких ситуациях ребенок пытается объяснить, что именно он хочет поесть, что

Хочет надеть, куда пойти во время прогулки, с какой игрушкой поиграть во время

Купания и т.п. В таких ситуациях действовать придется родителям. Они хорошо

Знают своего ребенка часто понимают, порой интуитивно чувствуют, что он хочет. И

Часто в ситуациях, когда ребенок пытается выразить свои желания, стараются любым

Способом помочь ему. Однако здесь надо быть осторожными — не следует

Стремиться сделать всё за ребенка, облегчить ему жизнь, создать максимально

Комфортные условия. Иногда в знакомой ситуации лучше сделать вид, что не поняли,

Что ребенок имел в виду. Такое поведение близких лишний раз побудит ребенка

Постараться применить речевые способы выражения мыслей и желаний, а не жесты,

Показ.

Приведем пример. На прогулке ребенок тянет маму за руку и показывает рукой в

определенном направлении, озвучивая свое желание словом: «Там!». Мама

Догадывается, что ребенок предлагает пойти на снежную горку, но не спешит это

Показать. Она предлагает ребенку озвучить свое желание: «Куда пойдем?» и ждет

Ответа от ребенка. Если ребенок затрудняется с ответом, то предлагает ему выбор из

вариантов: «Пойдем в магазин? Или пойдем на горку? Пойдем в парк?». Если

Ребенок отвечает кивком головы, можно сделать вид, что не поняли ответ: «Куда

пойдем? Скажи!».

Игры с игрушками и предметами

После того, как ребенок хорошо освоит различные варианты действий в играх с

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...