Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пробуждению у детей речевой активности на основе потребности в общении.Чтобы у ребенка появилась потребность в обращении к взрослому, необходимо Пробудить у него интерес к общению с этим взрослым. Это достигается с помощью Установления эмоционального контакта с ребенком, организации специальных игр, Использования игровых приемов в ходе организации специальных занятий. Параллельно с развитием общения создаются предпосылки для дальнейшего Развития речи: развитие слухового восприятия и дыхания, развитие подражания и Моторики рук, накопление пассивного словаря. Во всех перечисленных занятиях и Играх педагог максимально использует возникшую у детей потребность в общении, Демонстрирует детям образцы речи — подсказывает нужные слова и выражения, Учит выражать просьбы, сообщения, извинения и т.д. Этот этап общения с Неговорящим ребенком, когда он только начинает использовать активную речь, Является очень непростым, весьма своеобразным, требует особого подхода к Организации занятий, использования специфических приемов. Но вот, наконец, ребе- нок заговорил! Он делает первые попытки использовать активную речь в Повседневном общении, во время игры, на занятии. Начинается следующий этап Общения и развития. Что же следует делать дальше? Цель данного раздела — обозначить дальнейшие направления работы с ребенком по развитию речи: развитие активного и пассивного словаря; формирование словообразования; Формирование словоизменения; развитие фонематического слуха; работа над Звукопроизношением; работа над слоговой структурой слов; знакомство с составом Предложения и пр. Перечисленные направления работы по развитию речи касаются всех детей, как Нормально развивающихся, так и малышей с нарушениями в речевом развитии. Как Указывалось в самом начале книги, зачастую сложно сразу выяснить характер и Степень нарушения речи у маленьких детей, так как разные по сложности проблемы Выглядят одинаково — ребенок молчит. Тем не менее в ходе логопедической работы (а иногда и просто в ходе развития ребенка) одни дети быстро наверстывают Упущенное и догоняют по речевому развитию сверстников, а у других трудности в Развитии речи сохраняются на протяжении нескольких лет и требуют организации Регулярных логопедических занятий. В этом случае работа по вышеперечисленным Направлениям ведется с использованием специальных логопедических приемов. При Этом развитию отдельных сторон речи приходится уделять особое внимание, по- Свящать каждой теме гораздо больше времени, чем в норме, разрабатывать Специальные речевые игры и занятия. Какими критериями мы пользуемся, подбирая для ребенка речевой материал? Конечно, это должны быть понятные и нужные слова и выражения, которые Пригодятся ребенку в повседневной жизни, общении со взрослыми и сверстниками. Постепенно в речи ребенка появляются обобщающие слова, выражения с более Условным, абстрактным значением, которые дают представления о мире, Находящимся вне поля чувственного опыта ребенка. Итак, материал для развития речи ребенка дает, прежде всего, знакомство с окружающим миром, причем в разных формах. Это, например: наблюдение; практическое знакомство с предметным миром и природой; чтение и обыгрывание сказок, стихов, песен, доступных пониманию детей; Работа с картинками — рассматривание, называние предметных картинок, составление рассказов по сюжетным картинкам и сериям картинок; просмотр мультфильмов, телепередач, слайдов и пр.; Беседа, сюжетно-ролевая игра—расширение и уточнение представлений о социальной действительности; Экскурсии, посещение цирка, театра, кино; специальные занятия по развитию Речи. То, насколько разнообразной, интересной, познавательной, полной будет Информация о мире, который окружает ребенка, во многом зависит от родителей и педагогов. В дошкольных учреждениях знакомство с окружающим миром проходит в Форме специальных занятий по темам, перечисленным в программах. Вот основные из этих тем: сезонные ____________изменения в природе: признаки времен года, погода, наблюдение за Объектами живой и неживой природы; овощи, фрукты, ягоды; растения: деревья, Цветы, комнатные растения, полевые растения; грибы, орехи, семена; животные Домашние и дикие; птицы домашние и дикие; насекомые; рыбы; дом, квартира, комната; улица, правила дорожного движения; город и деревня; одежда и обувь; мебель; посуда; транспорт; профессии и занятия людей; сведения о человеке: Первоначальные сведения о себе и своей семье, и др. Эти темы составляют фундамент представлений ребенка об окружающем мире, Который можно постоянно надстраивать — расширять и дополнять. Насколько Обширны и разнообразны познания ребенка, во многом зависит от воспитания и образования семьи: беседуют ли родители с ребенком; учат ли наблюдать за миром Вокруг; организуют ли поездки и путешествия; походы в театр, кино, цирк; какие Книги покупают ребенку, какие телепередачи разрешают смотреть. Деятельность по Развитию речи и знакомству ребенка с окружающим миром тесно переплетаются Между собой. Советуем объединить усилия родителей и специалистов, и желаем успехов! Словарь терминов, использованных в Книге Автономная речь ребенка — детская речь, в которой могут присутствовать Слова, совершенно не напоминающие слова родного языка или их фрагменты. Активная речь ребенка — собственная устная речь ребенка, произнесе вслух Слов, фраз. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |