Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пробуждению у детей речевой активности на основе потребности в общении.

Чтобы у ребенка появилась потребность в обращении к взрослому, необходимо

Пробудить у него интерес к общению с этим взрослым. Это достигается с помощью

Установления эмоционального контакта с ребенком, организации специальных игр,

Использования игровых приемов в ходе организации специальных занятий.

Параллельно с развитием общения создаются предпосылки для дальнейшего

Развития речи: развитие слухового восприятия и дыхания, развитие подражания и

Моторики рук, накопление пассивного словаря. Во всех перечисленных занятиях и

Играх педагог максимально использует возникшую у детей потребность в общении,

Демонстрирует детям образцы речи — подсказывает нужные слова и выражения,

Учит выражать просьбы, сообщения, извинения и т.д. Этот этап общения с

Неговорящим ребенком, когда он только начинает использовать активную речь,

Является очень непростым, весьма своеобразным, требует особого подхода к

Организации занятий, использования специфических приемов. Но вот, наконец, ребе-

нок заговорил! Он делает первые попытки использовать активную речь в

Повседневном общении, во время игры, на занятии. Начинается следующий этап

Общения и развития. Что же следует делать дальше?

Цель данного раздела — обозначить дальнейшие направления работы с

ребенком по развитию речи:

развитие активного и пассивного словаря; формирование словообразования;

Формирование словоизменения; развитие фонематического слуха; работа над

Звукопроизношением; работа над слоговой структурой слов; знакомство с составом

Предложения и пр.

Перечисленные направления работы по развитию речи касаются всех детей, как

Нормально развивающихся, так и малышей с нарушениями в речевом развитии. Как

Указывалось в самом начале книги, зачастую сложно сразу выяснить характер и

Степень нарушения речи у маленьких детей, так как разные по сложности проблемы

Выглядят одинаково — ребенок молчит. Тем не менее в ходе логопедической работы

(а иногда и просто в ходе развития ребенка) одни дети быстро наверстывают

Упущенное и догоняют по речевому развитию сверстников, а у других трудности в

Развитии речи сохраняются на протяжении нескольких лет и требуют организации

Регулярных логопедических занятий. В этом случае работа по вышеперечисленным

Направлениям ведется с использованием специальных логопедических приемов. При

Этом развитию отдельных сторон речи приходится уделять особое внимание, по-

Свящать каждой теме гораздо больше времени, чем в норме, разрабатывать

Специальные речевые игры и занятия.

Какими критериями мы пользуемся, подбирая для ребенка речевой материал?

Конечно, это должны быть понятные и нужные слова и выражения, которые

Пригодятся ребенку в повседневной жизни, общении со взрослыми и сверстниками.

Постепенно в речи ребенка появляются обобщающие слова, выражения с более

Условным, абстрактным значением, которые дают представления о мире,

Находящимся вне поля чувственного опыта ребенка.

Итак, материал для развития речи ребенка дает, прежде всего, знакомство с

окружающим миром, причем в разных формах. Это, например:

наблюдение;

практическое знакомство с предметным миром и природой;

чтение и обыгрывание сказок, стихов, песен, доступных пониманию детей;

Работа с картинками — рассматривание, называние предметных картинок,

составление рассказов по сюжетным картинкам и сериям картинок;

просмотр мультфильмов, телепередач, слайдов и пр.;

Беседа, сюжетно-ролевая игра—расширение и уточнение представлений о

социальной действительности;

Экскурсии, посещение цирка, театра, кино; специальные занятия по развитию

Речи.

То, насколько разнообразной, интересной, познавательной, полной будет

Информация о мире, который окружает ребенка, во многом зависит от родителей и

педагогов. В дошкольных учреждениях знакомство с окружающим миром проходит в

Форме специальных занятий по темам, перечисленным в программах. Вот основные

из этих тем:

сезонные ____________изменения в природе: признаки времен года, погода, наблюдение за

Объектами живой и неживой природы; овощи, фрукты, ягоды; растения: деревья,

Цветы, комнатные растения, полевые растения; грибы, орехи, семена; животные

Домашние и дикие; птицы домашние и дикие; насекомые; рыбы; дом, квартира,

комната; улица, правила дорожного движения; город и деревня; одежда и обувь;

мебель; посуда; транспорт; профессии и занятия людей; сведения о человеке:

Первоначальные сведения о себе и своей семье, и др.

Эти темы составляют фундамент представлений ребенка об окружающем мире,

Который можно постоянно надстраивать — расширять и дополнять. Насколько

Обширны и разнообразны познания ребенка, во многом зависит от воспитания и

образования семьи: беседуют ли родители с ребенком; учат ли наблюдать за миром

Вокруг; организуют ли поездки и путешествия; походы в театр, кино, цирк; какие

Книги покупают ребенку, какие телепередачи разрешают смотреть. Деятельность по

Развитию речи и знакомству ребенка с окружающим миром тесно переплетаются

Между собой. Советуем объединить усилия родителей и специалистов, и желаем

успехов!

Словарь терминов, использованных в

Книге

Автономная речь ребенка — детская речь, в которой могут присутствовать

Слова, совершенно не напоминающие слова родного языка или их фрагменты.

Активная речь ребенка — собственная устная речь ребенка, произнесе вслух

Слов, фраз.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...