Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности в России

Правовой аспект государственной кадровой политики означает учет в ней прав человека и гражданина, строгое правовое регулирование всех основных кадровых процессов и отношений. В отношениях между людьми, а тем более в кадровых вопросах существует два регулятора: закон, обязательный для исполнения под угрозой применения государственных санкций, и мораль, нравственные ценности общества, обязательные в силу традиций, менталитета общества и не преследуемые по закону.

Основным методом воздействия и управления кадровой деятельностью наряду с административными нормами является правовое регулирование. правовое регулирование вообще – это процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Он основывается на предмете и методе правового регулирования. Правовое регулирование кадровой деятельности означает воздействие государства на кадровые отношения с помощью норм права, приведение кадровых отношений в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права, поддержание их в состоянии нормального функционирования [14].

Нормативно-правовое регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется на двух уровнях (федеральном и субъектом) и включает основные правовые источники, начиная с Конституции Российской федерации, Уставов субъектов РФ и заканчивая нормативными правовыми актами государственных органов. При этом надо помнить, что п.2 ст.2 Федерального закона «О системе государственной службы РФ» четко определяет: «Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а ее организация – в ведении субъекта РФ».

Статья 5 Закона о государственной гражданской службе содержит перечень нормативных правовых актов, из которых складывается весь массив законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации [2]. Но этот массив должен быть сформулирован.

Рассмотрим процесс такого формирования в двух аспектах. Первый аспект связан с правовой взаимосвязью регулирования гражданской службы и государственной службы как системы в целом, так и ее различных видов. Полностью базируясь на федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации», закон о государственной гражданской службе не ограничивается определением в статье 5 законодательства о ней, а закрепляет далее – в статье 6- взаимосвязь регулирования правоотношений в гражданской службе и в государственной службе иных видов, в статье 7- взаимосвязь с регулированием правоотношений в муниципальной службе. Такая новелла присутствует в служебном законодательстве впервые. Не менее важны, с учетом единства правового поля РФ, статьи 72-74 закона. В соответствии с ними признаны утратившими силу отдельные законодательные акты РФ (ст.72), определена возможность использования в регулировании отношений, связанных с гражданской службой, законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст.73), и, наконец, четко установлено, что иные законодательные акты впредь до приведения их в соответствие с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» применяются постольку, поскольку они не противоречат данному Федеральному закону (ст.74) [2].

Второй аспект связан с обеспечением единого правового регулирования служебных правоотношений на федеральном и субъектном уровнях. Представляется крайне важным, чтобы законодатель субъекта Федерации полностью реализовал возможности собственного правового регулирования, которые относятся к предмету его ведения, а именно:

-порядок отбора претендентов на должность государственной гражданской службы субъекта;

-гарантии для государственных гражданских служащих и их обеспечение;

-управление государственной гражданской службы субъекта;

-финансирование государственной гражданской службой субъекта.

Законодатель субъекта вправе детализировать и конкретизировать установленные Федеральным законодательством (по закону №79-ФЗ «О государственной гражданской службе»):

-порядок принятия решений государственными гражданскими служащими;

-виды поощрений государственных гражданских служащих и порядок их применения (п.3 ст.55);

-порядок назначения и размеры денежного содержания, надбавки к денежному содержанию (п.12 и п.15 ст.50);

-компенсационные выплаты и пособия государственным гражданским служащим (ст.52 и 53);

Таким образом, право государственной гражданской службы российской федерации должно иметь основным источником федеральные и региональные законы. При этом, законы, устанавливая правовые, организационные и финансово-экономические основы гражданской службы, должны четко следовать предмету своего регулирования – правовым отношения, связанным с поступлением на службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового статуса гражданского служащего. Очень важно учитывать, что закон как нормативно-правовой источник обладает для правовых отношений по гражданской службе высшей юридической силой. Для законодателя субъекта РФ задача по обеспечению единого и согласованного правового регулирования гражданской службы состоит в том, чтобы следовать законодательным установлениям федерального уровня и максимально эффективно использовать собственные правовые возможности. Тогда не будет повторения текстов законов и будет четко реализовываться уровневая определенность законов о гражданской службе.

Важную роль в регулировании отношений, связанных с государственной гражданской службой, играют Указы Президента Российской федерации и Постановления Правительства Российской Федерации.

Акты Президента РФ представляют собой основной оперативный источник служебного законодательства. В первые дни вступления в силу Федерального закона «О гражданской службе» опубликованы Указы «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации», «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)», «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», «о примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы в Российской федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации», «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным гражданским служащим».

Примечательно, что Указы содержат в основном нормы прямого действия, адресованные к исполнению на обоих уровнях гражданской службы: федеральном и субъектном. Также приняты Указы в Реестре должностей государственной гражданской службы и о персональных данных государственного гражданского служащего».

Постановления Правительства обеспечивают правовую и организационную основу применения законов о гражданской службе и Указов Президента РФ по вопросам гражданской службы. Фактически эти акты образуют существо повседневного управления государственной службой. Регламентирующие постановления и распоряжения Правительства предусматриваются и самим Законом о гражданской службе. Взять хотя бы главу 13 Закона «формирование кадрового состава гражданской службы». И в ст.61, и в ст.62 указывается на необходимость принятия нормативно-правовых актов, обеспечивающих подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих. А государственный заказ на подготовку кадров для федеральной гражданской службы Правительство РФ должно утверждать ежегодно после вступления в силу Федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год (п.5 ст.63).

Правительство РФ в соответствии с Указами Президента РФ от 01 февраля 2005г. №110-112 должно обеспечивать финансирование расходов, связанных с проведением аттестации федеральных государственных гражданских служащих, проведением квалификационных экзаменов и проведением конкурсов на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы, в том числе на оплату труда независимых экспертов – членов конкурсных комиссий. Правительством утверждена форма анкеты, представляемая гражданином РФ, изъявившим желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной государственной гражданской службы.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...