Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4).

Раздел 1. Разновидности письменной юридической речи

Тема 1. Специфические особенности официально-делового стиля.

  1. Композиция юридических документов
  2. Общая характеристика официально-делового стиля.
  3. Подстили и система жанров официально-делового стиля.
  4. Лексические особенности официально-делового стиля.
  5. Морфологические особенности официально-делового стиля.
  6. Синтаксические особенности официально-делового стиля

Тема 2. Специфические особенности научного стиля.

  1. Сфера общения, социальная функция, способ мышления в научном стиле.
  2. Стилевые черты научного стиля.
  3. Языковые характеристики.
  4. Подстили и жанры научного стиля.
  5. Композиция учебного научного сочинения.
  6. Содержательные и композиционные особенности текста документа.
  7. Сверхфразовое единство в тексте документа

Тема 3. Специфические особенности публицистического стиля.

1. Способы и приемы актуализации языкового материала в публицистическом тексте.

2. Жанровая дифференциация в публицистическом стиле.

3. Профессионально значимые жанры публицистики.

4. Функциональные и стилевые особенности публицистики.

Раздел 2. Разновидности устной юридической речи

Тема 4. Культура устных публичных выступлений.

1. Языковые средства, создающие логичность речи

2. Коммуникативные качества воздействующей речи

3. Ясность речи юриста

4. Точность речи юриста

5. Логичность речи юриста

6. Чистота речи юриста

7. Правильность речи юриста

8. Лаконичность речи юриста

9. Выразительность речи юриста

10. Самобытность речи юриста

11. Богатство речи юриста

12. Уместность речи юриста

Тема 5. Специфика дискуссионной речи. Эристика.

1. Основы полемического мастерства

2. Цель спора и его виды (дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения)

3. Основные правила ведения спора

4. Полемические приёмы

5. Уловки в споре. Реакция оппонента на уловки в споре.

Тема 6. Особенности речи юриста

1. Техника речи юриста

2. Какими качествами должен обладать голос юриста

3. Значение акцентологических норм для речи юриста

4. Вопросно - ответная форма в процессе судопроизводства

5. Виды судебных речей

6. Примерная схема обвинительной речи

7. Особенности защитительной речи

8. Значение «реплики» в судопроизводстве

9. Назначение напутственного слова председательствующего

10. Судебные прения

Тема 7. Судебная речь

1. Этика судебного оратора

2. Отличительные черты судебной речи

3. Стилевые характеристики судебной речи

4. Развитие судебного красноречия (А.Ф. Кони, Ф.И. Плевако)

5. Развитие судебного красноречия ( Карабчевский Н.П., Спасович В.Д.)

6. Развитие судебного красноречия (Урусов А.И, Обнинский П.Н.

7. Развитие судебного красноречия (Громницкий М.Ф., Хартулари)

8. Судебные речи известных юристов советского периода (Дервиз О.В., Кан Н.П.)

Основные требования, предъявляемые к реферату:

Выбор темы

Тему реферата студент выбирает, основываясь на специально разработанную «Тематику рефератов». Студент может предложить свою тему реферату, предварительно согласовав её с преподавателем.

Работа над рефератом

Работу над рефератом нужно начинать с подборки и изучения монографической литературы, статей в философских, социологических и экономических журналах и других источников по избранной теме.

Составив план работы, студент должен комплексно изучить каждый вопрос и систематически изложить его в тексте реферата. Ценность работы повышается, если студент использовал возможно более широкий круг литературы по данной теме и умело систематизировал собранный материал.

3. Требования к оформлению

Объём реферата должен быть примерно 20-22 страниц печатного текста, который набирается на компьютере через 1,5 интервала 14-м шрифтом.

Титульный лист оформляется в соответствии с представленным образцом.

На второй странице, после титульного листа располагается «план» работы или «содержание». В него должны входить введение, главы и параграфы основной части, заключение, список использованной литературы

Реферат следует оформлять аккуратно, оставляя поля для замечаний рецензента. Текст реферата должен быть разделен на подзаголовки, выделяемые в соответствии с вопросами плана.

Приводимые в тексте цитаты, а также статистические данные необходимо сопровождать примечаниями – ссылками на источники, из которых они взяты, с указанием автора, названия работы, места, года издания, тома, страницы. Ссылки должны располагаться на соответствующем листе реферата.

Рекомендации по подготовке доклада

 

Доклад – это официальное сообщение, которое может быть посвящено заданной теме, содержать описание состояния дел в какой-либо сфере деятельности или ситуации; взгляд автора на ситуацию или проблему, анализ и возможные пути решения проблемы. Объем доклада, в зависимости от темы, может включать от одной до сотен страниц. Доклад может быть устным и письменным. И в том, и в другом случае докладчик представляет тему, развернутую в тексте, аудитории или какому-то определенному лицу.

Для современного представления устного доклада, как правило, составляются тезисы – опорные пункты выступления докладчика (обоснование актуальности, описание сути работы, выводы), ключевые слова, которые помогают логически стройному изложению темы, схемы, таблицы и т.п. В зависимости от ситуации объем тезисов может быть от 1 до 10 страниц. Чтобы выступление было интересным и понятным слушателям, к нему необходимо тщательно подготовиться.

 

Как уже говорилось, и устный, и письменный доклад представляют аудитории некую проблему и мнение докладчика по поводу возможных путей и способов ее решения. Однако если после устного доклада слушатели могут задать вопросы непосредственно докладчику, то письменный вариант не всегда предполагает такую возможность. Письменный доклад должен включать все необходимое, чтобы быть максимально понятным не только лицу, которому он адресован, но и другим людям, которых заинтересует обозначенная в докладе тема. Поэтому письменный вариант доклада отличает более строгий стиль изложения (характерный для документа), нежели в устном варианте.

Как правило, структура доклада выглядит следующим образом:

1. Введение.

Указывается тема и цель доклада.

Обозначается проблемное поле и вводятся основные термины доклада, а также тематические разделы содержания доклада. Намечаются методы решения представленной в докладе проблемы и предполагаемые результаты.

2. Основное содержание доклада.

Последовательно раскрываются тематические разделы доклада: 2 – 3 главы по 2–4 параграфа.

3. Заключение.

Приводятся основные результаты и суждения автора по поводу путей возможного решения рассмотренной проблемы, которые могут быть оформлены в виде рекомендаций.

4. Библиографический список.

Содержит перечень использованной при подготовке к докладу литературы: 3-5 источников.

Самостоятельная работа в форме эссе

Цель написания эссе – развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы, способности к саморазвитию, принятия культурных и социальных различий, формирование субъектной позиции студентов. Без сформированной субъектной позиции обучающегося процесс обучения социологии будет носить формальный характер, так как на занятиях важным моментом является выражение личной позиции по тому, или иному вопросу, аргументация личной точки зрения.

Примерные темы эссе:

1. Основные формы существования русского национального языка.

2. Соотношение национального и литературного языка.

3. Специфические особенности литературного языка.

4. Норма в языке. Разновидности нормы.

5. Функциональные стили современного русского литературного языка.

6. Специфика представленности функциональных стилей в профессиональной деятельности юриста.

7. Критерии грамотной речи.

8. Сфера функционирования официально-делового стиля.

9. Характеристика научного стиля, подстили.

10. Жанры научного стиля. Оформление научных работ.

11. Характеристика публицистического стиля. Специфика и мотивация отбора языковых средств.

12. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Специфика разговорного стиля.

13. Основные способы организации языкового материала в речи.

14. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

15. Критерии грамотной речи.

16. Выразительные средства русского языка. Тропы, фигуры.

17. Специфика и функции языка права.

18. Приемы унификации языка служебных документов.

19. Специфика устных публичных выступлений. Риторический канон.

20. Типологическая классификация речей по цели.

21. Профессионально значимые жанры информационной речи.

22. Воздействующие выступления в сфере профессиональной деятельности.

23. Специфика риторического расположения. Типы начал и концовок речи.

24. Специфика и разновидности судебной речи.

25. Логическая и психологическая сторона судебной речи.

26. Риторическая суть оппозиции обвинитель – защитник.

27. Специфические особенности творческой манеры известных русских судебных ораторов..

28. Взаимодействие функциональных стилей в речевой практике.


6.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Тестовый материал

МОДУЛЬ 1

1. Невербальные средства общения – это:

а) слова;

б) предложения;

в) жесты и мимика;

г) звуки;

д) словосочетания.

 

2. Сравнения - это образные выражения, построенные на:

а) сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак;

б) переносе наименования по смыслу;

в) использовании единственного числа вместо множественного;

г) использовании множественного числа вместо единственного;

д) использовании части вместо целого.

 

3. Лексические нормы - это:

а) произносительные нормы устной речи;

б) правила применения слов в речи;

в) правила использования грамматических форм разных частей речи;

г) правила переноса слов;

д) правила постановки ударения.

 

4. Что такое риторика:

а) совокупность принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности;

б) ораторское искусство, теория красноречия;

в) лексика ограниченной сферы употребления;

г) правила постановки ударения в словах;

д) правила переноса слов.

 

5. Целью убеждающей речи является:

а) дать полную и обширную информацию о предмете речи;

б) призвать к совершению действия;

в) подать информацию так, чтобы слушатели согласились с ораторам;

г) поздравить собравшихся;

д) выразить недоверие собравшимся.

 

6. Красноречие зародилось:

а) в Древнем Риме;

б) в Древнем Египте;

в) в Древней Греции;

г) в Древнем Китае;

д) в Древнем Вавилоне.

 

7. Эпидейктическая речь - это:

а) поздравление;

б) призыв к действию;

в) реклама;

г) информация;

д) выражение недоверия.

 

8. Акцентология изучает:

а) правила использования морфологических форм разных частей речи;

б) особенности и функции ударения;

в) правила использования синтаксических конструкций;

г) правила переноса слов;

д) выразительные средства языка.

 

9. К какому стилю речи относится данное предложение: «Организация не имеет возможно выполнить данную задачу из-за отсутствия средств» ?:

а) официально-деловому;

б) публицистическому;

в) научному;

г) литературно-художественному;

д) разговорному.

 

10. Разговорная речь имеет:

а) только письменную форму;

б) только устную форму;

в) письменную и устную форму;

г) электронную форму;

д) виртуальную форму.

 

МОДУЛЬ 2

 

1. Русский язык относится:

а) к южнославянской группе;

б) к восточнославянской группе;

в) к западнославянской группе;

г) к романской группе;

д) к алтайской группе.

 

2. Чем является пара слов соседский – соседний:

а) паронимами;

б) синонимами;

в) антонимами;

г) омонимами;

д) омографами.

 

3. Одна из форм уклонения от тезиса в ораторской речи - «лоскутное одеяло»; что это:?:

а) в одном выступлении говорящий затрагивает и пытается решить несколько мало связанных между собой вопросов;

б) тема оказывается очень сложной, и оратор освещает более простой или знакомый вопрос;

в) у выступающего нет определенного тезиса; по мере высказывания первой мысли в его голове возникает вторая, из нее вытекает третья, то есть в начале речи оратор не знает, где окажется в конце речи;

г) оратор говорит обо всем, что угодно, только не о предмете обсуждения;

д) оратор сознательно подменяет главный тезис на другой, не относящийся к предмету4 обсуждения.

 

4. Определите, какой частью речи является сочетание «в течение» в следующем

предложении: «В течение дня у него несколько раз начинала болеть голова»?:

а) существительным;

б) предлогом;

в) наречием;

г) союзом;

д) глаголом.

 

5. Жест закрытости:

а) руки лежат на коленях;

б) руки скрещены на груди;

в) руки скрещены под подбородком;

г) руки скрещены на животе;

д) руки заведен за спину.

 

6. Выберите правильный вариант написания:

а) прелестный;

б) прелесный;

в) прилестный;

г) прилесный;

д) прялесный.

 

7. Определение понятия через ближайший род и видовые отличия - это:

а) синонимический способ толкования слов;

б) описательный способ;

в) логический способ;

г) лексический способ;

д) синтаксический способ.

 

8. Ритор-это:

а) писатель;

б) оратор;

в) судья;

г) адвокат;

д) поэт.

 

9. Определите, к какому типу лексики относится слово «шествовать»:

а) к книжному;

б) к стилистически нейтральному;

в) к разговорному;

г) к научному;

д) к просторечному.

 

10. Как называется процесс пополнения лексики русского языка за счет других языков:

а) интервенция;

б) заимствование;

в) апперцепция;

г) интерпретация;

д) интеграция

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

 

Вариант 1

  1. национальный язык
  2. литературный язык
  3. территориальный диалект
  4. жаргон
  5. просторечие
  6. императивная норма
  7. диспозитивная норма
  8. функциональные стили
  9. описание, повествование, рассуждение
  10. культура речи

 

Вариант 2

  1. язык права
  2. риторика
  3. античный риторический канон
  4. изобретение содержания
  5. расположение
  6. словесное выражение
  7. запоминание
  8. произнесение
  9. типология речей по цели
  10. эристика

 

Вариант 3

  1. судебная речь
  2. прокурорская (или обвинительная) речь
  3. императивная норма
  4. диспозитивная норма
  5. функциональные стили
  6. описание, повествование, рассуждение
  7. культура речи
  8. язык права
  9. риторика
  10. жаргон

 

Вопросы для подготовки к зачету

1. Взаимосвязь понятий «язык» и «речь». Функции языка.

2. Язык и речь в профессиональной деятельности юриста.

3. Язык права

4. Культура речи юриста

5. Требования, предъявляемые к речи юриста.

6. Нормы современного русского литературного языка.

7. Особенности русского произношения и ударения.

8. Основная функция слова. Группы слов по значению, происхождению и сфере употребления.

9. Лексическая сочетаемость.

10. Полисемия. Типичные ошибки, связанные с употреблением многозначных слов.

11. Отличие омонимов от многозначных слов.

12. Паронимы. Их функции в деловой письменной речи.

13. Синонимы, антонимы, их функции в речи юриста.

14. Тавтология, плеоназм.

15. Понятие юридического термина, его характеристики. Способы образования юридических терминов.

16. Клише, штамп. Их роль в письменной деловой речи.

17. Профессионализмы, жаргонизмы. Использование их в официально-деловом стиле

18. Употребление иностранных слов в речи юриста.

19. Особенности склонения некоторых фамилий и имен.

20. Употребление форм имен существительных.

21. Употребление форм имен прилагательных.

22. Точность употребления местоимений.

23. Правильность употребления имен числительных в речи юриста.

24. Трудности употребления глагола и глагольных форм.

25. Прямой, обратный порядок слов, инверсия. Сферы их употребления.

26. Типичные синтаксические ошибки в деловой речи.

27. Экстралингвистическая основа юридических текстов. Процессуальные документы как разновидность юридических текстов.

28. Функциональные разновидности юридической речи

29. Особенности научного стиля.

30. Особенности публицистического стиля.

31. Особенности официально-делового стиля.

32. Особенности разговорного стиля.

33. Понятие текста. Текст как цель и как результат речевой деятельности. Структурные, содержательные и коммуникативные признаки текста. Коммуникативный статус текста.

34. Понятие об ораторском искусстве. Риторические законы. Роды и виды речи.

35. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов.

36. Фазы публичного выступления: подготовка, исполнение и анализ. Структура и содержание публичной речи. Культура публичной речи.

37. Общение в юридической практике. Виды делового общения: беседа, консультирование, совещание, переговоры, разговор по телефону.

38. Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров.

39. Языковые особенности судебной речи. Вопросительные предложения в судебной речи. Цитаты, чужая речь – средство документирования.

40. Вопросно-ответная форма речевой коммуникации. Классификация вопросов. Виды ответов. Вопросно-ответная форма в процессе судопроизводства.

41. Типы дискуссионной речи: спор, дискуссия, полемика.

42. Характеристика понятия «спор». Классификация споров.

43. Доказательство и аргументация в споре. Логическая и психологическая сторона аргументации.

44. Культура спора. Этика поведения участников.

45. Софизмы и уловки в спорах. Методы их нейтрализации.

46. Судебная речь как процесс. Особенности судебной речи. Характеристика судебной аудитории.

47. Этика судебного оратора.

48. Искусство доказывания в состязательном судебном процессе. Предъявление доказательств в судебной речи. Логические основы убедительности судебной речи. Психолого-риторические аспекты убеждения.

49. Подготовка оратора к выступлениям в судебных прениях.

50. Виды судебных речей. Обвинительная речь. Защитительная речь. Реплика. Напутственное слово председательствующего.

Требования к пороговым значениям достижений по видам деятельности обучающихся

Баллы (рейтинговой оценки) Оценка зачета (стандартная) Требования к сформированным компетенциям
100-60 баллов «зачтено» Оценка «зачтено» выставляется студенту, который: - глубоко или хорошо усвоил программный материал, может грамотно и последовательно его излагать; - умеет показать связь теории с практикой, справляется с тестами, вопросами и другими видами применения знаний; - использует в ответе материал учебной или монографической литературы, обосновывает свою точку зрения; - владеет навыками и приемами выполнения аналитических задач; - усвоил взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии; - проявил творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.
Менее 60 баллов «не зачтено» Оценка «не зачтено» выставляется студенту, который: - допускает существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала и не знает базовых понятий; - совершает принципиальные ошибки, не правильно формулирует материал, нарушает логическую последовательность в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ

7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

7.1.Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)

Основная учебная литература:

1) Каверин, Б.И. Ораторское искусство: учебное пособие / Б.И. Каверин, И.В. Демидов. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 255 с. - (Cogito ergo sum). - Библиогр. в кн. - ISBN 5-238-00747-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114430 (09.03.2016).

2) Акимова, Н.В. Русский язык и культура речи в интерактивных упражнениях: теория и практика: учебно-методическое пособие / Н.В. Акимова, Ю.А. Бессонова. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 128 с. - Библиогр.: с. 126. - ISBN 978-5-4475-5822-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363677 (09.03.2016).

3) Риторика: учебник / З.С. Смелкова, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская и др.; под ред. Н.А. Ипполитова. - М.: Проспект, 2015. - 448 с.: табл., схем. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-392-16389-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251977 (09.03.2016).

Дополнительная учебная литература:

1) Петров, О.В. Основы судебного красноречия: учебное пособие / О.В. Петров. - 2-е изд. - М.: Проспект, 2015. - 208 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-392-16384-7; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251785 (09.03.2016).

2) Адвокат в уголовном процессе: учебное пособие / Н.А. Колоколов, И.В. Ревина, Т.К. Рябинина и др.; под ред. Н.А. Колоколов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 375 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01873-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114569 (09.03.2016).

3) Яшин, Б.Л. Культура общения: теория и практика коммуникаций: учебное пособие для учащихся высших учебных заведений / Б.Л. Яшин. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 243 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-5689-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429211 (09.03.2016).

4) Коробейникова, А.А. Речевая служебная культура: практикум / А.А. Коробейникова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург: ОГУ, 2015. - 172 с.: табл. - ISBN 978-5-7410-1181-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=330545 (09.03.2016).

5) Судебные речи известных русских юристов / . - М.: Директ-Медиа, 2014. - 935 с. - ISBN 978-5-4458-9753-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236437 (09.03.2016).

6) Кони, А.Ф. Воспоминания о деле Веры Засулич / А.Ф. Кони; под ред. Л.М. Сурис. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 382 с. - ISBN 978-5-4475-5693-8; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256172 (09.03.2016).

 

 

7.2.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля)

 

1) СПС «Консультант-Плюс» http://www.consultant.ru (06.03.2016 г.)

2) СПС «Кодекс» http://www.kodeks.ru (06.03.2016 г.)

3) Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru/ (06.03.2016 г.)

4) Электронная библиотека диссертаций http://diss.rsl.ru/ (06.03.2016 г.)

5) Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru (06.03.2016 г.)

6) Государственная публичная историческая библиотека России (ГПИБ) http://www.shpl.ru/index.phtml (06.03.2016 г.)

7.3.Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

1. Использование на занятиях электронных изданий (чтение лекций с использованием слайд-презентаций).

2. Организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты.

3. Подготовка студентами мультимедийных презентаций, видео-материалов.

  1. Электронные и мультимедийные учебники и учебные пособия.
  2. Электронные ресурсы библиотеки.

8.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

 

Вид учебных занятий Организация деятельности обучающегося
Лекция Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям (перечисление понятии) и др.
Практические занятия Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам, структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом (указать текст из источника и др.).
Контрольная работа / индивидуальные задания Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующихся для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др.
Реферат Реферат: Поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. Ознакомиться со структурой и оформлением реферата.
Коллоквиум Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам и др.
Подготовка к зачету При подготовке к зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др.

9.Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)

Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий Перечень основного оборудования
17 аудитория Аудитория, снабженная мультимедийным проектором

 

способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4).

1.2.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

Планируемые результаты освоения образовательной программы (компетенции) Этапы формирования компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);   1 этап: Знания Обучающийся должен знать: порядок и основные этапы подготовки публичного выступления; методику написания публичной речи; основные языковые средства эмоционально образного воздействия на аудиторию
2 этап: Умения Обучающийся должен уметь: аргументировано излагать и доказывать свою точку зрения; выбирать стратегию и тактики речевого общения, адекватные коммуникативной ситуации и коммуникативному намерению.
3 этап: Владения (навыки / опыт деятельности) Обучающийся должен владеть: навыками ведения дискуссии в соответствии с принципами и правилами конструктивного спора
способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4)   1 этап: Знания Обучающийся должен знать: знать особенности устной публичной речи, приёмы убеждения, основные правила композиции и методы изложения материала, основы ораторского искусства
2 этап: Умения Обучающийся должен уметь: отвечать на поставленные перед ним юридические вопросы грамотно и в соответствии с правилами русского языка
3 этап: Владения (навыки / опыт деятельности) Обучающийся должен владеть: приёмами и методами публичного выступления

 

2.Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Дисциплина реализуется в рамках вариативной части – дисциплина по выбору

Для освоения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в рамках изучения следующих дисциплин: философия права

Дисциплина изучается на I курсе в I семестре (ОДО), I курсе в II семестре (ОЗО)

 

3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 2 зачетные единицы (з.е.), 72 академических часа.

Объем дисциплины Всего часов
Очная форма обучения Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины
Учебных часов на контактную работу с преподавателем:    
лекций
практических
лабораторных    
контроль самостоятельной работы (КСР)    
Учебных часов на самостоятельную работу обучающихся (СРС)    
Учебных часов на контроль:    
зачет  

 

4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

4.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)

Очная форма

№ п/п Наименование раздела /темы дисциплины Общая трудоёмкость всего (в часах) Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах)
Контактная работа с преподавателем СРС
Лек Сем/Пр Лаб КСР
Раздел 1. Разновидности письменной юридической речи            
1.1. Тема 1. Специфические особенности официально-делового стиля.        
1.2. Тема 2. Специфические особенности научного стиля.      
1.3 Тема 3. Специфические особенности публицистического стиля.      
Раздел 2. Разновидности устной юридической речи            
2.1 Тема 4. Культура устных публичных выступлений.        
2.2 Тема 5. Специфика дискуссионной речи. Эристика.        
2.3 Тема 6. Особенности речи юриста      
2.4 Тема 7. Судебная речь        

 

Заочная форма

№ п/п Наименование раздела /темы дисциплины Общая трудоёмкость всего (в часах) Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах)
Контактная работа с преподавателем СРС
Лек Сем/Пр Лаб КСР
Раздел 1. Разновидности письменной юридической речи            
1.1. Тема 1. Специфические особенности официально-делового стиля.        
1.2. Тема 2. Специфические особенности научного стиля.      
1.3 Тема 3. Специфические особенности публицистического стиля.        
Раздел 2. Разновидности устной юридической речи            
2.1 Тема 4. Культура устных публичных выступлений.          
2.2 Тема 5. Специфика дискуссионной речи. Эристика.          
2.3 Тема 6. Особенности речи юриста        
2.4 Тема 7. Судебная речь          

 

4.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Лекционный курс

Наименование раздела /темы дисциплины Содержание
Раздел 1. Разновидности письменной юридической речи
1.1. Тема 1. Специфические особенности официально-делового стиля. Официально-деловой стиль – основа языка права. Сфера функционирования официально-делового стиля. Стилевые и языковые черты официально-делового стиля. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации. Особенности реализации официально-делового стиля в юридической практике. Язык и стиль юридических документов. Официально-деловое письмо
1.2. Тема 2. Специфические особенности научного стиля. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Особенности функционирования научного стиля, подстили. Жанры научного стиля. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Научный стиль в профессиональной деятельности юриста
1.3 Тема 3. Специфические особенности публицистического стиля. Отбор языковых средств в публицистическом стиле. Описание, повествование, рассуждение как основные способы подачи языкового материала. Способы и приемы актуализации языкового материала в публицистическом тексте. Жанровая дифференциация в публицистическом стиле. Профессионально значимые жанры публицистики. Функциональные и стилевые особенности публицистики.
Раздел 2. Разновидности устной юридической речи
2.1 Тема 4. Культура устных публичных выступлений. Классификация выступлений по цели и по форме. Основные правила композиции: сочетание логический и психологический доводов, логическая последовательность и стройность изложения. Принципы построения речи – принципы экономии, усиления, «Гомерова порядка». Методы изложения: индуктивный, проблемный, дедуктивный, аналогия, контрасты, концентрический, ступенчатый, исторический, пространственный, альтернативы. Этапы подготовки и проведения публичного выступления. Установление контакта с аудиторией. Средства управления вниманием. Классификации публичных выступлений. Целеполагание в публичных выступлениях. Оратор и аудитория. Разработка плана. Этапы работы над речью. Составление сообщения, высказывания.Схема речемыслительного механизма. Ситуация речевого общения и ее составляющие. Зависимость типа ораторского выступления от стиля мышления. Коммуникативная точность речи
2.2 Тема 5. Специфика дискуссионной речи. Эристика. Спор и его виды (дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения). Организованность спора. Специфика спора в зависимости от участников спора, количества участников) Полемические при

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...