Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аналитический и синтетический методы.Содержанием аналитического метода является мысленное расчленение предмета, явления, процесса на части, которые затем и исследуются как части целого. Только разложив объект исследования, рассматривая его как особую систему, на элементы, выделив присущие каждому элементу качества, свойства, отношения и изучив их, можно познать предмет, выявить и определить закономерности его развития. В процессе анализа исследователь идет от конкретного (конкретно-чувственного) к абстрактному, от сложного и единого к простому и многообразному. Исследуя, к примеру, процесс перспективного планирования производительности труда, расчленяют этот процесс на этапы прошлого, настоящего, будущего с выявлением, как, в каком направлении, в каком объеме и содержании осуществлялся и осуществляется этот процесс; мысленно выделяют факторы непосредственно и опосредовано воздействующие на уровень производительности труда (технические, организационные, социальные, региональные и т.д.). Только так можно подойти к познанию истины. Но анализ — только начало процесса познания. Познание, перейдя к абстрактному, идет дальше — от абстрактного к конкретно-логическому, от многообразного к единому, от простого к сложному. Этот процесс познания является синтетическим. Синтез как метод познания состоит в том, что составные части изучаемого предмета, явления, свойства и отношения, расчлененные в ходе анализа, мысленно соединяются в единое целое (систему или класс систем). Синтезирование есть процесс, раскрывающий место и роль каждого элемента в системе, единство, взаимную связь и взаимную обусловленность, взаимодействие элементов целостной системы. Противопоставлять и разделять анализ и синтез можно только логически, в целях обстоятельного раскрытия сущности и содержания обеих сторон этого противоречия. Реально они есть единство, обычно они переплетаются между собой (так же как причина и следствие). Системный анализ и синтез— важнейший метод реализации системного подхода в исследовании. Как метод исследования, системный анализ и синтез включает следующие элементы: цель исследования, альтернативы достижения цели, ресурсы исследования, моделирование исследования, критерии. Исходным пунктом системного анализа и синтеза является цель. Цель есть мысленный, идеальный образ, предвосхищающий результаты деятельности, конечный итог работы. Для типологизации целей в виде т.н. дерева целей используют такие характеристики как их значимость (главная цель и подцели), развертываемость (вертикальная и горизонтальная), со-подчиненность (цели низшего уровня — средство для достижения целей высшего уровня). Многовариантность достижения целей обозначается в системном анализе и синтезе как многообразие альтернатив. Опираясь на эти правила, строят умозаключение — от ложности (неоптимальности) всех альтернатив, кроме одной, к истинности (оптимальности) этой альтернативы. Выбор альтернатив предполагает как обязательное, непременное условие использование основных законов мышления традиционной и диалектической логики. Историческо-логический метод познанияимеет свою основу в том, что каждый процесс, предмет, явление обладает своей историей и логикой (объективной логикой). История предмета - конкретное его развитие во всем многообразии, последовательная смена различных состояний. В истории предмета представлено все многообразие сторон, теорий, отношений. Объективная логика — это принципы, существенные закономерности развития, она исключает частности, повороты, зигзаги развития, попятное движение. Изучение объекта может быть либо историческим, либо логическим. Тот и другой подходы в конечном счете только в единстве выражают сущность и содержание предмета, процесс развития. Индуктивный методнаучного мышления или метод наведения. Он позволяют предсказывать и прогнозировать возможные изменения в этих процессах при тех или иных условиях; выявлять количественные границы меры, он позволяет осуществлять поиск и предсказывать количественные и другие зависимости. Индукция как метод исследования наиболее полно реализуется системой статистических методов. Статистика как общественная наука изучает закономерности количественных отношений в непрерывной их связи с качественным содержанием. Различают методы статистического наблюдения (отчетность, переписи, выборочные обследования, семейные бюджеты и т.п.) и методы обработки и анализа данных (группировка, балансы, исчисление средних величин, исчисление индексов, графики и др.). Группировки охватывают вопросы классификации, номенклатур, построения групповых и комбинационных таблиц). Для обработки данных (в части измерения ошибки выборки, анализа связи между факторами, оценки надежности результата) используются методы математической статистики и теории вероятностей (корреляционные исчисления, дисперсионный анализ и т.д.). Дедуктивный метод— метод выведения по законам и правилам логики всех предложений, следствий, законов, гипотез, теорий. Из некоторого конечного числа исходных истинных посылок получается множество логически необходимых следствий, что создает связанность, последовательность, строгость знания. Дедуктивный метод используется различными науками. Главные дедуктивные операции: а) Вывод из данных теоретических положений различных следствий (вычисления в математике). б) Подыскание исходных теоретических положений, из которых могут быть логически выведены данные следствия (доказательство истинности какого-либо положения, Дедуктивный метод — единственный для построения теорий в логико-математических науках. Математические методыпознания есть одно из приложений дедуктивного метода.Современное развитие науки связано с всевозрастающей ролью математических методов. Среди математических методов выделяют: а) метод формализации и б) аксиоматический метод. Разные по конкретному содержанию мысли могут быть выражены в одной и той же логической форме умозаключений. Заменив символы понятиями, получаем новые по содержанию умозаключения. Аксиоматический метод.Его суть состоит в том, что все положения какой-либо теории выводятся дедуктивным путем из положений, которые называются постулатами или аксиомами (позволяет упорядочить рассуждения, выяснить логические связи между понятиями и суждениями, сделать изложение более стройным). В нематематических науках этот метод применяется ограниченно. Традукция или Аналогиякак метод исследования использует объективное единство разнокачественных явлений, общность законов, структуры, функционирования и развития ряда явлений и процессов. Как метод познания аналогия включает: а) накопление знаний об отдельных сторонах изучаемого объекта; б) систематизацию этих знаний на основе наблюдения, эксперимента, измерения, описания; в) уподобление изучаемой системы на основе сравнения свойств ее со свойствами других более полно изученных систем (аналогов); г) установление необходимой и существенной связи между признаками уподобляемой системы и аналогов. Аналогия как метод исследования является основой для моделирования. Моделирование— это метод исследования объективно существующих предметов, процессов, явлений, основанный на использовании моделей. Модель— система, с той или иной степенью сходства воспро-изводящая оригинал — исследуемую систему и поэтому позволяющая получать информацию об отражаемой системе (оригинале). Два основных класса моделей: а) материальные — средство и объект модельного эксперимента; б) мысленные — мысленные, идеальные конструкции, над Мысленная модель объекта познания строится на основе прежде всего абстракции упрощения и абстракции идеализации. Абстракция упрощения есть отвлечение от реальной сложности, многообразия внутренних и внешних связей и отношений и сохранение лишь основных, существенных связей. Абстракция идеализации идет дальше. Она состоит в том, что свойства упрощенной абстракции доводятся до предела. В виде мысленной модели продукт идеализации вводится в науку. Моделирование — обязательное и непременное условие возможности разработки прогнозов, программ, планов. Предвидение — метод теоретического мышления, опирающийся на объяснение, поскольку им открываются законы. Его сущность определяется как предсказание, опирающееся на теории, законы того, что появится в будущем. Предвидение — не образ будущего, а проектирование, воображение его. Всякое предвидение характеризуется тремя моментами: новизнойтого, что предсказывается; обоснованностью законом; подтверждаемостью в будущем. Прогноз, программа, планимеют единую основу — это формы предвидения состояния управляемого объекта в некоторый период (момент) будущего. Прогноз— это начальная ступень предвидения, начальный пункт исследования путей развития будущего (прогноз всегда локально ограничен во времени; прогноз осуществим («если сохраняются тенденции», «если не будет экстремальных ситуаций» и т.п.). Проект программыв отличие от прогноза: а) всегда проект управленческого решения; б) это единый комплекс решения локальной проблемы, который имеет целевую направленность и опирается на систему сбалансированных, увязанных мероприятий по ресурсам, срокам и исполнителям; в) программы всегда включают в себя в явной или неявной форме прогнозы, поскольку они связаны с развитием ведущего звена экономики, социальных отношений, научно-технического прогресса. Проект плана— всегда проект управленческого решения. Это целенаправленная система мероприятий, опирающаяся на проекты программ, связанных с решением узловых вопросов данного периода, и систему прогнозов. Объяснение— как метод исследования есть реализация логического компонента историко-логического метода. Это заключительная стадия исследования в форме научной статьи, научного доклада, диссертации, монографии. В объяснении синтезируются законы науки, гипотезы, теоретические идеи, теории. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |