Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выбор темы исследовательской работы

Выбор темы курсовой работы имеет исключительно большое значение. Опыт показывает, что правильно выбранная тема и объект исследования наполовину обеспечивают успешное его выполнение.

Темы курсовых работ разрабатываются кафедрами. Студенту предлагается перечень тем, выбор он осуществляет самостоятельно. Тема курсовой работы студенту может быть предложена научным руководителем или разрабатываться совместно, с последующим утверждением на кафедре. В зависимости от личного интереса студенты могут предложить свои темы, целесообразность которых будет обоснована.

Обязательными требованиями к теме курсовой работы являются:

тема должна соответствовать специальности и специализации, по которой студент обучается в Вузе, а также наименованию дисциплины, по которой выполняется курсовой работы;

тема должна быть актуальной как в прикладном аспекте, так и научном;

тема должна обеспечивать выход на круг вопросов, обла­дающих признаками новизны и оригинальности;

тема должна содержать в себе возможности выдвигать поло­жения, отличающиеся признаками полезности (содержать ре­комендации, которые могут быть использованы в хозяйственной практике).

При выборе темы студенту следует также учитывать следующие факторы:

каким ему видится дальнейшее его предназначение, или каково место его практической работы;

индивидуальные вкусы и наклонности, привязанности к ка­кому-либо объекту исследования, характер экономического мыш­ления и пристрастия к тем или иным методам исследования;

возможности получения литературы, сбора информации и ма­териалов, их первичной обработки при проведении расчетов и иной технической работы;

место прохождения производственной практики;

научные интересы руководителя;

возможности использования материалов курсовой работы при подготовке будущей дипломной работы.

В целях усиления связи обучения с практикой кафедры ре­комендуют студентам выбирать темы курсовых работ, которые разрабатываются по заказам организаций и предприятий. Заказ на разработку конкретной темы в качестве курсовой работы руководство предприятия может оформить письмом в учебное заведение, или договором.

По одной теме могут выполняться курсовые работы несколь­кими студентами, если объект их изучения или круг рассматриваемых вопросов различный. Это различие отражается в структуре и содержании курсовых работ.

В процессе написания курсовой работы тема может быть под­корректирована, чтобы она наиболее точно соответствовала содер­жанию работы. Такое изменение осуществимо не позднее, чем за один месяц до защиты курсовой работы. Для этого на кафедру студент подает заявление об изменении темы, с указанием ее старой и новой редакции, согласованное с научным руководителем.

С момента выбора темы студент начинает работать над кур­совым исследованием, продолжая его в течение всего учебного года под руководством научного руководителя.

 

Структура курсовой работы

Избранная тема реализуется в виде определенной структуры курсовой работы. Продуманность и четкость структуры, оптимизация числа глав и параграфов, определение их характера (методо­логическая, теоретическая, прикладная), а также взаимосвязей между ними - необходимая предпосылка успеха в исследовательской работе.

Студентом составляется предварительный план курсовой работы, при этом его варианты могут меняться в ходе работы. План призван организовать логику исследования темы. Грамотно составленный план, умелое построение текста, тщательное продумывание заголовков - все это значительно облегчает работу с текстом. Способствует лучшему восприятию и осмыслению содержания.

Нельзя начинать написание текста курсовой работы, не составив предварительного плана. План должен быть обязательно согласован с научным руководителем.(Приложение 2)

Структура курсовой работы предполагает наличие:

 

Титульный лист,  
Содержание работы (план)  
Введение (нумерация страниц начинается с введения со стр.3)  
1 глава с выводами  
2 глава с выводами  
3 глава с выводами (при наличии практической части)  
Заключение  
   
  ВВЕДЕНИЕ (1,5-3) 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ …. 1.1 (7-8 стр) 1.2 (7-8 стр) 2 АНАЛИЗ…… 2.1. (7-8 стр) 2.2. (7-8 стр) ЗАКЛЮЧЕНИЕ (2-3 стр.) СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ  
   
         

Содержание курсовой работы

Введение.

 

Содержит обоснование актуальности и научно-практической значимости темы курсовой работы, а также цель и задачи работы, предмет и объект исследования. Объектом исследования является конкретное предприятие (организация), на материалах которого разрабатывается курсовая работа. Объем введения от 1,5 до 3 страниц.

Введение - очень ответственная часть научной работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики са­мой работы.

Актуальность- обязательное требование к любой научной работе. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немного­словным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1страницы машинописного текста показать главные факторы актуальности темы.

Чтобы читателю научной работы сообщить о состоянии разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не рас­крыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомс­тво исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять сущест­венное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, опреде­лять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности и потому перечень работ и их критичес­кий разбор необязательно давать только в хронологическом порядке их публикации. Следует указать, на каком конкретном материале выполнена практическая часть работы.

Ответственные выводы можно делать только после тщательного и всестороннего изучения ли­тературных источников и консультаций со своим научным руководите­лем.

От формулировки научной проблемы, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого иссле­дования, а также указать на конкретные задачи (3-5 задач), которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выявить..., вывести формулу..., разработать методику... и т.п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тща­тельно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав научной работы. Это важно также и потому, что заголовки глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого иссле­дования.

Далее в работах эмпирического характера приводится гипотеза исследования - научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений. Кроме того, общую гипотезу нередко конкретизи­руют в дополнительных частных гипотезах.

Обязательным элементом введения является формулировка объек­та и предмета исследования. Объект— это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.

Обязательным элементом введения научной работы является так­же указание на методы исследования,которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели (см. 1.2. Общенаучные методы исследования).

В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последова­тельность их расположения.

Объем введения в курсовой работе обычно не более 4 страниц пе­чатного текста.

К введению рекомендуется возвращаться после написания всей работы целиком. (Приложение 3)

Основная часть

Обзор и изучение литературы по избранной теме, должен но­сить проблемный, а не хронологический характер, он должен раскры­вать состояние вопроса по разным литературным источникам.

Курсовая работа должна содержать глубокое и четкое изложение поставленных вопросов простым литературным языком с общедоступ­ным для понимания употреблением терминов. Повторное употребление того или другого слова, если это возможно, допустимо через интервал в 50—100 слов. Содержание курсовой работы заключается в отражении своего собственного понимания и осмысления вопроса на основе изу­чения литературы, оценки тех или других аспектов теории и концепций со ссылкой на их авторов. Ссылка на автора и его работу очень важна для читателя. В случае необходимости такое указание позволяет ему непосредственно обратиться к первоисточнику и сделать необходимые уточнения.

Главы и параграфы. Основная часть курсовой работы может состоять из 2-3 глав, ко­торые можно, в свою очередь, разделить на параграфы. Названия глав и параграфов не должны дублировать название темы курсовой работы. Главы и параграфы необходимо соотносить друг с другом по объему представленного материала. Оптимально равное соотношение объемов разделов и параграфов. Объем параграфов не должен превышать объ­ема любой из глав работы. Заголовки глав и параграфов должны быть лаконичными и соответствовать их содержанию.

Текст курсовой работы делится на главы (2-3), которые в свою очередь подразделяются на параграфы (2-4 в каждой главе). При составлении плана необходимо учитывать пропорциональность: нельзя допускать, чтобы одни главы по объему были слишком большими, а другие маленькими. Это относится и к размерам параграфов. Параграфы выделяют лишь существенные моменты в содержании глав.(Приложение 2)

Введение (1,5-3)

Глава 1.

Стр)

Стр)

Глава 2.

Стр)

Стр)

Заключение (2-3 стр.)

Список литературы

 

Каждая глава как самостоятельный раздел курсовой работы должна представлять законченное произведение, имеющее общее вступление, изложение основного содержания, выводы по материалу главы. Выводы в конце главы дают возможность сформулировать основные итоги по отдельным этапам исследования, подготовить общие выводы по работе в заключении.

Главы курсовой работы должны быть логически связаны между собой, раскрывать в заглавии самые важные аспекты рассматриваемой темы. Название глав должно быть четким, немногословным, грамотно сформулированным, недвусмысленным по содержанию.

Курсовая работа в обязательном порядке должна содержать как теоретические главы, так и прикладные, независимо от того, является она теоретико-экономической или конкретно-экономической.

1глава. Теоретическая. В ней раскрываются теоретические основы рассматриваемой экономической проблемы и вида деятельности, делается краткий обзор литературы. В 1 главе выделяется 2 параграфа, которые содержат общие теоретические основы рассматриваемого вида деятельности, делается анализ и дается сравнительная оценка методов достижения цели работы, а также принимается решение о выборе наиболее предпочтительного метода достижения цели.

Задача теоретической главы - дать свободное, обобщенное и целостное представление о предмете исследования (теория вопроса), чтобы на его основе можно было бы проанализировать практику, объяснить экономические явления и процессы, дать им оценку, разработать деловые предложения, выдать прогнозы.

Теорию вопроса можно построить абстрактно-логическим путем (посредством формирования научных абстракций), опираясь на изучение проблемы в литературе и исследования практики. Правильность полученных таким образом выводов проверяется обращением к практике. В том случае, если на базе созданной теории вопроса можно удовлетворительно объяснить реальные процессы, выдвинуть деловые предложения, прогнозы, то следует признать проведенную теоретическую работу удовлетворительной.

Теорию проблемы можно построить также в результате прямого обобщения самой практики, в частности с помощью статистико-экономического метода. Такого характера выводы являются эмпирическими, но это тоже теория с ее возможностями объяснения, выдачи рекомендаций и прогнозных оценок.

Теорию вопроса нельзя строить без учета прикладных целей и задач своего исследования, без ориентации на нужды и потребности практики. Теория необходима не ради теоретизирования, а для руководства в последующем исследовании. Скажем, если в теории обоснована идея, что финансовая система России должна базироваться на принципе бюджетного федерализма, то и при анализе действующей практики, и при выдвижении деловых предложений следует строго придерживаться этой конструктивной мысли. Липа при таком подходе теория в состоянии сыграть свою определяющую роль в отношении хозяйственной практики.

2 глава. Аналитическая. В ней дается характеристика и анализируется деятельность объекта исследования. Глава состоит из 2-3 параграфов. В них дается общая характеристика объекта исследования, выявляются недостатки в деятельности объекта и намечаются пути устранения этих недостатков.

3 глава. Практическая (прикладная). Опираясь на выводы, полученные в 1 и 2 главах обосновываются рекомендации и мероприятия по совершенствованию обозначенной проблемы, делаются расчеты экономических затрат рекомендаций согласно выбранному методу. Глава также состоит из 2-3 параграфов (если предусмотрена).

В исследованиях теоретико-экономического характера при­кладная глава, во-первых, служит целям проверки правильности полученных теоретических выводов; во-вторых, способствует конкретизации теории и иллюстрации теоретических тезисов (путем обобщения фактического материала и цифрового материала теория получает новые выводы).

Кроме того, с помощью обоснованной и апробированной теории в прикладной главе:

подвергают критическому анализу действительность;

объясняют хозяйственные процессы;

дают оценку качеству принимаемых хозяйственных решений;

выявляют резервы;

отбирают лучший опыт;

классифицируют типичные недостатки и показывают пути их преодоления;

указывают на возможности и способы решения имеющихся проблем;

выдвигают деловые предложения;

выдают прогнозы и т.д.

В исследованиях конкретно-экономического характера функции прикладной части несколько иные. В отношении развития теории особое значение Приобретает получение новых выводов на основе обобщения данных хозяйственной практики. Кроме того, в исследованиях по экономической теории деловые предложения обычно носят принципиальный характер, т.е. в определенной мере являются общими. В конкретных же работах они, по существу, должны прорабатываться до такой степени, чтобы их можно было непосредственно внедрить в производство (или передать соответ­ствующим органам управления для прямого внедрения в произ­водство).

В непосредственно прикладной главе описывают и анализируют существующие хозяйственные процессы, выдвигают свои решения, отличающиеся высоким уровнем конкретности и привязанности к конкретным условиям предприятий и отраслей, всесторонне их обосновывают, включая и расчеты экономического эффекта, показывают опыт внедрения своих предложений и разработок.

В наиболее общем виде структуру прикладной главы в конкретно-экономической работе можно представить следующим образом:

описание и критический анализ существующей практики (при этом большое значение имеет применение специальных методов исследования);

предложения по ее совершенствованию (развитию позитивных моментов, преодоление отрицательных явлений, реформирование определенных отношений и институтов, организационных форм и пр.);

отражение внедрения с расчетом полученного эффекта.

Теоретическая и прикладная части должны находиться в ор­ганической взаимосвязи. Все разделы и параграфы являются логи­ческими продолжениями друг друга, они соединяются последова­тельным изложением и вытекают друг из друга.

Заключение

Последовательное, логически-стройное изложение итогов и выводов работы. Объем заключения 2-3 страницы.

Заключение играет роль логического завершения работы и представляет собой систему полученных результатов и их связь с общей целью и конкретными задачами, поставленными во введении. Следует помнить, что положения заключения должны логично вытекать из содержания работы, а не быть ей чужеродным элементом.

В заключении следует отразить следующие моменты:

наиболее общие выводы по курсовой работе в целом, не дуб­лирующие выводы по главам и параграфам;

наиболее значимые деловые предложения с показом условий и возможностей их использования в различных сферах экономики;

оценка возможностей дальнейших научных и прикладных разработок по теме исследования (какие проблемы нуждаются в дальнейшем изучении и почему);

научный прогноз в отношении развития исследуемого процесса или явления.

Заключение должно быть предельно лаконичным, содержать суть достигнутого в работе результата на теоретическом и при­кладном уровнях. Не нужно в заключении упоминать второстепенные факты, конкретные детали, цифры и т.д.

Заключительная часть предполагает, как правило, также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением исследования. В некоторых случаях возникает не­обходимость указать пути продолжения исследования темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.

 

Список использованных источников и литературы содержит на­именование работ, источников, которые были непосредственно исполь­зованы автором при работе над курсовой работой. Количество исполь­зованных источников и литературы в курсовой работе, как правило, должно быть не менее 15-20.

Список литературы включает:

1. Законодательные акты РФ и РТ. 2. Нормативные документы соответствующих министерств и ведомств. 3. Данные официальной статистики. 4. Публикации из научных и научно-практических периодических изданий, монографии (фамилии авторов располагаются в алфавитном порядке)

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...