Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Литературные роды, виды, жанры: общая характеристика.

На сегодняшний день в литературоведении нет единого подхода к классификации родов художественного творчества. Существует традиционная точка зрения, идущая от Аристотеля и Гегеля, согласно которой существуют три рода художественного творчества: эпос, лирика, драма. Однако в последние десятилетия многими теоретиками литературы данный подход к делению литературы на роды оспаривается. Например, Л.Тимофеев выделяет уже не три, а шесть родов художественного творчества, а именно эпос, лирику, драму, сатиру, лиро–эпический жанр и художественно–исторический жанр (термин «жанр» он употребляет в значении «род»).

Ю.Борев идет дальше и указывает на возможность иных, отличных от аристотелевских, принципов классификации родов художественного творчества. Он говорит, что «род определяется эстетической гаммой, в свете которой художник пишет». Типов эстетического отношения к действительности существует множество. Они закреплены в таких понятиях, как комическое, трагическое, возвышенное, эпическое, драматическое и т.д. То есть, по Ю.Бореву, если в эстетической гамме какого–то художественного произведения преобладает комическое, то мы скажем, что это произведение относится к такому роду художественного творчества, как сатира, если в эстетической гамме произведения преобладает трагическое, то мы скажем, что это произведение относится к такому роду художественного творчества, как трагедия (причем нам придется отнести сюда произведения с трагедийным содержанием не только в драме), если в эстетической палитре произведения преобладает возвышенное, то мы скажем, что это произведение относится к такому роду художественного творчества, как патетика (и отнесем сюда оды, гимны и др. произведения, ведущим эстетическим качеством которых является возвышенное) и т.д.

Мы назвали три возможных подхода к классификации родов художественного творчества. Какой из них выбрать? Очевидно, лучше первый, традиционный – классификации Тимофеева и Борева еще не устоялись.

Таким образом, будем утверждать, что существует три рода художественного творчества: эпос, лирика, драма. Чем обусловлено такое деление? Оно вызвано необходимостью различного подхода к изображению основных форм проявления человеческой личности: объективно, во взаимодействии с другими людьми и событиями, во всей сложности жизненных процессов (эпос), субъективно в переживаниях и раздумьях (лирика) и, наконец, в действии, в конфликте (драма).

 

 

Фигуры речи. Тропы.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др.

АНТИТЕЗА (противоположение) — резко выраженное противопоставление понятий или явлений. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая,

Ты и бессильная... (Н. Некрасов)

А. усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее

помощью мысль. Иногда по принципу А. построено все произведение («Сон и

смерть» А. Фета).

АНАФОРА, или единоначатие — распространенная стилистическая фигура, состоящая в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (слов, полустиший, строк, строф, фраз и т. д.):

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид... (А. Пушкин)

Анафора может быть не только словесной, но и звуковой, с повторением

отдельных созвучий:

Черно глазую девицу,

Черно гривого коня!.. (М. Лермонтов)

синтаксической:

Мы не скажем командиру.

Не расскажем никому. (М. С в е т л о в)

На анафоре может строиться целое стихотворение.

ГРАДАЦИЯ (от лат. gradatio — постепенность) — стилистическая фигура

(см.), в к-рой определения группируются в известном порядке — нарастания

или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.

Г. усиливает эмоциональное звучание стиха:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С. Есенин)

ИНВЕРСИЯ — стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок:

«Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням» (А. Пушкин).

ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelos — идущий рядом) — аналогия, сходство,

общность характерных черт; однородное синтаксическое построение двух (и

более) предложений (или частей их):

Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы. (В. Брюсов)

П. особенно характерен для произведении устного народного творчества

(былин, песен, частушек, пословиц) и близких к ним по своим художественным

особенностям литературных произведений («Песня про купца Калашникова» М. Ю.Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Василий Теркин» А.Т, Твардовского).

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС — одна из стилистических фигур; такое построение речи, гл. обр. поэтической, при к-ром утверждение высказывается в форме вопроса. Р. в. не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность.

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ — одна из стилистических фигур; такое построение речи, при к-ром в форме восклицания утверждается то или иное понятие. Р. в. звучит эмоционально, с поэтическим воодушевлением и приподнятостью: Да, так любить, как любит наша кровь

Никто из вас давно не любит! (А. Блок)

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ — одна из стилистических фигур. По форме, будучи обращением, Р. о. носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т. д.: А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов.. (М. Лермонтов)

ЭЛЛИПСИС — фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложнния, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого» Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия. Э. — один из видов умолчания. Часто встр< чается в пословицах и поговорках:

«Дружно — не грузно, а врозь хоть брось», «Посмотрит — рублём подарит». В

художественной речи передаёт взволнованность говорящего или напряженность

действия: Мы села — в пепел, грады — в прах,

В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский)

В лирике встречаются стихотворения, написанные бессказуемными

конструкциями, т. е. с широким использованием Э., напр. стихотворение А.

Фета «Шепот, робкое дыханье...» и пародия на него Д. Минаева — «Холод,

грязные селенья».

Троп — в художественном произведении слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Основные виды тропов:

МЕТАФОРА (перенесение) - троп, скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.

МЕТОНИМИЯ (переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле ("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" - подразумеваются деревья; и т.п.).

ЛИТОТА (простота) - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок»). Второе название литоты – мейосис. Противоположность литоте – гипербола.

ГИПЕРБОЛА (преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Противоположность – литота.

ПЕРИФРАЗА (иносказание) - троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» - вместо «лев» и т.п).

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).

СИНЕКДОХА – троп и вид метонимии, название части вместо целого или наоборот. - Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана? (М. В. Лермонтов)

ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство) - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.

Саморазрушающееся искусство.

САМОРАЗРУШАЮЩЕЕСЯ ИСКУССТВО - один из феноменов постмодернизма. Картины, написанные краской, выцветающей на глазах у зрителей.

Книга «Ничто», выпущенная в США в 1975 г. и переизданная в Англии, в которой 192 страницы, и ни на одной нет ни строчки текста. Автор утверждает, что таким образом он выразил мысль: «Мне нечего вам сказать».

Саморазрушающееся искусство имеет своё выражение и в музыке — например, исполнение произведения на разваливающемся рояле или на распадающейся скрипке и т. д.

Этот термин был введен в обиход художником Густавом Метцгером. Он в 1960 году представил публике прозрачный пластиковый пакет, наполненный мусором, и заявил, что это и есть символ конечности искусства. Пакет был часть инсталляции, в которую также входила и нейлоновая картина, разъеденная кислотой. Автор своей работой выражал взгляд на произведения искусства в законченной стадии и то, что их ждет последствии.

В 1960 году он начинает делать работы кислотой на нейлоне. В этом же году, после того, как его «активная живопись» была впервые выставлена, он пишет второй манифест «Саморазрушающегося Искусства», где окончательно вырабатывает основные принципы этого направления и начинает распространять его по всему миру.

В манифесте он не только раскрывает основную идею своего искусства, но и приводит основные материалы, техники, которые использует в процессе создания своих работ: «Человек является саморазрушающимся. Ракеты, ядерное оружие являются саморазрушающимися. Саморазрушающееся искусство. Саморазрушающееся искусство - преобразование технологии в общественное искусство. Огромная производительная вместимость, хаос капитализма и советского коммунизма, сосуществование излишка и голодания; запас увеличения ядерного оружия - более чем достаточно, чтобы разрушить технологические общества. Есть формы саморазрушающегося искусства, где художник имеет напряженный контроль над природой и выбором времени процесса разрушения, и есть другие формы, где контроль художника является небольшим. Материалы и методы, используемые в создании саморазуршающегося искусства: кислота, пластыри, нейлон, холст, глина, бетон, коррозия, кибернетика, снижение, эластичность, электричество, электролиз, обратная связь, стакан, высокая температура, человеческая энергия, лед, свет, груз, массовое производство, металл, естественные силы, ядерная энергия, краска, бумага, фотография, пластырь, пластмассы, давление, радиация, песок, солнечная энергия, звук, пар, напряжение, терракота, вибрация, вода и другие».

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...