Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационные, социологические и психологические

Методы управления

Информационные методы управления заключаются в доведении до сведения объектов управления определенных сведений, значимых для его трудовой деятельности, поведения, формирования его предпочтений в различных сферах и т.д. В общем случае объект управления может и не осознавать значимости и следствий получаемых им сведений. В качестве непосредственного объекта воздействия при использовании информационных методов управления выступает информационная сфера человека. Информационные методы позволяют формировать и изменять представления, степень осведомленности, информационное состояние объекта управления, устанавливать в его сознании устойчивые связи и тем самым воздействовать на его психическое состояние, мотивационную сферу, стимулировать его к требуемым для субъекта управления решениям и действиям. Для получения результата от воздействия информационных методов управления обычно требуется время.

В частности, весьма эффективны система допуска работников к информации, составляющей коммерческую тайну, информирование по списку, рекламные кампании, обнародование мнений авторитетных лиц, открытые письма, информационные стенды, громкоговорящая связь, фирменные отчеты, участие представителей организации в различного рода выставках, конференциях, семинарах, симпозиумах и т.д.

В составе информационных методов принято выделять структурные и бессруктурные методы управления. При структурном методе управления информация передается адресно по определенным элементами структуры, сложившимся до начала управления, например, с использованием структурного построения (подразделений) организации. В случае бесструктурного управления происходит безадресное циркулярное распространение информации, заранее сложившихся структур нет. Бесструктурное управления реализуется в системах, состоящих из элементов, аналогичных друг другу в некотором смысле, имеющем значение для целей управления.

Социологические методы предполагают исследование общественного мнения по важнейшим вопросам функционирования организации. К числу таких вопросов могут относиться, в частности, изменение имиджа организации, уточнение конкурентной стратегии, расширение сферы или региона деятельности, корректировка режима секретности, стратегия развития организации, механизм установления надбавок к заработной плате и порядок премирования работников и др. Изучаются также характер взаимоотношений между работниками, их мотивация к труду, причины возникающих конфликтов, влияние условий работы на ее эффективность, особенности складывающейся корпоративной культуры. В этих целях применяются анкетирование, опросы, наблюдение и самонаблюдение, изучение документов и иные методы. Результаты обследований рассматриваются в качестве важной составной части обоснования для принятия решений.

Психологические методы управления основываются на знаниях в области психологии личности, социальной психологии, экстремальной психологии, криминальной психологии, конфликтологии. Использование психологических методов предполагают сугубо индивидуальных подход к объекту управления. Средства и методы психологии позволяют, в частности, оценить менеджерские способности, мышление, волевые качества, фактор совести, выявить деловую мотивацию работника и иные его характеристики, имеющие значение для исполнения им служебных обязанностей и оказания на него управляющего воздействия.

В организациях используются, в частности, такие методы, как периодическая оценка профессиональной пригодности работников, психологического климата и удовлетворенности трудом в коллективе, учет результатов оценки при планировании карьеры работников, выведение из трудового коллектива работников, ухудшающих психологический климат, персональное психологическое консультирование работников, формирование у работников механизма внутренней психологической мотивации, учитывающего индивидуальные и групповые цели, интересы и потребности.

 

Условия эффективного применения

Методов управления

Теория и практика управления организацией деятельности позволяют выделить следующие основные условия эффективного использования методов управления.

1. Соответствие метода реализуемой функции управления. Методы работы руководителя в значительной мере зависимы от реализуемой им функции управления. На разных этапах управленческого цикла, при осуществлении различных функций управления характерен свой набор методов, иногда довольно специфичных. Так, методы моделирования весьма эффективны на этапе анализа и оценки деловой обстановки, в процессе выработки управленческого решения, однако они будет выглядеть неуместным при реализации функции контроля. Метод убеждения широко используется в процессе мотивации персонала, вместе с тем весьма сомнительна его применимость на этапе анализа.

2. Обоснованность выбора метода управления. Суть этого требования имеет следующие важнейшие аспекты. Во первых, необходимо добиваться решения задач управления с использованием наиболее действенных, применительно к конкретной управленческой ситуации, средств управляющего воздействия и способов их реализации.

Во вторых, следует учитывать, а в конкретных ситуациях и определять, временные рамки использования того или иного метода управления. Дело в том, что любой способ управляющего воздействия даст наилучший результат в том случае, если назрела объективная необходимость и имеется объективная возможность его применения. В некоторых, например, чрезвычайных ситуация, требующих быстрого реагирования и принятия решения, подготовка обширной информационной базы и использование математических методов его обоснования вряд ли будет уместным.

В третьих, из психологии известно, что управляющее воздействие будет сильнее, а его восприятие более полным, если оно совпадет по времени и содержанию с имеющимися у трудового коллектива и у конкретного работника ожиданиями такого воздействия.

3. Соответствия применяемых методов принципам, отражающим объективные закономерности управления и сферы деятельности организации.

4. Обеспечение соответствия применяемых методов управления этическим нормам. Соблюдение этого условия создает необходимые предпосылки соблюдения преемственности и традиций управления, является непременным условием гармонизации организационных отношений участников управленческой деятельности. Это, в свою очередь, обеспечивает устойчивость организационной структуры данной системы управления, высокую степень ее приспособляемости (адаптации) к окружающей среде. Так, в организациях любого типа не вполне этичным выглядит использование метода критики руководителем в отношении старшего по возрасту подчиненного в присутствии других работников.

5. Дифференцированный подход к выбору методов управления. Необходимо не упускать из виду, что каждый объект управления, будь то отдельный работник или коллектив, требует особого подхода. Индивидуальный подход к объекта управления предполагает максимально полный учёт всей гаммы присущих ему качеств и свойств. Сюда относятся индивидуальные физические и психологические особенности работника (возраст, характер, темперамент, способности и т.п.), а также целый ряд других характеристик, таких, как его социальный статус в коллективе, идеалы и ценностные ориентации, мотивы поведения и т.д.

Свои особенности есть и у каждого трудового коллектива (стадия формирования, поло-возрастной состав, степень сплоченности, образование, уровень организационной, технологической культуры и т.д.). В организациях с высоким уровнем технологической и корпоративной культуры используются преимущественно методы убеждения, неформального воздействия, методы положительного стимулирования. В противоположность этому, в организациях с невысоким уровнем технологической и корпоративной культуры используются, главным образом, административные методы, методы принуждения, прямого, формального воздействия, а также методы отрицательного стимулирования.

Выбор метода управления во многом определяется, конечно, и индивидуальными особенностями руководителя.

6. Комплексный подход к использованию методов управления. Каждому методу управления, объективно заключающему в себе определенный потенциал воздействия, присущи, тем не менее, и объективные ограничения, недостатки, которые нельзя не учитывать в процессе управления. Чрезмерное увлечение использованием какой-то одной группы методов ведет к дисгармонии управленческого процесса. хаотичное применение то одних, то других методов лихорадят его, делают малоэффективным. И лишь комплексное, системное использование методов управления позволяет обеспечить всестороннее воздействие на интеллектуальные, психические и физические возможности работников, расширяет возможности управленческого воздействия тех или иных методов, усиливая положительные стороны одних и ослабляя недостатки других.

7. Учет воспитательного воздействия методов управления. Воспитание – это питание восприятия человека информацией. Применение любого из методов – административного, экономического, психологического, социального имеет информационный аспект. Он проявляется в том, что информация, касающаяся конкретных управленческих ситуаций и способов их разрешения, применения методов управления в организации, всегда доходит до персонала организации. Подобного рода информация уточняет представления работников о возможном и должном в данной организации. Таким образом, методы управления, независимо от их вида, формы использования, характера отражения в нормативно-правовых документах организации, выполняют воспитательную роль. Данное обстоятельство необходимо учитывать при выборе наиболее рационального в сложившейся ситуации метода управления. Это особенно важно и актуально в современных условиях, когда происходят становление новой политической системы, формирование нового экономического уклада, утверждаются порядки и правила, по которым обществу предстоит жить и развиваться дальше.

Приведенный перечень требований и условий эффективности использования методов управления носит ориентировочный характер и не является полным и исчерпывающим. В конкретной организации, в определенных условиях и ситуациях он может быть несколько видоизменен и дополнен.

 

Глава 3. ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Основные формы управления

Все методы управления реализуются в определенных формах, которые неразрывно связанны с содержанием управляющего воздействия и во многом определяют его эффективность. Поэтому правильный выбор формы управления в каждой конкретной управленческой ситуации - непременное условие ее успешного разрешения и эффективности управления в целом.

Форма управления - это внешнее проявление управляющего воздействия, способ коммуникации (общения) субъекта с объектом управления для передачи или получения информации, необхо­димой для реализации управленческих функций.

Основная форма общения субъекта и объекта в управлении организацией - речевая (письменная и устная).

Письменная речь в управлении организацией отражается в разного рода служебных документах, которые необходимы для обеспечения деятельности (удостоверение личности; уставы, положения, инструкции; документы и материалы, содержащие сведения о кадровом составе и т.д.) в процессе управления. Совокупность служебных документов, применяемых в определенной сфере деятельности и отражающих ее специфику, составляет систему служебной документации. Использование служебной документации и образует одну из основных форм управления .

Устная речь, в свою очередь, может быть средством как индивидуального, так и группового (коллективного) общения, приобретая в процессе управления в первом случае характер служебной (деловой) беседы, а во втором - служебного совещания, которые и образуют две другие формы управления деятельностью .

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...