Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Широко известная классификация лидерства в организации различает следующие типы: деловое лидерство, эмоциональное лидерство, ситуативное лидерство.

1. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих в сфере бизнеса, иных деловых отношений. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.

2. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу пси­хологического комфорта.

3. Ситуативное лидерство. Его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь с определенной ситуацией либо с ситуациями определенного типа. Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь при определенных обстоятельствах, например, в чрезвычайной ситуации - при всеобщей растерянности во время пожара и т.д.

Л.И. Уманский выделяет шесть ролей лидера:

- лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции);

- лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи);

- лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);

- лидер-эрудит (отличается обширностью знаний);

- лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, играет роль «звезды», служит образцом, идеалом);

- лидер-мастер (умелец, специалист в определенном виде деятельности).

В основу типология лидерства, предложенной Б. Д. Прыгиным, положены три критерия: содержание, стиль и характер деятельности лидера. По содержанию деятельности различают:

- лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;

- лидеров-исполнителей и организаторов выполнения принятого решения, заданной программы;

- лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.

По стилю деятельности различают следующие типы:

- авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное оружие –требовательность, угроза наказания, чувство страха. Отнюдь не все авторитарные лидеры грубые, импульсивные люди, но их роднит холодность, властность. Психологический климат в группе, где практикуется этот стиль лидерства, характеризуется недостатком доброжелательности и взаимного уважения между лидером и его последователями. Авторитарный стиль экономит время и дает возможность более точно предсказать результат, но при его использовании подавляется инициатива последователей, они превращаются в пассивных исполнителей.

- демократический. Этот стиль оказывается наиболее предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. Социально-пространственное положение лидера – внутри группы. Такие лидеры стимулируют максимальное участие каждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, но стремятся распределить ее среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества. Информация не монополизируется лидером, она доступна членам коллектива. При данном стиле усиливаются личные обязательства последователей по выполнению работы через участие в управлении, однако, для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле.

- пассивный. Такой лидер старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера – по возможности незаметное пребывание в стороне. Он избегает конфликтов с людьми и устраняется от разбора конфликтных дел, передавая их своим заместителям и другим людям, старается не вмешиваться в ход деятельности группы. Этот стиль позволяет начать дело так, как оно видится возможно более компетентным подчиненным без вмешательства лидера. Вместе с тем, без лидерского вмешательства группа может потерять скорость и направление движения. Можно не выделять этот стиль как особый, ограничиваясь противопоставлением авторитарного и демократического стилей, так как пассивного лидера трудно назвать лидером.

По характеру деятельности лидера различают:

- универсальный тип, т. е. постоянно проявляющий качества лидера;

- ситуативный тип, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.

Классификация лидеров в зависимости от их восприятия группойвыделяет следующие типы:

1) «один из нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается ими как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива;

2) «лучший из нас».Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;

3) «хороший человек».Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение высоких нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.;

4) «служитель».Такой лидер стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

Восприятие лидера разными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один работник может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя».

Лидерство различается по силе влиянияна участников группы (организации). Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками.

В зависимости от направленности влиянияна достижение целей организации лидерство делится на:

- конструктивное(функциональное), способствующее осуществлению целей организации;

- деструктивное (дисфункциональное), формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство в сформировавшейся в организации группе воров или взяточников);

- нейтральное,не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в неформальной группе работающих в одной организации садоводов-любителей).

В реальной жизни грани между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.

Конструктивное лидерство — один из важнейших компонентов эффективного руководства. Вместе с тем, совмещение в одном лице нескольких социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера, трудно достижимо. Для эффективности управления обычно достаточно, чтобы руководитель одновременно являлся и деловым лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемойруководителем в системе эмоциональных отношений, также влияет на эффективность руководства. Он не должен быть чрезмерно низким, переходящим в антипатию. В последнем случае эмоциональная неприязнь может существенно подрывать деловой и должностной авторитет руководителя и снижать эффективность его деятельности.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...