Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепции харизматического и преобразующего лидерства

1. Под харизмой понимают наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности. Этот феномен характерен для малых и особенно для больших групп, склонных персонифицировать свои идеалы в процессе сплочения. В основе концепции харизматического лидерства лежит представление о харизме как о наборе специфичных лидерских качеств. Харизма возникает, главным образом, в экстремальных ситуациях.

Харизматическим считается лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. В числе качеств, которые приписывают харизматическому лидеру, - наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, способность к видению решения проблемы за пределами сложившегося статус–кво, умение представить это видение на уровне, понятном для последователей и побуждающем их к действиям. Кроме того, лидеры харизматического типа испытывают высокую потребность во власти и в деятельности, причем они глубоко убеждены в собственной моральной правоте. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей, упор на большие ожидания, доверительность, инспирирование у последователей импульса к действиям. Основные признаки этичного и неэтичного поведения харизматического лидера приведены в Таблице 10.

 

Таблица 10

Этичность поведения харизматического лидера

Неэтичное поведение харизматического лидера   Этичное поведение харизматического лидера
Использует власть исключительно в личных интересах Использует власть в интересах организации, общества
Продвигает исключительно свое личное видение Строит свое видение в соответствии с нуждами и стремлениями последователей
Пресекает критику в свой адрес Считается с критикой и извлекает из нее уроки
Требует беспрекословного выполнения собственных решений Стимулирует у последователей творческий подход к делу
Осуществляет коммуникации только в одном направлении - от себя вниз Поощряет открытые и двусторонние коммуникации
Нечувствителен к потребностям и нуждам последователей Научает, развивает и поддерживает последователей
Приписывает себе все успехи своих последователей, Делит свою славу с другими
Списывает неудачи на ошибки своих последователей Принимает ответственность за неудачи на себя
Полагается на удобные внешние моральные стандарты для удовлетворения собственных интересов Полагается на внутренние моральные стандарты для удовлетворения общественных интересов

Харизматическое лидерство свойственно ситуациям, когда последователи склонны идеологизировать свои желания и пути их выполнения. Это объясняет наличие харизмы преимущественно у лидеров, проявляющих себя в политике, религии, а также на военной службе. В то же время, для бизнеса важность харизматического лидерства проявляется при возникновении кризисных ситуаций, а также в случае осуществления в организации инноваций.

2. Концепция преобразующего лидерства.Лидер – реформатормотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставления им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития.

Концепция преобразующего лидерства (иначе говоря, реформаторского лидерства или лидерства для изменений) предполагает наличие у лидера и последователей определенного поведения, пригодного, для творческого решения проблемы в кризисной ситуации. Концепция имеет ряд отличительных моментов:

- для лидера признается необходимым влиять на последователей через привлечение их к участию в управлении;

- лидеру следует быть самому частью группы (организации), а не «стоять над ней», с энтузиазмом поддерживать совместные усилия;

- от последователей требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияния эмоций и увеличение значимости рациональности в поведении.

Следует учитывать, что поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимозависимость между лидером и последователями, возникает опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же, наоборот, руководитель пойдет на поводу у подчиненных. Эти ситуации несовместимы с позицией лидера – преобразователя.

 

9.9. Эффективное лидерство

Лидерство – это одновременно природный дар, искусство, мастерство, учение, талант. Эффективное лидерство формируется в процессе непосредственного руководства людьми. В то же время можно выделить ряд характеристик, которые могут служить ориентиром при формировании эффективного лидерства. Лидер:

- делает для всех (действует в интересах группы, организации, общества), но не для себя. В разрешении управленческих ситуаций руководствуется соображениями гармонизации интересов всех участников, но не собственной выгодой, не корыстными побуждениями;

- имеет всегда высокий положительный эмоциональный настрой, находится в радостном, приподнятом настроении;

- оптимист и энтузиаст. Энтузиазм заразителен так же, как и скука;

- обладает отличным здоровьем;

- обладает сильной волей, четко осознает цель, интенсивно к ней стремится, смел и решителен;

- проявляет творческую, ничем не ограниченную инициативу, умение видеть и ставить проблемы, нестандартное мышление;

- обладает стратегическим видением, у него развитая интуиция;

- способен рисковать, не допуская авантюризма, решать проблемы, рассматривая их как задачи;

- тактичен и внимателен, относится к людям с уважением. В ком больше уважения, в том больше силы;

- заботится о своих последователях, всегда доступен и человечен;

- справедлив, честен сам с собой и перед последователями. Признание критики и собственных ошибок воспринимается как свидетельство силы и власти, а не слабости;

- последователен, ответственно относится к данному слову. Не делает необдуманных заявлений, не дает невыполнимых обещаний;

- руководствуется правилом: когда дела идут плохо – это моя вина, когда же дела идут хорошо – это заслуга моих последователей.

- скромен, но уверен в себе;

- знает, что движение к цели требует постоянных усилий;

- хорошо разбирается в людях;

- умеет делегировать полномочия, не взваливая на себя всю работу и не сосредоточиваясь исключительно на «текучке». Наделяйте подчиненных ответственностью;

- не пользуется особыми привилегиями;

- не имеет любимчиков. «Фаворитизм» разрушает атмосферу сотрудничества;

- остается лидером во всех ситуациях. «Король всегда король».

Приложение 1

Т Е С Т Ы

1. Понятие «управление» обозначает:

а) отношения между руководителем и подчиненным;

б) процесс управления;

в) этап управления;

г) группу людей, осуществляющих управление;

д) результат управления;

е) все указанное в п.п. а), в), б), г);

ж) все указанное в п.п. б), в), г), д);

з) все указанное в п.п. б) и г);

2. Классификация внешних факторов управления организацией предполагает выделение:

а) объективных и субъективных факторов;

б) общих и частных факторов;

в) факторов фона, факторов косвенного воздействия, факторов прямого воздействия;

г) экономических, политических и рыночных факторов

г) факторы, указанные в п.п. а) и б);

д) все указанные факторы.

3. Основными элементами системы управления в организации являются:

а) субъект, объект управления, внешняя среда;

б) руководитель, трудовой коллектив, отдельные исполнители;

в) субъект, объект управления, силы и средствауправления, каналы связи.

г) субъект управления, объект управления, аппарат управления;

д) все элементы, указанные в п.п. а) – г);

е) все элементы, указанные в п.п. а) и б).

1. Методы управления классифицируются по следующим основаниям:

а) уровень сложности;

б) применимость в конкретной организации;

в) использование властных полномочий, наличие конкретного адресата воздействия, опора на организационные структуры, характер преимущественно используемых средства воздействия.

г) указанное в п.п. а) и б);

д) все указанное.

 

3. Наиболее общими методами управления являются:

а) психологическое консультирование, тестирование, анкетирование, опросы;

б) методы убеждения и методы принуждения;

в) административные, экономические, социологические, психологические, правовые методы,

г) структурные и бесструктурные методы;

д) простые и сложные методы;

е) премии и штрафы;

ж) методы положительного, нейтрального и отрицательного стимулирования;

з) методы силового и несилового воздействия;

и) методы, указанные в п.п. б), в), г).

к) методы, указанные в п.п. б), в), з).

 

4. Административные методы управления базируются на:

а) определенных, нормативно закрепленных организационных отношениях между субъектом и объектом данной системы управления;

б) на неформальных взаимоотношениях между руководителем и подчиненным;

в) на отношениях симпатии и антипатии, возникающих между руководителем и подчиненным;

г) разной степени осведомленности руководителя и подчиненного;

д) разном уровне профессионализма руководителя и подчиненного;

е) на обстоятельствах, указанных в п.п. б), г), д).

ж) на обстоятельствах, указанных в п.п. а), в), д).

 

5. Анализ и оценка деловой обстановки, как функция управления, представляет собой:

а) результат взаимодействия элементов деловой обстановки на конкретном участке или направлении деятельности организации;

б) процесс познания по избранным критериям состояния и динамики развития деловой обстановки;

в) результат процесса познания по избранным критериям состояния и динамики развития деловой обстановки;

г) качественные и количественные характеристики состояния и динамики (тенденций) развития деловой обстановки;

д) все, указанное в п.п. а) и б);

е) все, указанное в п.п. б) и в)

ж) все указанное в п.п. а) - г).

 

6. Приоритетное значение в оценке обстановки для управления организацией имеет:

а) оценка внешней среды, степени и характера влияния ее факторов на внутреннюю;

б) оценка внутренней среды организации, степени и характера влияния ее факторов на внешнюю;

в) конкурентов;

г) партнеров;

д) угроз деятельности организации;

е) все, указанное в п.п. а) и б).

 

 

7. Сущностью управленческого решения является:

а) вывод о целесообразности определенного рода действий;

б) построение идеальной модели предстоящих практических действий;

в) волевой акт, отражающий выбор субъекта управления;

г) письменная фиксация выбора субъекта управления;

д) все указанное в п.п. а) и б);

е) все указанное в п.п. а), б), г);

ж) все указанное в п.п. а) - г)

 

8. Основные разновидности стиля принятия управленческого решения:

а) уравновешенный;

б) импульсивный;

в) неопределенный;

г) авантюристический

д) инертный;

е) рискованный;

ж) осторожный

з) расчетливый

и) все указанное в п.п. а), б), д), е), ж);

к) все указанное в п.п. а) – в), д) – е), з);

л) все указанное в п.п. а) – з).

9. Существуют следующие виды планов:

а) региональные;

б) стратегические;

в) рискованные;

г) личные планы работы;

д) перспективные и текущие;

е) ситуационные;

ж) специальные;

з) идеальные и реальные;

и) выполнимые и невыполнимые;

к) все указанное в п.п. а) – ж);

л) все указанное в п.п. а), б), г), д), е), ж);

м) все указанное в п.п. г) – и);

н) все указанное.

 

10. Основным результатом стратегического планирования является:

а) формирование новых рынков, закрепление на рынке новых видов продукции, программы научно-прикладных исследований;

б) представление о будущем состоянии внешней среды организации;

в) результат экстраполирования существующих тенденций в деятельности организаций;

г) перспективное видение проблем развития организации, а также специальная система стимулов;

д) результат интерполирования основных показателей деятельности организаций;

е) диверсификация продукции;

ж) слияния и приобретение фирм;

з) перераспределение полномочий внутри организации;

и) все указанное в п.п. а), е), ж), з);

к) все указанное в п.п. в), д);

л) все указанное.

 

11. Существуют следующие подходы к планированию:

а) планирование сверху;

б) планирование снизу;

в) планирование сбоку;

г) однонаправленное планирование;

д) двунаправленное планирование;

е) встречное планирование;

г) все указанное в п.п. а) и б);

д) все указанное в п.п. г) и д);

е) все указанное в п.п. а), б) и е);

д) все указанные.

12. Соотношение стимулов и мотивов предполагает, что:

а) стимулы вызывают действие определенных мотивов;

б) мотивы вызывают действие определенных стимулов;

в) мотивы и стимулы образуют мотивирование;

г) мотивы и стимулы определяют мотивацию;

д) стимулы вызывают действие определенных мотивов, а мотивы вызывают действие определенных стимулов;

е) мотивы и стимулы образуют систему мотивирования.

л) все указанное образует систему мотивирования.

 

13. Завершающей стадией мотивационного процесса является:

а) получение вознаграждения за осуществление действия;

б) осуществление действия;

в) устранение потребности;

г) определение целей (направленнности) действия;

д) поиск путей удовлетворения потребности;

е) возникновение новой мотивации;

ж) появление новых стимулов;

з) формирование новой структуры мотивации;

и) выявление структуры мотивации;

к) совместное действие мотивов и стимулов;

 

14. Существуют следующие группы теорий мотивации:

а) содержательные;

б) экономические;

в) синтетичесчкие;

г) социологические;

д) процессуальные;

е) иерархические;

ж) аналитические;

з) указанные в п.п. а) и д);

и) указанные в п.п. в) и ж);

к) указанные в п.п. б) и г);

л) все указанные.

 

15. Основное преимущество текущего контроля заключается в том, что он позволяет:

а) своевременно внести коррективы в проект решения или в намеченный порядок его выполнения;

б) охватить все основные направления, линии, участки деятельности организации;

в) регулировать процесс исполнения решения и корректировать принятое решение;

г) оценить состояние и результаты работы за контролируемый период;

д) выявлять положительный опыт работы;

е) получить информацию для дальнейшего планирования;

ж) осуществить контроль в заранее установленные сроки, в соответствии с заблаговременно составленным планом проверок.

 


Приложение 2

ВОПРОСЫ

для экзамена (зачета)

 

1. Сущность управления.

2. Понятие системы управления.

3. Факторы управления.

4. Силы и средства управления.

5. Аппарат управления.

6. Уровни управления.

7. Объективное и субъективное в управлении.

8. Дерево целей в управлении.

9. Методы управления.

10. Классификация методов управления.

11. Административные методы управления.

12. Экономические методы управления.

13. Информационные методы управления.

14. Сочетание методов управления.

15. Принципы управления.

16. Принципы, обеспечивающие функционирование объекта управления.

17. Принципы, обеспечивающие развитие и совершенствование управляемой системы.

18. Сущность организационной структуры управления.

19. Типы организационных структур.

20. Линейная структура управления. Преимущества и недостатки.

21. Функциональная структура управления. Преимущества и недостатки.

22. Линейно-штабная структура управления. Преимущества и недостатки.

23. Структура управления по проекту. Преимущества и недостатки.

24. Матричная структура управления. Преимущества и недостатки.

25. Дивизиональная структура управления. Преимущества и недостатки.

26. Бригадная структура управления. Преимущества и недостатки.

27. Сетевая структура управления. Преимущества и недостатки.

28. Виртуальная структура управления. Преимущества и недостатки.

29. Источники и виды власти.

30. Управленческий цикл.

31. Функции управления.

32. Оценка обстановки и анализ в управленческой деятельности.

33. Виды анализа в управленческой деятельности.

34. Методы анализа в управленческой деятельности.

35. Понятие и основные виды управленческих решений.

36. Иерархия решений. Основные принципы и методы выработки и принятия управленческих решений.

37. Процедура выработки управленческих решений.

38. Сущность планирования.

39. Виды планов.

40. Принципы и методы планирования.

41. Цели и миссия организации.

42. Виды обеспечения исполнения планов и принятых решений.

43. Сущность и задачи контроля.

44. Виды контроля.

45. Принципы контроля.

46. Формы контроля.

47. Методы контроля.

48. Процедура контроля.

49. Мотивационный процесс.

50. Содержательные теории мотивации.

51. Процессуальные теории мотивации.

52. Природа лидерства.

53. Типология лидерства.

54. Традиционные концепции лидерства.

55. Концепции ситуационного лидерства.

56. Концепции харизматического лидерства.

57. Концепции преобразующего лидерства

58. Эффективное лидерство.

 


Приложение 3

Темы курсовых работ (рефератов, выступлений)

1. Философия управления

2. Философия стихийного и научного управления

3. Философия управления на разных стадиях развития организации

4. Философия управления и стратегии развития организации

5. Отражение философии управления в фирменном стиле

6. Философия управления и социальная ответственность бизнеса

7. Отражение в философии управления особенностей страны (США, Япония, Россия и др.)

8. Этика взаимоотношений руководителя и подчиненного

9. Этика взаимодействия организаций

10. Этика взаимодействия организации и потребителя

11. Этика взаимодействия организации и локальных сообществ

12. Этика взаимодействия организации и государства

13. Цели и факторы управления

14. Место и роль информации в управлении

15. Виды управления

16. Система методов управления

17. Административные методы управления организации

18. Экономические методы управления организации

19. Информационные методы управления организации

20. Психологические методы управления организации

21. Общие и частные принципы управления

22. Сущность и основные черты стиля деятельности менеджера

23. Виды стилей деятельности менеджера

24. Факторы, определяющие выбор менеджером стиля деятельности

Анализ в управление

26. Оценка обстановки как функция управления

27. Методы оценки деловой обстановки

28. Выработка и принятие решений как функция управления

29. Особенности принятия управленческих решений различных видов

30. Планирование

31. Методы и процедура планирования

32. Структура и формы планов

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...