Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава IV. диалектика: история и современностьРассмотрение проблем диалектики может показаться в настоящее время несвоевременным и даже неактуальным. Так, в Государственном образовательном стандарте Российской Федерации, на который сориентировано преподавание философии в высших учебных заведениях страны, отсутствует тема «Диалектика», хотя имплицитно, неявно вопросы диалектики присутствуют при расшифровке других тем. Однако это делает необходимым обоснование того, почему же все-таки мы посвящаем рассмотрению проблем диалектики специальный раздел данного учебного пособия. Начнем хотя бы с того, что диалектика имеет давнюю историко-философскую традицию. Возникнув в наиболее развитой форме в античной философии, она существует и поныне в радикально модифицированном виде. В современной западной философии развиваются такие концепции диалектики, как экзистенциалистская, негативная, неомарксистская, феноменологическая и другие. Наконец, длительное время в нашей стране исповедовалась, преподавалась в учебных заведениях и стала частью российского менталитета марксистско-ленинская диалектика. Все это требует объективного анализа сущности, места и перспектив диалектики в структуре философского знания, выработки адекватного (в идеале) отношения Основные концепции диалектики Объективная диалектика. Традиционно диалектика в ее наиболее общем виде определяется как учение, рассматривающее все сферы реальности в движении, развитии, а предметы, явления реальности — как взаимосвязанные между собой. Диалектический взгляд на мир, таким образом, позволяет представить этот мир в качестве постоянно меняющегося; фрагменты его находятся в состоянии беспрерывного становления, взаимодействия, возникновения и исчезновения. Принято, далее, различать диалектику объективную и диалектику субъективную. Диалектика объективная есть движение, развитие и взаимосвязи самой реальности, действительности. Это движение и взаимосвязи есть условия существования самой реальности, иначе говоря, она существует лишь через движение и взаимосвязи. Диалектика субъективная есть идеальное отражение и выражение объективной диалектики в человеческом сознании в форме науки диалектики, а также законов, которым подчиняется наше мышление. Договоримся сразу, что такое резкое разграничение объективной и субъективной диалектики нужно нам лишь в целях уяснения существа дела и носит несколько искусственный характер. Во-первых, потому, что само мышление есть специфическая реальность, подчиняющаяся объективным законам (и в этом смысле можно сказать, что объективная диалектика есть учение и о мышлении). Во-вторых, занимаясь изучением сферы мышления, мы одновременно постигаем и закономерности реальности, находящейся вне мышления. Иными словами, приняв разграничение диалектики на объективную Создателем (точнее, родоначальником) объективной диалектики обычно считают древнегреческого философа Гераклита (520–460 гг. до н.э.) В чем же заключается основное содержание гераклитовской объективной диалектики? Многим известны его высказывания, ставшие, в сущности, крылатыми выражениями, авторство которых помнит далеко не каждый: «Все течет, все изменяется», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» и т. д. На этом основании иногда предполагается, что Гераклит был первым, кто поведал миру о вечном движении и изменении реальности. Однако, как однажды заметил один из лучших наших исследователей античной философии В. Ф. Асмус, если бы Гераклит узнал, что его вклад Источник постоянных изменений всех предметов реальности Гераклит усматривает в наличии в них противоположных моментов (характеристик, определений). Учение об объективных противоположностях и взаимоотношениях между ними и образует, следовательно, суть диалектической концепции Гераклита. Обнаруживая противоположные стороны, моменты в любом процессе, явлении, он сразу же констатирует, что противоположности, выявленные им, находятся в единстве, и выражает эту мысль в присущей ему афористической манере: «День и ночь — одно и то же», «Одно и то же в нас живое и мертвое» и даже так: жизнь и смерть одно и то же. Как правило, если с первыми двумя высказываниями еще соглашаются, В самом деле, не перемудрил ли в своей диалектике Гераклит, утверждая тождественность жизни и смерти? Дадим этому положению несколько иную, более, «мягкую» трактовку. Ф. Энгельс в работе «Диалектика природы» пишет следующее: «Жить — значит умирать», с чем, думается, согласится каждый. Но, в сущности, именно это и утверждает Гераклит: противоположности едины в своем совпадении, в возможности и реальности перехода друг в друга, различаясь — они тождественны, будучи в отношении конкретного тождества — различаются. Единство противоположностей приводит к их борьбе («войне», как иной раз говорит античный философ), борьба же — к уничтожению единства и самого существования конкретного фрагмента реальности. Однако борьба противоположностей — это не просто гибель и разрушение вещей, это условие существования реальности: нечто, погибая, порождает другое нечто; сам космос может существовать только через бесконечную смену одних вещей, явлений, процессов другими. Так космос живет, и это образует его внутренний ритм, внутреннюю гармонию, «прекраснейшую гармонию жизни», закон (логос) жизни, как утверждает Гераклит. Исследуя процесс, в котором осуществляется противоречивый характер движения, Гераклит формулирует следующее известное положение: Кратил лишает движение противоречивости и выделяет в движении лишь одну сторону — изменчивость. Если бы движение носило именно такой характер, то предметы не смогли бы существовать в реальности: в силу их постоянной изменчивости они попросту не имели бы никакой формы Необходимо отметить, что Гераклит не ограничивается рассмотрением противоположностей и отношений между ними лишь в самой объективной действительности. Его внимание привлекает и субъективная диалектика (диалектика мышления), когда он говорит о познании вещей через противоположности, о том, что противоположности познаются лишь в сравнении: «Прекраснейшая обезьяна безобразна по сравнению с человеком... Мудрейший человек — обезьяна перед Богом». Но все-таки в историю философии Гераклит вошел как один из родоначальников объективной диалектики, ставящей своей главной задачей изучение сущности объективных процессов. Диалектика Гераклита оказала огромное воздействие на возникновение и формирование концепций диалектики более позднего времени. Например, Г. Гегель, крупнейший диалектик ХІХ века, писал, что он готов включить фактически любое положение или высказывание Гераклита в собственное учение. Действительно, идеи Гераклита являются одним из источников формирования знаменитой гегелевской диалектики. Однако непосредственным теоретическим и идейным предшественником Гегеля был все-таки другой философ античности — Платон, о котором речь впереди. Прямой наследницей гераклитовского учения оказалась все-таки иная диалектика — марксистско-ленинская. Если попытаться выделить главную мысль марксистского учения, то она заключается в построении человечеством бесклассового коммунистического общества. А для реализации этой идеи требовалась и иная (по сравнению с предыдущей) философия, и иная, соответственно, диалектика, суть которых выражена в известном высказывании К. Маркса: «Философы лишь различным образом объясняли мир, В данном разделе пособия мы обратим внимание на то, каким образом, с помощью каких теоретических средств обосновывалась идея необходимости революционного изменения мира, и — в первую очередь — общества. К. Маркс, Ф. Энгельс (а впоследствии и В. И. Ленин) постоянно подчеркивали, что в их учении нет ни грана утопии, что их теория построена на объективном изучении объективных обстоятельств. Известные основания для таких утверждений, безусловно, были. «Коммунизм, — писали Таким образом, задача философа заключается в том, чтобы познать, исследовать функционирующие в реальности законы и действовать далее Насколько продуктивными оказались положения, законы и категории материалистической (марксистской) диалектики — об этом разговор Негативная диалектика. Идея негативной диалектики принадлежит философам-элеатам (элейцам). Такое название философы Парменид, Зенон, Мелисс получили по имени города Древней Греции — Элеи. Наибольший интерес в плане формирования диалектики представляет философское творчество Зенона (480–430 гг. до н.э.). Концепцию негативной диалектики Зенон формулирует посредством так называемых апорий, Для более полного анализа действительного смысла диалектики Зенона коротко охарактеризуем некоторые из дошедших до нас апорий. В известной апории «Летящая стрела» утверждается, что стрела, выпущенная Что касается парадоксов, то действительно, вся наука, а не только философия, насквозь парадоксальна. Разве не странно, что с точки зрения теории относительности отец, движущийся в космическом корабле со скоростью, близкой к световой, может оказаться моложе сына, находящегося на Земле? Разве не парадоксально то, что, по утверждениям физики микромира, при столкновении двух маленьких частиц образуются четыре больших? У науки другой горизонт видения мира: наука устремлена Вернемся к поставленному выше вопросу: что же пытался доказать Существует очень большое количество философских работ, в которых предлагаются различные варианты решения зеноновских апорий. Г. Гегель, например, полагал, что апория «Летящая стрела» разрешима лишь Идеи негативной диалектики Зенона получили свое развитие в творчестве более поздних философов. Существует концепция негативной диалектики и в современной философии, в существенно модифицированном Поскольку наиболее популярной на Западе оказалась концепция Анализируя особенности европейской культуры и образа жизни, Тем не менее, именно этот принцип Г. Маркузе подвергает фундаментальной критике. Тотальная рациональность общества, по утверждению Ценность и продуктивность концепции Г. Маркузе в другом: он утверждает и доказывает, что последовательно проводимый рационализм переходит в свою противоположность. Он становится иррациональным рационализмом, возникает удивительный феномен неразумной, «безумной разумности» современного общества. И речь идет не об отдельных негативных фактах (безработице и т. д.), а об общей тенденции, общем направлении движения этого общества: реальность, общество, человек теряют свою многоцветность, объемность, многовариантность, превращаясь в нечто одномерное, плоскостное, одновариантное. Одномерен социализм, представленный одной формой собственности Но, полагает Г. Маркузе, не менее одномерен и капитализм. Одномерность, репрессивность и абсурд — также стиль его жизни. В сфере производства господствует «взбесившееся» производство, выходящее за рамки разумности (бесчисленное и порой ненужное количество моделей автомобилей, телевизоров и т. д.), грозящее экологической катастрофой. В сфере политики демократия, парламентаризм и т. д. являются, по существу, средствами интеграции человека в одномерное общество. Но главный результат безумного рационализма — одномерный человек, человек стандарта, человек-потребитель, до предела унифицированный в любой сфере: в одежде, языке, межличностном общении. И вот парадокс: человек счастлив Где же в таком случае выход из создавшегося положения? Выход, полагает Г. Маркузе, в ... новой социальной революции. Таким образом, автор «Одномерного человека» переходит на позиции ортодоксального марксизма? Не будем спешить с выводами. В силу названных причин современное общество заслуживает только «великого отрицания». Но где же те социальные силы, которые должны стать источником такого отрицания? Это, конечно же, не класс капиталистов, но и не класс рабочих, интегрированных в существующую систему, и, наконец, не «белые воротнички», положение которых в обществе более чем респектабельно. Тогда кто же? Совершенно очевидно, что это те слои населения, которые не интегрированы, не включены в социальную систему, — безработные, угнетаемые национальные меньшинства, студенты и т. д. Революцию («великое отрицание») должны осуществить люди, стоящие в оппозиции к существующему одномерному обществу. Отрицательное, отрицающее, оппозиционное мышление и есть истинное мышление нашего времени. Должен быть произведен «великий отказ» от ценностей рационалистического мира. Но кто конкретно должен его осуществить? Всем содержанием своей работы Г. Маркузе отвечает так: это не мои проблемы. Кроме того, он, думается, мог бы ответить на этот вопрос и так: Такова суть одного из вариантов современной социальной негативной диалектики. Правда, может возникнуть некоторое сомнение: насколько корректно зачисление, скажем, Зенона и Маркузе в один и тот же ряд негативных диалектиков, — ведь их концепции слишком различаются между собой. Нет ли здесь элемента искусственного сближения совершенно разных точек зрения? Разумеется, у Зенона и Маркузе разные предметные области, различные сферы интересов: Зенон исследует проблемы только механического движения, вопрос о социальном развитии у него даже Идеалистическая диалектика. Автор этой концепции диалектики — древнегреческий философ Платон. Этот философ является родоначальником одного из ведущих философских направлений — объективного идеализма. Платон, может быть, первый философ, который не стихийно, а сознательно предпочел идеализм в качестве «истинной» философии, поскольку полагал, что именно идеалистическая позиция гарантирует познание сущности вещей, способна объяснить то, что недоступно обыденному мышлению. Основное понятие платоновской философии — «идея» (по-гречески «эйдос»). Объяснить смысл этого понятия можно, рассмотрев его в разных аспектах. Идея, по Платону, это нечто существующее вне и независимо Развивая свое учение, Платон строит целую систему идей, элементы которой определенным образом субординированы. Так, высшей идеей является идея блага. Далее идет идея рода (например, идея четвероногого), подчиняющая себе идею вида (например, идея кошки и собаки). Правда, при таком «раскладе» Платон сразу же встречается с серьезными затруднениями. Если идея есть нечто совершенное и, выразимся тавтологично, идеальное, то существует ли идея сора, грязи и т. д.? Платон явно в замешательстве и не дает определенного ответа. Зато с другим затруднением Можно понять, почему такую странную для обыденного сознания концепцию создает и развивает Платон. Всякий человек без особого труда обнаруживает, что в реальности появляются, существуют и погибают вещи, предметы, явления. Сами по себе материальные предметы конечны Однако при всей логичности такой аргументации Платона совершенно закономерно может возникнуть вопрос: диалектик ли Платон, утверждая законченность, завершенность, самодостаточность идей? Правда, Суть же вопроса, по Платону, в том, что видимые, фиксируемые человеческим сознанием изменения предметов не есть подлинная диалектика. Это вторичная, иными словами «отраженная», а следовательно, и не подлинная диалектика. Вещь, рассуждает греческий мыслитель, может перейти в свою противоположность — от жизни к смерти. Но что это означает? Только то, что в вещи идея жизни заменилась идеей смерти (здесь, кстати, содержится интересная догадка о диалектике сущности и явления). Поэтому действительная диалектика происходит в сфере идей, понятий, движущихся и переходящих друг в друга. Идеи и соответствующие им понятия живут напряженной внутренней жизнью по своим внутренним законам (впоследствии Гегель их оформит в виде законов диалектики), внешним, эмпирическим, материальным выражением которой являются все изменения реально существующих предметов, вещей, процессов. Без преувеличения можно сказать, что учение Платона имело огромный резонанс в истории философии. Редкий философ не комментировал По мнению многих философов, мир, реальность, действительность существуют, движутся и развиваются по определенной объективной логике: возникновение новых форм реальности, направленность их движения, смена состояний и т. д. не зависят от субъекта (человека, общества). Реальность обладает своей собственной, трудно постигаемой логикой. Причем эта логика в равной мере не зависит и от человечества в целом: Но откуда же берется, возникает эта логика? По мнению материалистов, она коренится в самой реальности, в сущности ее феноменов, вещей, предметов, отношений между ними. Г. Гегель считает иначе. Подобно Платону, он утверждает, что в самой материальной реальности мы встречаемся с отдельными, обладающими своей спецификой предметами. В самом деле, никто никогда не видел «человека вообще»: это всегда Иванов, блондин, высокого роста и т. д., т. е. реальный предмет — это индивидуальная модификация, трансформация (видоизменение) общего («Иванов» есть специфическое воплощение человека). Но если в материальной реальности существуют лишь отдельные предметы, являющиеся разновидностями общего, то возникает вопрос: а где же и как существует это общее? Из сказанного ясно, что общее не может существовать как предмет материальной реальности (подобно тому, как, скажем, не может существовать жареный лед). Следовательно, общее может существовать лишь как идеальное, т. е. как понятие (например, понятие «человек»). Конкретным воплощением понятия «человек» и будет реальный «Иванов». Значит, логика существования и движения понятий определяет логику существования предметов. Вот почему абсолютная (идеальная по своей природе) идея Г. Гегеля не столько творец реальности, сколько идеальный (понятийный) «проект» мира, действительности. В абсолютной идее заложены все определения, свойства, направления развития реальности. Причем абсолютная идея |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |