Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава XVIII. философская антропология

Человек и человеческое издавна привлекают внимание философов.
С тех пор, как человек стал размышлять об устройстве окружающего мира, он начал постигать и самого себя. Кто я и кто мы? Как возникли? К чему
и куда идем в бесконечном историческом развитии? Что выделяет нас
в пестром, многоликом сонме живых существ, населяющих Землю,
что роднит с ними? Меняется ли человек как биологический вид по мере своего интеллектуального и нравственного совершенствования? Каким путем развивается его дух — к познанию мира и себя в нем или к саморазрушению?

Сегодня происходит своеобразный «антропологический бум», обострение интереса к проблеме человека. Такое напряженное внимание к феномену человека вызвано прежде всего потребностью индивида постоянно решать жизненные проблемы, которые в контексте сегодняшней жизни оказались весьма острыми. Вряд ли за всю историю человечества найдется поколение, которое было бы настолько лишено почвы под ногами, как нынешнее.

Это связано, во-первых, с крушением рационалистической традиции. Великие умы прошлого задумывались над тем, как выстроить человеческое общество по меркам разумности, но идеал рациональности, который на протяжении многих веков питал западноевропейскую философию, переживает сегодня серьезный кризис. Люди ищут опору жизни отнюдь
не в разуме, а, скорее, в мифе, грезе, интуитивном прозрении.

На первый взгляд, современная наука, приблизилась к познанию важнейших секретов природы. И вместе с тем, открывается бездна непостижимого. Порою возникает подозрение, что наука ведет человечество
по ложному маршруту. Разумность человека ставится под сомнение. Немецкий философ XX столетия Мартин Хайдеггер не случайно отмечал,
что наука вряд ли сможет раскрыть тайны человеческого бытия, коль скоро она не способна раскрыть тайны и смысл собственного развития. Наука утратила пафос искания изначальной целостности, универсальности бытия. Она во многом потеряла нравственное измерение. Поэтому возникает недоверие к современному научному постижению человека, к тем перспективам, которые оно открывает.

С одной стороны, современная наука интенсивно работает над созданием искусственного интеллекта, открывая возможности для моделирования человеческих качеств: разумности, рациональности. Она предлагает трансплантанты жизненно важных человеческих органов.

Воссоздавая генетическую структуру человека, наука тем самым заменяет силы естественного отбора. С другой стороны, возникает вопрос:
а что же представляет собой собственно человеческое?

Перспективы генной инженерии, совершенствование средств, ведущих к искусственному производству потомства, изобретение препаратов,
изменяющих личность, трансплантация органов, в особенности
искусственных, — все это разрушает традиционное представление о биологической природе человека и вместе с тем, как никогда ранее, показывает чрезвычайную сложность человека, его незащищенность, хрупкость, уникальность как явления природы. Особо острые проблемы возникают при исследованиях в сфере психики и сознания. Широкое применение психотропных средств способно вызвать радикальные изменения человеческой психики, а в перспективе — вообще создать мир причудливых мистификаций, подменяющих реальность.

Философы обсуждают сегодня не только проблему биологической ущербности человека, его психологической надломленности. С опаской осмысливается вся человеческая субъективность, присущий человеку мир мысли, воли, чувства… Не рождает ли ум безумие? Не является ли интеллект причиной деформации сознания? В человеке сильна тяга к разрушению, саморазрушению, смерти. Не заложен ли в человеке какой-то разрушительный импульс?

К осмыслению человеческой природы побуждает и огромный исторический опыт человечества. Люди мучительно переживают процесс отчуждения от власти, собственности, окружающего мира. Социальная практика показывает, что те цели, которые они ставят перед собой, зачастую оборачиваются прямо противоположными результатами. Созданные ими организации, структуры обнаруживают парадоксальную враждебность человеку. В истории то и дело возникает опасность тоталитаризма, чреватого преступлениями против человечества.

Философское размышление о человеке в еще большей степени стимулируется мировоззренческими факторами. Современная биология, психология, история, этнография накопили множество разноречивых сведений, которые требуют анализа, философской рефлексии. Так, например, биологи пытаются доказать неизменность человеческой природы, историки
же подчеркивают пластичность, изменчивость человека под влиянием культурных факторов.

Немецкий философ М. Шелер очень верно подметил этот парадокс: «Чем ближе к человеку, тем дальше от него». Чем глубже наука изучает человека, тем меньше «схватывается» целостность человека. Парадокс состоит также в том, что зачастую наиболее значительные прозрения о человеке складываются в философии не на фундаменте конкретных наук, а вопреки им. Так, в частности, в XIX в. развитие биологии приводит к убеждению, что в человеке как природном существе нет никакого значительного своеобразия. Он представляет собой завершение эволюционного развития и лишь этим отличается от других живых созданий. Позитивизм, опираясь на такую концепцию, постулирует идею совершенства человека
как биологического вида.

В противовес этой точке зрения, как умозрительная догадка, возникает иная философская установка. Сначала А. Шопенгауэр, а затем Ф. Ницше задумываются над странностью человека как живого существа. Они формулируют мысль, что человек, вероятно, выпадает из цепи природных тварей. Он эксцентричен и вовсе не производит впечатление венца творения. Напротив, если допустить, что человек — уже полностью развившееся животное, то никакого иного вывода, кроме того, что человек не венец, а неудачный продукт природы, сделать нельзя. Если же человек — еще не установившееся животное, то можно предположить, что в биологической эволюции нет никакого предустановленного плана. Человек вовсе
не замыкает собой природную цепь, а выпадает из ее звеньев. Все,
что оценивается как приобретение человека, на самом деле есть процесс его вырождения.

Эти суждения радикально преобразили представления о человеке. Предположения «философов жизни» (А. Шопенгауэр и Ф. Ницше) оказали огромное воздействие на научные представления нашего века.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...