Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Темы экспрессионистского искусства

Задание.Изучив научные источники по теоретическим вопросам искусства экспрессионизма и научно-биографические источники по творчеству отдельных представителей экспрессионистского искусства, выявить наиболее популярные темы. Составить указатель, систематизирующий факты обращение к одной из тем (по выбору студента) в разных видах искусства.

Литература:

1 Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. – М.: Изд-во МГУ, 1993. - 248 с.

2 Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Кино / Под ред. Г. Недошивина. - М.: Наука, 1966. - 156 с.

3 Энциклопедический словарь экспрессионизма / гл. ред. П.М. Топер. – М.: ИМЛИ РАН, 2008. - 736 с.

4 Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Кино. Музыка / Л. Ришар; Науч. ред и авт. послесл. В.М. Толмачев. - М.: Республика, 2003. 432 с.: ил.

Программа семинарских занятий по курсу

«Литературный экспрессионизм» (10 часов)

 

Тема 1.Творчество Г. Тракля

1 Этапы творческого пути Г. Тракля.

2 Абсолютная метафора в поэзии Г. Тракля.

3 Пейзаж в поэзии Г. Тракля.

Тема письменной работы(для владеющих немецким языком):

Синтетосемия в зрелом творчестве Г. Тракля.

Литература:

1 Базиль О. Георг Тракль, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. – Челябинск: Урал LТД, 2000. – 393с.

2 Метлагль В. Жизнь и поэзия Георга Тракля // Тракль Георг. Стихотворения. Проза. Письма / Состав., коммент. А. Белобратова. – СПб.: “Symposium”, 2000. - С.5-12

3 Павлова Н.С. «Покой и молчание» Г. Тракля (к вопросу о неклассическом типе художественного целого) // Павлова Н.С. Природа реальности в австрийской литературе. М.: Языки славянской культуры, 2005. – С. 133-147

4 Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Изд. 2-ое, доп. и исправл. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. – 463 с.

5 Хайдеггер М. Язык поэтического произведения // Базиль О. Георг Тракль, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. – Челябинск: Урал LТД, 2000. – С. 323-365

 

Тема 2. Творчество Г. Гейма

1 Константы поэтической системы Г. Гейма.

2 Безобразное в поэтической системе Г. Гейма.

3 Ритмическая организация стихотворений Г. Гейма (для владеющих немецким языком).

Тема письменной работы:

Образ Офелии в поэзии символизма и экспрессионизма.

Литература:

1 Маркин А.В. О книге «Вечный день» // Гейм Георг. Вечный день. Umbra vitae. Небесная трагедия. – М.: Наука, 2003. – С.355- 378.

2 Павлова Н.С. Поэзия Георга Гейма // Гейм Георг. Небесная трагедия: Стихотворения / Пер. с нем. М. Гаспарова. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – С. 5-28.

3 Павлова Н.С. Поэтика Гейма // Гейм Георг. Вечный день. Umbra vitae. Небесная трагедия. – М.: Наука, 2003. – С.293-354.

4 Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Изд. 2-ое, доп. и исправл. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. – 463 с.

5 Ратгауз Г.И. Поэзия Георга Гейма в России // Гейм Георг. Вечный день. Umbra vitae. Небесная трагедия. – М.: Наука, 2003. – С. 379-391.

 

Тема 3. Экспрессионистские черты творчества Л. Андреева

1 Стилевые и мировоззренческие тенденции в творчестве писателя.

2 «Красный смех» Леонида Андреева и «Крик» Эдварда Мунка.

3 Драмы Леонида Андреева и драмы немецкого экспрессионизма.

Тема письменной работы:

Провести письменный анализ стилистических средств одной из драм Л. Андреева (по выбору студента).

Литература:

1 Кен Л. Л. Андреев и немецкий экспрессионизм // Андреевский сборник. – Курск, 1975. – С.

2 Вилявина И.Ю. Художественное своеобразие прозы Л. Андреева: Зарождение и развитие русского экспрессионизма. Автореф. дисс. ... к.ф.н. – М., 1999.

3 Пиотровский А. Эрнст Толлер и германский экспрессионизм // Толлер Э. Человек-масса: Драма на тему социальной революции ХХ столетия / Пер. и предисл. А. Пиотровского. - М.; Пг.: Гос. изд-во, 1923. - С. 5-10.

4 Смирнов В. Проблема экспрессионизма в России: Андреев и Маяковский // Русская литература. 1997. № 2. - С. 55-63.

Тема 4. Апокалипсические мотивы экспрессионистской живописи и литературы.

1 Апокалипсис в Библии.

2 Апокалипсические мотивы в живописи экспрессионизма.

3 Апокалипсические мотивы в лирике экспрессионизма.

Тема письменной работы:

Тема смерти в творчестве Г. Бенна.

Литература:

1 Вольф Н. Экспрессионизм. – Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2006, - 96 с.: ил.

2 Гугнин А. «Необозримые поля» Готфрида Бенна // Вопросы литературы. 1991. № 7. - С. 121-132.

3 Маркин Ю.П. Экспрессионисты: Живопись. Графика. – М.: Астрель: АСТ: ВЗОИ, 2004. – 335 с.: ил.

4 Павлова Н.С. Предисловие // Экспрессионизм: Сборник / Сост. Н.С. Павлова. - М.: Радуга, 1986. - С. 3-27.

5 Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Изд. 2-ое, доп. и исправл. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. – 463 с.

6 Фогт П. Экспрессионизм. Немецкая живопись в период между 1905 и 1920 годами. - Кёльн, 1992.

7 Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Кино / Под ред. Г. Недошивина. - М.: Наука, 1966. - 156 с.

Тема 5. Ф. Кафка и экспрессионизм

1 Катастрофичность бытия в творчестве Ф. Кафки.

2 Деформация в творчестве Ф. Кафки.

3 Своеобразие творческого метода Ф. Кафки.

Тема письменной работы:

Гротеск в творчестве Ф. Кафки.

Литература:

1 Базилевский А. Деформация в эстетике сюрреализма и экспрессионизма // Сюрреализм и авангард: Материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы. - М.: ГИТИС, 1999. - С. 33-46.

2 Затонский Д. Ф. Кафка и проблемы модернизма. – М., 1972.

3 Карельский А. Творчество Ф. Кафки // Карельский А. Хрупкая лира. – М., 1999.

4 Брод М. О Франце Кафке. – СПб., 2000.

 

Глоссарий

Глубокое и адекватное изучение литературы не представляется возможным вне системного изучения национальной истории и культуры. По этой причине курс «Литературный экспрессионизм» необходимо учитывает сведения общекультурного характера, тенденции развития, философии и эстетики, нюансы политической жизни Европы изучаемого периода. Таким образом, представляется, что студент должен свободно владеть не только литературоведческой, но и философско-эстетической терминологией.

Отметим, что создавать индивидуальные словари литературоведческих терминов и понятий студентам рекомендуется еще на первом году обучения (курс «Введение в литературоведение»). Источником по философско-эстетической терминологии могут стать следующие словари:

Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М., 1989.

Философский энциклопедический словарь / Редколл.: С.С. Аверинцев и др. – М., 1989.

 

Ниже приводятся примеры определений ключевых для курса понятий.

АЛОГИЗМ (по О. Россиянову) – одна из важных составляющих и образно-выразительных особенностей, присущая ряду течений литературы и искусства первой половины ХХ века. Содержательная функция алогизма заключалась в неприятии и прямом ниспровержении внешне разумных, а на деле иллюзорных, ограниченно-буржуазных и самоудовлетворенно-обыденных представлений.

ВЧУВСТВОВАНИЕ (по В. Седельнику) – понятие, заимствованное экспрессионизмом из психологии искусства, обозначающее процесс эстетического сопереживания и художественного познания на основе «внесения» мыслей и чувств человека в предметы и явления объективного мира.

ДЕГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО – термин, под которым нацистская пропаганда объединяла различные проявления и феномены авангардного искусства. Авангардное искусство воспринималось не только и не столько как «неклассическое», но как антигерманское, еврейско-большевистское. «Дегенеративное» (авангардное) искусство было запрещено, его образцы в огромном большинстве уничтожены, создатели репрессированы.

ДЕФОРМАЦИЯ (по А. Базилевскому) – изменение формы, ведущее к построению нового художественного содержания и интенсификации выражения; сторона единого процесса преобразования действительности, приводящего форму в соответствие с выражаемым ею множеством противоречий.

НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК (по И. Млечиной) – утопическое представление экспрессионизма, связанное с идеями внутреннего обновления и преображения человека, ставшее одним из центральных мотивов экспрессионистского творчества.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ (по В. Рудневу) - (от лат. Expressio - выражение) - направление в австро-немецком искусстве первых десятилетий ХХ в., одно из классических направлений европейского модернизма. Для экспрессионизма характерен принцип всеохватывающей субъективной интерпретации реальности, возобладавшей над миром первичных чувственных ощущений, как было в первом модернистском направлении — импрессионизме. Отсюда тяготение экспрессионизма к абстрактности, обостренной и экстатической, подчеркнутой эмоциональности, мистике, фантастическому гротеску и трагизму.

Вопросы к зачету по курсу «Литературный экспрессионизм»

1 Своеобразие русского экспрессионизма.

2 Своеобразие немецко-автрийского экспрессионизма.

3 Особенности экспрессионистской лирики.

4 Особенности экспрессионистской драмы.

5 Утопические черты экспрессионизма.

6 Апокалипсические мотивы экспрессионизма.

7 Природа в эстетической системе экспрессионизма.

8 Эстетика экспрессионизма.

9 Образ человека в экспрессионистской лирике и драматургии.

10 Футуризм и экспрессионизм.

11 Ницше и экспрессионизм.

12 Абсолютная метафора в экспрессионистской лирике.

13 Жанровые варианты драматургии экспрессионизма.

14 Экспрессионистские черты творчества Ф. Кафки.

15 Особенности экспрессионистской субкультуры.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...