Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. Темы экспрессионистского искусстваЗадание.Изучив научные источники по теоретическим вопросам искусства экспрессионизма и научно-биографические источники по творчеству отдельных представителей экспрессионистского искусства, выявить наиболее популярные темы. Составить указатель, систематизирующий факты обращение к одной из тем (по выбору студента) в разных видах искусства. Литература: 1 Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. – М.: Изд-во МГУ, 1993. - 248 с. 2 Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Кино / Под ред. Г. Недошивина. - М.: Наука, 1966. - 156 с. 3 Энциклопедический словарь экспрессионизма / гл. ред. П.М. Топер. – М.: ИМЛИ РАН, 2008. - 736 с. 4 Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Кино. Музыка / Л. Ришар; Науч. ред и авт. послесл. В.М. Толмачев. - М.: Республика, 2003. 432 с.: ил. Программа семинарских занятий по курсу «Литературный экспрессионизм» (10 часов)
Тема 1.Творчество Г. Тракля 1 Этапы творческого пути Г. Тракля. 2 Абсолютная метафора в поэзии Г. Тракля. 3 Пейзаж в поэзии Г. Тракля. Тема письменной работы(для владеющих немецким языком): Синтетосемия в зрелом творчестве Г. Тракля. Литература: 1 Базиль О. Георг Тракль, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. – Челябинск: Урал LТД, 2000. – 393с. 2 Метлагль В. Жизнь и поэзия Георга Тракля // Тракль Георг. Стихотворения. Проза. Письма / Состав., коммент. А. Белобратова. – СПб.: “Symposium”, 2000. - С.5-12 3 Павлова Н.С. «Покой и молчание» Г. Тракля (к вопросу о неклассическом типе художественного целого) // Павлова Н.С. Природа реальности в австрийской литературе. М.: Языки славянской культуры, 2005. – С. 133-147 4 Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Изд. 2-ое, доп. и исправл. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. – 463 с. 5 Хайдеггер М. Язык поэтического произведения // Базиль О. Георг Тракль, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. – Челябинск: Урал LТД, 2000. – С. 323-365
Тема 2. Творчество Г. Гейма 1 Константы поэтической системы Г. Гейма. 2 Безобразное в поэтической системе Г. Гейма. 3 Ритмическая организация стихотворений Г. Гейма (для владеющих немецким языком). Тема письменной работы: Образ Офелии в поэзии символизма и экспрессионизма. Литература: 1 Маркин А.В. О книге «Вечный день» // Гейм Георг. Вечный день. Umbra vitae. Небесная трагедия. – М.: Наука, 2003. – С.355- 378. 2 Павлова Н.С. Поэзия Георга Гейма // Гейм Георг. Небесная трагедия: Стихотворения / Пер. с нем. М. Гаспарова. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – С. 5-28. 3 Павлова Н.С. Поэтика Гейма // Гейм Георг. Вечный день. Umbra vitae. Небесная трагедия. – М.: Наука, 2003. – С.293-354. 4 Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Изд. 2-ое, доп. и исправл. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. – 463 с. 5 Ратгауз Г.И. Поэзия Георга Гейма в России // Гейм Георг. Вечный день. Umbra vitae. Небесная трагедия. – М.: Наука, 2003. – С. 379-391.
Тема 3. Экспрессионистские черты творчества Л. Андреева 1 Стилевые и мировоззренческие тенденции в творчестве писателя. 2 «Красный смех» Леонида Андреева и «Крик» Эдварда Мунка. 3 Драмы Леонида Андреева и драмы немецкого экспрессионизма. Тема письменной работы: Провести письменный анализ стилистических средств одной из драм Л. Андреева (по выбору студента). Литература: 1 Кен Л. Л. Андреев и немецкий экспрессионизм // Андреевский сборник. – Курск, 1975. – С. 2 Вилявина И.Ю. Художественное своеобразие прозы Л. Андреева: Зарождение и развитие русского экспрессионизма. Автореф. дисс. ... к.ф.н. – М., 1999. 3 Пиотровский А. Эрнст Толлер и германский экспрессионизм // Толлер Э. Человек-масса: Драма на тему социальной революции ХХ столетия / Пер. и предисл. А. Пиотровского. - М.; Пг.: Гос. изд-во, 1923. - С. 5-10. 4 Смирнов В. Проблема экспрессионизма в России: Андреев и Маяковский // Русская литература. 1997. № 2. - С. 55-63. Тема 4. Апокалипсические мотивы экспрессионистской живописи и литературы. 1 Апокалипсис в Библии. 2 Апокалипсические мотивы в живописи экспрессионизма. 3 Апокалипсические мотивы в лирике экспрессионизма. Тема письменной работы: Тема смерти в творчестве Г. Бенна. Литература: 1 Вольф Н. Экспрессионизм. – Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2006, - 96 с.: ил. 2 Гугнин А. «Необозримые поля» Готфрида Бенна // Вопросы литературы. 1991. № 7. - С. 121-132. 3 Маркин Ю.П. Экспрессионисты: Живопись. Графика. – М.: Астрель: АСТ: ВЗОИ, 2004. – 335 с.: ил. 4 Павлова Н.С. Предисловие // Экспрессионизм: Сборник / Сост. Н.С. Павлова. - М.: Радуга, 1986. - С. 3-27. 5 Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Изд. 2-ое, доп. и исправл. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. – 463 с. 6 Фогт П. Экспрессионизм. Немецкая живопись в период между 1905 и 1920 годами. - Кёльн, 1992. 7 Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Кино / Под ред. Г. Недошивина. - М.: Наука, 1966. - 156 с. Тема 5. Ф. Кафка и экспрессионизм 1 Катастрофичность бытия в творчестве Ф. Кафки. 2 Деформация в творчестве Ф. Кафки. 3 Своеобразие творческого метода Ф. Кафки. Тема письменной работы: Гротеск в творчестве Ф. Кафки. Литература: 1 Базилевский А. Деформация в эстетике сюрреализма и экспрессионизма // Сюрреализм и авангард: Материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы. - М.: ГИТИС, 1999. - С. 33-46. 2 Затонский Д. Ф. Кафка и проблемы модернизма. – М., 1972. 3 Карельский А. Творчество Ф. Кафки // Карельский А. Хрупкая лира. – М., 1999. 4 Брод М. О Франце Кафке. – СПб., 2000.
Глоссарий Глубокое и адекватное изучение литературы не представляется возможным вне системного изучения национальной истории и культуры. По этой причине курс «Литературный экспрессионизм» необходимо учитывает сведения общекультурного характера, тенденции развития, философии и эстетики, нюансы политической жизни Европы изучаемого периода. Таким образом, представляется, что студент должен свободно владеть не только литературоведческой, но и философско-эстетической терминологией. Отметим, что создавать индивидуальные словари литературоведческих терминов и понятий студентам рекомендуется еще на первом году обучения (курс «Введение в литературоведение»). Источником по философско-эстетической терминологии могут стать следующие словари: Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М., 1989. Философский энциклопедический словарь / Редколл.: С.С. Аверинцев и др. – М., 1989.
Ниже приводятся примеры определений ключевых для курса понятий. АЛОГИЗМ (по О. Россиянову) – одна из важных составляющих и образно-выразительных особенностей, присущая ряду течений литературы и искусства первой половины ХХ века. Содержательная функция алогизма заключалась в неприятии и прямом ниспровержении внешне разумных, а на деле иллюзорных, ограниченно-буржуазных и самоудовлетворенно-обыденных представлений. ВЧУВСТВОВАНИЕ (по В. Седельнику) – понятие, заимствованное экспрессионизмом из психологии искусства, обозначающее процесс эстетического сопереживания и художественного познания на основе «внесения» мыслей и чувств человека в предметы и явления объективного мира. ДЕГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО – термин, под которым нацистская пропаганда объединяла различные проявления и феномены авангардного искусства. Авангардное искусство воспринималось не только и не столько как «неклассическое», но как антигерманское, еврейско-большевистское. «Дегенеративное» (авангардное) искусство было запрещено, его образцы в огромном большинстве уничтожены, создатели репрессированы. ДЕФОРМАЦИЯ (по А. Базилевскому) – изменение формы, ведущее к построению нового художественного содержания и интенсификации выражения; сторона единого процесса преобразования действительности, приводящего форму в соответствие с выражаемым ею множеством противоречий. НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК (по И. Млечиной) – утопическое представление экспрессионизма, связанное с идеями внутреннего обновления и преображения человека, ставшее одним из центральных мотивов экспрессионистского творчества. ЭКСПРЕССИОНИЗМ (по В. Рудневу) - (от лат. Expressio - выражение) - направление в австро-немецком искусстве первых десятилетий ХХ в., одно из классических направлений европейского модернизма. Для экспрессионизма характерен принцип всеохватывающей субъективной интерпретации реальности, возобладавшей над миром первичных чувственных ощущений, как было в первом модернистском направлении — импрессионизме. Отсюда тяготение экспрессионизма к абстрактности, обостренной и экстатической, подчеркнутой эмоциональности, мистике, фантастическому гротеску и трагизму. Вопросы к зачету по курсу «Литературный экспрессионизм» 1 Своеобразие русского экспрессионизма. 2 Своеобразие немецко-автрийского экспрессионизма. 3 Особенности экспрессионистской лирики. 4 Особенности экспрессионистской драмы. 5 Утопические черты экспрессионизма. 6 Апокалипсические мотивы экспрессионизма. 7 Природа в эстетической системе экспрессионизма. 8 Эстетика экспрессионизма. 9 Образ человека в экспрессионистской лирике и драматургии. 10 Футуризм и экспрессионизм. 11 Ницше и экспрессионизм. 12 Абсолютная метафора в экспрессионистской лирике. 13 Жанровые варианты драматургии экспрессионизма. 14 Экспрессионистские черты творчества Ф. Кафки. 15 Особенности экспрессионистской субкультуры. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |