Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС И МЕСТО ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ВВЕДЕНИЕ

Республика Беларусь динамично развивается как суверенное правовое государство. В сфере государственного строительства, в становлении демократических институтов, в экономике и других сферах происходят серьезные изменения. Происходят они и в системе правоохранительных органов.

Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвленная. Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и т.п.

Прокуратура является одним из важнейших правоохранительных органов государства. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров Республики Беларусь органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами.

Прокурорский надзор, вся многогранная деятельность прокуратуры Республики Беларусь являются важной гарантией защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц и государства в целом.

Органы прокуратуры, являясь органической частью государственного механизма, постоянно находятся в процессе совершенствования и динамического развития. Совершенствуется законодательная база формирования и функционирования прокуратуры, которая позволяет на уровне современных требований разрешать задачи, поставленные государством перед системой органов прокуратуры. Оптимизируется структура прокуратуры и ее органов.

В 2007 году был принят новый закон Республики Беларусь, регламентирующий правовые основы деятельности данного органа государственного контроля и надзора.

Правоприменителю еще предстоит большая и кропотливая по реализации обновленных правовых норм на практике, по их анализу и оценке. Однако уже сейчас можно с определенной долей уверенности говорить о наличии крайне важного и определяющего переходного этапа в развитии механизма прокурорского надзора.

В большинстве демократических стран функция прокуратуры сводится к уголовному преследованию лиц совершивших преступление, поддержанию публичного обвинения в суде, осуществлению надзора за законностью предварительного расследования и содержания лиц в местах заключения. Далеко неодинаково решается в различных странах и вопрос о месте прокуратуры в системе органов государственной власти.
В одних странах (США, Япония, Польша и др.) прокуратура входит в состав министерства юстиции, а министр юстиции одновременно выступает и качестве генерального прокурора. В других странах (Италия, Испания, Бельгия и др.) прокуратура включается в состав магистратуры и действует при судах (например, Генеральный прокурор Италии при Кассационном Суде или Генеральный прокурор Нидерландов при Верховном Суде). В третьих странах (КНР, Россия, КНДР, Словакия и др.) прокуратура выделяется в отдельную систему. Наконец, есть и такие страны (например, Великобритания), где прокуратура вообще отсутствует, а прокурорские функции в необходимых случаях выполняют члены адвокатского корпуса, а в особо важных делах специальное должностное лицо — директор публичных преследований.
В странах СНГ прокуратура является самостоятельным органом государственной власти. Тем не менее, ее конституционный статус характеризуется неоднозначно. Так, в Конституции Грузии прокуратура определяется как «учреждение судебной власти, которое осуществляет уголовно-правовое преследование, надзор за дознанием и исполнением наказания, а также поддерживает государственное обвинение». Здесь обращают на себя внимание два момента:

1) то, что прокуратура рассматривается как орган судебной власти;

2) то, что в функции прокуратуры не включается осуществление общего надзора за законностью.

В последнем отношении существенно отличаются положения о прокуратуре и в конституциях Украины и в нашей Республике, хотя и та и другая помещают их в отдельных разделах и главах, а не внутри раздела.

 


КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС И МЕСТО ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

ПРИНЦИПЫ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После исследования, проведенного в настоящей курсовой работе, можно сделать следующие выводы. Место прокуратуры в системе конституционных государственно-правовых институтах имеет ключевое значение для определения сущности прокурорской системы, функций прокуратуры, ее правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности.

На протяжении столетий честным и добросовестным трудом десятков тысяч высокопрофессиональных юристов создано уникальное общественно-правовое явление — прокуратура Республики Беларусь, которая оберегает законность и является цементирующей опорой государства, оплотом единства правопорядка.

В современных условиях глубоких социально-экономических перемен прокуроры обеспечивают верховенство закона, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Ослабление государственного контроля за состоянием законности неминуемо осложнит криминальную ситуацию, прежде всего в сфере обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, резко усугубит разбалансированность конституционно установленной вертикали государственной власти и т.д.

Главная задача белорусского государства и прокуратуры состоит в том, чтобы на основе научного обоснованного прогнозирования, предвидения, досконального знания положения дел обеспечить надёжную безопасность во всех сферах жизнедеятельности страны, предотвратить и нейтрализовать назревающие угрозы, эффективно противодействовать им, в том числе мерами прокурорского реагирования.

В целях проведения эффективной государственной политики борьбы с преступностью система прокуратуры Республики Беларусь должна, функционально и структурно сохранить свою конституционную независимость и правовую самостоятельность.

Прокуратура Республики Беларусь призвана обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства.
В этих целях прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РБ, исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами РБ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Прокурорский надзор распространяется на органы управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, а также на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, и органы и учреждения, исполняющие наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного характера, судебных исполнителей, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Республики Беларусь, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

 

ВВЕДЕНИЕ

Республика Беларусь динамично развивается как суверенное правовое государство. В сфере государственного строительства, в становлении демократических институтов, в экономике и других сферах происходят серьезные изменения. Происходят они и в системе правоохранительных органов.

Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвленная. Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и т.п.

Прокуратура является одним из важнейших правоохранительных органов государства. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров Республики Беларусь органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами.

Прокурорский надзор, вся многогранная деятельность прокуратуры Республики Беларусь являются важной гарантией защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц и государства в целом.

Органы прокуратуры, являясь органической частью государственного механизма, постоянно находятся в процессе совершенствования и динамического развития. Совершенствуется законодательная база формирования и функционирования прокуратуры, которая позволяет на уровне современных требований разрешать задачи, поставленные государством перед системой органов прокуратуры. Оптимизируется структура прокуратуры и ее органов.

В 2007 году был принят новый закон Республики Беларусь, регламентирующий правовые основы деятельности данного органа государственного контроля и надзора.

Правоприменителю еще предстоит большая и кропотливая по реализации обновленных правовых норм на практике, по их анализу и оценке. Однако уже сейчас можно с определенной долей уверенности говорить о наличии крайне важного и определяющего переходного этапа в развитии механизма прокурорского надзора.

В большинстве демократических стран функция прокуратуры сводится к уголовному преследованию лиц совершивших преступление, поддержанию публичного обвинения в суде, осуществлению надзора за законностью предварительного расследования и содержания лиц в местах заключения. Далеко неодинаково решается в различных странах и вопрос о месте прокуратуры в системе органов государственной власти.
В одних странах (США, Япония, Польша и др.) прокуратура входит в состав министерства юстиции, а министр юстиции одновременно выступает и качестве генерального прокурора. В других странах (Италия, Испания, Бельгия и др.) прокуратура включается в состав магистратуры и действует при судах (например, Генеральный прокурор Италии при Кассационном Суде или Генеральный прокурор Нидерландов при Верховном Суде). В третьих странах (КНР, Россия, КНДР, Словакия и др.) прокуратура выделяется в отдельную систему. Наконец, есть и такие страны (например, Великобритания), где прокуратура вообще отсутствует, а прокурорские функции в необходимых случаях выполняют члены адвокатского корпуса, а в особо важных делах специальное должностное лицо — директор публичных преследований.
В странах СНГ прокуратура является самостоятельным органом государственной власти. Тем не менее, ее конституционный статус характеризуется неоднозначно. Так, в Конституции Грузии прокуратура определяется как «учреждение судебной власти, которое осуществляет уголовно-правовое преследование, надзор за дознанием и исполнением наказания, а также поддерживает государственное обвинение». Здесь обращают на себя внимание два момента:

1) то, что прокуратура рассматривается как орган судебной власти;

2) то, что в функции прокуратуры не включается осуществление общего надзора за законностью.

В последнем отношении существенно отличаются положения о прокуратуре и в конституциях Украины и в нашей Республике, хотя и та и другая помещают их в отдельных разделах и главах, а не внутри раздела.

 


КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС И МЕСТО ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...