Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. ГРУППА СПОНДЕИЧЕСКИХ ВОСХОДЯЩИХ

Даниил Леонидович Андреев

Новые метро-строфы


(Из книг "Бродяга" и "Русские Боги")
впервые вводимые в русскую поэзию.
Перечень, классификации, образы

Размещение в сети: http://www.rodon.org/andreev/nms.htm
Дата написания: ок. 1955; автора: 1906-1959; файла: 07.06.2007
Источник OCR: Собр.соч. в 4-х томах; "Урания", М., 1997 г., том 3.2
Знаком + обозначены ударные слоги, а знаком ~ обозначены безударные слоги.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
I. Группа спондеических восходящих II. Группа спондеических сред[инных] III. Группа спондеических нисходящих IV. Группа спондеических обнимающих V. Группа новых силлабо-тонических октва VI. Пэоны и гиперпэоны VII. Группа новых силлабо-тонических секстин, декад, дэцим и др. VIII. Группа метро-строф с гипер-актилическими рифмами и консонансами Примечания

 

I. ГРУППА СПОНДЕИЧЕСКИХ ВОСХОДЯЩИХ

 

1.

Спондей
++ ++ ++ ++

 

  Варианты:  
Уж в темь Пал месяц Бьет Семь. Бьет десять.   Вон - в славе - Знак Льва Ночь правит Бьет два.

 


2.

Спондео-ямб
++~+ ++~+ ++~+ ++~+

 

- Свет! Светлый свет! - Жар! Добрый жар! - Благ, Щедр и свят Ваш Страстный дар!

 

3.

Спондей удвоенный дактилический
++++~~ ++++~~

 

Страж! Взять Вот Этого: Смыть Лик! Скрыть След его!

 

4.

Спондей удвоенный гипердактилический
++++~~~~ ++++~~~~

 

  Варианты:  
Груз Дум Прочь Скидывается. Пляс Мчит, Кровь Взбадривается, - Гонг Бьет, Смех Взвихривается, Сам Вождь В нас вглядывается!..   Вой, вой, Ветр Взвеивающийся! Плачь, Плачь, Дух Жалующийся! Рой Хлябь Волн Рушащихся, Мчи вдаль Гроб Взбрасывающийся!

 

5.

Восходяще-нисходящая гипердактическая кваттурдэцима
+++~~+~~+~~~ +++~~+~~+ +++~~+~~+~~~ +++~~+++

 

Вот, Сплошь Полная древними призраками Бьет Счет Полночь над башенным рвом. Блеск Рамп Сразу сменяется сумерками... Стих Треск Джазов, - юркнув Как Гном.

 

6.

Спондей облегченный акомпанементный
+++~+ +~+~~~+

 

Нам Сам Черт не брат: Скачем передом назад

 

7.

~++~~+~ ~++~~+ ~++~~+~ ~++~~+

 

Уж ночь. Выйду из хаты... Порог, сени, крыльцо... Высок купол крылатый И мрак дышит в лицо.

 

8.

Восходящая дактилическая дэцима
+++~~+~~+~~+~~ +++~~+~~+~~+~~ +++~~+~~+~~+~~ +++~~+~~+~~+~~

 

Тих Волн Ропот... Не плещется белыми гривами Бег Пен Бурых на отмели берега дремлющего Смолк Вой Шторма, что раньше бросал их приливами, Стих Рог Бурь, и моря замыкаются землями.

 

II. ГРУППА СПОНДЕИЧЕСКИХ СРЕД[ИННЫХ]

 

1.

Ямбо-хорей
~||~~||~~||~~||~ ~||~~||~~||~~|| ~||~~||~~||~~||~ ~||~~||~~||~~||

 

Смешав правду с нагой ло[жью,] смесив знанье с тр[ухой догмы,] Здесь дух века мнет ум тыс[яч,] росток нежный эфир [душ.] Чтоб их после швырнуть в [город,] в огонь строек, по [...?] Чтобы влить сонмы живой каплей в прибой строя, в ст[альной туш...]

 

2.

Вальс
+~++~++~++~ +~++~++~++~

 

Жаркий пульс танца тмит разум, [бьет в жилах.] Арки зал шумных слив в огне[нный круг.] Тешит смех тайный глаз юных, [уст милых,] Нежит вокруг талий жар сомкну[тых рук...]

 

3.

Дохмий
[~++]~+~~++~+ [~++]~+~~++~+

 

[Гудит Шаг гиганта В снегу Льду,] воде,       Сквозь мглу Транс-паранты В косом Прут дожде.

 

4.

Хвалебная
+~~+~~+++~~+~~+ +~~+~~+++~~+~~+

 

[...] юного мощь Хор Славить грядет на луга, [В тень] расступившихся рощ, В бор, В поле - и на берега!

 

5.

Анапесто-хорей
...~++~~~++~~~++ ...~++~~~++~~~++

 

[...]ама - точно луч солнца: [За]стыл в танце золотой стан, [...]блики золотят бронзу, [...]лом строгим креол канн.

 

6.

Серединный удвоенный гипердактилический спондей
~~++++~~~ ~~++++~~~ ~~++++~~~ ~~++++~~~

 

Поспешай Встать, Чернь Мечущаяся! Растерзай Плоть Царств Рушащихся!   С вас сорву Гнет Всех Заповедей, Заглушу Плачь Всех Проповедей...

 

7.

Серединная восклицательная
~~~++~~ ~~~++~~

 

- Хоть дожевать вафельку!.. - Дорастоптать туфельку!.. - Поцеловать девочку!.. - Дохохотать шуточку...

 

8.

Серединно-спондическая секстина
+~+~+++~+~+ +~+~+++~+~+

 

- В шкуры! - в шубы! - в шелк! - в мех! - Мы, кто так дрожал... - В дупла теплых тел - Тех, Кто в дома бежал.

 

IV. ГРУППА СПОНДЕИЧЕСКИХ ОБНИМАЮЩИХ

 

1.

Хореямб простой
+~~++~~+ +~~++~~+

 

- Враг у ворот! - Сколько? - Тьма тем! - Водоворот Тысяч - у стен...

 

2.

Обоюдо-спондеическая октава первая
++~~+~~++ ++~~+~~++

 

Срок Бьет. Пронесем через мост Труп. Жизнь Ждет, И торопит на пост Труд!

 

3.

Обоюдо-спондеическая октава вторая
++~~+~~+~~+++ ++~~+~~+~~+++

 

В свод Голого зала, в простой - вместо свеч Круг Ламп, Бил Голос оратора, ухала речь, Как Штамп...

 

4.

Обоюдо-спондеическая октава третья
~~++~~ ~~++~~

 

- Нас, узников, жрет Труд. - Нас, смертников, жмет Страх: - Час, кланяясь, бить Бут; Два - ползая - рыть Прах. Тут, в сумраке, нет Смен, Вглубь поприща сход Крут... Весь медленный век - Плен, Весь горестный век - Труд.

 

5.

Спондеическая многоярусная первая
~+~~~+~~~+++~~~+~~~+~~~+++ ~+~~~+~~~+++~~~+~~~+~~~+++

 

...Оттуда - на мгновение, внизу вся в пламенных сияньях неосчитанных - Москва наш рок, В дни горя, в ураганах и в грозу - страж каменный, в годину же хмельного торжества - наш бог.

 

6.

Спондеический дактиле-ямб
+~~~++~~~++~ +~~~++~~~++ +~~~++~~~++~ +~~~++~~~++

 

В узел сатаны нити городов Свиты, Кармою страны скован по рукам Дух... Где ты в этот час, ближний из сынов Света, Бодрствующий в нас огненной борьбой Двух?

 

7.

Ямбо-спондеическая секстина
++~~+~~+~~++ ++~~+~~+~~++

 

Здесь - Пышные лестницы, каждый их марш - Прям, Здесь Вдоль коридоров шелка секретарш Дам...

 

VI. ПЭОНЫ И ГИПЕРПЭОНЫ

 

1.

Пэон первый
+~~~+~~~+~~~+~ +~~~+~~~+~~~+ +~~~+~~~+~~~+~ +~~~+~~~+~~~+

 

Там уже проносятся скользящие байдарки, Яхты накреняются, - как ласточки легки... Ластятся прохладою ласкающие парки, Яркими настурциями рдеют цветники.

 

2.

Пэон второй
~+~~~+~~~+~~~+~~ ~+~~~+~~~+~~~+ ~+~~~+~~~+~~~+~~ ~+~~~+~~~+~~~+

 

Невидимо прикованы бесплотными магнитами, Вкруг центра отдаленного, покорно ворожбе Размеренно вращаются гигантскими орбитами Тажелые троллейбусы мелькающего Б.

 

3.

Пэон третий
~~+~~~+~~~+~~ ~~+~~~+~~~+ ~~+~~~+~~~+~~ ~~+~~~+~~~+

 

Над рекою, в невидимом предвечерии, уж потрескивал задумчивый костер, И туманы, голубые как поверия, Поднимались с зарастающих озер...

 

4.

Гипер-гипер-пэон первый
~~~+~~~~~+~~~~~+~~~~~+~~ ~~~+~~~~~+~~~~~+~~~~~+ ~~~+~~~~~+~~~~~+~~~~~+~~ ~~~+~~~~~+~~~~~+~~~~~+

 

Они встречаются и состязаются, они проносятся и разлучаются, Катод пристрастия с анодом ярости в деяньях тружеников объединя, И возвращаются, и возвращаются, и возвращаются, и возвращаются, - Страны вращающиеся подшипники, колеса лязгающего дня.

 

5.

Гипер-пэон
~~+~~~~+~~~~+~ ~~+~~~~+~~~~+ ~~+~~~~+~~~~+~ ~~+~~~~+~~~~+

 

А прожекторы - тускло-розовый и багровый - То выхватывают, то комкают облака, Будто плещутся пламенеющие покровы Сатурналии - вакханалии - гопака.

 

6.

Гипер-пэон второй
~~~+~~~~~+~~~~~+ ~~~+~~~~~+~~~~~+~

 

Стеной чудовищною наступающая предо мной, Пучина зыблется - но не свинцовою и не железной, - Нездешней тяжестью и невычерчиваемой длиной, То выгибающейся, то проваливающейся бездной.

 

VII. ГРУППА НОВЫХ СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКИХ
СЕКСТИН, ДЕКАД, ДЭЦИМ И ДР.

 

1.

Амфибрахическая секстина
~+~~+~~+~ ~+~~+~~+~ ~+~~+~~+ ~+~~+~~+~ ~+~~+~~+~ ~+~~+~~+

 

Он блещет светло и сурово, И труб его стройные знаки Подобны воздетым мечам Для рыцарской клятвы у Гроба - Подобны горящим во мраке Высоким алтарным свечам.

 

2.

Усеченная секстина-дольник
+~~+~~+~~+~~ +~~+~ +~~+~ +~+~~+ +~~+~~+~~+~~ +~~+~ +~~+~ +~+~~+

 

В эту столикую, тысячетропную, Бурную юность, в муть подземелий Горный спуск разреши С верным оружием - рудокопною Лампой стиха - в подвалы и щели, В штольню былой души.

 

3.

Хореическая повторно-усеченная секстина
+~+~+~+~       +~~       +~~ +~+~+~+~       +~~       +~~

 

Тучи! Трубные сувои В золоте! В золоте! Гостя песней круговою Жалуйте! Жалуйте!

 

4.

Дактиле-ямбическая секстина
+~~+~+~+ +~~+~+~+

 

Прочь, кто боится! Плачь, холоп! Конница мчится Вскачь, В галоп.

 

5.

Пэонический усеченный одиннадцатистрочник
+~~~+~+~~~+~ +~~~+~+~+ +~~~+~+~~~+~ +~~~+~+++

 

Мамонтов огромней Сказочные крабы, Выше диплодоков Башни Туш... Ромбами, кубами - Ромовые бабы: Каждая - как тумба: На сто душ.

 

6.

Плясовая хореическая терцина
+~+~+ +~+~+ +~+~+~ ~+~+~+

 

Булки в восемь тонн Плотны как бетон: - Прыгайте, ребятки, с батона на батон!

 

7.

Октава со слитною рифмою
А   +~~~+~~~+~ А          +~ Б   +~~~+~~~+~ В          ~+ Г   +~~~+~~~+~ Г          +~ Б   +~~~+~~~+~ В          ~+

 

Только бы отделаться от дум бы!.. Румбы Плотная мелодия бубнит В мозгу, Зудом растекается по тяжким Ляжкам, Мысли разомлевшие кривит В дугу.

 

8.

Анапестическая квинта
~~+~~+ ~~+~~+ ~~+~~+~~+ ~~+~~+~~+~~+ ~~+~~+~~+

 

Только стонут во сне, Задыхаясь в броне - В ее пальцах, в ее тишине, И не властен никто ее мощь побороть Ни в трудах, ни в любви, ни в вине.

 

VIII. ГРУППА МЕТРО-СТРОФ С ГИПЕР-ДАКТИЛИЧЕСКИМИ
РИФМАМИ И КОНСОНАНСАМИ

 

1.

Гипер-дактилические стансы
~+~+~+~+~~~~ ~+~+~+~+ ~+~+~+~+~~~~ ~+~+~+~+

 

Но горизонт манил засасывающий И дух застав был хмур и тал; И каждый раз - ступенью сбрасывающей Диаметр ночи возрастал.

 

Вариант
~+~+~+~+~~~ ~+~+~+~+

 

И каждый раз, маршруты скашивая, Дождем затянутые сплошь, Предметы ждали нас, расспрашивая про святотатство, бунт и ложь.

 

Вариант второй
~+~+~+~+~~~~ ~+~+~+~+~

 

Возов, медлительно поскрипывающих Развалистая поступь в поле... Крик чибисов, уныло всхлипывающих И прядающих ввысь на воле...

 

2.

Спондейно-усеченнная гипер-дактилическая октава
~+~~+~~~~ ~+~~+~~~ ~+~~++ ~+~~+~~~~ ~+~~+~~~ ~+~~++

 

Их стаей аукаемая, Их пеньем встречаемая, Над мирной рекой Сплю, Ветрами баюкаемая, Лесами качаемая, Исконный покой Длю.  

 

3.

Амфибрахическая строфа с гипер-дактилем
~+~~+~~+ ~+~~+~~+~~~ ~+~~+~~+ ~+~~+~~+~~~

 

Неясно доносится дрожь из глуби столетий немотствующей, Когда с Немезидою схож Блик его гнева безумствующий.

 

4.

Двухстопно-ямбическое четверостишие с гипер-дактилями
~+~+~~~ ~+~+~ ~+~+~~~ ~+~+~

 

А копны сложенные - Все реже, реже... Леса нехоженные - Ни сел, ни мрежей...

 

5.

Гипер-дактилическая квинта
  +~~+~~   +~~+~~   +~~+~~~~   +~~+~~~~ ~~+~~+~~+~~

 

Цугом бряцающим, Шагом торцующим, Цоколи сдавливающим, Кровли расплющивающим - Продвигаемся, князь, продвигаемся.

 

6.

Гипер-дактилическое консонансное четверостишие
~+~~+~~~~ ~+~~+~~~~ ~+~~+~~~~ ~+~~+~~~~

 

- Спешим - поторапливаемся! - Бежим - перевертываемся! - Летим! перекручиваемся! - На ходу отпочковываемся!..

 

7.

Удлиненная ямбо-гипердактилическая октава
~+~+~~ ~+~+~~~ ~+~+~~ ~+~+ ~+~+~~ ~+~+~~~ ~+~+~~ ~+~+

 

Листвы мерцающей шелка трепещущие Струясь колеблятся, шуршат вокруг нас, Всегда певучие, всегда щебечущие, Не умолкающие ни на час!

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

Эта работа Д.Андреева. не датирована и, видимо, не вполне завершена, но судя по присутствию в заголовке цикла "Бродяга" (о нем см. п. 53-пр.*) и обилию строф, представляющих варианты, не вошедшие в окончательные тексты, она написана не позднее 1955 г.

* В письме А.А.Андреевой от 2 марта 1956 года (т.3-2, п.53) Д.Андреев писал следующее:

"Бродяга" же был дополнен несколькими десятками стихотворений и распался на 3 цикла, из которых – "Сквозь природу" и "Босиком" – вошли в состав "Русских богов" в качестве глав XIV и XV >** (всего – 18), "Миры просвет<ления>" – XVI, "Навна" – IX, "Грозный" – X, а третий – просто сборище стихов о природе, никуда не попавших. Он даже не собран как следует.

** Порядок глав в окончательном варианте иной. См. РБ.

Включая в себя большое количество ранних вариантов стихотворений, "Новые метро-строфы" дают представление и об особенностях поэтического творчества Д.Андреева, и его условиях, когда поэт после изъятия и уничтожения своих рукописей уже во время тюремных "шмонов", был вынужден их вновь и вновь восстанавливать. Есть основания считать, что не все цитируемое в этой работе восстановлено.

В примечаниях общепринятые стиховедческие термины, как правило, не объясняются, кроме тех случаев, когда это необходимо для характеристики особенностей стиха Д.Андреева.

Метро-строфы. Примечание Д.Андреева из "Некоторых заметок по стиховедению":

Под метрострофой я разумею любую, непрерывно и единообразно в данном стихотворении повторяемую группу строк, в которой сочетается твердое следование одному заданному метру со столь же единообразно проводимой рифмовкой. Например, в русской поэзии XIX века самой распространенной метрострофой было четырехстопное ямбической четверостишие с рифмовкой АВАВ, где А – рифма женская, В – мужская. Силлаботоническая поэтика знает несколько десятков метростроф, чистые же дольники и интонационный стих Маяковского не знает метростроф вовсе. Тем не менее, после кратковременного восстания футуристов, метрострофа утвердилась в русской поэзии как основная структурная единица. По-видимому, потребность в ней вытекает не столько из свойств русского языка, сколько из некоторых психологических особенностей тех эпох, которые стремятся к созданию твердых и долговечных эстетических форм больше, чем к разрушению старых канонов.

Спондей

В рукописи первоначально было: Чистый спондей.

"Уж//в темь...". – Вариант строфы из "Симфонии городского дня" (Ср.: 1,64)

"Вон –//в славе...". – Там же (1,68).

Спондео-ямб

"– Свет!//Светлый свет!..". – "Утренняя оратория" (3,1,563). Присутствие здесь строф из "Утренней оратории" говорит о том, что она входила в первый вариант РБ.

Ямбо-хорей

"Смешав правду с нагой ложью...". – "Симфония городского дня", вариант (Ср.: 1,57). Здесь и далее в рукописи две дефектных страницы; восстановленный текст заключен в квадратные скобки.

Вальс

"Жаркий пульс танца...". – Там же, вариант (Ср.: 1,67).

Дохмий

"Гудит// Шаг гагантя...". – "Столица ликует" (1,76).

Хвалебная

"[...] юного мощь...". – В рукописи начала строк отсутствуют. "Ирудрана"; вариант (ср.: !,396 /так в бумажном варианте/).

Анапесто-хорей

В связи с дефектом рукописи начало схемы отсутствует.

"[...] ама – точно луч солнца...". – Источник цитаты установить не удалось, возможно строфа восходит к неизвестному нам стих. цикла "Древняя память" (см.: 3,1,320-335).

Срединная восклицательная

"– Хоть дожевать вафельку!...". – ЖМ, вариант (ср.: 3,1,114–115).

Хореямбо-спондей

"Я//за стеной...". – Строфа предположительно из ранней редакции ЖМ.

Хорео-анапестная усеченная

"Рати! Цитадель...". – ЖМ, вариант (ср.: 3,1,33).

Пятистопно-ямбическнй спондей

"Как горестно взмывает на простор...". – "Измена" /"Материалы к поэме "Дуггур" (З,1,470).

Пэоно-спондеическая плясовая

"Слышатся набеги, ранул...". – По предположению АА., строфа входила в несохранившуюся поэму "Солнцеворот".

Спондеизированный дактиле-ямб

"Запахи с лугов...". – "Сумрак засинел..." ("Лесная кровь", с разночтением, 3,1,397).

Пэоно-спондеическая секстина

"Встанет попурри, как балерина, на носок...". – Там же (1,65).

Дактиле-спондеическая секстина

"Но, как и прежде, венцом Мономаха...". – По предположению АА., эта строфа, возможно, из стих. неосeoсуществленного цикла о Москве.

Пэоно-спондеичсская декада

"Ветром овеваемы, теплом...". – "На балконе", с разночтением ("Материалы к поэме "Дуггур"; 3,457).

Ямбо-спондеическая секстина

"Тебя невестим, одеваем...". – По предположению АА, эта строфа из "Утренней ораторим", рукопись которой сохранилась не полностью (см.: 3,1,555-572).

Анапесто-спондеическая октава

"Не умолкнут кругом...". – "Гении" ("Старорусские боги"; 1,253).

Хореямбо-спондеическая октава

"И не вместят...". – По предположению АА., строфа входила в "Утреннюю ораторию"; но в переработанном виде она вошла в ЖМ (ср.: 3,1,81).

Хореямб простой

"- Враг у ворот...". – По предположению АА., строфа входила в несохранившуюся поэму "Солнцеворот".

Спондеический дактиле-ямб

"В узел сатаны нити годов свиты...". – "Яросвету – демиургу России" ("Темное видение"; 1,99).

Ямбо-спондеическая секстина

"Здесь...". – "О тех, кто обманывал доверие народа" (Там же; 1,85).

Русская октава ямбическая

 

"Я слышал, как цветут поверия...". – "У стен Кремля", с разночтением ("Святые камни"; 1,34).

Русская октава хореическая

"И как отсвет вечно-юного...". – "Василий Блаженный", с разночтением (Там же; 1,37).

Усеченная дольниковая октава

"Народная память хранит едва...". – "О полузабытых", с разночтением ("Святорусские духи"; 1,249).

VI. Пэоны и гипер-пэоны

 

Пэон первый

 

"Там уже проносятся скользящие байдарки...". – "Симфония городского дня", с разночтениями (1,60).

Пэон второй

"Невидимо прикованы бесплотными магнитами...". – Там же, с разночтениями (Ср.: 1,52).

Пэон третий

"Над рекою, в нелюдимом предвечерии...". – "Древнее", с разночтениями ("Сквозь природу"; ср.: 1,383).

Гипер-гипер-пэон первый

"Они встречаются и состязаются, они проносятся и разлучаются...". – "Симфония городского дня", с разночтениями (Ср.: 1, 56-57).

Гипер-пэон

"А прожекторы - тускло-розовый и багровый...". – "Танцы вверху" ("Афродита всенародная", 3,1,578-579).

Б. Гипер-пэон второй

"Стеной чудовищною наступающая предо мной...". – Источник цитаты неизвестен; возможно, это строки одной из редакций поэмы "У демонов возмездия".

Амфибрахическая секстина

 

"Он блещет светло и сурово...". – "Концертный зал" ("Святые камни"; 1,43).

Усеченная секстина-дольник

"В эту столикую, тысячетропную...". – Источник цитаты неизвестен; тематически строфа связана с "Материалами к поэме "Дуггур".

Дактиле-ямбическая секстина

"Прочь, кто боится!..". – По свидетельству АА., строфа из утраченной поэмы "Солнцеворот".

Плясовая хореическая терцина

"Булки в восемь тонн...". – Там же (1,78).

Октава со слитною рифмой

"Только бы отделаться от дум бы!...". – "Танцы внизу", с разночтениями ("Афродита всенародная"; 3,1,580).

Анапестическая квинта

"Только стонут во сне...". – Источник цитаты неизвестен, но тематически строфа может восходить к "Материалам к поэме "Дуггур" или к "Афродите всенародной".

Гипер-дактилические стансы

"Но горизонт манил засасывающий…". – "Другу юности, которого нет в живых. (Второе)" ("Материалы к поэме "Дуггур"; 3,1,453).

"И каждый раз, маршруты скашивая…". – Там же, с разночтениями.

"Возов, медлительно поскрипывающих…". – "Исчезли стены разбегающиеся…", с разночтениями ("Зеленою поймой"; 3,1,465). Далее, судя по рукописи, предполагался "Вариант третий".

Гипер-дактилическая квинта

"Цугом бряцающим…". – Цитата, возможно, восходит к ранней редакции ЖМ. 6. Гипер-дактилическое консонансное четверостишие

"– Спешим – поторапливаемся…". – ЖМ, вариант (ср.:3,1,40)

Даниил Леонидович Андреев

Новые метро-строфы


(Из книг "Бродяга" и "Русские Боги")
впервые вводимые в русскую поэзию.
Перечень, классификации, образы

Размещение в сети: http://www.rodon.org/andreev/nms.htm
Дата написания: ок. 1955; автора: 1906-1959; файла: 07.06.2007
Источник OCR: Собр.соч. в 4-х томах; "Урания", М., 1997 г., том 3.2
Знаком + обозначены ударные слоги, а знаком ~ обозначены безударные слоги.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
I. Группа спондеических восходящих II. Группа спондеических сред[инных] III. Группа спондеических нисходящих IV. Группа спондеических обнимающих V. Группа новых силлабо-тонических октва VI. Пэоны и гиперпэоны VII. Группа новых силлабо-тонических секстин, декад, дэцим и др. VIII. Группа метро-строф с гипер-актилическими рифмами и консонансами Примечания

 

I. ГРУППА СПОНДЕИЧЕСКИХ ВОСХОДЯЩИХ

 

1.

Спондей
++ ++ ++ ++

 

  Варианты:  
Уж в темь Пал месяц Бьет Семь. Бьет десять.   Вон - в славе - Знак Льва Ночь правит Бьет два.

 


2.

Спондео-ямб
++~+ ++~+ ++~+ ++~+

 

- Свет! Светлый свет! - Жар! Добрый жар! - Благ, Щедр и свят Ваш Страстный дар!

 

3.

Спондей удвоенный дактилический
++++~~ ++++~~

 

Страж! Взять Вот Этого: Смыть Лик! Скрыть След его!

 

4.

Спондей удвоенный гипердактилический
++++~~~~ ++++~~~~

 

  Варианты:  
Груз Дум Прочь Скидывается. Пляс Мчит, Кровь Взбадривается, - Гонг Бьет, Смех Взвихривается, Сам Вождь В нас вглядывается!..   Вой, вой, Ветр Взвеивающийся! Плачь, Плачь, Дух Жалующийся! Рой Хлябь Волн Рушащихся, Мчи вдаль Гроб Взбрасывающийся!

 

5.

Восходяще-нисходящая гипердактическая кваттурдэцима
+++~~+~~+~~~ +++~~+~~+ +++~~+~~+~~~ +++~~+++

 

Вот, Сплошь Полная древними призраками Бьет Счет Полночь над башенным рвом. Блеск Рамп Сразу сменяется сумерками... Стих Треск Джазов, - юркнув Как Гном.

 

6.

Спондей облегченный акомпанементный
+++~+ +~+~~~+

 

Нам Сам Черт не брат: Скачем передом назад

 

7.

~++~~+~ ~++~~+ ~++~~+~ ~++~~+

 

Уж ночь. Выйду из хаты... Порог, сени, крыльцо... Высок купол крылатый И мрак дышит в лицо.

 

8.

Восходящая дактилическая дэцима
+++~~+~~+~~+~~ +++~~+~~+~~+~~ +++~~+~~+~~+~~ +++~~+~~+~~+~~

 

Тих Волн Ропот... Не плещется белыми гривами Бег Пен Бурых на отмели берега дремлющего Смолк Вой Шторма, что раньше бросал их приливами, Стих Рог Бурь, и моря замыкаются землями.

 

II. ГРУППА СПОНДЕИЧЕСКИХ СРЕД[ИННЫХ]

 

1.

Ямбо-хорей
~||~~||~~||~~||~ ~||~~||~~||~~|| ~||~~||~~||~~||~ ~||~~||~~||~~||

 

Смешав правду с нагой ло[жью,] смесив знанье с тр[ухой догмы,] Здесь дух века мнет ум тыс[яч,] росток нежный эфир [душ.] Чтоб их после швырнуть в [город,] в огонь строек, по [...?] Чтобы влить сонмы живой каплей в прибой строя, в ст[альной туш...]

 

2.

Вальс
+~++~++~++~ +~++~++~++~

 

Жаркий пульс танца тмит разум, [бьет в жилах.] Арки зал шумных слив в огне[нный круг.] Тешит смех тайный глаз юных, [уст милых,] Нежит вокруг талий жар сомкну[тых рук...]

 

3.

Дохмий
[~++]~+~~++~+ [~++]~+~~++~+

 

[Гудит Шаг гиганта В снегу Льду,] воде,       Сквозь мглу Транс-паранты В косом Прут дожде.

 

4.

Хвалебная
+~~+~~+++~~+~~+ +~~+~~+++~~+~~+

 

[...] юного мощь Хор Славить грядет на луга, [В тень] расступившихся рощ, В бор, В поле - и на берега!

 

5.

Анапесто-хорей
...~++~~~++~~~++ ...~++~~~++~~~++

 

[...]ама - точно луч солнца: [За]стыл в танце золотой стан, [...]блики золотят бронзу, [...]лом строгим креол канн.

 

6.

Серединный удвоенный гипердактилический спондей
~~++++~~~ ~~++++~~~ ~~++++~~~ ~~++++~~~

 

Поспешай Встать, Чернь Мечущаяся! Растерзай Плоть Царств Рушащихся!   С вас сорву Гнет Всех Заповедей, Заглушу Плачь Всех Проповедей...

 

7.

Серединная восклицательная
~~~++~~ ~~~++~~

 

- Хоть дожевать вафельку!.. - Дорастоптать туфельку!.. - Поцеловать девочку!.. - Дохохотать шуточку...

 

8.

Серединно-спондическая секстина
+~+~+++~+~+ +~+~+++~+~+

 

- В шкуры! - в шубы! - в шелк! - в мех! - Мы, кто так дрожал... - В дупла теплых тел - Тех, Кто в дома бежал.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...