Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. ГРУППА НОВЫХ СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКИХ ОКТАВ

 

1.

Русская октава ямбическая
А   ~+~+~+~+~~ Б   ~+~+~+~+~ Б   ~+~+~+~+~ В   ~+~+~+~ А   ~+~+~+~+~~ Г   ~+~+~+~+~ Г   ~+~+~+~+~ В   ~+~+~+~

 

Я слышал, как цветут поверия Под сводом теремов дремучих, И как поет в крылатых тучах Серебролитный звон церквей, Как из-под грузных глыб империи Дух воли свищет пламенами И развевает их над нами Злой азиатский суховей.  

 

2.

Русская октава хореическая
А   +~+~+~+~~ Б   +~+~+~+~ А   +~+~+~+~ В   +~+~+~ Г   +~+~+~+~~ Б   +~+~+~+~ Г   +~+~+~+~ В   +~+~+~

 

И, как отсвет вечно-юного Золотого утра мира, Видишь крылья Гамаюновы, Наклоненные к ручью, Слышишь пенье Алконостово И смеющиеся клиры В чащах праведного острова У Отца светил, в раю.  

 

3.

Русская октава амфибрахическая первая
А   ~+~~+~~+~ Б   ~+~~+~~+~~ А   ~+~~+~~+~ Б   ~+~~+~~+~~ В   ~+~~+~~+~~ Г   ~+~~+~~+~ В   ~+~~+~~+~~ Г   ~+~~+~~+~

 

И, мерно сходясь над народом, Как тени от волн набегающих, Скрывают бесплотные воды Молящих, скорбящих, рыдающих. И к полчищам вражьим доносится Лишь звон погруженного Града, Хранимого как дароносица, Негаснущего как лампада.  

 

4.

Русская амфибрахическая октава вторая
~+~~+~~+~ ~+~~+~~+~ ~+~~+~~+~ ~+~~+~~+ ~+~~+~~+~ ~+~~+~~+~ ~+~~+~~+~ ~+~~+~~+

 

Ты с башни лиловой сходила В плаще векового преданья, А в улицах, в ночи свиданья, Как оттепель стлалась от ног, Сулила, звала и грозила И стужей, и вечной изменой, С бездонных окраин вселенной Мерцая, как звездный клинок.  

 

5.

Русская анапестическая октава первая
А   ~~+~~+~ Б   ~~+~~+~ А   ~~+~~+~ В   ~~+~~+ Г   ~~+~~+~ Б   ~~+~~+~ Г   ~~+~~+~ В   ~~+~~+

 

...И в сиреневых далях Цепь двойных канделябров По ночным магистралям Устремилась к тебе, - Страсть горячих и юных, Доблесть гордых и храбрых Чарам жертвуя лунным И твоей ворожбе.  

 

6.

Хореическая октава 4-x-стопная усеченная
А   +~+~+~+~ Б   +~+~+~+~ А   +~+~+~+~ В   +~+ Г   +~+~+~+~ Б   +~+~+~+~ Г   +~+~+~+~ В   +~+

 

Над столицей мировою Слышишь гул страстей народных? Так звучал "эван-эвоэ" В древний век! Хмель и кровь потоком алым Бьют из капищ темносводных, Льют по руслам небывалым Новых рек.  

 

7.

Анапестическая октава усеченная
А   ~~+~~+~+ Б   ~~+~~+~+ В   ~~+~~+~+ Г   +~+~~ А   ~~+~~+~+ Б   ~~+~~+~+ В   ~~+~~+~+ Г   +~+~~

 

Отпускаю тебя, мой сын, Мой глашатай! мой луч! мой свет! Спит невеста твоя в бору, В диком тереме: Слышат дебрь да сосновый тын, Как смеется она в листве, В росах, блещущих поутру, В каждом дереве; Как томится в глубинах сна Под дрожащим огнем Стожар, Как сникает по злым ночам В вихрь и смерчь она, - Вся текучая, как волна, Как струящийся фимиам, Ни народом, ни гранью царств Не очернена.  

 

8.

Русская анапестическая октава вторая
А   ~~+~~+ Б   ~~+~~+~~+~ А   ~~+~~+ В   ~~+~~+~~+ Г   ~~+~~+ Б   ~~+~~+~~+~ Г   ~~+~~+ В   ~~+~~+~~+

 

С непроглядных окрайн Преступленье ползло, и доныне Нерассказанных тайн Не посмею доверить стиху; Но уже скорлупа Зашуршала под ветром пустыни, Зазмеилась тропа К непрощающемуся греху.  

 

9.

Русская хореическая пятистопная октава
А   +~+~+~+~+~~ Б   +~+~+~+~+ А   +~+~+~+~+~~ Б   +~+~+~+~+ В   +~+~+~+~+ Г   +~+~+~+~+ В   +~+~+~+~+ Г   +~+~+~+~+

 

Не хоронят. Некогда. и Некому. На восток - за Волгу, за Урал! Там Россию за родными реками Шесть столетий враг не попирал!... Клячи. Люди. Танк. Грузовики. Стоголосый гомон на шоссе. Волочить ребят, узлы, мешки, Спать на вытоптанной полосе.  

 

10.

Усеченная дольниковая октава
~+~~+~~+~+ ~+~~+~+ +~~+~~+~~+ +~~+~~+

 

Народная память хранит едва Деяния и слова Тех, кто ни почестей, ни торжества Не пожинал искони; Громом их подвигов не стотрясен Вздыбленный строй времен; Дальним потомкам своих имен Не завещали они.  

 

VI. ПЭОНЫ И ГИПЕРПЭОНЫ

 

1.

Пэон первый
+~~~+~~~+~~~+~ +~~~+~~~+~~~+ +~~~+~~~+~~~+~ +~~~+~~~+~~~+

 

Там уже проносятся скользящие байдарки, Яхты накреняются, - как ласточки легки... Ластятся прохладою ласкающие парки, Яркими настурциями рдеют цветники.

 

2.

Пэон второй
~+~~~+~~~+~~~+~~ ~+~~~+~~~+~~~+ ~+~~~+~~~+~~~+~~ ~+~~~+~~~+~~~+

 

Невидимо прикованы бесплотными магнитами, Вкруг центра отдаленного, покорно ворожбе Размеренно вращаются гигантскими орбитами Тажелые троллейбусы мелькающего Б.

 

3.

Пэон третий
~~+~~~+~~~+~~ ~~+~~~+~~~+ ~~+~~~+~~~+~~ ~~+~~~+~~~+

 

Над рекою, в невидимом предвечерии, уж потрескивал задумчивый костер, И туманы, голубые как поверия, Поднимались с зарастающих озер...

 

4.

Гипер-гипер-пэон первый
~~~+~~~~~+~~~~~+~~~~~+~~ ~~~+~~~~~+~~~~~+~~~~~+ ~~~+~~~~~+~~~~~+~~~~~+~~ ~~~+~~~~~+~~~~~+~~~~~+

 

Они встречаются и состязаются, они проносятся и разлучаются, Катод пристрастия с анодом ярости в деяньях тружеников объединя, И возвращаются, и возвращаются, и возвращаются, и возвращаются, - Страны вращающиеся подшипники, колеса лязгающего дня.

 

5.

Гипер-пэон
~~+~~~~+~~~~+~ ~~+~~~~+~~~~+ ~~+~~~~+~~~~+~ ~~+~~~~+~~~~+

 

А прожекторы - тускло-розовый и багровый - То выхватывают, то комкают облака, Будто плещутся пламенеющие покровы Сатурналии - вакханалии - гопака.

 

6.

Гипер-пэон второй
~~~+~~~~~+~~~~~+ ~~~+~~~~~+~~~~~+~

 

Стеной чудовищною наступающая предо мной, Пучина зыблется - но не свинцовою и не железной, - Нездешней тяжестью и невычерчиваемой длиной, То выгибающейся, то проваливающейся бездной.

 

VII. ГРУППА НОВЫХ СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКИХ
СЕКСТИН, ДЕКАД, ДЭЦИМ И ДР.

 

1.

Амфибрахическая секстина
~+~~+~~+~ ~+~~+~~+~ ~+~~+~~+ ~+~~+~~+~ ~+~~+~~+~ ~+~~+~~+

 

Он блещет светло и сурово, И труб его стройные знаки Подобны воздетым мечам Для рыцарской клятвы у Гроба - Подобны горящим во мраке Высоким алтарным свечам.

 

2.

Усеченная секстина-дольник
+~~+~~+~~+~~ +~~+~ +~~+~ +~+~~+ +~~+~~+~~+~~ +~~+~ +~~+~ +~+~~+

 

В эту столикую, тысячетропную, Бурную юность, в муть подземелий Горный спуск разреши С верным оружием - рудокопною Лампой стиха - в подвалы и щели, В штольню былой души.

 

3.

Хореическая повторно-усеченная секстина
+~+~+~+~       +~~       +~~ +~+~+~+~       +~~       +~~

 

Тучи! Трубные сувои В золоте! В золоте! Гостя песней круговою Жалуйте! Жалуйте!

 

4.

Дактиле-ямбическая секстина
+~~+~+~+ +~~+~+~+

 

Прочь, кто боится! Плачь, холоп! Конница мчится Вскачь, В галоп.

 

5.

Пэонический усеченный одиннадцатистрочник
+~~~+~+~~~+~ +~~~+~+~+ +~~~+~+~~~+~ +~~~+~+++

 

Мамонтов огромней Сказочные крабы, Выше диплодоков Башни Туш... Ромбами, кубами - Ромовые бабы: Каждая - как тумба: На сто душ.

 

6.

Плясовая хореическая терцина
+~+~+ +~+~+ +~+~+~ ~+~+~+

 

Булки в восемь тонн Плотны как бетон: - Прыгайте, ребятки, с батона на батон!

 

7.

Октава со слитною рифмою
А   +~~~+~~~+~ А          +~ Б   +~~~+~~~+~ В          ~+ Г   +~~~+~~~+~ Г          +~ Б   +~~~+~~~+~ В          ~+

 

Только бы отделаться от дум бы!.. Румбы Плотная мелодия бубнит В мозгу, Зудом растекается по тяжким Ляжкам, Мысли разомлевшие кривит В дугу.

 

8.

Анапестическая квинта
~~+~~+ ~~+~~+ ~~+~~+~~+ ~~+~~+~~+~~+ ~~+~~+~~+

 

Только стонут во сне, Задыхаясь в броне - В ее пальцах, в ее тишине, И не властен никто ее мощь побороть Ни в трудах, ни в любви, ни в вине.

 

VIII. ГРУППА МЕТРО-СТРОФ С ГИПЕР-ДАКТИЛИЧЕСКИМИ
РИФМАМИ И КОНСОНАНСАМИ

 

1.

Гипер-дактилические стансы
~+~+~+~+~~~~ ~+~+~+~+ ~+~+~+~+~~~~ ~+~+~+~+

 

Но горизонт манил засасывающий И дух застав был хмур и тал; И каждый раз - ступенью сбрасывающей Диаметр ночи возрастал.

 

Вариант
~+~+~+~+~~~ ~+~+~+~+

 

И каждый раз, маршруты скашивая, Дождем затянутые сплошь, Предметы ждали нас, расспрашивая про святотатство, бунт и ложь.

 

Вариант второй
~+~+~+~+~~~~ ~+~+~+~+~

 

Возов, медлительно поскрипывающих Развалистая поступь в поле... Крик чибисов, уныло всхлипывающих И прядающих ввысь на воле...

 

2.

Спондейно-усеченнная гипер-дактилическая октава
~+~~+~~~~ ~+~~+~~~ ~+~~++ ~+~~+~~~~ ~+~~+~~~ ~+~~++

 

Их стаей аукаемая, Их пеньем встречаемая, Над мирной рекой Сплю, Ветрами баюкаемая, Лесами качаемая, Исконный покой Длю.  

 

3.

Амфибрахическая строфа с гипер-дактилем
~+~~+~~+ ~+~~+~~+~~~ ~+~~+~~+ ~+~~+~~+~~~

 

Неясно доносится дрожь из глуби столетий немотствующей, Когда с Немезидою схож Блик его гнева безумствующий.

 

4.

Двухстопно-ямбическое четверостишие с гипер-дактилями
~+~+~~~ ~+~+~ ~+~+~~~ ~+~+~

 

А копны сложенные - Все реже, реже... Леса нехоженные - Ни сел, ни мрежей...

 

5.

Гипер-дактилическая квинта
  +~~+~~   +~~+~~   +~~+~~~~   +~~+~~~~ ~~+~~+~~+~~

 

Цугом бряцающим, Шагом торцующим, Цоколи сдавливающим, Кровли расплющивающим - Продвигаемся, князь, продвигаемся.

 

6.

Гипер-дактилическое консонансное четверостишие
~+~~+~~~~ ~+~~+~~~~ ~+~~+~~~~ ~+~~+~~~~

 

- Спешим - поторапливаемся! - Бежим - перевертываемся! - Летим! перекручиваемся! - На ходу отпочковываемся!..

 

7.

Удлиненная ямбо-гипердактилическая октава
~+~+~~ ~+~+~~~ ~+~+~~ ~+~+ ~+~+~~ ~+~+~~~ ~+~+~~ ~+~+

 

Листвы мерцающей шелка трепещущие Струясь колеблятся, шуршат вокруг нас, Всегда певучие, всегда щебечущие, Не умолкающие ни на час!

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

Эта работа Д.Андреева. не датирована и, видимо, не вполне завершена, но судя по присутствию в заголовке цикла "Бродяга" (о нем см. п. 53-пр.*) и обилию строф, представляющих варианты, не вошедшие в окончательные тексты, она написана не позднее 1955 г.

* В письме А.А.Андреевой от 2 марта 1956 года (т.3-2, п.53) Д.Андреев писал следующее:

"Бродяга" же был дополнен несколькими десятками стихотворений и распался на 3 цикла, из которых – "Сквозь природу" и "Босиком" – вошли в состав "Русских богов" в качестве глав XIV и XV >** (всего – 18), "Миры просвет<ления>" – XVI, "Навна" – IX, "Грозный" – X, а третий – просто сборище стихов о природе, никуда не попавших. Он даже не собран как следует.

** Порядок глав в окончательном варианте иной. См. РБ.

Включая в себя большое количество ранних вариантов стихотворений, "Новые метро-строфы" дают представление и об особенностях поэтического творчества Д.Андреева, и его условиях, когда поэт после изъятия и уничтожения своих рукописей уже во время тюремных "шмонов", был вынужден их вновь и вновь восстанавливать. Есть основания считать, что не все цитируемое в этой работе восстановлено.

В примечаниях общепринятые стиховедческие термины, как правило, не объясняются, кроме тех случаев, когда это необходимо для характеристики особенностей стиха Д.Андреева.

Метро-строфы. Примечание Д.Андреева из "Некоторых заметок по стиховедению":

Под метрострофой я разумею любую, непрерывно и единообразно в данном стихотворении повторяемую группу строк, в которой сочетается твердое следование одному заданному метру со столь же единообразно проводимой рифмовкой. Например, в русской поэзии XIX века самой распространенной метрострофой было четырехстопное ямбической четверостишие с рифмовкой АВАВ, где А – рифма женская, В – мужская. Силлаботоническая поэтика знает несколько десятков метростроф, чистые же дольники и интонационный стих Маяковского не знает метростроф вовсе. Тем не менее, после кратковременного восстания футуристов, метрострофа утвердилась в русской поэзии как основная структурная единица. По-видимому, потребность в ней вытекает не столько из свойств русского языка, сколько из некоторых психологических особенностей тех эпох, которые стремятся к созданию твердых и долговечных эстетических форм больше, чем к разрушению старых канонов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...