Главная
Случайная страница
Категории:
ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
V. ГРУППА НОВЫХ СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКИХ ОКТАВ
1.
Русская октава ямбическая
А ~+~+~+~+~~ Б ~+~+~+~+~ Б ~+~+~+~+~ В ~+~+~+~ А ~+~+~+~+~~ Г ~+~+~+~+~ Г ~+~+~+~+~ В ~+~+~+~
| |
Я слышал, как цветут поверия
Под сводом теремов дремучих,
И как поет в крылатых тучах
Серебролитный звон церквей,
Как из-под грузных глыб империи
Дух воли свищет пламенами
И развевает их над нами
Злой азиатский суховей.
|
2.
Русская октава хореическая
А +~+~+~+~~ Б +~+~+~+~ А +~+~+~+~ В +~+~+~ Г +~+~+~+~~ Б +~+~+~+~ Г +~+~+~+~ В +~+~+~
| |
И, как отсвет вечно-юного
Золотого утра мира,
Видишь крылья Гамаюновы,
Наклоненные к ручью,
Слышишь пенье Алконостово
И смеющиеся клиры
В чащах праведного острова
У Отца светил, в раю.
|
3.
Русская октава амфибрахическая первая
А ~+~~+~~+~ Б ~+~~+~~+~~ А ~+~~+~~+~ Б ~+~~+~~+~~ В ~+~~+~~+~~ Г ~+~~+~~+~ В ~+~~+~~+~~ Г ~+~~+~~+~
| |
И, мерно сходясь над народом,
Как тени от волн набегающих,
Скрывают бесплотные воды
Молящих, скорбящих, рыдающих.
И к полчищам вражьим доносится
Лишь звон погруженного Града,
Хранимого как дароносица,
Негаснущего как лампада.
|
4.
Русская амфибрахическая октава вторая
~+~~+~~+~ ~+~~+~~+~ ~+~~+~~+~ ~+~~+~~+ ~+~~+~~+~ ~+~~+~~+~ ~+~~+~~+~ ~+~~+~~+
| |
Ты с башни лиловой сходила
В плаще векового преданья,
А в улицах, в ночи свиданья,
Как оттепель стлалась от ног,
Сулила, звала и грозила
И стужей, и вечной изменой,
С бездонных окраин вселенной
Мерцая, как звездный клинок.
|
5.
Русская анапестическая октава первая
А ~~+~~+~ Б ~~+~~+~ А ~~+~~+~ В ~~+~~+ Г ~~+~~+~ Б ~~+~~+~ Г ~~+~~+~ В ~~+~~+
| |
...И в сиреневых далях
Цепь двойных канделябров
По ночным магистралям
Устремилась к тебе, -
Страсть горячих и юных,
Доблесть гордых и храбрых
Чарам жертвуя лунным
И твоей ворожбе.
|
6.
Хореическая октава 4-x-стопная усеченная
А +~+~+~+~ Б +~+~+~+~ А +~+~+~+~ В +~+ Г +~+~+~+~ Б +~+~+~+~ Г +~+~+~+~ В +~+
| |
Над столицей мировою
Слышишь гул страстей народных?
Так звучал "эван-эвоэ"
В древний век!
Хмель и кровь потоком алым
Бьют из капищ темносводных,
Льют по руслам небывалым
Новых рек.
|
7.
Анапестическая октава усеченная
А ~~+~~+~+ Б ~~+~~+~+ В ~~+~~+~+ Г +~+~~ А ~~+~~+~+ Б ~~+~~+~+ В ~~+~~+~+ Г +~+~~
| |
Отпускаю тебя, мой сын,
Мой глашатай! мой луч! мой свет!
Спит невеста твоя в бору,
В диком тереме:
Слышат дебрь да сосновый тын,
Как смеется она в листве,
В росах, блещущих поутру,
В каждом дереве;
Как томится в глубинах сна
Под дрожащим огнем Стожар,
Как сникает по злым ночам
В вихрь и смерчь она, -
Вся текучая, как волна,
Как струящийся фимиам,
Ни народом, ни гранью царств
Не очернена.
|
8.
Русская анапестическая октава вторая
А ~~+~~+ Б ~~+~~+~~+~ А ~~+~~+ В ~~+~~+~~+ Г ~~+~~+ Б ~~+~~+~~+~ Г ~~+~~+ В ~~+~~+~~+
| |
С непроглядных окрайн
Преступленье ползло, и доныне
Нерассказанных тайн
Не посмею доверить стиху;
Но уже скорлупа
Зашуршала под ветром пустыни,
Зазмеилась тропа
К непрощающемуся греху.
|
9.
Русская хореическая пятистопная октава
А +~+~+~+~+~~ Б +~+~+~+~+ А +~+~+~+~+~~ Б +~+~+~+~+ В +~+~+~+~+ Г +~+~+~+~+ В +~+~+~+~+ Г +~+~+~+~+
| |
Не хоронят. Некогда. и Некому.
На восток - за Волгу, за Урал!
Там Россию за родными реками
Шесть столетий враг не попирал!...
Клячи. Люди. Танк. Грузовики.
Стоголосый гомон на шоссе.
Волочить ребят, узлы, мешки,
Спать на вытоптанной полосе.
|
10.
Усеченная дольниковая октава
~+~~+~~+~+ ~+~~+~+ +~~+~~+~~+ +~~+~~+
| |
Народная память хранит едва
Деяния и слова
Тех, кто ни почестей, ни торжества
Не пожинал искони;
Громом их подвигов не стотрясен
Вздыбленный строй времен;
Дальним потомкам своих имен
Не завещали они.
|
VI. ПЭОНЫ И ГИПЕРПЭОНЫ
1.
Пэон первый
+~~~+~~~+~~~+~ +~~~+~~~+~~~+ +~~~+~~~+~~~+~ +~~~+~~~+~~~+
| |
Там уже проносятся скользящие байдарки,
Яхты накреняются, - как ласточки легки...
Ластятся прохладою ласкающие парки,
Яркими настурциями рдеют цветники.
|
2.
Пэон второй
~+~~~+~~~+~~~+~~ ~+~~~+~~~+~~~+ ~+~~~+~~~+~~~+~~ ~+~~~+~~~+~~~+
| |
Невидимо прикованы бесплотными магнитами,
Вкруг центра отдаленного, покорно ворожбе
Размеренно вращаются гигантскими орбитами
Тажелые троллейбусы мелькающего Б.
|
3.
Пэон третий
~~+~~~+~~~+~~ ~~+~~~+~~~+ ~~+~~~+~~~+~~ ~~+~~~+~~~+
| |
Над рекою, в невидимом предвечерии,
уж потрескивал задумчивый костер,
И туманы, голубые как поверия,
Поднимались с зарастающих озер...
|
4.
Гипер-гипер-пэон первый
~~~+~~~~~+~~~~~+~~~~~+~~ ~~~+~~~~~+~~~~~+~~~~~+ ~~~+~~~~~+~~~~~+~~~~~+~~ ~~~+~~~~~+~~~~~+~~~~~+
| |
Они встречаются и состязаются, они проносятся и разлучаются,
Катод пристрастия с анодом ярости в деяньях тружеников
объединя,
И возвращаются, и возвращаются, и возвращаются, и возвращаются, -
Страны вращающиеся подшипники, колеса лязгающего дня.
|
5.
Гипер-пэон
~~+~~~~+~~~~+~ ~~+~~~~+~~~~+ ~~+~~~~+~~~~+~ ~~+~~~~+~~~~+
| |
А прожекторы - тускло-розовый и багровый -
То выхватывают, то комкают облака,
Будто плещутся пламенеющие покровы
Сатурналии - вакханалии - гопака.
|
6.
Гипер-пэон второй
~~~+~~~~~+~~~~~+ ~~~+~~~~~+~~~~~+~
| |
Стеной чудовищною наступающая предо мной,
Пучина зыблется - но не свинцовою и не железной, -
Нездешней тяжестью и невычерчиваемой длиной,
То выгибающейся, то проваливающейся бездной.
|
VII. ГРУППА НОВЫХ СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКИХ СЕКСТИН, ДЕКАД, ДЭЦИМ И ДР.
1.
Амфибрахическая секстина
~+~~+~~+~ ~+~~+~~+~ ~+~~+~~+ ~+~~+~~+~ ~+~~+~~+~ ~+~~+~~+
| |
Он блещет светло и сурово,
И труб его стройные знаки
Подобны воздетым мечам
Для рыцарской клятвы у Гроба -
Подобны горящим во мраке
Высоким алтарным свечам.
|
2.
Усеченная секстина-дольник
+~~+~~+~~+~~ +~~+~ +~~+~ +~+~~+ +~~+~~+~~+~~ +~~+~ +~~+~ +~+~~+
| |
В эту столикую, тысячетропную,
Бурную юность, в муть подземелий
Горный спуск разреши
С верным оружием - рудокопною
Лампой стиха - в подвалы и щели,
В штольню былой души.
|
3.
Хореическая повторно-усеченная секстина
+~+~+~+~ +~~ +~~ +~+~+~+~ +~~ +~~
| |
Тучи! Трубные сувои
В золоте!
В золоте!
Гостя песней круговою
Жалуйте!
Жалуйте!
|
4.
Дактиле-ямбическая секстина
|
Прочь, кто боится!
Плачь,
холоп!
Конница мчится
Вскачь,
В галоп.
|
5.
Пэонический усеченный одиннадцатистрочник
+~~~+~+~~~+~ +~~~+~+~+ +~~~+~+~~~+~ +~~~+~+++
| |
Мамонтов огромней
Сказочные крабы,
Выше диплодоков
Башни
Туш...
Ромбами, кубами -
Ромовые бабы:
Каждая - как тумба:
На
сто
душ.
|
6.
Плясовая хореическая терцина
+~+~+ +~+~+ +~+~+~ ~+~+~+
| |
Булки в восемь тонн
Плотны как бетон:
- Прыгайте, ребятки, с батона на батон!
|
7.
Октава со слитною рифмою
А +~~~+~~~+~ А +~ Б +~~~+~~~+~ В ~+ Г +~~~+~~~+~ Г +~ Б +~~~+~~~+~ В ~+
| |
Только бы отделаться от дум бы!..
Румбы
Плотная мелодия бубнит
В мозгу,
Зудом растекается по тяжким
Ляжкам,
Мысли разомлевшие кривит
В дугу.
|
8.
Анапестическая квинта
~~+~~+ ~~+~~+ ~~+~~+~~+ ~~+~~+~~+~~+ ~~+~~+~~+
| |
Только стонут во сне,
Задыхаясь в броне -
В ее пальцах, в ее тишине,
И не властен никто ее мощь побороть
Ни в трудах, ни в любви, ни в вине.
|
VIII. ГРУППА МЕТРО-СТРОФ С ГИПЕР-ДАКТИЛИЧЕСКИМИ РИФМАМИ И КОНСОНАНСАМИ
1.
Гипер-дактилические стансы
~+~+~+~+~~~~ ~+~+~+~+ ~+~+~+~+~~~~ ~+~+~+~+
| |
Но горизонт манил засасывающий
И дух застав был хмур и тал;
И каждый раз - ступенью сбрасывающей
Диаметр ночи возрастал.
|
И каждый раз, маршруты скашивая,
Дождем затянутые сплошь,
Предметы ждали нас, расспрашивая
про святотатство, бунт и ложь.
|
Возов, медлительно поскрипывающих
Развалистая поступь в поле...
Крик чибисов, уныло всхлипывающих
И прядающих ввысь на воле...
|
2.
Спондейно-усеченнная гипер-дактилическая октава
~+~~+~~~~ ~+~~+~~~ ~+~~++ ~+~~+~~~~ ~+~~+~~~ ~+~~++
| |
Их стаей аукаемая,
Их пеньем встречаемая,
Над мирной рекой
Сплю,
Ветрами баюкаемая,
Лесами качаемая,
Исконный покой
Длю.
|
3.
Амфибрахическая строфа с гипер-дактилем
~+~~+~~+ ~+~~+~~+~~~ ~+~~+~~+ ~+~~+~~+~~~
| |
Неясно доносится дрожь
из глуби столетий
немотствующей,
Когда с Немезидою схож
Блик его гнева
безумствующий.
|
4.
Двухстопно-ямбическое четверостишие с гипер-дактилями
~+~+~~~ ~+~+~ ~+~+~~~ ~+~+~
| |
А копны сложенные -
Все реже, реже...
Леса нехоженные -
Ни сел, ни мрежей...
|
5.
Гипер-дактилическая квинта
+~~+~~ +~~+~~ +~~+~~~~ +~~+~~~~ ~~+~~+~~+~~
| |
Цугом бряцающим,
Шагом торцующим,
Цоколи сдавливающим,
Кровли расплющивающим -
Продвигаемся, князь, продвигаемся.
|
6.
Гипер-дактилическое консонансное четверостишие
~+~~+~~~~ ~+~~+~~~~ ~+~~+~~~~ ~+~~+~~~~
| |
- Спешим - поторапливаемся!
- Бежим - перевертываемся!
- Летим! перекручиваемся!
- На ходу отпочковываемся!..
|
7.
Удлиненная ямбо-гипердактилическая октава
~+~+~~ ~+~+~~~ ~+~+~~ ~+~+ ~+~+~~ ~+~+~~~ ~+~+~~ ~+~+
| |
Листвы мерцающей
шелка трепещущие
Струясь колеблятся,
шуршат вокруг нас,
Всегда певучие,
всегда щебечущие,
Не умолкающие
ни на час!
|
ПРИМЕЧАНИЯ
Эта работа Д.Андреева. не датирована и, видимо, не вполне завершена, но судя по присутствию в заголовке цикла "Бродяга" (о нем см. п. 53-пр.*) и обилию строф, представляющих варианты, не вошедшие в окончательные тексты, она написана не позднее 1955 г.
* В письме А.А.Андреевой от 2 марта 1956 года (т.3-2, п.53) Д.Андреев писал следующее:
"Бродяга" же был дополнен несколькими десятками стихотворений и распался на 3 цикла, из которых – "Сквозь природу" и "Босиком" – вошли в состав "Русских богов" в качестве глав XIV и XV >** (всего – 18), "Миры просвет<ления>" – XVI, "Навна" – IX, "Грозный" – X, а третий – просто сборище стихов о природе, никуда не попавших. Он даже не собран как следует.
** Порядок глав в окончательном варианте иной. См. РБ.
Включая в себя большое количество ранних вариантов стихотворений, "Новые метро-строфы" дают представление и об особенностях поэтического творчества Д.Андреева, и его условиях, когда поэт после изъятия и уничтожения своих рукописей уже во время тюремных "шмонов", был вынужден их вновь и вновь восстанавливать. Есть основания считать, что не все цитируемое в этой работе восстановлено.
В примечаниях общепринятые стиховедческие термины, как правило, не объясняются, кроме тех случаев, когда это необходимо для характеристики особенностей стиха Д.Андреева.
Метро-строфы. Примечание Д.Андреева из "Некоторых заметок по стиховедению":
Под метрострофой я разумею любую, непрерывно и единообразно в данном стихотворении повторяемую группу строк, в которой сочетается твердое следование одному заданному метру со столь же единообразно проводимой рифмовкой. Например, в русской поэзии XIX века самой распространенной метрострофой было четырехстопное ямбической четверостишие с рифмовкой АВАВ, где А – рифма женская, В – мужская. Силлаботоническая поэтика знает несколько десятков метростроф, чистые же дольники и интонационный стих Маяковского не знает метростроф вовсе. Тем не менее, после кратковременного восстания футуристов, метрострофа утвердилась в русской поэзии как основная структурная единица. По-видимому, потребность в ней вытекает не столько из свойств русского языка, сколько из некоторых психологических особенностей тех эпох, которые стремятся к созданию твердых и долговечных эстетических форм больше, чем к разрушению старых канонов.
|