Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расследование и учёт профессиональных заболеваний.

Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний утвержден постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 967 “Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний” и приказом Минздрава России от 28.05.2001 № 176 “О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации”.

Расследованию и учету в соответствии с Положением подлежат острые и хронические профессиональные заболевания (отравления), возникновение которых у работников и других лиц обусловлено воздействием вредных производственных факторов при выполнении ими обязанностей или производственной деятельности по заданию организации или индивидуального предпринимателя.

К работникам относятся:

• работники, выполняющие работу по трудовому договору (контракту);

• граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору;

• студенты образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащиеся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, работающие по трудовому договору (контракту) во время практики в организациях;

• лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;

• другие лица, участвующие в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

Профессиональное заболевание, возникшее у работника, подлежащего обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, является страховым случаем.

Работник имеет право на личное участие в расследовании возникшего у него профессионального заболевания. По его требованию в расследовании может принимать участие его доверенное лицо.

Работодатель в течение 10 дней с даты получения извещения об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания образует комиссию по расследованию профессионального заболевания, возглавляемую главным врачом территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор). В состав комиссии входят представитель работодателя, специалист по охране труда (или лицо, назначенное работодателем ответственным за организацию работы по охране труда), представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа.

В расследовании могут принимать участие другие специалисты. Работодатель обязан обеспечить условия работы комиссии.

Профессиональное заболевание, возникшее у работника, направленного для выполнения работы в другую организацию, расследуется комиссией, образованной в той организации, где произошел указанный случай профессионального заболевания.

В состав комиссии входит полномочный представитель организации, направившей работника. Неприбытие или несвоевременное прибытие полномочного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.

Профессиональное заболевание, возникшее у работника при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту, где выполнялась работа по совместительству.

Расследование обстоятельств и причин возникновения хронического заболевания (отравления) у лиц, не имеющих на момент расследования контакта с вредным производственным фактором, вызвавшим это профессиональное заболевание, в том числе у неработающих, проводится по месту прежней работы с вредным производственным фактором.

Акт о случае профессионального заболевания является документом, устанавливающим профессиональный характер заболевания, возникшего у работника на данном производстве.

Акт о случае профессионального заболевания составляется в трехдневный срок по истечении срока расследования в пяти экземплярах, предназначенных для работника, работодателя, центра профессиональной патологии (учреждения здравоохранения) и страховщика. Акт подписывается членами комиссии, утверждается главным врачом территориального органа Роспотребнадзора и заверяется печатью.

В акте о случае профессионального заболевания подробно излагаются обстоятельства и причины профессионального заболевания, а также указываются лица, допустившие нарушение государственных санитарно-эпидемиологических правил, иных нормативных документов.

В случае установленного факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, причиненного здоровью, указывается установленная комиссией степень его вины (в процентах).

Акт о случае профессионального заболевания вместе с материалами расследования хранится в течение 75 лет в территориальном органе Роспотребнадзора и в организации, где проводилось расследование этого случая профессионального заболевания. В случае ликвидации организации акт передается для хранения в территориального органа Роспотребнадзора.

 

11. Классификация вредных и опасных производственных факторов, формирующих условия труда. Нормирование вредных и опасных факторов. ПДК и ПДУ. Гигиеническая классификация условий труда.

Опасным называется производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья. Если же производственный фактор приводит к заболеванию или снижению работоспособности, то его считают вредным (ГОСТ 12.0.002-80). В зависимости от уровня и продолжительности воздействия вредный производственный фактор может стать опасным.

Опасные и вредные производственные факторы подразделяются по природе действия на четыре группы (ГОСТ 12.0.003-74): физические, химические, биологические и психофизиологические.

К физическим опасным и вредным производственным факторам относятся:

  • движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования, передвигающиеся изделия (материалы, заготовки), разрушающиеся конструкции;
  • повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенные уровни шума, вибрации, ультразвука, инфразвуковых колебаний;
  • повышенное или пониженное барометрическое давление и его резкое изменение; повышенные или пониженные влажность, подвижность, ионизация воздуха;
  • повышенный уровень ионизирующих излучений; значения напряжения в электрической цепи; статического электричества, электромагнитных излучений; напряженности электрического, магнитного полей;
  • отсутствие или недостаток естественного света; недостаточная освещенность рабочей зоны; повышенная яркость света; пониженная контрастность; прямая и отраженная блесткость; повышенная пульсация светового потока; повышенные уровни ультрафиолетовой и инфракрасной радиации;
  • острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности заготовок, инструментов и оборудования; расположение рабочего места на значительной высоте относительно земли (пола); невесомость.

К химическим опасным и вредным производственным факторам относятся различные вредные вещества. По характеру воздействия на организм человека они подразделяются на токсические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию. По путям проникновения в организм человека они делятся на проникающие через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки.

К биологическим опасным и вредным производственным факторам относятся патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности, а также макроорганизмы (растения и животные).

К психофизиологическим опасным и вредным производственным факторам относятся физические (статические и динамические) и нервно-психические нагрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

Основные требования к факторам рабочей среды следующие: факторы рабочей среды при их комплексном воздействии на человека не должны оказывать отрицательного влияния на здоровье при профессиональной деятельности его в течение длительного времени; факторы рабочей среды не должны вызывать снижения работоспособности оператора при их воздействии в течение дня.

Максимальные значения факторов рабочей среды, при которых выполняются эти требования, носят название предельно допустимых уровней (ПДУ) иликонцентраций (ПДК). Значения предельно допустимых уровней и концентраций приведены в соответствующих нормативно-технических документах и стандартах.

 

Нормирование — это определение количествен­ных показателей факторов окружающей среды, ха­рактеризующих безопасные уровни их влияния на состояние здоровья и условия жизни населения. Нормативы не могут быть установлены произволь­но, они разрабатываются на основе всестороннего изучения взаимоотношений организма с соответ­ствующими факторами окружающей среды. Соблю­дение нормативов на практике способствует созда­нию благоприятных условий труда, быта и отдыха, снижению заболеваемости, увеличению долголетия и работоспособности всех членов общества. В основу нормирования положены принципы со­хранения постоянства внутренней среды организма (гомеостаза) и обеспечения его единства с окружаю­щей средой, зависимости реакций организма от ин­тенсивности и длительности воздействия факторов окружающей среды, пороговости в проявлении не­благоприятных эффектов, допустимости при иссле­довании воздействия факторов среды на организм человека и условия его жизни. При обосновании нормативов используется ком­плекс физиологических, биохимических, физико-математических и других методов исследования для выявления начальных признаков вредного влияния факторов на организм. Особое внимание уделяется изучению отдаленных эффектов: онкогенного, му­тагенного, аллергенного; влияния на половые же­лезы, эмбрионы и развивающееся потомство. Окон­чательная апробация нормативов осуществляется при их использовании на практике путем изучения состояния здоровья людей, контактирующих с нор­мируемым фактором. Существуют методы учета комбинированного действия комплекса вредных факторов. В зависимости от нормируемого фактора окру­жающей среды различают: предельно допустимые концентрации (ПДК), допустимые остаточные коли­чества (ДОК), предельно допустимые уровни (ПДУ), ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ), предельно допустимые выбросы (ПДВ), пре­дельно допустимые сбросы (ПДС) и др. Предельно допустимый уровень фактора (ПДУ) — это тот максимальный уровень воздействия, который при постоянном действии в течение всего рабочего времени и трудового стажа не вызывает биологи­ческих изменений адаптационно-компенсаторных возможностей, психологических нарушений у че­ловека и его потомства.

Предельно допустимой концентрацией (ПДК) химического соединения во внешней среде называют такую концентрацию, при воздействии которой на организм периодически или в течение всей жизни, прямо или опосредованно через экологические системы, а также через возможный экономический ущерб, не возникает соматических или психических заболеваний (скрытых или временно компенсированных) или изменений в состоянии здоровья, выходящих за пределы приспособительных физиологических колебаний, обнаруживаемых современными методами исследования сразу или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений».

В основу гигиенической классификации положены наличие и выраженность вредных факторов производственной среды, уровни тяжести и напряженности трудового процесса.

Принцип дифференциации условий и характера труда предусматривает степень отклонения параметров производственной среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов и влияния на функциональное состояние и здоровье работающих. По этим показателям выделяются три класса условий и характера труда.

I класс - оптимальные условия и характер труда, при которых исключено неблагоприятное воздействие на здоровье работающих опасных и вредных производственных факторов, создаются предпосылки для сохранения высокого уровня работоспособности (отсутствие либо соответствие уровням, принятым в качестве безопасных для населения).

II класс - допустимые условия и характер труда, при которых уровень опасных и вредных производственных факторов не превышает установленных гигиенических нормативов на рабочих местах, а возможные функциональные изменения, вызванные трудовым процессом, восстанавливаются во время регламентированного отдыха в течение рабочего дня или домашнего отдыха к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство.

III класс - вредные и опасные условия и характер труда, при которых вследствие нарушения санитарных норм и правил возможно воздействие опасных и вредных факторов производственной среды в значениях, превышающих гигиенические нормативы, и психофизиологических факторов трудовой деятельности, вызывающих функциональные изменения организма, которые могут привести к стойкому снижению работоспособности и/или нарушению здоровья работающих.

Выделяются 3 степени вредных и опасных условий и характера труда:

1 степень - условия и характер труда, вызывающие функциональные нарушения, которые при раннем выявлении и после прекращения воздействия носят обратимый характер;

2 степень - условия и характер труда, вызывающие стойкие функциональные нарушения, способствующие росту показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности и в отдельных случаях - появлению признаков или легких форм профессиональных заболеваний;

3 степень - условия и характер труда с повышенной опасностью развития профессиональных заболеваний, повышенной заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

При наличии двух или более вредных и опасных производственных факторов и факторов трудовой деятельности условия труда следует оценить по наиболее высоким классу и степени.

Классификация не включает работы, выполняемые в экстремальных условиях, при которых совокупность условий и характера труда создает высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений, увечий, угрозу для жизни. Степень риска при экстремальных условиях труда не может быть охарактеризована количественными показателями вредности, опасности, тяжести и напряженности труда.

 

12. Обеспечение работников СИЗ

В соответствии со статьей 210 Трудового кодекса РФ одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной защиты за счет средств работодателей.

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) – средства используемые работником для предотвращения или уменьшения воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. Применяются в тех случаях, когда безопасность работ не может быть обеспечена конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочными решениями и средствами коллективной защиты.

В зависимости от назначения средства индивидуальной защиты подразделяются на следующие классы:

· костюмы изолирующие (пневмокостюмы, гидроизолирующие костюмы, скафандры );

· средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, самоспасатели, пневмошлемы, пневмомаски, пневмокуртки );

· одежда специальная защитная (тулупы, пальто, полупальто, полушубки, накидки, плащи, полуплаши, халаты, костюмы, куртки, рубашки, брюки, шорты, комбинезоны, полукомбинезоны, жилеты, платья, сарафаны, блузы, юбки, фартуки, наплечники );

· средства защиты ног (сапоги, сапоги с удлиненными голенищами, сапоги с укороченными голенищами, полусапоги, ботинки, полуботинки, туфли, бахилы, галоши, боты, тапочки (сандалии), унты, чувяки, щитки, ботфорты, наколенники, портянки );

· средства защиты рук (рукавицы, перчатки, полуперчатки, напальчники, наладонники, напульсники, нарукавники, налокотники );

· средства защиты головы (шлемы, подшлемники, шапки, береты, шляпы, колпаки, косынки, накомарники );

· средства защиты лица (щитки защитные лицевые );

· средства защиты глаз (очки защитные );

· средства органа слуха (противошумные шлемы, противошумные вкладыши, противошуиные наушники );

· средства защиты от падения с высоты и другие предохранительные средства (предохранительные пояса, тросы, ручные захваты, манипуляторы, наколенники, налокотники, наплечники );

· средства дерматологические защитные (защитные средства кожи, очистители кожи );

· средства защиты комплексные.

Порядок обеспечения СИЗ работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, определен статьей 221 Трудового кодекса РФ и «Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»

Работодатель, в соответствии со ст. 221 Трудового кодекса РФ обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особо температурных условиях или связанных с загрязнением. На работодателе также лежит обязанность по обеспечению хранения, стирки, сушки, дезинфекции, дегазации, дезактивации и ремонту выданных работникам спецодежды, спецобуви и других СИЗ.

Работодатель должен обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (— Типовые отраслевые нормы) , которые устанавливаются в порядке, определенном Правительством РФ. Типовые отраслевые нормы предусматривают обеспечение работников средствами индивидуальной защиты независимо от того, к какой отрасли экономики относятся производства, цехи, участки и виды работ, а также независимо от форм собственности организаций и их организационно-правовых форм.

 

В части 2 статье 221 Трудового кодекса РФ указано, что работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Выдаваемые работникам средства индивидуальной защиты должны соответствовать их полу, росту и размерам, характеру и условиям выполняемой работы и обеспечивать безопасность труда.

Предусмотренные в Типовых отраслевых нормах дежурные средства индивидуальной защиты коллективного пользования должны выдаваться работникам только на время выполнения тех работ, для которых они предусмотрены, или могут быть закреплены за определенными рабочими местами (например, тулупы — на наружных постах, перчатки диэлектрические — при электроустановках и т.д.) и передаваться от одной смены другой. В этих случаях средства индивидуальной защиты выдаются под ответственность мастера или других лиц, уполномоченных работодателем.

Теплая специальная одежда и теплая специальная обувь (костюмы на утепляющей прокладке, куртки и брюки на утепляющей прокладке, костюмы меховые, тулупы, валенки, шапки-ушанки, рукавицы меховые и др.) должны выдаваться работникам с наступлением холодного времени года, а с наступлением теплого могут быть сданы работодателю для организованного хранения до следующего сезона. Время пользования теплой специальной одеждой и теплой специальной обувью устанавливается работодателем совместно с соответствующим профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом с учетом местных климатических условий.

Рабочим, совмещающим профессии или постоянно выполняющим совмещаемые работы, в том числе и в комплексных бригадах, помимо выдаваемых им средств индивидуальной защиты по основной профессии должны дополнительно выдаваться в зависимости от выполняемых работ и другие виды средств индивидуальной защиты, предусмотренные Типовыми отраслевыми нормами для совмещаемой профессии.

 

13. Обеспечение работников санитарно-бытовыми помещениями.

Статья 223. Санитарно-бытовое обеспечение работников

Санитарно-бытовое обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое.

САНИТАРНО-БЫТОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ – гардеробные, душевые, умывальные, уборные, курительные, места для размещения полудушей, устройств питьевого водоснабжения, помещения для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды и др. Обеспечение работников СБП и санитарно-бытовыми устройствами осуществляется в соответствии со СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания». СБП проектируются либо в отдельных зданиях, что наиболее целесообразно, либо пристроенными к производственному корпусу. Размещение СБП на предприятиях зависит от масштаба и характера производства.

Как правило, они располагаются на кратчайшем пути от проходной до рабочего места. Отапливаемые производственные помещения должны соединяться с отдельными зданиями СБП теплыми переходами. Расстояние от СБП до рабочих мест на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях не должно превышать 500 м, а в северных широтах – 300 м. Бытовой корпус должен быть размещен на расстоянии не менее 25 м от объектов, выделяющих пыль, вредные газы и пары. Не допускается расположение душевых, умывальных, уборных и т.д. над пищевыми блоками, конторскими помещениями, здравпунктами и помещениями, проникновение воды в которые может вызвать аварию. В бытовом блоке следует предусматривать кладовые для хранения уборочного инвентаря площадью не менее 4 кв. м. с подводкой водопровода и канализации.

Площадь СБП и характер обслуживания определяются с учетом заданной пропускной способности, которая зависит от общего количества работников и от условий их труда. При этом количество мест должно соответствовать списочному составу работников из расчета 0,5 кв. м площади на одного человека. На производствах, где имеет место небольшое загрязнение рук, гардеробные блоки могут состоять из гардеробных отделений для совместного хранения рабочей и домашней одежды и умывальных (из расчета 7 чел. на 1 кран). Большинство производственных процессов требует устройства раздельных гардеробных для рабочей и домашней одежды. В состав гардеробного блока входят гардеробная для домашней и уличной одежды, гардеробная для рабочей одежды, душевые, умывальные, уборные, кладовые для хранения чистой одежды и сбора грязной одежды.

К специальным бытовым помещениям и устройствам относятся: помещения для сушки, обезвреживания, обеспыливания рабочей одежды; респираторные, фотарии, ингалятории; ножные ванны; устройства для мытья и чистки рабочей обуви и т. д. Подсушивание одежды может осуществляться либо специальной подачей нагретого воздуха непосредственно в шкафы, либо оборудованием в них отопительных регистров, нагревающих воздух.

Для ускорения сушки одежды нагретый воздух рекомендуется подавать в нижнюю часть шкафа, а удаление осуществлять из верхней. Разработано специальное автоматическое устройство для отключения вентиляции индивидуальных шкафов при высыхании одежды. Душевые оборудуются в зависимости от санитарной характеристики производственного процесса из расчета 1 рожок и 3 места в преддушевой на каждые 5–10 чел. наибольшей смены. Не рекомендуется размещение душевых и преддушевых у наружных стен здания во избежание образования конденсата.

Стены и перегородки душевых и преддушевых, а также помещения для сушки, обезвреживания и обеспыливания рабочей одежды должны быть облицованы влагостойкими материалами на всю высоту помещений (при высоте 4,2 м – на высоту 3 м), потолки окрашены влагостойкими красками, а полы выполнены из влагостойких материалов.

Умывальные устраивают, как правило, в отдельных помещениях или в гардеробных. Здесь же обычно располагают и ванны для ног. Ко всем умывальным раковинам подводится горячая и холодная вода. В тех случаях, когда в процессе работы происходит загрязнение трудносмываемыми веществами, должны предусматриваться устройства для мытья рук специальными жидкостями из расчета 1 устройство на 40 чел.

Уборные в производственных помещениях размещаются не далее 75 м от рабочего места; на территории предприятия – не далее 150 м. Они оборудуются шлюзом и умывальником, напольными чашами и унитазами из расчета 1 чаша (унитаз) на 15 женщин или 30 мужчин. Комната личной гигиены женщин оборудуется на тех предприятиях, где в наиболее многочисленную смену работает более 15 женщин. Эти комнаты целесообразно размещать смежно с женскими уборными или в составе бытовых помещений.

На каждые 100 женщин устраивается 1 индивидуальная кабина размером 1,8 х 1,2 м. Респираторные организуются только для производственных помещений, характеризующихся пылевыделениями. В них обеспечивают хранение, прием и выдачу респираторов. Помещения для обогрева работающих на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях устраивают из расчета 0,1 кв. м на 1 работника, но не менее 12 кв. м. В них оборудуют специальные устройства для подсушивания рукавиц.

Температура воздуха в комнате для обогрева должна быть не ниже 22-24 °C. Питание рабочих организуется в зависимости от численности работников смены:

• до 30 чел. в смену – предусматривается комната для приема пищи из расчета 1 кв. м на каждого посетителя;
• 30-250 чел. в смену – необходимо устраивать буфеты с наличием горячих блюд;
• более 250 чел. в смену – необходимы столовые.

Здравпункт размещается на 1-м этаже; расстояние от него до производственных помещений – не более 1000 м. Здравпункты организуют только на предприятиях, где работает более 500 чел.:

• на 500-1200 работников – фельдшерские;
• более 1200 работников – врачебные.

14. Особенности трудовой деятельности женщин и подростков.

При использовании на производстве труда женщин и подростков необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности их организма.

В подростковом возрасте наблюдаются ускоренный рост костей скелета и мускулатуры, особенно конечностей, и вместе с тем – слабость связочного аппарата, более быстрая утомляемость мышц, нередки отклонения в развитии органов дыхания и желудочно-кишечного тракта, несовершенны процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Поэтому в данном случае важны профессиональные отбор и ориентация, основанные на медицинских показателях. Нужно основываться на точном выяснении требований трудового процесса к степени функционального напряжения различных физиологических систем.

Для лиц в возрасте 16–18 лет установлена сокращенная 36-часовая рабочая неделя. Ограничено применение труда подростков при переносе тяжестей, а если работа связана именно с переносом тяжестей, то масса груза не должна превышать 4,1 кг.

Выраженные половые различия в напряжении физиологических функций, меньшая работоспособность и производительность труда, развитие в более ранние сроки некомпенсированного утомления, значительная частота нарушений в осуществлении специфических функций являются основаниями для включения в классификацию тяжести и напряженности труда градаций по половому признаку. Эти градации установлены по воздействию микроклимата, химических веществ, воздействию шума и вибрации.

Анатомо-физиологические особенности женщин в некоторых случаях при неудовлетворительной производственной обстановке могут способствовать возникновению гинекологическихзаболеваний и влиять на состояние репродуктивной функции. Для работающих женщин регламентируют предельные величины переноски и перемещения грузов, вводят более благоприятные режимы труда и отдыха, ограничивают использование труда женщин в ночное время, устанавливают для них режим работы с неполным рабочим днем или с неполной рабочей неделей.

Максимальная масса поднимаемого и перемещаемого женщинами груза при условии чередования этого труда с другими видами работ до 2 раз в час составляет 10 кг, а при постоянном подъеме и перемещении тяжестей в течение рабочей смены – 7 кг.

Поскольку организм женщины особенно уязвим во время беременности, существует необходимость перевода женщин на определенное время на работы, не связанные с опасностью воздействия тяжелых и вредных условий труда.

15. Ответственность работодателя за нанесение ущерба здоровью.

Основные мероприятия по обеспечению безопасности на производстве проводит администрация промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Мероприятия по технике безопасности разрабатываются службой охраны труда исходя из условий труда, существующих технологических процессов и оборудования, анализа причин травматизма и профзаболеваний. Администрация предприятия обязана обеспечить надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест и создавать на них условия работы, соответствующие правилам по технике безопасности и производственной санитарии и обеспечивающие безопасные условия труда.

На администрацию возлагается проведение инструктажа рабочих и служащих по технике безопасности, а также постоянный контроль над соблюдением работниками всех требований инструкции по охране труда. Для обучения рабочих безопасным методам работы на предприятиях организуются постоянно действующие кабинеты по технике безопасности с современными учебными и наглядными пособиями. Высококвалифицированные специалисты проводят занятия с рабочими по программе техники безопасности. Во время инструктажа (вводного, повторно и на рабочем месте) показываются безопасные методы и приемы труда. Без прохождения инструктажа по технике безопасности рабочие не должны допускаться к работе.

 

Законодательные документы по охране труда обязывают администрацию предприятий, учреждений внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, добиваться создания надлежащих санитарно-гигиенических условий, предотвращающих возникновение профзаболеваний.

Трудовое законодательство Российской Федерации предусматривает ряд мер, обязательных для всех предприятий, учреждений и организаций по охране труда и технике безопасности. Соблюдение норм трудового законодательства обязательно для всех должностных лиц. Виновные в нарушении законов о труде несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. В случае причинения увечья или иного повреждения здоровья организация, ответственная за нанесенный вред, обязана возместить потерпевшему заработок, утраченный им вследствие потери трудоспособности или уменьшения ее, а также расходы, вызванные повреждением здоровья (усиленное питание, протезирование, стационарное лечение).

Руководители организаций, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (транспортные и строительные организации, промышленные предприятия), несут ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, и обязаны возместить ущерб, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Уголовно наказуемо нарушение должностным лицом правил по технике безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда, если это нарушение могло повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия.

Если те же нарушения повлекли за собой телесные повреждения или утрату трудоспособности, то виновных наказывают лишением свободы сроком до 3 лет или исправительными работами на срок до 1 года. В еще более тяжелых случаях виновные наказываются лишением свободы на срок до 5 лет.

 

Требования охраны труда при работе с производственным оборудованием

Производственное оборудование должно соответствовать требованиям безопасности в течение всего срока эксплуатации по ГОСТ 12.2.003, ГОСТ 12.2.009, ГОСТ 12.2.049, ГОСТ 12.2.062, ГОСТ 12.2.064, Правилам и обеспе­чивать безопасность работ при монтаже, эксплуатации и ремонте.

На все оборудование должна быть нормативно — техническая докумен­тация (паспорт, инструкция по эксплуатации и др.), содержащая требования безопасности в соответствии с ГОСТ 12.2.003.

В нормативно-технической документации, прилагаемой к оборудова­нию, должны быть указаны:

- требования по обеспечению безопасности при транспортировании, монтаже (демонтаже), наладке, эксплуатации, обслуживании и ремон­те оборудования;

- предельно допустимые уровни опасных и вредных производственных
факторов, создаваемых им (шум, вибрация, запыленность, загазован­ность);

- удобство обслуживания;

- усилия, требуемые для управления и обслуживания.

Специальные требования безопасности, необходимость которых может быть вызвана особенностями конструкции станков и условиями их эксплуа­тации, должны также указываться в нормативно технической документации на оборудование.

На установленном оборудовании должен быть инвентарный номер, на­несенный любым способом.

Основное и вспомогательное оборудование должно монтироваться на соответствующих техническому расчету фундаментах и основаниях, вывере­но и надежно закреплено. Допускается установка оборудования на вибро­опорах. Монтаж оборудования должен производиться в полном соответствии с проектом и инструкциями завода - изготовителя. Конструкция и (или) маркировка агрегатов, сборочных единиц оборудования должны исключать ошибку при монтаже оборудования, приводящую к возникновению опасно­сти. Внесение каких-либо изменений или отступление от указаний в черте­жах при монтаже без разрешения организации, разработавшей проект, не до­пускается. Вносимые изменения не должны снижать уровень безопасности оборудования при его обслуживании и ведении технологического процесса.

Вновь устанавливаемое оборудование должно быть принято в эксплуата­цию специальной комиссией с обязательным участием работника службы охраны труда и составлением акта на соответствие требованиям настоящих Правил и действующих стандартов ССБТ. Оборудование должно передавать­ся в эксплуатацию цеху (участку) лишь после устранения всех недостатков, выявленных в процессе его испытания. К акту передачи оборудования в экс­плуатацию должна быть приложена утвержденная инструкция по охране тру­да для работающих на данном оборудовании.

Основное и вспомогательное оборудование должно подвергаться перио­дическим техническим осмотрам и ремонтам в сроки, предусмотренные гра­фиками, утвержденными в установленном порядке.

Остановленное для осмотра, чистки или ремонта оборудование должно быть отключено от технологических трубопроводов и энергоносителей. При осмотре, чистке, ремонте и демонтаже оборудования их электропри

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...