Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

04.05.2016

Тема: Национальный состав населения нашего края. Особенности быта и религии, обрядов и обычаев местного населения. Изучение традиционных ремёсел региона. 10 клас

Цель: - ознакомить учащихся с национальным составом населения нашего края;

-формировать умения и навыки работы со статистическими материалами;

-воспитывать этнические нормы в отношении мигрантов;

-прививать любовь к особенностям быта, религии и обычаев местного населения.

Ход урока

  1. Организационный этап
  2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся - беседа:

-К представителям какой расы и языковой семьи принадлежат славянские народы?

-Перечислите народы, которые населяли наш край в древности?

-Какие территории носили название «Дикое поле»?

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

С давних времён земли нашего края имели все условия для жизни человека. Это плодородные почвы, богатый растительный и животный мир, благоприятные климатические условия. Поэтому первые люди появились

здесь около 150 тысяч лет назад. Археологи называют их архантропами или «древнейшими людьми».

Впоследствии, в эпохи каменного, бронзового, железного веков, здесь сменяли друг друга кочевые племена сарматов, скифов, аланов, печенегов, хазаров, торков, половцев. Безмолвными свидетелями их пребывания здесь являются курганы и «каменные бабы», до сих пор разбросанные по Донецкой степи.

IV.Изучение нового материала – рассказ учителя

Оседлое население появляется в нашем крае гораздо позже. В XIII–XIV веках в Северном Приазовье обосновываются купцы из итальянских городов Венеции и Генуи, ведущие торговлю с местными кочевниками. В XVI веке для защиты от татарских набегов Московское правительство направляет к Северскому Донцу сторожевую пограничную службу. Это способствовало продвижению в Придонцовье русского населения и формированию местного казачества.

В дальнейшем на заселение нашего края большое влияние оказало запорожское казачество. В 30-е годы XVII века на Слободскую Украину массово переселяются участники казацко-крестьянских восстаний против польской шляхты, нашедшие здесь защиту и хорошие условия для жизни. После падения Запорожской Сечи в 1775 году, царское правительство массово раздаёт запорожские земли для переселения людей из разных уголков Российской империи. В их числе были и выведенные из Крыма греки, которые обосновались на южном побережье Азовского моря. Вместе с ними здесь же селились и молдаване.

Во второй половине XIX века на малоосвоенные земли края правительство привлекает выходцев из Германии. Так возникают немецкие колонии с центром Остгайм (с 1935 года – Тельманово). Вскоре сюда же переселяются евреи. В 20-х годах XIX века в Мариуполе появились итальянцы, а в 1831 году в наш край переселились Задунайские казаки.

Конец XIX – начало XX века ознаменовалось бурным развитием промышленности, что привело к переселению в Донбасс большого числа людей разных национальностей из разных уголков Российской империи. В годы советской власти продолжается промышленное развитие края и рост населения за счёт переселенцев из других республик СССР. После окончания Великой Отечественной войны необходимо было восстанавливать разрушенное хозяйство области. И опять огромную роль в этом сыграло многонациональное население Советского Союза. Многие люди нашли здесь вторую родину и остались жить навсегда. Таким образом, история освоения природных богатств края, создания промышленного потенциала в годы индустриализации и восстановления хозяйства после войны, обусловили многонациональный состав населения нашей области.

Народные промыслы.

Издавна на территории нашего края жили трудолюбивые и талантливые люди, умеющие всё необходимое для жизни сделать собственными руками. Они выращивали различные сельскохозяйственные культуры, разводили домашних животных, изготавливали ткани, посуду, орудия труда.

Особым уважением всегда пользовался труд пахаря-хлебороба. Обрабатывать землю, сеять и собирать урожай часто приходилось вручную, поэтому главными орудиями хлебороба были плуг и соха, с помощью которых пахали землю. Для посева зерна пользовались полотняным мешком, подвешенным у пояса сеятеля. Иногда использовали короба и ручные сеялки. Косили зерновые серпами и косами. Серпом жали рожь, косой – пшеницу. К началу XX века на смену им пришли сеножатки. Затем зерно молотили цепами или с помощью каменного катка. Муку мололи на ветряных и водяных мельницах.

Для изготовления тканей выращивали волокнистые культуры: лён, коноплю. Растительное сырьё долго перерабатывали: вымачивали, сушили, мяли, трепали, чесали гребнями, ткали. Из шерсти овец пряли пряжу. До сих пор в некоторых сёлах сохранились ручные прялки, на которых наши бабушки долгими вечерами изготавливали шерстяную нить и вязали из неё носки, варежки и прочее.

Для приготовления пищи в печи и хранения продуктов традиционно использовалась глиняная посуда. Делали её гончары на гончарном круге. Главным инструментом для оформления были пальцы мастера и ножичек – тонкая деревянная пластинка. Готовое изделие срезалось с круга, просушивалось и обжигалось, а затем расписывалось и покрывалось эмалью. Основные центры гончарного промысла были в Краснолиманском районе (села Ямполь и Малая Диброва), в Славянском районе (село Пискуновка), в Амвросиевском (село Благодатное).

Объясните смысл поэтических строк:

Донбасс!

Опорный край державы!

Её добытчик и кузнец.

Свидетель древней нашей славы

И славы нынешней творец.

Для хранения больших объёмов воды русские мастера-бондари делали бочки для населения и чаны ёмкостью до 40 тысяч вёдер для промышленных предприятий.

В хозяйстве часто использовались корзины различных размеров, которые мужчины плели из ивовых прутьев. Иногда из камыша делали заборы, называемые плетнями.

Особенности быта.

Особенности быта нашего края вобрали в себя национальные черты народов, проживающих в нашем крае. Раньше в сельской местности с особой тщательностью относились к выбору места и строительству нового жилья. Традиционно этот процесс начинался с определения места нового дома. Для этого насыпали кучку зерна на ночь. Если на утро она оставалась нетронутой, место считалось хорошим, а если нарушенной – искали новое место. Считалось, что здесь «черти ночью толкутся». Основным строительным материалом был природный камень. Крышу делали из камыша и соломы. Дом белили известью, а печь расписывали различными узорами. Так выглядела традиционная украинская хата. В каждой хате был Красный угол, который ориентировали на юг или восток. Здесь располагался иконостас, украшенный рушниками, устанавливалось молодое дерево или крест, символизирующие космос. Чтобы в доме было благосостояние, в Красный угол клали деньги, под порог – горсть муки, в печной угол – крыло птицы или клок шерсти.

Украинская хата

Села нашей местности были многолюдными, состоящими из нескольких улиц, и располагались по берегам рек, вдоль дорог или на возвышенностях.

Так как жители сел были хлеборобами, то с особым уважением относились к хлебу. Его очень берегли и в богатых, и в бедных семьях: никогда не сметали со стола крошки, а после захода солнца не начинали новой буханки.Традиционными блюдами жителей нашего края всегда были украинский борщ и вареники, русские каши и пироги. На праздники готовили колбасы и другие блюда из мяса. У греков позаимствовали чебуреки.

Много внимания уделялось народной одежде, которая вобрала в себя элементы традиционного украинского костюма. Главным элементом и мужской, и женской одежды была вышитая рубаха. Орнамент вышивки выполнял роль оберега и имел традиционные для каждой местности черты. Головным убором у женщин были платки и шали, молодые девушки носили венки с разноцветными лентами. Мужской головной убор – соломенная шляпа «брыль», зимой – суконная шапка.

В Великоновоселковском и Волновахском районах среди греческого населения сохранились элементы балканского костюма.

Наряду с сельской культурой формировалась и городская. Большая часть городских поселений возникла в конце XIX века в местах строительства промышленных предприятий и шахт. В центре города располагалась торговая площадь с церковью и диаметрально или кольцеобразно расходящимися от неё улицами. Здесь же располагались и здания городской администрации.

В каждой семье всегда пользовались рушниками, которые вышивала хозяйка дома. Их использовали как в быту, так и для убранства дома. Были особые ритуальные рушники для свадеб, крещения детей. «Дом без рушника, что дом без детей», – говорили в народе. В настоящее время рушники сохранились лишь в отдельных семьях и этнографических музеях.

Религиозные обычаи и обряды.

Издавна благополучие людей, работающих на земле, зависело от сил природы: высоты солнца над горизонтом, погодных условий, продолжительности вегетационного периода. Чтобы задобрить языческих богов и получить хороший урожай, наши предки проводили всевозможные обряды, связанные с днями солнцеворота. Впоследствии они органично переплелись с православными христианскими праздниками. Главными из них является Рождество, Пасха, Троица.

Любимыми в народе остаются праздники, мало изменившиеся с языческих времён. Это проводы зимы, или Масленица, приуроченная ко дню весеннего равноденствия. В это время устраивались народные гуляния, пеклись блины, а в завершение сжигалось чучело Масленицы, символизирующее конец холодов и наступление весны.

Летом праздновался день Ивана Купала, когда в самую короткую ночь года люди собирали лекарственные травы, обладающие чудодейственной

силой, водили хороводы вокруг костра и искали цветок папоротника. Люди верили, что он помогает понимать язык птиц и зверей, указывать местоположение зарытых в земле кладов.

Почему никому так и не удалось отыскать цветок папоротника?

Сейчас, к сожалению, детали многих обычаев и обрядов утрачены или сохранились частично. Однако местные краеведы пытаются восстановить утраченное. Сейчас во многих населённых пунктах и учебных заведениях проводят праздник «Проводы зимы», где возрождаются обычаи масленичных гуляний.

Религии.

По вероисповедованию в нашем крае есть христиане (православные, католики, протестанты, старообрядцы), иудеи, мусульмане и другие. К основным разновидностям храмов относятся церкви, костёлы, синагоги. Наиболее известными православными памятниками нашей области являются Святогорский монастырь и Успенская церковь в городе Мариуполе, сохранившая религиозные традиции греков. Однако большая часть культовых сооружений в области была разрушена в 30-х годах XX века, а уникальные образцы иконописи разных школ и культовые предметы утрачены навсегда.

Выводы

Традиционные занятия населения в прошлом были связаны с обработкой земли, выращиванием урожая, изготовлением посуды, одежды, орудий труда.

В настоящее время в нашем крае преобладают промышленные профессии: металлург, шахтёр, энергетик, химик, строитель и другие.

Национальные обычаи и обряды области очень разнообразны, но, к сожалению, не достаточно полно сохранились к настоящему времени. VII. Закрепление - ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Перечислите основные занятия населения нашего края в прошлом. 2. Назовите основные профессии области в настоящее время. 3. Что вы знаете о профессии своих родителей? 4. Какие профессии нравятся вам? 5. Какие обычаи и обряды сохранились в нашей местности до настоящего времени? 6. Какие основные религиозные праздники солнцеворота вы знаете?  

VIII. Домашнее задание: 1) выучить материал по конспекту;

2) ответить на все поставленные вопросы;

Справочные материалы

Особенности быта

Народное творчество - явление историческое и многогранное. За многие годы развития человеческого общества оно вобрало в себя все самое лучшее и ценное. Одним из примеров этого является жилищное строительство. Строительство жилья проходило в зависимости от природных условий, климата, наличия строительного материала и местных традиций населения. Символом Украины была «бiла хата».

С чего начиналось строительство? Конечно же, с выбора места. Лучшим местом считалось то, на котором охотно отдыхали животные, где находили их следы. На пред-полагаемом месте часто насыпали кучку зерна на ночь. Если на утро она была нетронутая - можно строить, если же она исчезла или была нарушена - искали новое место. Считалось, что на этом месте черти ночью толкутся.

Нельзя было строить на перекрестках дорог, на местах погребений. Начинали строительство во вторник или в четверг. Предварительно определялась планировка дома. В красном (святом) углу, который всегда ориентировался на восток или юг, устанавливали молодое дерево или крест, которые символизировали Космос. Так устанавливали отношения между структурой Космоса и дома, где пол олицетворял Землю, стены - горы и леса, потолок и крыша - небо со звездами. Кроме того, в Красный угол клали деньги, чтобы не переводились, в печной угол - крыло птицы, клок шерсти - на богатство и чтобы дом был теплым, под порог – горсть муки.

Наряду с сельской бытовой культурой формировалась и городская культура. В центре Донецка всегда были церковь, торговая площадь и диаметрально или кольцеобразно расходящиеся от них улицы. В Донецке таким центром был район, где сегодня расположены Центральный универмаг и кинотеатр «Комсомолец». Там находился Преображенский собор и торговые ряды, где проходили многочисленные ярмарки.

Городские рабочие - вчерашние крестьяне, хлынувшие в города в поисках заработка, сооружали дома, отвечавшие устоявшимся в народном представлении порядкам домостроения.

Жители городов и сел, в первую очередь, были хлеборобами – людьми, которые «делали» хлеб на золотой ниве и возле печи. «Хлеб - всему голова. Где есть хлеб и вода - там уже нет голода, а если хлеба нет и куска, то и в доме тоска» - говорили в народе. Хлеб пекли, в основном, раз в неделю из ржаной муки. Пшеничный хлеб пекли к большим праздникам. Украинский хлеб - паляница - символ плодородной земли, выпекали из лучшей муки. Хлеб ценили и берегли как в богатых, так и в бедных семьях.

В быту наших предков было много «хлебных» правил. Например, после захода сол-нца не начинали новой булки; крошки со стола никогда не смахивали в мусор. Традиционными блюдами были вареники, галушки, украинский борщ.

Народная одежда - один из элементов культуры, который носит ярко выраженную этническую окраску. Украинская национальная одежда имеет такие характерные черты: немногочисленность убранства, простота кроя, спокойные цвета украшений, чувство меры во всем.

Основой украинского женского костюма была домотканая рубаха белого цвета, вышитая на рукавах, вороте, подоле. Причем орнамент вышивки первоначально выполнял магическую роль оберега от злых духов. Народная память сохранила много рассказов о том, как рисунки вышитых рубах помогали, например, казакам в далеких походах победить врага и пережить трудности.

Цвет в одежде имел большое значение. Он подчеркивал праздничность или будничность. «Белый цвет», «красное солнце», «черная ночь», «жаркий огонь» - символизировали радость, грусть, печаль, любовь.

Традиционный мужской костюм - вышитая рубаха, штаны, пояс, головной убор - соломенная шляпа, «брыль», зимой - суконная шапка.

Своеобразная одежда греческого населения нашей области (Великоновоселковский, Волновахский районы). В ней сочетаются черты балканского народного костюма и элементы, характерные для татарского населения Крыма.

Основу женского костюма составляла туникообразная нижняя рубаха из домотканого полотна, вышитая характерным орнаментом коричневато-золотистой окраски; юбка, а поверх нее - передник. Традиционным женским головным убором был перифтар. Его надевали в день свадьбы и носили в первый год замужества.

Проходят годы, но в быту большую роль продолжают играть простые вещи, которыми пользовались наши предки. Кусок полотна служил для них и скатертью, и элементом одежды, и убранством жилища. Позже это полотнище стали называть «рушником». «Дом без рушника, что дом без детей» - говорили в народе. В доме наших предков всегда висело несколько видов рушников - для рук и лица, для посуды, для украшения стен и т.д. Ритуальные рушники использовались для сватов, свадеб. В настоящее время, к сожалению, рушники сохранились только в отдельных семьях.

Это интересно знать

...накануне праздника Богоявления дома окропляют освященной водой. В этот день можно работать, но до освящения воды никто не ест, и потому день этот называется «голодной кутьей».

...если во время ужина на праздник голодной кутьи кто-нибудь из присутствующих чихнет, то хозяин что-нибудь должен подарить ему: овечку, теленка и т.д.

...если на Сретение петух напьется воды, то пахарь наберется беды: зима будет продолжительная.

...на праздник Сорок святых (22марта) по старому обычаю школьники приносили своему учителю сорок бубликов. До этого дня сорока положит в свое гнездо сорок палочек. В этот день из теста пекут жаворонков, с которыми дети ходят и поют веснянки.

...если на Покрова ветер с севера, будет зима холодная и с метелями. Если с юга, то теплая.

04.05.2016

Тема: Национальный состав населения нашего края. Особенности быта и религии, обрядов и обычаев местного населения. Изучение традиционных ремёсел региона. 10 клас

Цель: - ознакомить учащихся с национальным составом населения нашего края;

-формировать умения и навыки работы со статистическими материалами;

-воспитывать этнические нормы в отношении мигрантов;

-прививать любовь к особенностям быта, религии и обычаев местного населения.

Ход урока

  1. Организационный этап
  2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся - беседа:

-К представителям какой расы и языковой семьи принадлежат славянские народы?

-Перечислите народы, которые населяли наш край в древности?

-Какие территории носили название «Дикое поле»?

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

С давних времён земли нашего края имели все условия для жизни человека. Это плодородные почвы, богатый растительный и животный мир, благоприятные климатические условия. Поэтому первые люди появились

здесь около 150 тысяч лет назад. Археологи называют их архантропами или «древнейшими людьми».

Впоследствии, в эпохи каменного, бронзового, железного веков, здесь сменяли друг друга кочевые племена сарматов, скифов, аланов, печенегов, хазаров, торков, половцев. Безмолвными свидетелями их пребывания здесь являются курганы и «каменные бабы», до сих пор разбросанные по Донецкой степи.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...