Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы поиска инновационных идей

 

Существует множество методов поиска идей. С некоторой степенью условности их можно разделить на три группы:

Методы психологической активизации мышления.

Методы систематизированного поиска.

Методы направленного поиска.

 

Каждый из методов имеет целью облегчить поиск решения творческой задачи по сравнению, с так называемым, методом "проб и ошибок", которым обычно пользуется человек. Целесообразность применения метода, принадлежащего к той или иной группе, в частности, зависит от сложности решаемой задачи. На приведенном справа рисунке показаны для различных групп методов условные графики зависимости трудоемкости решения творческой задачи от ее сложности.

Для решения сравнительно простых задач целесообразно использовать методы, относящиеся к двум первым группам. Методы направленного поиска специально создавались для решения сложных задач и, несмотря на сложность этих методов, их применение в данном случае оказывается оправданным. Применение же методов направленного поиска для простых задач может оказаться нецелесообразным из-за того, что сложность самих методов будет выше сложности решаемой задачи или по причине непригодности этих методов для решения таких задач.

Методы психологической активизации мышления

Инерция мышления Методы психологической активизации творческого мышления направлены на устранение, так называемой психологической инерции мышления, препятствующей нахождению изобретательских решений и новых бизнес идей, мешающей более всестороннему рассмотрению проблемы. Эти методы позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают производительность этого процесса. Однако, для решения сложных изобретательских и нестандартных бизнес задач, в основе которых заложены противоречия, эти методы малоэффективны.

Наиболее известные методы психологической активизации:

Мозговой штурм,

Обратная мозговая атака

Теневая мозговая атака

Корабельный совет

Метод фокальных объектов

Аналогии. Синектика

Метод "Приемы аналогий"

Оператор РВС

Конференция идей

Метод маленьких человечков

Метод гирлянд ассоциаций и метафор

Метод "Шесть шляп мышления"

Метод "Коучинг"

Методы систематизированного поиска

Списки контрольных вопросов

Морфологический анализ

Функциональный анализ

Функциональный метод проектирования Мэтчетта

Метод фокальных объектов

Метод гирлянд ассоциаций и метафор

Метод многократного последовательного классифицирования

Метод синтеза оптимальных форм

Метод системного экономического анализа и поэлементной отработки конструктивных решений

Метод "Пять почему"

Методы направленного поиска

Функционально-физический метод поискового конструирования Р. Коллера

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Методы управления

Метод "Шесть сигм"

Метод "Семь инструментов управления качеством"

Метод "Семь основных инструментов контроля качества"

Метод "ABC-анализ"

Метод "Бережливое производство"

Метод "PDPC"

Метод "Контрольный листок"

Метод Дельфи

Метод "Диаграмма разброса"

Метод "Диаграмма сродства"

Метод "Диаграмма связей"

Метод "Диаграмма Парето"

Метод "Гистограммы"

Метод "Диаграмма Исикавы"

Метод "Контрольные карты"

Метод "Матрица приоритетов"

Метод "Модель Кано"

Метод "Аутсорсинг"

Метод "Параллельная инженерная разработка"

Метод "Развертывание политики"

Метод "Защита от ошибок"

Метод анализа видов и последствий отказов

Метод "ABC"

Метод "Бенчмаркинг"

Методы Тагути

Метод "Стрелочная диаграмма"

Метод "Стратегические карты"

 

Особенности обеспечения экономической безопасности в процессе применения современных способов организации бизнеса: сетевая организация, аутсорсинг, франчайзинг. виртуальное предприятие, контрактное производство, оболочечная организация

 

Высокая степень изменчивости внешней среды заставляет компании быстро и своевременно реагировать на происшедшие события. Часто быстрота реакции предполагает создание творческой организации с высокой степенью креативности и самореализации. Понятно, что решение сверхсложных инновационных задач может быть достигнуто исключительно в структурах, лишенных монопольной авторитарности, где осуществляется переход к свободному коллегиальному сотрудничеству. Для более гибкого выполнения каких-либо производственных программ в рамках существующего предприятия могут быть сформированы временные сетевые образования, или сетевые организации.

Сетевая организацияпредставляет собой идеальный организационный тип, характеризующийся структурой свободно связанной сети абсолютно равноправных и независимых партнеров.

Если рассматривать эволюцию организации - от механистической к органичной и цели, соответствующие каждому из этих типов, то можно заметить, что цели механистической организации направлены внутрь, на воспроизведение системы и сохранение существующего порядка. В органичных организациях, прообразом которых являются сетевые организации, цели направлены на внешнюю среду.

К недостаткам сетевой организации относятся следующие:

• наличие чрезмерной зависимости от кадрового состава; подверженность риску, связанному с текучестью кадров;

• высокая двойная степень зависимости сетевой структуры от рынка и от ресурсов.

Сетевая организация порождает новый тип взаимоотношений. Часто для более гибкого выполнения производственных программ предприятия разбиваются на самостоятельные единицы: отделения, производственные сегменты, центры прибыли. Выделенные из предприятий сегменты впоследствии могут соединиться со ставшими аналогичным образом когда-то самостоятельными сегментами фирм субподрядчиков, конкурентов, партнеров. Таким образом, вся цепочка создания благ превращается в совокупность услуг. Контрактные отношения переносятся на обладателей долей капитала, владельцев оборудования, рабочей силы. Можно сказать, что имеет место ситуация «развязывания» ресурсов, тогда как традиционное предприятие подразумевает соединение, аккумулирование ресурсов. Нередко подобное «развязывание» ресурсов сравнивается с виртуализацией, а сетевая организация воспринимается как виртуальное предприятие.

Виртуальное предприятие -добровольная временная форма кооперации нескольких независимых партнеров, обеспечивающая благодаря оптимизации процесса создания благ большую выгоду клиентам . Процесс создания виртуального предприятия предполагает отбор требующихся человеческих ресурсов, организационно-методических компонентов, технологий и «ноу- хау» различных компаний, их компьютерную интеграцию; все это в совокупности рождает гибкую, динамичную, адаптивную организационную систему, наилучшим образом приспособленную к скорейшему выпуску необходимой рынку продукции.

Сущность виртуального предприятия проявляется в интенсивном взаимодействии высококлассных специалистов и подразделений различных предприятий в виртуальном пространстве с помощью новейших информационных и коммуникационных технологий. Взаимодействие, как результат создания виртуального предприятия, направлено на повышение уровня кооперации и координации партнеров и имеет конечной целью увеличение уровня конкурентоспособности создаваемых данным предприятием ценностей.

Виртуальное предприятие возникает в нужное время, в нужном месте для осуществления конкретного проекта, после завершения которого исчезает. Такая быстрота возникновения виртуального предприятия стала возможной благодаря технологическим возможностям, импульсивному развитию и широкому распространению информационных технологий, а также средств связи. Определяющим фактором развития виртуального предприятия является организационная составляющая. Отношения между работниками такого предприятия строятся на основе доверия, дисциплины и взаимопонимания.

Франчайзинг представляет собой форму делового сотрудничества крупного и малого бизнеса, в рамках которой предприятия-гиганты предоставляют право небольшим компаниям действовать в качестве их представителей на рынке с использованием лицензии, технологии, современных разработок, фирменной торговой марки предприятия-гиганта

Франчайзинг - партнерский бизнес и поэтому всегда предполагает доверительное взаимодействие между компаниями. Нарушение принципа доверия приводит к разрушению отношений и краху бизнеса.

Классическая схема франчайзинга выглядит следующим образом. Одна сторона - франчайзер - предоставляет право использовать свое имя, фирменный стиль, репутацию, опыт, знания, современные технологии и разработки в деятельности другой компании, именуемой франчайзи.

Франчайзи осуществляет инвестиции, ведет бизнес в рамках оговоренных условий, что предусматривает некоторое ущемление предпринимательских свобод. Обе стороны: и франчайзер, и франчайзи - остаются полноценными собственниками своего бизнеса.

В настоящее время многие страны мира испытывают бум франчайзинга.

Франчайзинг сегодня - самый быстрорастущий и надежный вид бизнеса. По схеме франчайзинга сегодня работают всемирно известные компании: «Макдоналдс», «Баскин-Роббинс», «Дженерал Моторе», «Кока-кола», «Пепси», «Наф-Наф» и другие.

Факт широкого распространения и импульсивного развития данного вида бизнеса иллюстрируют следующие показатели. Так, по данным Ассоциации мелких предпринимателей США, за 5 лет 85% вновь открытых малых предприятий прекращают свое существование. Из малых предприятий, ведущих бизнес по схеме франчайзинга, - только 16%. В США каждые 8 часов создается новая франчайзная точка. В стране действует более 1500 франчайзных систем по 75 видам деятельности, из которых на торговлю приходится 45%, 18% - на предприятия быстрого питания, далее идут торговля промышленными товарами (11%), рестораны (8%), продовольственные магазины (7%).

Причиной широкого распространения и быстрого развития системы франчайзинга является создание оптимальной организационной структуры, позволяющей сокращать трансакционные издержки за счет удачного сочетания самостоятельности фирм -франчайзи и определенной зависимости и включенности в общую деятельность франчайзера.

Однако необходимо учитывать и недостатки:

1) для того чтобы стать франчайзи, требуется капитал, как и для открытия любого бизнеса;

2) работа в рамках франчайзинговой системы требует соблюдения ряда ограничений: приобретения товара у определенных поставщиков, соблюдения ценовой и ассортиментной политики, выплаты фиксированных объемов текущих платежей и отчислений от прибыли головной компании;

3) выход из договора франчайзинга предполагает уплату серьезных штрафов.

В качестве причин, тормозящих развитие франчайзинга в России, можно назвать:

• несовершенное законодательство;

• информационная закрытость российской системы ведения бизнеса.

Аутсорсингстремление организации к повышению уровня своей конкурентоспособности за счет концентрации основных усилий на сильных и выигрышных сторонах заставляет отказываться от некоторых видов деятельности в пользу других компаний. Процесс выведения из состава компании тех видов деятельности, которые напрямую не связаны с производством уникальной продукции (услуг) и не привносят существенного вклада в создание компанией добавленной стоимости, получил название аутсорсинга.

Особенность аутсорсинга проявляется в использовании компаниями внешних ресурсов для выполнения деятельности, которая раньше традиционно осуществлялась внутренними ресурсами и персоналом компании. Стремление организаций к приобретению все большего количества товаров и услуг «на стороне» усиливается стремительным изменением технологий и правил ведения бизнеса, что затрудняет осуществление абсолютно всех внутренних функций предприятий на высоком конкурентоспособном уровне. Политика использования компанией внешних ресурсов взамен внутренних дает им возможность сфокусироваться на основных и ключевых вопросах своего бизнеса, следовательно, позволяет оказаться по некоторым показателям впереди конкурентов.

Контрактное производство - особая практика производства, при которой заказчик (держатель торговой марки, обладатель патента, разработчик продукта) размещает заказ на производство самого продукта на стороне - у независимого производителя . Контрактный производитель на своих производственных мощностях осуществляет производство блага с полным соблюдением технологического цикла, контролем качества готовой продукции в соответствии с требованиями заказчика.

В основе контрактного производства находится сделка, базовым условием которой является выполнение производственных функций одной компанией для другой - носителя брэнда. Как правило, о контрактных производителях известно очень мало, кроме того, что они выступают партнерами своих именитых заказчиков.

Оболочечная организация -компания, в которой часть функций, прежде всего, производство, передана на контрактной основе другим фирмам.Оболочечная компания берет на себя издержки производителя по определению того, какое благо необходимо производить, кому и каким образом его реализовывать. То есть все трансакционные издержки по мониторингу рынка, маркетинговому исследованию запросов потенциальных потребителей, изучению финансового состояния контрагентов осуществляет оболочечная компания. Однако и эти издержки оболочечная организация может переложить на подрядчиков (дизайнерские и конструкторские бюро, рекламные и маркетинговые агентства, службы по проведению мониторинга и т.д.), оставляя за собой исключительно прерогативу управления всем процессом - от разработки идеи товара до доведения и продажи его конечному покупателю.

Появление нового типа компаний связано с более быстрым темпом роста величины трансакционных издержек по сравнению с трансформационными (производственными) затратами. Оболочечные компании заменяют рыночные трансакции внутренними, административными решениями. В чистом виде оболочечная компанияпредставляет собой управляющую фирму, нанимающую небольшое количество менеджеров, которые осуществляют координацию деятельности сторонних подрядчиков.

Зарубежная практика ведения бизнеса показывает, что оболочечные компании наиболее перспективны в таких видах деятельности, как производство игрушек, обуви, одежды, спортивных товаров.

Классический пример оболочечной фирмы - американская компания Lewis Galoob Toys Inc., успешно работающая на рынке игрушек. Непосредственно в фирме работает всего 115 служащих, осуществляющих координацию многочисленных независимых контрагентов. Сторонними организациями ведется разработка и дизайн игрушек, их производство, упаковка, продажа, они осуществляют ведение бухгалтерии, поддерживают взаимоотношения с дебиторами.

К недостаткам относятся следующие:

• сильная зависимость от влияния изменений рыночной конъюнктуры;

• высокая степень подверженности риску конкуренции со стороны своих партнеров -производителей;

• невозможность организации должного контроля над многочисленными подрядчиками следовательно, качеством производимой продукции.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...