Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






А теперь подробнее о научном стиле речи.

 

На первых порах своего существования стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Отделение научного стиля от художественного произошло в Древней Греции, когда стала создаваться научная терминология.

В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М. В. Ломоносова формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.

 

Научный стиль можно разделить на три так называемых подстиля:

1. Научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий (жанры: монография, диссертация, научный отчет, выступление на конференции и др.).

2. Научно-учебный. Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые (жанры: лекция, доклад, курсовая работа, реферат и др.).

3. Научно-популярный. Адресат — любой интересующийся той или иной наукой. Цель — дать представление о науке, заинтересовать читателя (жанры: журнальная статья и др.).

 

Научный стиль существует в письменной (монография, научная статья, учебник и др.) и устной (доклад, сообщение и др.) формах.

 

Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра. Можно выделить следующие жанры научной прозы:

первичные (т.е. созданные автором впервые):

- монография,

- журнальная статья,

- рецензия,

- учебник (учебное пособие),

- лекция,

- доклад,

- информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе),

- устное выступление (на конференции, симпозиуме и т.д.),

- диссертация,

- научный отчёт;

 

вторичные тексты, (т.е.. тексты, составленные на основе уже имеющихся):

- реферат,

- автореферат,

- конспект,

- тезисы,

- аннотация.

При подготовке вторичных текстов происходит свертывание информации в целях сокращения объёма текста.

 

Научный стиль имеет ряд особенностей – общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанров. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

 

Особенности научного стиля:

1). Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

Логичность — это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста.

Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.

2) Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность. По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу и по способу его языкового оформления.

3) Точностьнаучной речи предполагает однозначность понимания, отсутствие расхождения между означаемым и его определением. Поэтому в научных текстах, как правило, отсутствуют образные, экспрессивные средства; слова используются преимущественно в прямом значении, частотность терминов также способствует однозначности текста. Жёсткие требования точности, предъявляемые к научному тексту, делают ограничение на использование образных средств языка: метафор, эпитетов, художественных сравнений, пословиц и т.п. Иногда такие средства могут проникать в научные произведения, так как научный стиль стремится не только к точности, но и к убедительности, доказательности. В таком случае образные средства могут применяться для реализации требования ясности, доходчивости изложения.

4) Ограниченное использование авторского «я» — это не дань этикету, а проявление отвлеченно-обобщённой стилевой черты научной речи, отражающей форму мышления, и обусловлено тем, что научный стиль требует объективного, «интеллектуального» изложения научных данных. Всё же восприятие научного текста может вызывать определённые чувства у читателя, но не как ответную реакцию на эмоциональность автора, а как осознание научного факта.

5) Насыщенность терминами и использование абстрактной лексики– характерная черта стиля научных работ. В среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-25 процентов общей лексики, использованной в работе.

6) В области морфологии наблюдается использование более коротких вариантов форм, что соответствует принципу экономии языковых средств.

7) Для связи частей текста используются специальные языковые средства – слова, словосочетания и предложения, указывающие:

- на последовательность развития мыслей

(«вначале», «потом», «затем», «прежде всего», «предварительно» и др.),

- на связь предыдущей и последующей информации

(«как указывалось», «как уже говорилось», «как отмечалось», «рассмотренный» и др.),

- на причинно-следственые отношения

(«но», «поэтому», «благодаря этому», «следовательно», «в связи с тем, что», «вследствие этого» и др.),

- на переход к новой теме

(«рассмотрим теперь», «перейдем к рассмотрению» и др.),

на близость, тождественность предметов, обстоятельств, признаков

(«он», «тот же», «такой», «так», «тут», «здесь» и др.).

 

Таким образом, научный стиль речи обладает рядом особенностей, позволяющих ему занимать особое место не только в современном языковом, но и в научном мире.

II часть ответа на вопрос 29

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...