Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






По организации выполнения и защиты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По организации выполнения и защиты

Содержание структурных элементов выпускной квалификационной работы

 

В независимости от направления подготовки и темы ВКР, ее содержание должно удовлетворять следующим требованиям:

Титульный лист является первой страницей выпускной квалификационной работы и выполняется по образцу, приведённому в Приложении А. На нём расписывается руководитель, утверждающий допуск к защите выпускной квалификационной работы.

 

Задание на выпускную квалификационную работу заполняется по образцу, приведённому в Приложении Б.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ является перечнем всех частей выпускной квалификационной работы с указанием страниц, на которые их помещают, и выполняется по образцу, приведённому в приложении В.

Оглавление должно включать все заголовки, имеющиеся в ВКР, в том числе «ВВЕДЕНИЕ», наименование глав и параграфов основной части, «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЕ».

 

ВВЕДЕНИЕк выпускной квалификационной работе включает в себя следующие структурные элементы:

- обоснование актуальности выбранной темы,

- объект и предмет исследования,

- цель и задачи исследования,

- методы исследования,

- практическую значимость исследования,

- место проведения исследования.

 

Актуальность исследования определяется несколькими факторами:

• необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;

• недостаточной изученностью темы (показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать недостаточно изученные аспекты).

• потребностью в новых данных;

• потребностью в новых методах;

• практическими потребностями (показать недостатки в рассматриваемой сфере или профессиональном процессе, подлежащие устранению).

Во введении можно указать, на каких информационных и нормативных материалах базируется работа, кратко описать структуру основной части (как главы и параграфы связаны с решением задач).

Введение завершается сведениями о возможности использования результатов ВКР.

 

Объект и предмет исследования

ФГОС СПО по специальности Сестринское дело в разделе IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников - определяет область профессиональной деятельности выпускников: оказание населению квалифицированной сестринской помощи для сохранения и поддержания здоровья в разные возрастные периоды жизни.

Там же определены объектами профессиональной деятельности выпускников: пациент и его окружение; здоровое население; средства оказания лечебно-диагностической, профилактической и реабилитационной помощи; первичные трудовые коллективы.

Объект исследования - процесс или явление, определяющее тему, цели исследования, место исследования. Люди не могут быть объектом исследования. Объект исследования отвечает на вопрос: что рассматривается в исследовании? Например, сестринский процесс, деятельность медицинской сестры и др.

Основное требование к выбору объекта для исследования в рамках написания ВКР – это область профессиональной деятельности специалиста со средним профессиональным образованием по соответствующей специальности в пределах их профессиональных компетенций, которые определяются действующими приказами и иными нормативными актами.

Предмет исследования - более конкретен, чем объект. Именно на предмет исследования ориентируется исследовательская работа, вследствие чего он непосредственно отражается в теме работы, это связи, действия, процедуры, происходящие с объектом, это то, что находится в границах объекта: определенные свойства объекта, их соотношения, часть, зависимость объекта и его свойств от каких-либо условий. Предмет исследования отвечает на вопрос: как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции раскрывает данное исследование? Предметом исследования могут быть содержание, формы и методы медицинского воздействия, этапы сестринского процесса, отношения между пациентом и медицинским специалистом и т.д. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта. Именно на предмет исследования ориентируется ВКР, что непосредственно отражается в теме работы. Предмет исследования тесно связан с целью исследования, например, если цель - выявить условия…, то предмет – условия…; цель – описать методику…, то предмет – методика…; цель – описать технологию…, предмет – технология… и т.д.

Например - если объектом избрана «диагностическая деятельность», то в качестве предмета исследования может выступать любой из диагностических методов и приемов, либо их сочетание.

Например - предметом исследования могут быть методы, формы, алгоритмы, особенности выполнения различных мероприятий в рамках лечебно-диагностического процесса, осуществляемого фельдшером в условиях ССиНМП.

Аналогичным образом, если для медицинской сестры объектом исследования избран сестринский уход за пациентом при конкретном заболевании, то предметом исследования в этом случае могут быть – принципы организации лечебного питания, мероприятия по организации гигиенического ухода и др.

Пример - если объектная область – медицинская сестра участковая, то объектом исследования могут быть виды профессиональной деятельности участковой медицинской сестры (в общем или при конкретной патологии пациентов, при всех возрастных группах или в отношении определенной возрастной категории пациентов): «Проведение профилактических мероприятий», «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», «Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях» и т.д. (в пределах профессиональных компетенций).

Объект исследования: Сестринский уход за пациентами при сахарном диабете, организованный участковой медицинской сестрой городской поликлиники в ходе активных патронажей.

Предмет исследования: Уровень сформированности навыков самоухода у пациентов, получающих сестринский уход в ходе активных патронажей на дому участковой медицинской сестрой городской поликлиники.

 

Цель исследования

На основании актуальности необходимо сформулировать цель (совпадает с формулировкой темы, начинается непосредственно с глагола, определяющего характер деятельности).

Формулировка цели обычно начинается с глаголов в инфинитивной форме: «Выявить...», «Обосновать...», «Определить...», «Разработать…», «Оценить… и разработать…», «Оценить эффективность… и составить…», «» и т.д.

Цель и актуальность исследования взаимосвязаны.

Цель - это общая формулировка конечного результата исследования (формулируется в повествовательной форме). Цель объединяет и концентрированно выражает основной смысл проблемы и предмета исследования в их взаимосвязи.

Целью исследования в выпускных квалификационных работах является разработка и обоснование методик оказания медицинской помощи, разработка и обоснование плана мероприятий по организации и проведения квалифицированного ухода и пр. Формулировка цели исследования должна быть краткой и точной.

 

Пример -

Объект исследования: Население города Москвы, обращавшееся в службу скорой медицинской помощи.

Предмет исследования: Качество оказанной скорой медицинской помощи.

Цель ВКР: Изучение степени удовлетворенности населения качеством оказания скорой медицинской помощи.

Тема ВКР: Оценка удовлетворенности граждан качеством скорой медицинской помощи в городе Москве.

 

Задачи исследования

Задачи – это способы достижения цели. В соответствии с основной целью следует выделить 3–4 целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования. Каждая из задач формулируется в соответствии с главами работы. Пример формулирования задач: «Для достижения цели, поставленной в выпускной квалификационной работе, были определены следующие задачи:

- определить место и роль ...

- обосновать ...,

- показать ...,

- составить ...,

- разработать ...,

- сопоставить ...,

- провести анализ теоретических подходов по проблеме ...,

- раскрыть и конкретизировать сущность понятия «...»,

- провести диагностику …,

- изучить особенности кого (чего) …,

- выявить взаимосвязь …,

- выявить особенности …,

- разработать рекомендации для ....

 

Методы исследования

Метод - это довольно широкое понятие. Например, экспериментальный метод исследования включает в себя организацию и проведение эксперимента.

Методика - это более узкое понятие. Например, в экспериментальном методе исследования Вы можете использовать методику электрокардиографии.

Методы исследования — приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. С помощью этой группы методов получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Теоретические методы исследования.

Теоретический анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений.

Эмпирические методы исследования.

В переводе с греческого языка означает «познание опытным путем».

Служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкетирование, психодиагностический метод, изучение процесса и продуктов деятельности человека, моделирование).

Методы обработки и интерпретации данных исследования.

Включают в себя применение математической статистики с целью выявления связей между переменными, различий между группами, а также закономерностей функционирования изучаемого в исследовании.

К методам обработки данных исследования относятся:

1. Анализ. Заключается в разделении предмета на несколько отдельных составляющих, которые всесторонне характеризируют его:

• Сравнительный анализ в работе с несколькими объектами (анализ деятельности медицинского работника, анализ действий пациента или его родственников при осуществлении ухода/медицинского вмешательства и др.)

• Статический, описывающий динамику явления в рамках определенного периода.

2. Сравнение. Позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях - это серьезный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира.

3. Опрос. Метод сбора первичной вербальной информации в исследованиях путем получения у группы опрашиваемых лиц письменных или устных ответов на упорядоченный набор вопросов, объединенных общей темой исследования.

Требования к проведению опроса

• Необходимо определить ориентировочно количество лиц, которые будут подвергнуты опросу.

• Необходимо тщательно сформулировать вопросы, их порядок в анкете.

• Опросник должен быть целенаправленным и логичным.

• Вопросы должны отличаться конкретностью, отсутствием двусмысленности.

• Необходимо оформить анкету так, чтобы на нее легко и удобно было отвечать, размножить ее в нужном количестве.

• Число вопросов должно быть четко ограничено.

• Вопросы должны ставиться в корректной форме.

• Предпочтение должно отдаваться анонимному опросу.

• Провести с опрашиваемыми беседу о цели опроса и о том, как оформить ответы.

• После опроса провести классификацию ответов и научный анализ полученных данных.

• Вопросы должны ставиться с учетом их обработки на компьютере.

Формы вопросов

• Открытые вопросы анкет позволяют респондентам выразить личностную позицию посредством ее описания, характер ответов, их форма заранее не предусмотрены.

• Закрытые вопросы анкеты требуют выбора одного из многих предлагаемых ответов, более всего соответствующих позиции данной личности.

• Полузакрытые вопросы позволяют респонденту выбрать один или несколько из предложенных ему ответов и ему предоставляется возможность дать свой ответ на поставленный вопрос.

 

4. Классификация. Подразумевает сортировку изучаемых объектов в зависимости от основополагающего для данной тематики признака.

5. Наблюдение. Целенаправленное изучение явления в условиях объективной реальности, без влияния со своей стороны (как правило, метод наблюдения подразумевает исследование, длительное по времени, например, период за несколько лет).

6. Обобщение. Предполагает поиск свойств нескольких предметов, по которым их можно отнести к одной группе.

7. Прогнозирование. Подразумевает формирование перспектив развития исследуемого предмета или явления.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Примерное распределение объема глав в основной части:

1 Глава 1 - 50%;

2 Глава 2 - 40%;

3 Заключение - 10%.

Рекомендуемый объем ВКР (без приложений) должен составлять не менее 40 страниц печатного текста, но не более 60 страниц.

Примерное соотношение между частями работы следующее: введение – 2 - 4 страницы, Глава 1. – 20-30 страниц, Глава 2 – не менее 15 страниц, заключение – 2-3 стр.

Основная часть содержит решение сформулированных во введении задач.

Выполненная выпускная квалификационная сдается работа в папке, в переплетенном или сброшюрованном виде.

 

ГЛАВА 1посвящена изучению теоретического материала предметной области, обзора основных источников, описанию свойств предмета деятельности, известных методов, методик, технологий, приемов, позволяющих достичь цели ВКР, их сравнительной характеристики. Первая глава основной части носит общетеоретический характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой темы, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции исследователя.

В заключение первой главы требуется четко выделить опорные теоретические позиции, из которых нужно исходить при разработке основных вопросов темы.

В конце обзора литературы необходимо сделать краткое заключение-вывод.

Пример - Выводы по обзору литературы по теме ВКР: «План сестринского ухода и ведение пациента с менингококковой инфекцией при осложнениях со стороны центральной нервной системы».

«Обобщив и проанализировав специальную научную литературу, можно сделать заключение, что менингококковая инфекция часто вызывает осложнения со стороны центральной нервной системы, что требует большого объема сестринского ухода за таким пациентом. Из литературы не совсем понятно, какие профессиональные качества медицинской сестре необходимы в уходе за такими пациентами, в чем заключается составление плана сестринского ухода, каков алгоритм факторов, влияющих на объем сестринского ухода».

 

ГЛАВА 2посвящена изложению практической работы студента над темой ВКР. Во второй главе описываются материалы и методы исследования.

Вид исследования: Теоретическое

(направлено на исследование данных литературы по теме исследования)

Цель исследования: описать…, разработать

Задачи исследования:

- Изучить не менее 20 источников литературы по теме исследования (изучение нескольких точек зрения: 3-5)

- Описать теории авторов (выявить различия и сходства во взглядах авторов на изучаемую проблему)

- Описать положительные стороны и недостатки теорий (точек зрения)

- Сформулировать выводы

- Разработать рекомендации согласно представленным выводам

Методы теоретического исследования:

- Информационно-поисковый;

- Информационно-аналитический;

- Работа с публикациями

 

Вид исследования: Прикладное

(направлено на поиск практических решений в конкретной области)

Цель исследования: оценить…, разработать…

Задачи исследования:

- Диагностировать и сформулировать проблему;

- Разработать измерительный/ оценочный материал (для оценки, изучения, анализа проблемы) ;

- Провести исследование проблемы;

- Анализ данных исследования, оценка результатов;

- Сформулировать выводы;

- Разработать рекомендации согласно представленным выводам;

Методы прикладного исследования:

- Статистический анализ (кач./колич. методы);

- STEP-анализ (Социальные, технологические, экономические, политические факторы);

- SWOT-анализ (Сильные/Слабые стороны; Возможности/Угрозы);

- Наблюдение: сплошное/стандартизированное;

- Опрос/Интервьюирование;

- Анализ одного случая;

- Тестирование/Анкетирование;

- Эксперимент.

 

Вид исследования: Эмпирическое

(получение фактического материала, основанного на сборе информации, его анализе, обобщении и разработке рекомендаций)

Цель исследования: выявить…, разработать … и оценить эффективность

Задачи исследования:

- Изучить источники литературы по теме исследования;

- Разработать анкету для проведения исследования;

- Отобрать участников исследования;

- Организовать и провести анкетирование;

- Оценить результаты исследования, сделать выводы;

- Разработать рекомендации согласно полученным результатам исследования;

- Оценить эффективность предложенных рекомендаций, их практическую и социальную значимость;

Методы эмпирического исследования:

- Информационно-поисковый;

- Информационно-аналитический;

- Наблюдение: сплошное/стандартизированное;

- Тестирование/Анкетирование;

- Опрос/Интервьюирование;

- Статистические методы;

- Анализ одного случая;

- Эксперимент;

- Моделирование и др.

 

Пример - Выводы по практической части ВКР: «План сестринского ухода и ведение пациента с менингококковой инфекцией при осложнениях со стороны центральной нервной системы».

«Обобщив и проанализировав результаты проведенного исследования, можно сделать заключение, что менингококковая инфекция часто вызывает осложнения со стороны центральной нервной системы, что требует большого объема сестринского ухода за таким пациентом. Медицинская сестра, осуществляющая уход за данным пациентом должна обладать определенными профессиональными качествами, такими как….. Особенностью составления плана сестринского ухода является объем факторов определяющих состояние пациента, таких как……».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении ВКР содержатся важнейшие выводы, к которым пришел автор. Выводы должны быть четкими, ясными, отражать полученные результаты.

По сделанным выводам необходимо сделать рекомендации с возможностью их применения на практике. Каждая рекомендация должна быть обоснована с позиций эффективности, целесообразности и перспектив использования в практической деятельности или учебном процессе.

Каждый вывод и практическая рекомендация должны быть пронумерованы.

Выводы должны соответствовать поставленным задачам, допускается несколько выводов на одну задачу. Количество выводов не должно быть меньше поставленных задач.

В заключении студент должен показать, что он достиг в ходе изучения теории вопроса, какие недостатки выявлены в практике и как их можно устранить.

Важнейшее требование к заключению - его краткость и обстоятельность, в нем не следует повторять содержания введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы:

С какой целью студентом проведено данное исследование?

Что сделано?

К каким выводам пришел автор?

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

При оформлении списка литературы необходимо ориентироваться на Государственный стандарт ГОСТ 7.1. Обязательным является соблюдение единой системы условных разделительных знаков (точек, тире, двоеточий, косой черты и т.п.). Подробнее смотри требования к оформлению текстовой части выпускной квалификационной работы.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Являются дополнением к текстовой части выпускной квалификационной работы, призваны облегчить восприятие содержания работы. Подробнее смотри требования к оформлению текстовой части выпускной квалификационной работы.


 

V. Требования к оформлению текстовой части выпускной квалификационной работы

 

Оформление текста

 

Текст работы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.11 и ГОСТ 2.105.

Работа выполняется компьютерным набором на одной стороне листа белой односортной бумаги формата А 4.

Параметры страницы при написании ВКР: поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм; цвет шрифта – черный, шрифт размером 14 пт, тип шрифта Times New Roman; межстрочный интервал – полуторный. Выравнивание текста по ширине. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составляет 5 знаков (1,25 см).

Все страницы, включая приложения, нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Первой страницей считается титульный лист, на котором нумерация страниц не ставится, на следующей странице ставится цифра «2» и т. д.

Порядковый номер страницы печатается по центру верхнего поля страницы. Размер шрифта номера страницы 11 пт с типом шрифта Times New Roman.

Текст работы должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований. Допускается использовать повествовательную форму изложения текста, например «применяют», «назначают» и т. п. Если в тексте используется специфическая терминология, то в конце его (перед списком литературы) должен быть перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Перечень включают в содержание работы.

Допускаются выделения полужирным шрифтом или курсивом по тексту ВКР отдельных ключевых слов или словосочетаний.

В тексте не допускается применение оборотов разговорной речи, техницизмов. В текстовой части работы все слова должны быть написаны полностью, за исключением общепринятых сокращений. Если специальные буквенные аббревиатуры малоизвестны, специфичны, но в тексте часто повторяются, то при первом упоминании пишется полное название, а в скобках дают буквенную аббревиатуру, которой в дальнейшем пользуются (Артериальная гипертензия (далее – АГ) - это хронически протекающее заболевание сердечно - сосудистой системы, основным проявлением, которого является артериальная гипертензия, не связанная с наличием патологических процессов в других органах и системах).

Ссылки в тексте на порядковые номера рисунков, таблиц, дают в скобках, например, …. (см. Таб. 1).

Кавычки и скобки набираются вплотную к слову, без пробелов (используются кавычки – «елочки»).

В работе используются дефисы (-) и тире (–). Дефис никогда не отбивается пробелами (экспресс-тест), тире отбивается неразрывными пробелами с двух сторон (Артериальная гипертензия — стойкое повышение артериального давления от 140/90 мм рт. ст. и выше). Но между цифрами для обозначения периода «от … до» (2000–2016 г.г.) пробелы не ставятся.

Рисунок, используемый для обозначения маркированного списка – ТИРЕ (только тире «-»).

Знаки номера (№), и сокращение слова «страница» (С.) отбиваются от идущей за ними цифры неразрывным пробелом. Неразрывным пробелом всегда отделяются инициалы от фамилии, а также делаются отбивки в сокращениях типа «и т. д.».

Для рисунков, таблиц и схем нельзя использовать обтекание. Они должны быть элементами текста, т. е. перед и после рисунка, таблицы ставятся знаки абзаца.

 

Оформление заголовков

Все структурные элементы работы начинают с новой страницы, включая главы основной части.

Допускается деление глав на параграфы, а параграфов – на пункты, подпункты.

Слова структурных элементов «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, переносы слов в заголовках не допускаются.

Заголовки должны четко и кратко отражать содержание.

Заголовки глав, параграфов и пунктов следует печатать с абзацного отступа строчными буквами (кроме первой прописной) без точки в конце, не подчеркивая. Шрифт заголовков полужирный, размер - 14 пт.

Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Главы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Параграфы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа состоит из номеров главы и параграфа, разделенных точкой. В конце номера параграфа точка не ставится.

Заголовки глав отделяют от текста тремя интервалами. Отступ перед и после заголовка первого уровня (параграфа) - двойной (т.е. два нажатия ENTER перед и после).

Отступ перед и после заголовка второго уровня (пункта) - одинарный (т.е. одно нажатие ENTER перед и после).

Заголовки и подстрочные сноски (состоящие из нескольких строк) печатаются через одинарный интервал.

Начинать параграфы с новой страницы не разрешается. Также, недопустимы «висячие» заголовки параграфов, когда текст оторван от заголовка и перенесен на следующую страницу.

 

5.3 оформление библиографических ссылок

Оформление библиографических ссылок регламентируется ГОСТ Р 7.0.5.

Библиографическая ссылка содержит сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе, необходимые и достаточные для его идентификации, поиска и общей характеристики.

Ссылки на учебники, учебные пособия, методические указания не приводятся.

В тексте ВКР могут использоваться следующие виды ссылок:

- ссылки на документы (библиографические ссылки),

- ссылки на структурные элементы выпускной квалификационной работы, таблицы, иллюстрации, формулы, уравнения, перечисления, содержащиеся в приложениях.

При цитировании или использовании выводов, положений, статистических данных, таблиц, рисунков и т.д., заимствованных у других авторов, необходимы ссылки на источники. Недопустимо включать в выпускную квалификационную работу фрагменты текстов других авторов, а также цифровой материал без ссылок на источник. Это расценивается как плагиат и относится к серьезным нарушениям.

При цитировании необходимо соблюдать следующие правила:

- дословный текст цитаты заключается в кавычки, и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания;

- цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента и без искажения смысла. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается, если не влечет искажение всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на место пропуска;

-если цитата включается в текст, то первое слово пишется со строчной буквы;

- если цитата выделяется из основного текста, то ее пишут от левого поля страницы на расстоянии абзацного отступа, при этом каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник;

- если цитата начинается не самого начала либо имеет иные пропуски цитируемого текста, то эти пропуски заполняются многоточием;

- если цитата обрывается ранее конца цитируемого предложения, то она завершается многоточием;

- если цитируется предложение целиком, то перед закрытием кавычек «точка» не ставится;

- несколько предложений, входящих в цитату, разделяются «точками», как в оригинале.

 

По месту расположения в документе выделяют библиографические ссылки:

Внутритекстовая библиографическая ссылка располагается прямо в тексте и заключается в круглые скобки. Она может содержать (т.е. не обязательно) все элементы, которые должны быть в описании источника в списке литературы.

Внутритекстовые ссылки удобны тем, что при чтении не отрывают от текста. Однако их существенным недостатком является то, что они занимают много места в тексте и затрудняют поиск источника.

Примеры внутритекстовых ссылок:

(Епифанов В. А. Реабилитация в травматологии. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010)

(Педиатрия: Национальное руководство. В 2 т. – М.: ГЕОТАР-МЕДИА, 2009)

(Медицинская сестра. 2015. №1. С. 25-29)

(Всемирная Организация Здравоохранения: [сайт]. URL: http://www.who.int/ru/).

Подстрочная библиографическая ссылка оформляется как примечание, вынесенное из текста документа вниз страницы. Она может содержать (т.е. не обязательно) все элементы, которые должны быть в описании источника в списке литературы. Сквозная нумерация подстрочных ссылок применяется по всему тексту.

На одной странице, как правило, не более четырех подстрочных ссылок.

Ссылки необходимо выносить в нижнюю подстрочную часть страницы, отделенную от текста горизонтальной чертой. Сноски следует расставлять с использованием имеющейся в Microsoft Word функции автоматической вставки сносок (вкладка «Ссылки», кнопка «Вставить сноску»).

В тексте работы при упоминании какого-либо автора надо указать сначала его инициалы, затем фамилию. В ссылке, наоборот, сначала указывается фамилия, затем инициалы автора. Кроме того, в ссылке указываются название работы, место и год издания, номер страницы, на которой расположена цитата.

Пример - О.С. Иоффе подчеркивает, что «ответственность в любом случае выражает применение установленной законом или договором санкции, тогда как не каждое применение к правонарушителю санкции может означать применение меры ответственности»[1].

При последующем упоминании того же произведения в сноске достаточно написать:

__________________________

2 Иоффе О.С. Указ. соч. С. 35.

 

Для книг на иностранных языках «Указ. соч.» заменяется словами «Op.сit.».

Затекстовая библиографическая ссылка располагается прямо в тексте и записывается арабскими цифрами в прямоугольных скобках. При использовании книжного источника указывается только его порядковый номер в списке использованной литературы.

Пример: Утверждается, что «в основе любого познания действительности лежит творческий процесс ученого, включающий, прежде всего, творческий анализ» [24].

При цитировании статьи из журнала указывается номер источника и страницы, например: [10, с.17].

Ссылки на таблицы, рисунки, приложения берутся в круглые скобки. Например, (Рис.4), (Табл.5), (Прил.2). При необходимости ссылок в тексте следует писать: в соответствии с данными в таблице 2, по данным рисунка 3, в соответствии с приложением 1, по формуле 3.

В тексте при ссылке на высказывания авторов можно использовать глаголы, например: А.М. Запруднов анализирует (рекомендует, одобряет, возражает, задает вопрос, излагает, указывает, высказывает мнение, поддерживает, принимает точку зрения, утверждает, полагает, обсуждает, доказывает, допускает, конструирует, пересказывает, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, объясняет, отвечает, отмечает, уточняет, отстаивает, определяет, пишет, повторяет, подтверждает, позволяет, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, приходит к выводу, разбирает вопрос,

 

__________________________

разделяет, размышляет, разъясняет, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, упоминает и др.).

Особенности составления библиографических ссылок на электронные ресурсы

Для электронных ресурсов удаленного доступа приводят примечание о режиме доступа, в котором допускается вместо слов «Режим доступа» (или их эквивалента на другом языке) использовать для обозначения электронного адреса аббревиатуру «URL» (Uniform Resource Locator — унифицированный указатель ресурса).

Информацию о протоколе доступа к сетевому ресурсу (ftp, http и т. п.) и его электронный адрес приводят в формате унифицированного указателя ресурса.

После электронного адреса в круглых скобках приводят сведения о дате обращения к электронному сетевому ресурсу: после слов «дата обращения» указывают число, месяц и год.

Пример:

1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» //Охрана труда в России: сетевой журн. URL: http://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/58/58907/ (дата обращения: 19.09.2015).

2 Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Доступ из справ. - правовой системы «ГАРАНТ».

3 О жилищных правах научных работников [Электронный ресурс]: постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 20 августа 1933 г. (с изм. и доп., внесенными постановлениями ВЦИК, СНК РСФСР от 1 ноября 1934 г., от 24 июня 1938г.). Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия. М.: Кирилл и Мефодий: New media generation, 2006.1 электрон, опт. диск (DVD-ROM).

5 Непомнящий А.Л. Рождение психоанализа: Теория соблазнения [Электронный ресурс]: А.Л. Непомнящий. 2000. URL: http://www.psvchoanatvsis.pl.ru (дата обращения: 19.09.2015).

Оформление иллюстраций

Иллюстративный материал оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105.

Количество иллюстраций (рисунки, фотографии, схемы, диаграммы и др.) должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации могут быть расположены как по тесту работы (возможно ближе к соответствующим частям текста), так и в конце его.

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией и обозначают словом «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки, под изображением, набирается шрифтом размера 12 пт., обычный, межстрочный интервал - одинарный.

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например – Рисунок А.1.

График в качестве иллюстративного материала целесообразно использовать для характеристики и прогнозирования динамики изменения непрерывно меняющегося показателя при наличии функциональной связи между фактором и показателем. Оси абсцисс и ординат графика должны иметь условные обозначения и размерность применяемых величин.

Диаграмма (на панели «Вставка» кнопка «Диаграмма») позволяет наглядно показать превосходство по какому-либо признаку одного процесса над другим. Диаграмма может быть круговой, ленточной или других видов.

Оформление диаграммы и графика подчиняется правилам оформления рисунка.

Ссылка дается по типу «Рис.1» в скобках или без них в зависимости от контекста предложения. При всех последующих ссылках на рисунок эти ссылки дают с сокращенным словом «смотри». Например - (см. Рис. 2). Сокращения «Рис.» применяют в тех случаях, когда рисунки имеют номера.

Рисунком не может заканчиваться какой-либо элемент работы (глава, параграф).

В приложениях Г и Д приведены примеры использования и описания иллюстративного материала в тексте.

 

Оформление таблиц

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Наименование таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. В работе на все таблицы должны быть ссылки. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Если в работе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в приложении В.

Наименование та

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...