Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






БИЛЕТ №1. Наука. Проблема возникновения науки.

БИЛЕТ №1. Наука. Проблема возникновения науки.

Своим появлением наука обязана стремлению человека к повышению производительности труда и, в конечном итоге, уровня жизни.

С точки зрения хронологической последовательности определяют 5 возможных дат появления науки:

1. наука была всегда, т.к. она сводится к предметно-практической деятельности, которая невозможна без познания;

2. наука появилась в Античности, в период с 6 по 4 в. до н.э. (Фалес – 6 в., Аристотель – 4 в.), когда оформляются объективность и теоретичность знания, т.е. отрыв от практической деятельности и оперирование идеальными объектами;

3. 12-13 вв., когда появились зачатки экспериментального метода в Оксфордском университете, где работал Бекон (алхимия). Однако эти эксперименты не выдерживают критериев научности;

4) 16-17 вв. – становление классического естествознания и экспериментально-математических методов;

5) 19 в. – когда научная деятельность стала профессией (с середины 19 в. научная деятельность стала оплачиваться в Германии).

Следовательно, решение вопроса о дате появления науки зависит от того, какие ее свойства считаются основными.

Относительно движущих сил развития науки конкурируют 2 концепции:

1) интернализм – развитие науки определяется ее внутренними резервами и запросами;

2) экстернализм – развитие науки направляют потребности общества.

Модели периодизации истории науки

Миф → Логос → Преднаука → Наука

Миф – это начальная форма мировоззрения. Мифология – это результат потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. В мифологии происходило метафорическое сопоставление природных и социокультурных явлений, очеловечивание природы.

Основные черты мифа:

– коллективный характер,

– неразлечение естественного и сверхъестественного миров,

– отсутствие причинно-следственной координации событий

– антропоморфизм. т.е. очеловечивание мира.

Этапы развития мифа:

1. тотемизм – это вера в родство с объектами природного мира.

2. анамизм – это вера в одухотворенность мира.

3. фетишизм – это вера в посредников между естественным и сверхъестественным мирами.

Логос – систематизация и рационализация мифа, не выходящая за его пределы. На этой стадии оформляются принципы науки: принцип определенности (оформление мысли по законам логики), принцип естественности (устранение смешения естественного и сверхъестественного в мифах), принцип объективности.

Преднаука. Наиболее мощно она сформировалась в древневосточной культуре (Др. Египет, Месопотамия, Индия и Китай).

Несмотря на то, что были достигнуты успехи в астрономии, геометрии, арифметике, эти знания не являлись научными в силу следующих особенностей:

1. оно не фундаментальное, не теоретическое, а исключительно прикладное;

2. были ограничения в распространении знания – кастовые, цеховые и т.п.;

3. отсутствовало критическое отношение к знанию;

4. знание не было полностью рациональным, т.к. его носителями были жрецы или облеченные властью люди, именно их авторитет определял истинность знаний;

5. отсутствие систематичности знания;

6. рецептурный характер знания, т.е. отсутствие его обоснованности.

Началом собственно-научного познания считается деятельность философов Др. Греции.

Соц–пол. жизнь древнего полиса являлась основой зарождения античной науки. Демократическое устройство политической жизни древнегреческого полиса способствовало участию каждого из свободных граждан в политической жизни, максимальному раскрытию его талантов, и в результате у греков складывается восприятие истине не на веру, а как продукта рационального доказательства.

Предпосылкой возникновения естествознания в Античности был поиск естественной монистической (признающими основой всех явлений мира одно начало) основы природы. Фалес – вода. Анаксимандр – апейрон – неопределенную и беспредельную субстанцию. Анаксимен – воздух.

Наука развивалась по схеме: вещь → наблюдение → обобщение → абстрагирование или идеализация.

Абстрагирование – это отвлечение от несущественных свойств объекта.

Идеализация – это создание на основе абстрагирования мысленных объектов, идеальных объектов.

Наука в своем развитии проходит 3 стадии:

1) классическая;

2) неклассическая;

3) постнеклассическая.

БИЛЕТ №11,12,13,14. Метод и его роль в научном познании. Методы ,применяемые на всех уровнях научного познания (индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия, моделирование). Методы, применяемые на теоретическом уровне (абстрагирование, идеализация, формализация). Методы, применяемые на эмпирическом уровне научного познания (наблюдение, измерение, экспиримент).

Классификация методов научного познания

Все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и широте применения).

1 классификация:

Рассмотрим важное разделении всех методов на две большие группы - на методы эмпирические и теоретические. Различаются объектами:

§ в эмпирическом познании объект - это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей.

§ теоретическом познании - теоретические идеальные объекты (идеализированные объекты, абстрактные объекты или теоретическе конструкты).

БИЛЕТ №1. Наука. Проблема возникновения науки.

Своим появлением наука обязана стремлению человека к повышению производительности труда и, в конечном итоге, уровня жизни.

С точки зрения хронологической последовательности определяют 5 возможных дат появления науки:

1. наука была всегда, т.к. она сводится к предметно-практической деятельности, которая невозможна без познания;

2. наука появилась в Античности, в период с 6 по 4 в. до н.э. (Фалес – 6 в., Аристотель – 4 в.), когда оформляются объективность и теоретичность знания, т.е. отрыв от практической деятельности и оперирование идеальными объектами;

3. 12-13 вв., когда появились зачатки экспериментального метода в Оксфордском университете, где работал Бекон (алхимия). Однако эти эксперименты не выдерживают критериев научности;

4) 16-17 вв. – становление классического естествознания и экспериментально-математических методов;

5) 19 в. – когда научная деятельность стала профессией (с середины 19 в. научная деятельность стала оплачиваться в Германии).

Следовательно, решение вопроса о дате появления науки зависит от того, какие ее свойства считаются основными.

Относительно движущих сил развития науки конкурируют 2 концепции:

1) интернализм – развитие науки определяется ее внутренними резервами и запросами;

2) экстернализм – развитие науки направляют потребности общества.

Модели периодизации истории науки

Миф → Логос → Преднаука → Наука

Миф – это начальная форма мировоззрения. Мифология – это результат потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. В мифологии происходило метафорическое сопоставление природных и социокультурных явлений, очеловечивание природы.

Основные черты мифа:

– коллективный характер,

– неразлечение естественного и сверхъестественного миров,

– отсутствие причинно-следственной координации событий

– антропоморфизм. т.е. очеловечивание мира.

Этапы развития мифа:

1. тотемизм – это вера в родство с объектами природного мира.

2. анамизм – это вера в одухотворенность мира.

3. фетишизм – это вера в посредников между естественным и сверхъестественным мирами.

Логос – систематизация и рационализация мифа, не выходящая за его пределы. На этой стадии оформляются принципы науки: принцип определенности (оформление мысли по законам логики), принцип естественности (устранение смешения естественного и сверхъестественного в мифах), принцип объективности.

Преднаука. Наиболее мощно она сформировалась в древневосточной культуре (Др. Египет, Месопотамия, Индия и Китай).

Несмотря на то, что были достигнуты успехи в астрономии, геометрии, арифметике, эти знания не являлись научными в силу следующих особенностей:

1. оно не фундаментальное, не теоретическое, а исключительно прикладное;

2. были ограничения в распространении знания – кастовые, цеховые и т.п.;

3. отсутствовало критическое отношение к знанию;

4. знание не было полностью рациональным, т.к. его носителями были жрецы или облеченные властью люди, именно их авторитет определял истинность знаний;

5. отсутствие систематичности знания;

6. рецептурный характер знания, т.е. отсутствие его обоснованности.

Началом собственно-научного познания считается деятельность философов Др. Греции.

Соц–пол. жизнь древнего полиса являлась основой зарождения античной науки. Демократическое устройство политической жизни древнегреческого полиса способствовало участию каждого из свободных граждан в политической жизни, максимальному раскрытию его талантов, и в результате у греков складывается восприятие истине не на веру, а как продукта рационального доказательства.

Предпосылкой возникновения естествознания в Античности был поиск естественной монистической (признающими основой всех явлений мира одно начало) основы природы. Фалес – вода. Анаксимандр – апейрон – неопределенную и беспредельную субстанцию. Анаксимен – воздух.

Наука развивалась по схеме: вещь → наблюдение → обобщение → абстрагирование или идеализация.

Абстрагирование – это отвлечение от несущественных свойств объекта.

Идеализация – это создание на основе абстрагирования мысленных объектов, идеальных объектов.

Наука в своем развитии проходит 3 стадии:

1) классическая;

2) неклассическая;

3) постнеклассическая.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...