Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Общая характеристика речи 5

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика речи 5

1.1Формирование речи 5

1.2Изучение развития речи 7

Функции речи 7

1.4Выразительная речь 13

1.5 Развитие речи у нормально говорящих дошкольников 14

1.6 Характеристика речи у детей с заиканием 18

Глава 2. Методика обучения диалогической речи детей дошкольного возраста 22

2.1 Методы развития речи 22

2.2 Беседа как метод формирования речи 25

Заключение 32

Список источников 33

Приложения 35

 

 
 

 


Введение

 

Развитие речевых способностей у детей дошкольного возраста – одна из важных задач педагогов, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензетивным для ее решения.[2, с. 232]Потому-то именно этот период в жизни ребёнка, способствует наиболее благоприятным условиям для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Формирование выразительности речи как задача методики развития речи предполагает овладение детьми средствами речевой выразительности, умением пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании.

В своем исследовании мы будем рассматривать проблему формирования выразительности речи, так как данный аспект изучен не достаточно, и освещается в неполном объёме и поверхностно.

В связи с этим актуальность нашего исследованиязаключается в определении тактики работы над развитием речи, интонации у дошкольников.

Объект исследования: формирование выразительности речи у дошкольника.

Предмет исследования: специальная методика как средство развития речи дошкольников.

Целью нашего исследования явилось изучение развития речи дошкольников, а также усовершенствование и использование методик работы над интонацией, выразительностью речи.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- отобраны методические рекомендации по эффективному развитию речи у дошкольников

Задачи:

1. Изучить понятие развитие речи;

2. Выделить особенности выразительности речи дошкольников;

3. Изучить наиболее эффективные методы работы по развитию речи.

В работе использована методика анализа научной и методической литературы на основе передового педагогического опыта по развитию речи у детей дошкольного возраста.

Курсовая работа состоит: из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Также в работе используются таблицы и рисунки.

 

Глава 1. Общая характеристика речи

Формирование речи

Формирование сознания в историческом процессе неразрывно связано с началом и развитием общественно-трудовой деятельности людей. Потребность в сотрудничестве породила потребность в словесном способе общения людей друг с другом. Пользование языковыми средствами общения – отличительная черта человеческого общества. Благодаря языку люди могли не только воздействовать друг на друга, но и передавать опыт, накапливавшийся поколениями. В слове оформлялась цель действий человека. Обозначенная словом, цель придавала им разумный направленный характер. Слова фиксировали те законы, связи и зависимости, которые люди выявляли в своей практической деятельности. Благодаря речи человек познавал самого себя как субъекта деятельности и как субъекта общения. Освоение языка изменило все взаимоотношения человека с окружающим миром, перестроило его познавательную и практическую деятельность, общение с другими людьми.

Для более глубокого понимания роли речи в психическом развитии следует прежде всего уточнить такие близкие, но не тождественные понятия, как «язык», «речь», «вторая сигнальная система».[9, с.201-202]

Языкявление общественное. Под языком понимают выработанную в ходе исторического развития систему средств общения. Возникнув в то далекое время, когда объединившиеся для совместной трудовой деятельности первобытные люди испытали потребность что-то сказать друг другу, язык развивался вместе с развитием общества.[11, с.32] Новые открытия в науке и технике, новые отношения, складывающиеся между людьми, отражались в языке. Он обогащался новыми словами, каждое из которых обозначало какое-то понятие. Развитие мысли прослеживалось в изменении языка, в усложнявшейся структуре предложений. Поэтому, овладевая языком как средством общения, ребенок безгранично раздвигает узкие рамки личной познавательной деятельности, приобщаясь к уровню знаний, достигнутых человечеством, получает возможность закреплять в слове и обобщать свой личный опыт.

Изучением процесса происхождения и значения слов и грамматических форм в языках разных народов занимаются представители языкознания – языковеды, лингвисты.

Речьодин из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения. Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Ребенок не только усваивает слова и грамматические формы языка, но и относит их к тому содержанию, которое составляет значение слова, закрепленное за ним в родном языке всем процессом истории развития народа. Однако на каждом этапе развития ребенок по-разному понимает содержание слова. Слово вместе с присущим ему значением он осваивает очень рано. Понятие же, обозначенное данным словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится и углубляется по мере развития ребенка.

Таким образом, речь –это язык в действии, своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом.[10, с.204-208]

В отличие от восприятия – процесса непосредственного отражения вещей – речь является формой опосредованного познания действительности, ее отражением посредством родного языка. Если язык един для всего народа, то речь каждого человека индивидуальна. Поэтому речь, с одной стороны, беднее языка, поскольку человек в практике общения обычно пользуется лишь небольшой частью словаря и разнообразных грамматических структур его родного языка. С другой стороны, речь богаче языка, так как человек, говоря о чем-то, выражает свое отношение и к тому, о чем он говорит, и к тому, с кем говорит. Его речь приобретает интонационную выразительность, изменяется ее ритм, темп, характер. Поэтому человек в общении с другими людьми может сказать больше, чем значат те слова, которые он употребил (подтекст речи). Но для того, чтобы человек мог достаточно точно и тонко передавать мысли другому человеку, причем так, чтобы воздействовать на него, быть правильно понятым, он должен прекрасно владеть родным языком.

Развитие речи есть процесс овладения родным языком, умения пользоваться им как средством познания окружающего мира, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как средством общения и взаимодействия людей.

Изучение развития речи

Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы. Учение о второй сигнальной системе представляет собой учение о слове как сигнале. Изучая закономерности рефлекторной деятельности животных и человека, И.П. Павлов выделил слово как особый сигнал.[12, с. 191] Особенностью слова является его обобщающий характер, что существенно изменяет как действие самого раздражителя, так и ответные реакции человека. Изучение значения слова в образовании нервных связей составляет задачу физиологов, которые показали обобщающую роль слова, быстроту и прочность связей, образующихся на раздражитель, возможность их широкого и легкого переноса.

Речь, как и любой другой психический процесс, невозможна без активного участия первой сигнальной системы. Являясь, как и в мышлении, ведущей и определяющей, вторая сигнальная система работает в тесном взаимодействии с первой. Нарушение этого взаимодействия ведет к распаду как мышления, так и речи – она превращается в бессодержательный поток слов.

Функции речи

В психической жизни человека речь выполняет ряд функций. Прежде всего, она является средством общения (коммуникативнаяфункция), т. е. передачи информации, и выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. (рисунок 1)

В коммуникативной функции речи выделяются три стороны:

1) информационная, которая проявляется в передаче общественного опыта и знаний;

2) выразительная, помогающая передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения;

3) волеизъявительная, направленная на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего. Будучи средством общения, речь служит и средством воздействия одних людей на других (поручение, приказ, убеждение).

Рисунок 1 «Функции речи»

Речь также выполняет функцию обобщения и абстрагирования.Эта функция связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, конкретный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Обобщая в слове воспринимаемое явление, мы одновременно абстрагируемся от ряда конкретных признаков. Так, произнося слово «собака», мы абстрагируемся от всех особенностей внешнего вида овчарки, пуделя, бульдога, добермана и закрепляем в слове то общее, что характерно для них.

Поскольку речь является и средством обозначения, то она выполняет сигнификативную(знаковую) функцию. Если бы слово не имело обозначающей функции, оно не могло быть понято другими людьми, т. е. речь потеряла бы свою коммуникативную функцию, перестала бы быть речью. Взаимопонимание в процессе общения основано на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим. Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных.[7, с.363]

Все перечисленные функции тесно переплетаются между собой в едином потоке речевого общения.

Язык и речь – специфические формы отражения действительности: отражая, речь обозначает предметы и явления. Того, что отсутствует в опыте людей, не может быть в их языке и речи.

Слово как раздражитель существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое. В зависимости от этого различают две формы речи – внешнюю (громкую) и внутреннюю (скрытую) речь (думание).

Внешняяречь включает несколько психологически своеобразных видов речи: устную, или разговорную (монологическую и диалогическую), и письменную, которой человек овладевает, осваивая грамоту – чтение и письмо.

Самым древним видом речи является устная диалогическаяречь. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких людей, которое протекает в форме разговора или обмена репликами по поводу происходящих событий. Диалогическая речь – наиболее простая форма речи, во-первых, потому, что это поддерживаемая речь: собеседник может задать уточняющие вопросы, подает реплики, помогает закончить мысль. Во-вторых, диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия, когда они могут воздействовать друг на друга еще и жестами, мимикой, тембром и интонацией голоса.

Монологическая речь – длительное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Это всегда связная, контекстная речь, удовлетворяющая требованиям последовательности, доказательности изложения и грамматически правильного построения предложений. Формами монологической речи являются доклад, лекция, выступление, рассказ. Монологическая речь обязательно предполагает контакт с аудиторией, поэтому требует тщательной подготовки.

Письменная речь является разновидностью монологической речи, но она еще более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь не предполагает обратной связи с собеседником и не имеет никаких дополнительных средств воздействия на него, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Овладение письменной речью вырабатывает совершенно новые психофизиологические механизмы речи. Письменная речь воспринимается глазом, а производится рукой, в то время как устная речь функционирует благодаря слухо - кинестезическим нервным связям. Единый стиль речевой деятельности человека достигается на основе сложных систем межанализаторных связей в коре больших полушарий мозга, координируемых деятельностью второй сигнальной системы.

Письменная речь открывает перед человеком необозримые горизонты приобщения к мировой культуре и является необходимым элементом воспитания человека.

Внутренняяречь не является средством общения. Это особый вид речевой деятельности, формирующийся на основе внешней. Во внутренней речи формируется и существует мысль, она выступает как фаза планирования деятельности.

 

Рисунок 2 «Виды речи»

 

 

Для внутренней речи характерны некоторые особенности:

• она существует как кинестезический, слуховой или зрительный образ слова;

• ей присущи фрагментарность, отрывочность, ситуативность;

• внутренняя речь свернута: в ней опускается большинство членов предложения, остаются лишь слова, определяющие сущность мысли. Образно говоря, она носит «телеграфный стиль»;

• в ней изменяется и структура слова: в словах русского языка выпадают гласные звуки как несущие меньшую смысловую нагрузку;

• она беззвучна.

У детей дошкольного возраста отмечается своеобразный вид речи – эгоцентрическая речь. Это речь ребенка, адресованная самому себе, которая является переходом внешней разговорной речи во внутреннюю.[5, с. 255] Такой переход совершается у ребенка в условиях проблемной деятельности, когда возникает потребность осмыслить выполняемое действие и направить его на достижение практической цели.

Речь человека имеет немало паралингвистических признаков: это интонация, громкость, темп, паузация и другие характеристики, в которых отражается отношение человека к тому, что он говорит, его эмоциональное состояние в данный момент. К паралингвистическим компонентам речи относятся и телесные движения, сопровождающие речевое высказывание: жесты, мимика, пантомимика, а также особенности почерка человека.

Речь людей разных культур различается даже у тех, кто говорит на одном и том же языке. Послушав незнакомого человека в течение определенного времени, даже не видя его в лицо, можно судить о том, каковы общий уровень его интеллектуального развития и его общая культура. Очевидно, что люди, принадлежащие к разным социальным группам, говорят по-разному, и поэтому речь можно использовать также и для определения социального происхождения и социальной принадлежности человека.

Принято различать также речь пассивную(понимаемую) – слушание и активную (разговорную). Как правило, пассивная речь и у детей, и у взрослых значительно богаче активной.

Использование речи в психодиагностике. Психолингвистические особенности речи открывают широкие возможности для ее использования при определении уровня интеллектуального (познавательного) и личностного развития человека.

Практически во всех тестах интеллекта есть специальные речевые задания, по характеру выполнения которых судят об уровне умственного развития человека (тесты Д. Векслера, прогрессивные матрицы Дж. Равена, ШТУР – школьный тест умственного развития, КОТ – краткий отборочный тест В.Н. Бузина).

Все личностные тесты так или иначе используют речь человека (семантический дифференциал Ч. Осгуда, техника репертуарных решеток Г. Келли).

В тестах-опросниках обращение к речи прямое. В них о личности опрашиваемого судят по содержанию ответов на поставленные перед ним вопросы (MMPI – многофазный личностный опросник штата Миннесота, ПДО – патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко).

В проективных тестах спонтанные речевые высказывания человека, вызванные специфическими ситуациями или картинками, подвергаются содержательному анализу, который включает в себя изучение лексики и смысла высказываний испытуемого (ТАТ – тематический апперцептивный тест Х. Морган и Г. Мюррей, тест Г. Роршаха).[19, с.63]

Проективные тесты основаны на предположении о том, что паралингвистические особенности спонтанной речи человека хорошо проявляются в проекции (тест С. Розенцвейга).

Выразительная речь

Речь человека богатая различными интонационными характеристиками считается выразительной.

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа и артикулирования при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.

Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.

Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.

Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.

Тембр голоса – окраска, качество звука.

Логическое ударение – интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.

Методы развития речи

Знание специфики диалогической речи и особенностей ее развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения.

Основная цель развития диалогической речи у дошкольников - научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого недопустимо сводить задачи обучения диалогу лишь к освоению вопросно-ответной формы. Дети должны овладеть целым рядом умений, среди которых:

- умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, дополнение, просьба, предложение и т.д.);

- умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора;

- умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;

владение разнообразными формулами речевого этикета, употребления их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом; не вмешиваться в разговор взрослых);

- умение использовать мимику и жесты;

- умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

Вышеназванными умениями ребенок овладевает, во-первых, повседневно общаясь со взрослыми и сверстниками, а во-вторых, в ходе специального обучения способам ведения диалога.

В ходе обучения можно использовать разнообразные методы.

-Разговор воспитателя с детьми. По мнению Е.И. Тихеевой, потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Ребенку же она присуща еще в большей мере. Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. [15; с. 32]

Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных больше подходят утренние и вечерние часы.

Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит к воспитателю с каким-нибудь вопросом или сообщением. Но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров.

При проведении разговоров О.И. Соловьева рекомендует следующее:

- с самого начала необходимо расположить к себе ребенка, приласкать его, заинтересовать либо игрушкой, либо яркой картинкой, либо животным в уголке природы и пр.;

- начинать разговор можно только в том случае, если ребенок не знает, чем заняться. Если он увлечен интересным для него делом, то разговор будет неуместен;

- разговор должен проходить в спокойной обстановке, а не на ходу;

- внимание к одному ребенку не должно отвлекать педагога от других детей, надо видеть, чем они занимаются, во что играют;

- говорить надо так, чтобы у ребенка осталось удовлетворение от того, что его выслушали;

- необходимо знать, каковы интересы детей, их любимые занятия, что происходит у них в семье.[18, с.13-17]

Содержание разговоров служит жизнь детей в детском саду и дома, их игры и развлечения, уход за животными и растениями, поступки детей, книги и т.д.

Чтение дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

Можно дать ребенку поручение сходить в соседнюю группу за книгой, попросить у методиста картину, показать новому ребенку игрушки, передать что-либо родителям и т.д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации, и ее лучшего запоминания. После выполнения надо узнать у ребенка, как он с ним справился. Для развития умения слушать чужую речь полезны также игры и поручения.

Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов: на трансформацию содержания беседы в диалог; на составление диалога по речевой ситуации. Например, воспитатель предлагает такую ситуацию:

Щенок спешит на футбол: сегодня играла его любимая команда. Он так бежал, что не заметил идущего по дорожке котенка и налетел на него со всего маху. Щенок и котенок кубарем покатились по дорожке. Сначала оба испугались, но когда облако пыли рассеялось, они увидели, что ничего страшного не случилось.

В первом случае педагог дает задание типа речевой логической задачи, завершающееся вопросом к детям, на который они должны ответить: «Как вы думаете, о чем могли вести беседу щенок и котенок?» Во втором случае воспитатель предлагает содержание диалога: «Щенок извинился за свою неосторожность и помог котенку встать. Они познакомились. Щенок пригласил котенка с собой. Котенок согласился» Дети должны придумать реплики.

Разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей.[16, с. 236] Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика: игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и др.

Словесные дидактические игры закрепляют услышанное. Усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции . В методике развития речи разработано много дидактических игр (А.К. Бондаренко, О.С. Ушакова и др.): «Факты», «Согласен-не согласен», «На ком прекратится беседа», «Не говорить «да» и «нет»» и др.

Подвижные игры, содержащие диалоги («Коршун», «Гуси-гуси», «Краски» и др.), способствуют приучению детей к очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Это необходимо, чтобы вовремя вступить в игру и вовремя убежать.

Игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребенок играет роль сказочного (литературного) персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм.

Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь. Игры-инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизаций, в которых дети координируют игровые действия с партнерами и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений. [22; с. 120]

Заключение

Развитие человека - физическое и психическое - проходит следующие возрастные ступени: младенчество, ранний детский возраст, дошкольный (детство), младший школьный, подростковый, юношеский возраст, зрелость. Интеллект появляется на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуется в дальнейшем. Но он развивается у человека и совершенствуется только при непременном условии овладения речью.
Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенчества, у него развивается способность представлять, а затем мыслить, и воображать. С каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально - волевая сфера. Наукой доказано, что без речевого общения, т. е. без социальной (общественной) среды человеческое существо не может стать полноценным человеком. И мы должны помнить, что речь - инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его обучения в школе. Формирование выразительной речи у дошкольника является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Также следует отметить, что качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Необходимо, чтобы дошкольник знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи, ведь от правильно поставленной речи зависит его адаптация в школьной жизни.

 

Список источников

1. Абелева И.Ю., Голубева Л.П., Евгенова А.Я. «В помощь заикающимся дошкольникам». - М., 2013 г.

2. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2012. - 232 с.

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2013. - 255 с.

4. Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. - М.: Знание, 2010. - 94 с.

5. Гринер В.А. «Логопедическая ритмика для дошкольников». - М.: Просвещение, 2011. - 255 с.

6. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. - М.: Просвещение, 2011. - 127 с.

7. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Современность, 2012. - 363 с.

8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2013. - 416 с.

9. Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2010. - с. 201-202.

10. Крылова Н.М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2013. - с. 204-208.

11. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ, - Ростов - н/Д: ТЦ «Учитель», 2012. - 32 с.

12. Лохов М.И. «Психофизиологические механизмы развитие речи у детей». - М.: Академия, 2013. - с. 191

13. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2012. - с. 49-52.

14. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии - М.: Просвещение, 2014. - 250 с.

15. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? - М.: Просвещение, 2011. - 157 с.

16. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Гринго, 2015. - 236 с.

17. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А.А. Леонтьева. - М.: Просвещение, 2014. - 148 с.

18. Пеньевская Л.А. Влияние на речь маленьких детей общения с более старшими // Дошкольное воспитание. - 2013. - №2. - С. 13-17.

19. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду Автор-составитель Ушакова О.С. - М.: АПО, 2014. - 63 с.

20. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. - М.: Просвещение, 2010. - 175 с.
Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.

21. Усвоение языка [Электронный ресурс] Материал из Википедии — свободной энциклопедии/ Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ – (Дата обращения: 05.03.2016).

22. Раннее развитие детей [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.razumniki.ru/ – (Дата обращения: 05.03.2016).

23. Формирование речи у дошкольников [Электронный ресурс] Статья Т.И. Гультяевой/ Режим доступа: – (Дата обращения: 05.03.2016).

 

 

Приложение А

 

«Методы развития речи»

 

«Приёмы развития речи»

 

Приложение Б

«Карточки для развития речи у дошкольников»

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика речи 5

1.1Формирование речи 5

1.2Изучение развития речи 7

Функции речи 7

1.4Выразительная речь 13

1.5 Развитие речи у нормально говорящих дошкольников 14

1.6 Характеристика речи у детей с заиканием 18

Глава 2. Методика обучения диалогической речи детей дошкольного возраста 22

2.1 Методы развития речи 22

2.2 Беседа как метод формирования речи 25

Заключение 32

Список источников 33

Приложения 35

 

 
 

 


Введение

 

Развитие речевых способностей у детей дошкольного возраста – одна из важных задач педагогов, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензетивным для ее решения.[2, с. 232]Потому-то именно этот период в жизни ребёнка, способствует наиболее благоприятным условиям для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Формирование выразительности речи как задача методики развития речи предполагает овладение детьми средствами речевой выразительности, умением пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании.

В своем исследовании мы будем рассматривать проблему формирования выразительности речи, так как данный аспект изучен не достаточно, и освещается в неполном объёме и поверхностно.

В связи с этим актуальность нашего исследованиязаключается в определении тактики работы над развитием речи, интонации у дошкольников.

Объект исследования: формирование выразительности речи у дошкольника.

Предмет исследования: специальная методика как средство развития речи дошкольников.

Целью нашего исследования явилось изучение развития речи дошкольников, а также усовершенствование и использование методик работы над интонацией, выразительностью речи.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- отобраны методические рекомендации по эффективному развитию речи у дошкольников

Задачи:

1. Изучить понятие развитие речи;

2. Выделить особенности выразительности речи дошкольников;

3. Изучить наиболее эффективные методы работы по развитию речи.

В работе использована методика анализа научной и методической литературы на основе передового педагогического опыта по развитию речи у детей дошкольного возраста.

Курсовая работа состоит: из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Также в работе используются таблицы и рисунки.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...