Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беседа как метод формирования речи

Беседа-это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему.

Знание беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми раскрыли в своих работах Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Е.И. Радина, Э.П. Короткова и д. р. По их мнению, беседа учит детей логически мыслить. Дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. В беседе развивается связность речи.[14, с. 250]

В беседе педагог объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием.

Беседа будет педагогически ценной, если, опираясь на имеющиеся знания и опыт детей, она сумеет захватить их, пробудит активную работу мысли, возбудит интерес к дальнейшим наблюдениям и самостоятельным выводам и поможет выработать у ребенка определенное отношение к обсужденным явлениям.[20, с. 175]

Тема беседы должна быть близкой детям, отталкиваться от их жизненного опыта, знаний и интересов. Содержание беседы должны составлять явления, в основном знакомые ребенку, но требующие дополнительных пояснений, поднимающие его сознание на более высокую ступень знания. Например, дошкольник из разговоров знает, что вороны и воробьи остаются зимовать, а грачи и скворцы улетают. Но почему одни остаются, а другие улетают - до этого ребенку самому трудно дойти, это требует пояснения. Подробнее с тематикой бесед можно познакомиться в работах Э.П. Коротковой, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. [17 с. 236]

Содержание бесед лишь тогда оказывает сильное влияние на детей и оставляет след в их сознании, когда впечатления и знания получаются ребятами систематически и как бы наслаиваются одно на другое; когда важные в воспитательном отношении факты и выводы повторяются в разных вариантах.[13, с.49-52]

Также необходимо заботиться о накоплении у детей представлений, которые позволяли бы делать сравнения, сопоставления, раскрывать существующие связи, обобщать. Последующие беседы должны быть несколько сложнее ранее проведенных.

По назначению беседы могут быть:

Вводными (предваряющими), цель которых-создать интерес к предстоящей деятельности, подготовить детей к усвоению новых знаний, умений, навыков. Они должны быть краткими и эмоциональными;

Сопутствующими (сопровождающими), цель которых, поддержать интерес к наблюдению или рассматриванию, обеспечить полное восприятие предметов и явлений, помочь получить ясные, отчетливые знания. Они проводятся в процессе детской деятельности, экскурсий, прогулок. Специфика этих бесед состоит в том, что они активизируют различные анализаторы и закрепляют полученные впечатления в слове;

Заключительными (итоговыми, обобщающими), цель которых-уточнить, закрепить, углубить и систематизировать знания и представления детей.

Характер общения в заключительной беседе побуждает ребенка целенаправленно воспроизводить знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы. Дети начинают усваивать простейшие обобщения, отражающие доступные для них связи между предметами и явлениями.

Эти беседы учат правилам ведения диалога (слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять сказанного, доброжелательно оценивать высказывания товарищей и т.д.).

Успех беседы во многом зависит от подготовки к ней воспитателя, от его личной заинтересованности и умения руководить беседой. Он должен ясно представить предмет беседы, продумать ее содержание, сформулировать основные вопросы. Воспитателю должна быть ясна логическая последовательность беседы, чтобы не перескакивать с одного на другое.

Обобщающая беседа состоит из трех частей: начала, основной части и окончания.

Начало беседы «крайне ответственно, так как задача педагога - собрать внимание детей и дать направление их мысли. Начало беседы должно быть образно, эмоционально, восстанавливать у ребят образы тех предметов, явлений, которые они видели».

Начать беседу можно по-разному:

- с обращения к детям типа «Сегодня мне пришлось ехать автобусом. И я подумала, а знают ли мои дети, каким видом транспорта можно передвигаться?»;

- с чтения стихотворения (например, началом беседы о путешествии письма может послужить стихотворение С.Я. Маршака «Загадка»);

- с показа картины (например, беседу об осени можно начать с показа репродукции картины И. Левитана «Золотая осень»);

- с загадки (например, беседа о библиотеке предваряется загадкой о книге);

- с вопроса, который должен вызвать в памяти детей впечатления о фактах (событиях), послуживших содержанием беседы (например, начиная беседу о железной дороге, спросить: «Дети, кто из вас ездил в поезде?»).

В основной части беседы раскрывается конкретное содержание. С этой целью перед детьми последовательно ставятся вопросы, чтобы развитие темы было целенаправленным и чтобы дети-дошкольники от нее не отвлекались. Воспитателю необходимо много поработать над содержанием и формулировкой вопросов, чтобы они были понятны всем детям и достигли цели. Непродуманная постановка вопросов обрекает беседу на неудачу. По мнению Е.И. Тихеевой, умение спрашивать - дело не легкое. Задать вопрос, значит поставить перед ребенком ту или иную мыслительно-речевую задачу. В зависимости от того, какую мыслительно - речевую задачу выдвигает вопрос, его можно отнести какой? к репродуктивным или поисковым вопросам.

Репродуктивные вопросы требуют ответа в форме простой констанции (называния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов). Это вопросы: что? как? Они помогают припомнить конкретные данные об объектах, на основе которых можно сделать обобщение («Какой скоро будет праздник?»; «Как называется профессия человека, который учит детей?» и др.).

Поисковые вопросы начинаются со слов «почему», «отчего», «зачем». Эти вопросы требуют установления причинно-следственных связей, обобщений, умозаключений, выводов («Для чего нужен почтовый ящик?»; «Почему надо бережно относиться к хлебу?» и др.),

При проведении бесед важно также использовать:

- вопросы, наталкивающие на сравнение: контраст помогает ребенку лучше усвоить понятие. Например, рассматривая картину, на которой изображены корова с теленком, можно спросить: «Чем отличается корова от теленка?»;

- вопросы, побуждающие детей к самостоятельным выводам, обобщениям. Так, после беседы о труде помощника воспитателя, можно спросить: «Как можно облегчить ее труд, помочь ей?»;

- вопросы, требующие обобщения в слове, т.е. употребления соответствующего понятия. Например: «Яблоко, груша, слива - как все это назвать одним словом? (фрукты)», а «Автомобиль, автобус, трамвай?» (транспорт).

В зависимости от полноты и степени самостоятельности ответов детей можно использовать наводящие и подсказывающие вопросы. Они помогают дошкольникам не только точнее уловить смысл спрашиваемого, но и наталкивают на правильный ответ и дают возможность самостоятельно справиться с заданием, что очень важно для неокрепшего сознания детей пяти-шести лет. Например, основной вопрос «Что варят из фруктов?» (компот); наводящий вопрос «Что очень вкусное, сладкое можно намазать на хлеб?» (варенье, повидло); подсказывающий вопрос «А джем варят?"[9; с. 56-57]

Е.И. Радина и Э.П. Короткова сформулировали следующие требования к вопросам, которые задает воспитатель детям:

1) формулируя вопрос, педагог должен ясно представить себе, какой ответ он ждет от ребенка;

2) вопросы должны быть конкретными, четко сформулированы;

3) в вопросах не должно быть не понятных для детей слов;

4) не рекомендуется задавать вопросы, не способствующие развитию мысли;

5) нельзя задавать вопросы в отрицательной форме, так, как он провоцирует детей на отрицательный ответ;

6) вопросы нужно формулировать в логической последовательности, не спеша, выделяя смысловые акценты при помощи логического ударения или паузы;

7) количество вопросов не должно загружать, затягивать беседу. [13, с. 89]

В беседе большую роль играют указания педагога. Они помогают устанавливать порядок и правила высказывания детей.

Для уточнения представлений дошкольников при необходимости можно использовать наглядный материал: картинку, игрушку, модель. Наглядный материал вызывает у детей большой интерес и речевую активность. Но не следует увлекаться обилием наглядности во время беседы, так как при этом теряется ее специфика как занятия.

В основной части может быть несколько подтем, но не более 4-5, все они должны быть логически увязаны между собой.

В конце беседы полезно закрепить ее содержание или углубить ее эмоциональное воздействие на детей. Это можно сделать следующими способами.

- Изложить содержание беседы в кратком заключительном рассказе, повторяя самое существенное;

- провести дидактическую игру на том же программном материале;

- предложить детям прочитать знакомое стихотворение или спеть песню, близкую по содержанию теме беседы;

- прочитать художественный рассказ;

- дать задание на наблюдение или задание, связанное с трудовой деятельностью.

Руководя беседой, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности дошкольников. Детей медленно соображающих и менее развитых целесообразно предварительно подготовить к занятию - вооружить готовым материалом, с которым они могли бы выступать во время беседы. Детям, неуверенным в себе, с более ограниченными познаниями, следует задавать подсказывающие вопросы, на которые сравнительно легко ответить. Если же дошкольники имеют недостатки речи, необходимо поработать над их исправлением.

Вывод: Диалогическая форма речи является первичной, естественной формой языкового общения. Она состоит из обмена высказываний, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которую могут изменять значение слова.

 

 

Заключение

Развитие человека - физическое и психическое - проходит следующие возрастные ступени: младенчество, ранний детский возраст, дошкольный (детство), младший школьный, подростковый, юношеский возраст, зрелость. Интеллект появляется на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуется в дальнейшем. Но он развивается у человека и совершенствуется только при непременном условии овладения речью.
Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенчества, у него развивается способность представлять, а затем мыслить, и воображать. С каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально - волевая сфера. Наукой доказано, что без речевого общения, т. е. без социальной (общественной) среды человеческое существо не может стать полноценным человеком. И мы должны помнить, что речь - инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его обучения в школе. Формирование выразительной речи у дошкольника является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Также следует отметить, что качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Необходимо, чтобы дошкольник знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи, ведь от правильно поставленной речи зависит его адаптация в школьной жизни.

 

Список источников

1. Абелева И.Ю., Голубева Л.П., Евгенова А.Я. «В помощь заикающимся дошкольникам». - М., 2013 г.

2. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2012. - 232 с.

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2013. - 255 с.

4. Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. - М.: Знание, 2010. - 94 с.

5. Гринер В.А. «Логопедическая ритмика для дошкольников». - М.: Просвещение, 2011. - 255 с.

6. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. - М.: Просвещение, 2011. - 127 с.

7. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Современность, 2012. - 363 с.

8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2013. - 416 с.

9. Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2010. - с. 201-202.

10. Крылова Н.М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2013. - с. 204-208.

11. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ, - Ростов - н/Д: ТЦ «Учитель», 2012. - 32 с.

12. Лохов М.И. «Психофизиологические механизмы развитие речи у детей». - М.: Академия, 2013. - с. 191

13. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2012. - с. 49-52.

14. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии - М.: Просвещение, 2014. - 250 с.

15. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? - М.: Просвещение, 2011. - 157 с.

16. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Гринго, 2015. - 236 с.

17. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А.А. Леонтьева. - М.: Просвещение, 2014. - 148 с.

18. Пеньевская Л.А. Влияние на речь маленьких детей общения с более старшими // Дошкольное воспитание. - 2013. - №2. - С. 13-17.

19. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду Автор-составитель Ушакова О.С. - М.: АПО, 2014. - 63 с.

20. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. - М.: Просвещение, 2010. - 175 с.
Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.

21. Усвоение языка [Электронный ресурс] Материал из Википедии — свободной энциклопедии/ Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ – (Дата обращения: 05.03.2016).

22. Раннее развитие детей [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.razumniki.ru/ – (Дата обращения: 05.03.2016).

23. Формирование речи у дошкольников [Электронный ресурс] Статья Т.И. Гультяевой/ Режим доступа: – (Дата обращения: 05.03.2016).

 

 

Приложение А

 

«Методы развития речи»

 

«Приёмы развития речи»

 

Приложение Б

«Карточки для развития речи у дошкольников»

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...