Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы разговорного дискурса (по целям)

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ДИСКУРСА

1. Определение понятия «дискурс» и его отличие от текста. Формальный и функциональный подходы к его изучению. Основные характеристики дискурса. Особенности взаимодействия формы и функции в дискурсе.

2. Различие дискурса по типам. Способы построения типологий дискурса. Различные возможности подходов к анализу дискурса. Особенности разговорных типов дискурса.

3. Междисциплинарный характер дискурса. Подходы к исследованию дискурса с точки зрения различных дисциплинарных направлений. Связь дискурса с социумом.

4. Теоретические модели контекста. Когнитивное представление контекста. Внешний и внутренний контексты. Основные элементы и характеристики контекста. Понятия фрейм и сценарий и их связь с контекстом. Основные урони памяти.

5. Происхождение, актуальность и суть понятий: Интертекстуальность и интертекст; Диалогичность; Прецедентные тексты. Экстралингвистические параметры и их связь с антропологичностью дискурса. Особенности использования дискурса с целью идеологического влияния.

6. Понятие тема-рема. Основные функции темы. Компоненты сохранения смысловой структуры дискурса. Типы связи локальных тем и их реализация в дискурсе.

7. Общая характеристика видов речевых актов. Индикаторы иллокутивной силы. Классификация речевых актов. Понятие косвенного речевого акта. Роль речевых актов в анализе дискурса (речевого события). Характеристики дискурса как процесса и структуры.

8. Научные основы развития коммуникативного дискурс-анализа. Подходы к изучению дискурс-анализа. Бирмингемская группа исследователей: особенности школы, наиболее значимые достижения. Модель дискурс-анализа М. Хэллидея. Отличие дискурс-анализа от конверсационного анализа.

9. Когезия и когерентность как категории связности дискурса. Общее определение, грамматическая и лексическая когезия, эллипс, повтор и др. виды построения связности дискурса.

10. Определение общих проблем сборки материала в теории дискурс-анализа. Стратегии отборки речевого материала, его объема; проблемы транскрипции исследовательского материала. Парадокс наблюдателя. Понятие репрезентативной выборки. Критерии оценки нотационных систем. Методология выборки основного материала исследования из всего собранного объема.


 

1. Определение понятия «дискурс» и его отличие от текста. Формальный и функциональный подходы к его изучению. Основные характеристики дискурса. Особенности взаимодействия формы и функции в дискурсе.

 

1. ДИСКУРС - речь, процесс языковой деятельности; способ говорения.

2. Дискурс – особый способ общения и понимания окружающего мира (или какого-то аспекта) Филлипс, Йоргенсен

3. Дискурс-Во-первых, дискурс есть текст (часть теста, тип текста, состояние текста и т.п.), текст есть дискурс (часть дискурса, тип дискурса, состояние дискурса), во-вторых, дискурс есть произведение–дискурс есть употребление, деятельность. Прохоров

Дискурс/текст.

Функциональность/структурность

Процесс/продукт

Динамичность/статичность

Актуальность/виртуальность

 

Дискурс=текст+ситуация

Текст=дискурс-ситуация

 

Дискурс-интерактивный способ речевого взаимодействия. Дискурс вкл. в себя речь(деятельность) и текст(материал). Дискурс является функциональным процессом. Все, что говорится, пишется, речевая деятельность, являющаяся в то же время и языковым материалом.

Текст-абстрактный теоретический конструкт, реализующийся в дискурсе так же, как предложение актуализируется в высказывании. Текст явл. Структурным продуктом.

 

 

Четкого и общепризнанного определения «дискурса», охватывающего все случаи его употребления, не существует. Это понятие модифицирует традиционные представления о речи, тексте, диалоге, стиле и даже языке. В дискурсе очень важно наличие контекста.

Если в начале ХХ в. лингвистику прежде всего занимал вопрос Как устроен язык?(формализм), то во второй его половине и особенно в последней трети больше внимания уделяется вопросу Как функционирует язык?.(функционализм)

Формализм

· отсутствие у языка собственных точно определяемых функций.

· настаивает на анализе структурных особенностей «языка в себе», не отягощённом изучением «языка в общении».

Принцип функционализма, опираясь на метафору «языка-инструмента», исходит из семиотического понимания языка как системы знаков, которая служит или используется для достижения каких-либо целей, выполнения каких-то функций. Методология функционализма предполагает изучение и структуры, и функционирования языка с целью выявления соответствий между ними. Теоретически функционализм основывается на признании взаимозависимости между формой и функцией, учёте влияния употребления языка на его структуру.

Функционализм придерживается следующих принципов или «аксиом», формирующих «грамматику языковых игр» сторонников данного подхода:

· язык – это социально-культурная деятельность;

· структура языка обусловлена когнитивной или коммуникативной функцией;

· структура не произвольна, а мотивирована, иконична;

· постоянно имеют место изменения и вариативность;

· значение зависит от контекста, оно неатомично;

· категории размыты, «менее чем дискретны»;

· структура – гибкая, адаптивная система, а не застывшее формирование;

· грамматики постоянно возникают и видоизменяются;

· грамматические правила допускают отклонения.

Все эти принципы справедливы, но лишь в известной мере и «только в определённых контекстах»

Осн. х-ки дискурса:

· В формальном отношении это-единица языка, превосходящая по своему объему предложение.

· В содержательном плане дискурс связан с использованием языка в социальном контексте

· По своей организации дискурс интерактивен, т.е. диалогичен

Само определение такой категории, как дискурс, уже предполагает некоторую идеологическую ориентацию, собственную точку зрения на изучение языка и языкового общения. Выделяют два основных подхода к трактовке этого понятия.

Первый подход, осуществляемый с позиций формально или структурно ориентированной лингвистики, определяет дискурс просто как «язык выше уровня предложения или словосочетания». «Под дискурсом, следовательно, будут пониматься два или несколько предложений, находящихся друг с другом в смысловой связи».

Второй подход даёт функциональное определение дискурса как всякого «употребления языка». Этот подход предполагает обусловленность анализа функций дискурса изучением функций языка в широком социокультурном контексте.

3. Существует вариант определения, подчёркивающий взаимодействие формы и функции: «дискурс как высказывания». Это определение подразумевает, что дискурс является не примитивным набором изолированных единиц языковой структуры «больше предложения», а целостной совокупностью функционально организованных, контекстуализованных единиц употребления языка.


 

2. Различие дискурса по типам. Способы построения типологий дискурса. Различные возможности подходов к анализу дискурса. Особенности разговорных типов дискурса.

 

Типы дискурса

n Информативный; СМИ

n Нарративный (повествовательный); действия следуют друг за другом в логической последовательности

n Аргументативный (дискурсивный, часто объединяющий бытовой и научный).пословица как средство убежждения

n Презентация, послание, доклад, публичные дебаты, разговор, интервью (Steger 1974).

Так же есть биографический дискурс.

Происхождение, актуальность и суть понятий: Интертекстуальность и интертекст; Диалогичность; Прецедентные тексты. Экстралингвистические параметры и их связь с антропологичностью дискурса. Особенности использования дискурса с целью идеологического влияния

 

Интертекст — соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов, обеспечивающее превращение смысла в заданный автором основной вид и способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам.

 

Интертекстуальность — термин, введенный в 1967 теоретиком постструктурализма, французской исследовательницей Юлией Кристевой (р. 1941) для обозначения общего свойства текстов, выражающегося в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга. Следует заметить, что идея «диалога между текстами» в первоначальном варианте принадлежала М. М. Бахтину. Интертекстуальность реализуется как в научных, так и в художественных текстах.

 

интертекстуальность имеет место не только в текстах в узком смысле, т.е. словесных (вербальных), но и в текстах, построенных средствами иных, нежели естественный язык, знаковых систем. Интертекстуальные связи устанавливаются между произведениями изобразительного искусства, архитектуры, музыки, театра, кинематографа. Например, известный фильм К.Тарантино Криминальное чтиво почти целиком скомпонован из сюжетных, жанровых и изобразительных цитат - так, герой Брюса Уиллиса в этом фильме, выбирая орудие мести, перебирает такие виды оружия или предметы, могущие служить оружием, за каждым из которых стоит известный фильм или даже целый жанр. В дальнейшем Криминальное чтиво само стало источником для интертекстуальных ссылок самого различного рода; в частности, упомянутая сцена была спародирована в сериале А.Митты Граница: таежный роман.

Рема – получение и развитие новой информации. Линейное развитие дискурса. Отличия по признаку динамичности и статичности, способу представления информации, разной синтаксической и интонационной выделенности.

По-разному относятся исследователи и к статусу темы в предложении: одни утверждают, что теме говорящий уделяет большое внимание, в то время как другие решительно отводят ей второстепенную роль, важной признавая только рему. С точки зрения дискурс-анализа этот спор беспредметен, потому что как тема, так и рема (иногда соответственно определяемые как данная и новая информация —что не совсем корректно) важны для производства и для интерпретации высказываний в диалоге, хотя играют разную роль. В частности, они отличаются по признаку динамичности и статичности, по способу представления информации, по разной синтаксической и интонационной выделенности.

 

The president (тема) arrived at the airport (рема).

Рема в русском, английском и многих других языках выражается интонацией определенного типа. Это нисходящий акцент, или падение тона.

Функции темы

Определяет:

· От чего говорящий отталкивается при порождении высказывания

· Чем он связывает данное высказывание с предыдущим дискурсом

Дискурс-анализ и конверсационный анализ отличаются и теоретически, и методологически, хотя и имеют много общего. Оба направления отталкиваются от структуры, а не от функций. Оба направления весьма похоже выделяют сегменты дискурса. В то же время дискурс-анализ незаслуженно считается методом дедуктивным, выводящим гипотезы из «грамматики дискурса», а конверсационный анализ — индуктивным, где гипотезы могут появляться лишь из наблюдения эмпирического материала.

 

9.Когезия и когерентность как категории связности дискурса. Общее определение, грамматическая и лексическая когезия, эллипс, повтор и др. виды построения связности дискурса.

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ДИСКУРСА

1. Определение понятия «дискурс» и его отличие от текста. Формальный и функциональный подходы к его изучению. Основные характеристики дискурса. Особенности взаимодействия формы и функции в дискурсе.

2. Различие дискурса по типам. Способы построения типологий дискурса. Различные возможности подходов к анализу дискурса. Особенности разговорных типов дискурса.

3. Междисциплинарный характер дискурса. Подходы к исследованию дискурса с точки зрения различных дисциплинарных направлений. Связь дискурса с социумом.

4. Теоретические модели контекста. Когнитивное представление контекста. Внешний и внутренний контексты. Основные элементы и характеристики контекста. Понятия фрейм и сценарий и их связь с контекстом. Основные урони памяти.

5. Происхождение, актуальность и суть понятий: Интертекстуальность и интертекст; Диалогичность; Прецедентные тексты. Экстралингвистические параметры и их связь с антропологичностью дискурса. Особенности использования дискурса с целью идеологического влияния.

6. Понятие тема-рема. Основные функции темы. Компоненты сохранения смысловой структуры дискурса. Типы связи локальных тем и их реализация в дискурсе.

7. Общая характеристика видов речевых актов. Индикаторы иллокутивной силы. Классификация речевых актов. Понятие косвенного речевого акта. Роль речевых актов в анализе дискурса (речевого события). Характеристики дискурса как процесса и структуры.

8. Научные основы развития коммуникативного дискурс-анализа. Подходы к изучению дискурс-анализа. Бирмингемская группа исследователей: особенности школы, наиболее значимые достижения. Модель дискурс-анализа М. Хэллидея. Отличие дискурс-анализа от конверсационного анализа.

9. Когезия и когерентность как категории связности дискурса. Общее определение, грамматическая и лексическая когезия, эллипс, повтор и др. виды построения связности дискурса.

10. Определение общих проблем сборки материала в теории дискурс-анализа. Стратегии отборки речевого материала, его объема; проблемы транскрипции исследовательского материала. Парадокс наблюдателя. Понятие репрезентативной выборки. Критерии оценки нотационных систем. Методология выборки основного материала исследования из всего собранного объема.


 

1. Определение понятия «дискурс» и его отличие от текста. Формальный и функциональный подходы к его изучению. Основные характеристики дискурса. Особенности взаимодействия формы и функции в дискурсе.

 

1. ДИСКУРС - речь, процесс языковой деятельности; способ говорения.

2. Дискурс – особый способ общения и понимания окружающего мира (или какого-то аспекта) Филлипс, Йоргенсен

3. Дискурс-Во-первых, дискурс есть текст (часть теста, тип текста, состояние текста и т.п.), текст есть дискурс (часть дискурса, тип дискурса, состояние дискурса), во-вторых, дискурс есть произведение–дискурс есть употребление, деятельность. Прохоров

Дискурс/текст.

Функциональность/структурность

Процесс/продукт

Динамичность/статичность

Актуальность/виртуальность

 

Дискурс=текст+ситуация

Текст=дискурс-ситуация

 

Дискурс-интерактивный способ речевого взаимодействия. Дискурс вкл. в себя речь(деятельность) и текст(материал). Дискурс является функциональным процессом. Все, что говорится, пишется, речевая деятельность, являющаяся в то же время и языковым материалом.

Текст-абстрактный теоретический конструкт, реализующийся в дискурсе так же, как предложение актуализируется в высказывании. Текст явл. Структурным продуктом.

 

 

Четкого и общепризнанного определения «дискурса», охватывающего все случаи его употребления, не существует. Это понятие модифицирует традиционные представления о речи, тексте, диалоге, стиле и даже языке. В дискурсе очень важно наличие контекста.

Если в начале ХХ в. лингвистику прежде всего занимал вопрос Как устроен язык?(формализм), то во второй его половине и особенно в последней трети больше внимания уделяется вопросу Как функционирует язык?.(функционализм)

Формализм

· отсутствие у языка собственных точно определяемых функций.

· настаивает на анализе структурных особенностей «языка в себе», не отягощённом изучением «языка в общении».

Принцип функционализма, опираясь на метафору «языка-инструмента», исходит из семиотического понимания языка как системы знаков, которая служит или используется для достижения каких-либо целей, выполнения каких-то функций. Методология функционализма предполагает изучение и структуры, и функционирования языка с целью выявления соответствий между ними. Теоретически функционализм основывается на признании взаимозависимости между формой и функцией, учёте влияния употребления языка на его структуру.

Функционализм придерживается следующих принципов или «аксиом», формирующих «грамматику языковых игр» сторонников данного подхода:

· язык – это социально-культурная деятельность;

· структура языка обусловлена когнитивной или коммуникативной функцией;

· структура не произвольна, а мотивирована, иконична;

· постоянно имеют место изменения и вариативность;

· значение зависит от контекста, оно неатомично;

· категории размыты, «менее чем дискретны»;

· структура – гибкая, адаптивная система, а не застывшее формирование;

· грамматики постоянно возникают и видоизменяются;

· грамматические правила допускают отклонения.

Все эти принципы справедливы, но лишь в известной мере и «только в определённых контекстах»

Осн. х-ки дискурса:

· В формальном отношении это-единица языка, превосходящая по своему объему предложение.

· В содержательном плане дискурс связан с использованием языка в социальном контексте

· По своей организации дискурс интерактивен, т.е. диалогичен

Само определение такой категории, как дискурс, уже предполагает некоторую идеологическую ориентацию, собственную точку зрения на изучение языка и языкового общения. Выделяют два основных подхода к трактовке этого понятия.

Первый подход, осуществляемый с позиций формально или структурно ориентированной лингвистики, определяет дискурс просто как «язык выше уровня предложения или словосочетания». «Под дискурсом, следовательно, будут пониматься два или несколько предложений, находящихся друг с другом в смысловой связи».

Второй подход даёт функциональное определение дискурса как всякого «употребления языка». Этот подход предполагает обусловленность анализа функций дискурса изучением функций языка в широком социокультурном контексте.

3. Существует вариант определения, подчёркивающий взаимодействие формы и функции: «дискурс как высказывания». Это определение подразумевает, что дискурс является не примитивным набором изолированных единиц языковой структуры «больше предложения», а целостной совокупностью функционально организованных, контекстуализованных единиц употребления языка.


 

2. Различие дискурса по типам. Способы построения типологий дискурса. Различные возможности подходов к анализу дискурса. Особенности разговорных типов дискурса.

 

Типы дискурса

n Информативный; СМИ

n Нарративный (повествовательный); действия следуют друг за другом в логической последовательности

n Аргументативный (дискурсивный, часто объединяющий бытовой и научный).пословица как средство убежждения

n Презентация, послание, доклад, публичные дебаты, разговор, интервью (Steger 1974).

Так же есть биографический дискурс.

Типы разговорного дискурса (по целям)

n Беседа, личный разговор;

n Разговор за «чашкой чая», застольная беседа;

n Игровой разговор;

n Профессиональная беседа;

n Разговор продавца с покупателем;

n Конференции, дискуссии;

n Разговор в средствах массовой коммуникации, интервью;

n Обучающая беседа, урок;

n Совещание, консультация;

n Официальный разговор с должностным лицом;

n Судебное разбирательство (Henne, Rehbock 1982: 30).

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...