Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационные и правовые основы судебно-психиатрической экспертизы

 

Судебными являются экспертизы, проводимые по назначению суда в рамках уголовного или гражданского судопроизводства в порядке, установленном процессуальным законодательством (УПК и ГПК), что отличает их от прочих экспертиз в сфере здравоохранения (медико-социальных, военно-врачебных и пр.). В уголовном процессе на этапе предварительного следствия их вправе назначать дознаватель, следователь и руководитель следственного органа*(3). Практически все судебно-психиатрические экспертизы в Российской Федерации проводятся в государственных судебно-психиатрических экспертных учреждениях. Деятельность этих учреждений регламентируется Законом о ГСЭД. Согласно ч. 1 ст. 11 этого Закона государственными судебно-экспертными учреждениями (СЭУ) являются либо специализированные государственные учреждения, либо специализированные подразделения государственных учреждений, предназначенные для производства судебных экспертиз.

В судебной психиатрии нет самостоятельных СЭУ (с правом юридического лица), которые осуществляли бы только экспертные функции. В настоящее время судебно-психиатрическую экспертную деятельность осуществляют структурные подразделения (отделения судебно-психиатрической экспертизы) государственных психиатрических учреждений (больниц и диспансеров) общего профиля. Указанные подразделения могут быть как амбулаторными, так и стационарными; причем последние имеют две разновидности - стационарные отделения для лиц, не содержащихся под стражей ("бесстражные" отделения), и стационарные отделения для лиц, содержащихся под стражей ("стражные" отделения). Эти структурные подразделения и можно обозначить как судебно-психиатрические экспертные учреждения (СПЭУ).

Система СПЭУ образует основу государственной судебно-психиатрической экспертной службы страны. Необходимо отметить, что деятельность головного научного учреждения РФ в области судебной психиатрии - Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им.

В.П. Сербского (ГНЦССП им. В.П. Сербского) не исчерпывается лишь судебно-психиатрической проблематикой; в его структуре имеется ряд научно-клинических подразделений, связанных с иными научными направлениями. Этим судебно-психиатрическая служба отличается от иных СЭУ, действующих в системе Минздрава России (бюро судебно-медицинской экспертизы), Минюста России (лаборатории судебной экспертизы) и некоторых других ведомств, предназначенных только для судебно-экспертной деятельности.

В число государственных СПЭУ помимо экспертных подразделений Федерального государственного учреждения - ГНЦССП им. В.П. Сербского также входят экспертные отделения психиатрических учреждений, находящиеся в подчинении субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 62 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" судебно-психиатрическая экспертиза проводится в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством РФ о государственной судебно-экспертной деятельности. Таким образом, законодательство о здравоохранении не предусматривает, но и не запрещает проведение экспертиз в негосударственных СПЭУ, отсылая к Закону о ГСЭД. Государственные СПЭУ согласно ч. 5 ст. 11 Закона о ГСЭД должны находиться на базе учреждений здравоохранения. В данном Законе не предусмотрено создание государственных СПЭУ на базе психиатрических учреждений иных ведомств (МВД, Минобороны России и пр.).

В то же время законодательство допускает проведение любых судебных экспертиз и вне экспертных учреждений (ч. 4 ст. 199 УПК, ч. 2 ст. 84 ГПК, ст. 41 Закона о ГСЭД). Поэтому в ходе уголовного или гражданского судопроизводства СПЭ может поручаться и другим лицам, назначенным экспертами в порядке, установленном УПК и ГПК. Если судебно-следственные органы поручают проведение СПЭ лицу, не являющемуся сотрудником СПЭУ, они должны удостовериться в его профессиональной компетентности, наличии специальной подготовки, условий, необходимых для проведения экспертных исследований. При этом на судебные экспертизы, проводимые вне государственных СПЭУ, распространяются некоторые статьи Закона о ГСЭД, касающиеся основных принципов судебно-экспертной деятельности, прав и обязанностей эксперта и требований, предъявляемых к экспертному заключению (ч. 2 ст. 41 Закона о ГСЭД).

В государственных СПЭУ "судебно-психиатрическая экспертиза" как вид медицинской деятельности подлежит обязательному лицензированию на федеральном уровне (Росздравнадзором), как и иная медицинская деятельность организаций государственной системы здравоохранения*(4) (срок действия лицензии - бессрочно*(5)).

В зависимости от правового статуса подэкспертных и задач экспертного исследования, как уже указывалось, отделения СПЭ подразделяются на амбулаторные и стационарные, а последние - на "стражные" (для лиц, содержащихся под стражей) и "бесстражные" (для прочих лиц), что предусмотрено ст. 32 и 33 Закона о ГСЭД. Первый тип отделений приспособлен для содержания арестованных, обеспечивается охраной и соответствующими системами безопасности. Не допускается помещать арестованных в "бесстражные" отделения и наоборот. Лица, не содержащиеся под стражей, могут помещаться в общие психиатрические отделения, если это не затрудняет производство СПЭ. Однако проводить СПЭ данным лицам все равно будут сотрудники отделений СПЭ, поскольку только они имеют надлежащую подготовку. Отделения амбулаторных СПЭ проводят экспертизы всем, кому назначен данный вид экспертного исследования, независимо от их правового статуса. Решение об организации или закрытии судебно-психиатрического экспертного учреждения принимается органом управления здравоохранением, в подчинении которого данное учреждение находится.

Работа судебно-психиатрических экспертных учреждений организована по зонально-территориальному принципу, т.е. каждое экспертное учреждение обслуживает судебно-следственные органы определенной территории, что закреплено в законодательстве (ч. 8 ст. 11 Закона о ГСЭД). Крупные СПЭУ организуются, как правило, при областных (республиканских) психиатрических учреждениях и обслуживают территорию соответствующего субъекта РФ*(6). Как правило, это территория того субъекта РФ, органы управления здравоохранением которого организовали данное экспертное учреждение. Поручение экспертизы другому СПЭУ возможно в порядке исключения, при наличии веских причин*(7). Экспертные учреждения, проводящие экспертизу по поручению правоохранительных органов не только своего, но и других регионов (обычно соседних), именуются межобластными (обычно это "стражные" стационарные отделения, имеющиеся не в каждом субъекте РФ).

На отдельные государственные СПЭУ в соответствии с ч. 2 ст. 38 Закона о ГСЭД могут быть возложены функции научно-методического обеспечения судебной экспертной деятельности, а также профессиональная подготовка и повышение квалификации государственных судебных экспертов.

Для СПЭУ подобным всероссийским научно-методическим центром является ГНЦССП им. В.П. Сербского Минздрава России. Специалисты Центра анализируют ежегодные отчеты о деятельности СПЭУ со всей страны, координируют их работу, рецензируют экспертные заключения, участвуют в подготовке нормативных правовых актов в области судебной психиатрии, осуществляют подготовку психиатров-экспертов и пр. Кроме того, ГНЦССП им. В.П. Сербского осуществляет функции практического экспертного учреждения, проводя СПЭ для Москвы и Московской области, а также наиболее сложные экспертизы для остальных регионов РФ.

Заключения, даваемые экспертами ГНЦССП им. В.П. Сербского, не имеют каких-либо преимуществ перед заключениями других экспертов (в том числе и не работающих в СПЭУ). Поэтому, когда по одному делу проводятся несколько экспертиз с различающимися выводами, судебно-следственные органы, рассмотрев эти заключения по существу, т.е. с точки зрения их научной обоснованности, внутренней непротиворечивости экспертных выводов, соответствия другим доказательствам и пр., вправе отвергнуть одни заключения и принять в качестве достоверных другие. Таким образом, принцип инстанционности в сфере производства СПЭ отсутствует. Необходимо отметить, что в ряде областей юридической деятельности принцип инстанционности правомерен. Так, суд вышестоящей инстанции вправе отменить решение нижестоящего суда. В сфере государственного управления более высокая административная инстанция может в пределах своей компетенции отменять решения подчиненных ей организаций и должностных лиц. Однако для следственной, судебной и экспертной практики приведенные выше правила неприемлемы из-за их противоречия закону. Заключения экспертов являются одним из доказательств по уголовному или гражданскому делу, и согласно закрепленному в процессуальном законе принципу свободной оценки доказательств лицами, ведущими судопроизводство, никакие доказательства для суда, прокурора, следователя и лица, производящего дознание, "не имеют заранее установленной силы" (ч. 2 ст. 17 УПК; ч. 2 ст. 67 ГПК).

Государственная судебно-психиатрическая экспертная служба является в настоящее время единственной организационно оформленной и имеющей прочную юридическую базу системой, которая обеспечивает судебно-экспертное обслуживание правоохранительных органов. Действующее российское законодательство не предусматривает (хотя и не запрещает) возможности существования негосударственных судебно-экспертных учреждений. Между тем, как уже отмечалось, процессуальный закон допускает производство судебных экспертиз как в экспертном учреждении, так и вне его. Однако следует учитывать, что проведение СПЭ требует от эксперта помимо компетентности в вопросах диагностики и лечения психических расстройств знания специфических судебно-психиатрических аспектов, требующих дополнительной подготовки. Для создания альтернативной службы, включающей негосударственные СПЭУ, а также частных психиатров-экспертов, имеющих соответствующую подготовку и лицензию на право производства судебно-психиатрических экспертиз, в настоящее время отсутствуют надлежащая правовая база и удовлетворительные фактические условия (материальные, технические, кадровые).

В то же время одним из шагов к повышению ответственности судебно-психиатрических экспертов, закреплению их профессиональных навыков, а также развитию состязательности экспертов в уголовном и гражданском судопроизводстве было бы введение практики единоличных СПЭ. Необходимо пояснить, что в настоящее время сохраняется сложившаяся практика комиссионных экспертиз (в которых участвуют, как правило, три психиатра-эксперта), что существенно отличает СПЭ от других типов судебных экспертиз (например, судебно-психологических или судебно-медицинских), которые почти всегда являются единоличными. Согласно ч. 2 ст. 21 Закона о ГСЭД комиссионный характер экспертизы определяется органом или лицом, ее назначившими, либо руководителем ГСЭУ. При этом комиссионное заключение не имеет никаких юридических преимуществ перед единоличным заключением судебного эксперта (речь идет об однородных экспертизах, когда в комиссии участвуют специалисты одной отрасли знаний).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...