Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Притча Михаила Ивановича Пыляева

 

Император Николай Павлович, заметив, что офицеры стали носить сюртуки до того короткие, что они имели вид каких‑то камзольчиков, обратил на это внимание великого князя Михаила Павловича. По гвардейскому корпусу был отдан приказ с определением длины пол сюртуков, причем за норму был принят высокий рост. Военные портные тотчас же заметили ошибку в приказе и, не пользуясь им, стали шить сюртуки по длине, пропорциональной росту заказчика.

Однако шутник Булгаков, рост которого был гораздо ниже среднего, потребовал от своего портного сюртук с полами именно той длины, какая определялась приказом. По этой причине полы сюртука покрывали икры Булгакова и он был карикатурен до комичности, гуляя по Невскому проспекту и вызывая смех всех встречных офицеров. Едва он успел раза два пройтись в таком виде по тротуару среди гуляющей публики проспекта, как попался навстречу великому князю, который, увидев его в таком шутовском наряде, воскликнул:

– Что это за юбка на тебе, Булгаков? На гауптвахту, на гауптвахту, голубчик! Я шутить не люблю.

– Ваше высочество, я одет как нельзя более по форме и наказания, ей‑богу, не заслуживаю, – почтительно возразил Булгаков, держа пальцы правой руки у шляпы, надетой по форме. – Я одет согласно приказу по гвардейскому корпусу. И вот доказательство!

 

Хождение на исповедь. Эдуард Риттер. XIX век

 

При этом он вынул из кармана пресловутый приказ и подал великому князю. Его высочество, прочитав документ, засмеялся, назвав Булгакова шутом гороховым, и приказал ему вместо гауптвахты тотчас же ехать к корпусному командиру, чтобы тот немедленно сделал дополнение к приказу с обозначением трех видов роста.

 

Исповедь

Притча Михаила Ивановича Пыляева

 

Граф Соллогуб рассказывал, что в юности ему удалось подслушать исповедь Архаровой, причем исповедником был старик священник, такой же глухой, как и она.

– Грешна я, батюшка, – каялась старушка, – в том, что покушать люблю!

– Матушка, ваше превосходительство, – возражал духовник, – в наши‑то годы оно извинительно.

– Еще каюсь, батюшка, – продолжала грешница, – что иногда сержусь на людей и браню их.

– Да как же не бранить их, – извинял священник.

– В картишки еще люблю поиграть, батюшка.

– Это лучше, чем злословить, – довершал духовник.

На том исповедь и кончалась.

 

О вкусах не спорят

Притча Михаила Ивановича Пыляева

 

Императрица Екатерина II в свою бытность в Москве пригласила Кострова к обеденному столу, возложив это поручение на Шувалова. Меценату была известна слабость поэта, поэтому он призвал его к себе, велел одеться и просил непременно явиться к нему в трезвом виде, чтобы вместе ехать во дворец.

Настал час, и Шувалов послал за Костровым, но того никто нигде не находил. Тогда вельможа отправился к государыне один и оправдал поэта перед царицей, сказав, что тот заболел.

 

Император Пётр I за работой. Василий Павлович Худояров. XIX век. Государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник, Кострома

 

Недели через две Костров наконец явился к Шувалову.

– Не стыдно ли тебе, Ермил Иванович, – говорил последний, – что ты променял дворец на кабак?

– Побывайте‑ка, Иван Иванович, в кабаке, – отвечал Костров, – право, не променяете его ни на какой дворец!

– О вкусах не спорят, – сказал Шувалов.

 

Балакирев

Притча Льва Николаевича Толстого

 

Жил на Руси царь Пётр. У него был шут Балакирев.

Один раз Пётр рассердился на скомороха и велел прогнать его:

– Скажите ему, чтобы не смел оставаться на моей земле.

Шут долго не показывался царю на глаза, и Пётр думал, что он уехал в другие земли.

Один раз царь сидел у окна и увидел, что по улице на телеге едет Балакирев. Пётр рассердился, велел остановить его и подвести к царскому окну.

Пётр сказал:

– Как ты смел меня не послушаться? Я тебе велел не оставаться на моей земле.

А Балакирев ему на это ответил:

– He сердись, царь. Я не на твоей земле, а на шведской. Я ее из Швеции привез.

И скоморох показал, что в телеге у него была насыпана земля.

Тогда царь засмеялся и простил его.

 

 

Сказания талмуда и мидрашей

 

С помощью грошовой свечи отыскивается золотая монета, С помощью притчи познается истина.

Рош‑Гашан

 

Представьте себе текст, который создается в диалоге поколений. Нет, не собрание монологов и высказываний, а настоящую дискуссию, в которой каждому даровано право изложить собственное мнение по изучаемому вопросу (допустим, насчет той или иной строки из Библии), где последующие поколения собственными историями дополняют и уточняют выводы предшественников, где случаи из жизни настолько естественно сливаются со словами проповеди, притчи и афоризма, что порой становится сложно их различить. Так рождается мидраш – уникальный литературный жанр еврейской религиозной традиции, хранящий дух библейского сказания, но не следующий его букве строго. Отсюда происходит и оригинальная структура мидрашей, которые могут состоять из текстов, написанных в разное время и разными людьми, что только добавляет им изюминку.

 

Строительство Вавилонской башни. Питер Брейгель Старший. 1563 год. Музей истории искусств, Вена

 

Лавка антиквара. Теофило Кастильо. 1917 год. Музей искусств, Лима

 

 

О ценности притчи

Притча‑мидраш

 

Сверх того что Екклесиаст был мудр, он еще и учил народ знанию. Философ все изучал и исследовал, а также составил много притч.

Рав Нахман учил:

– Тора – источник мудрости и истины – до Соломона представлялась людям в виде лабиринта со множеством входов и выходов, в которых невозможно было не заблудиться. Когда же явился Соломон,

 

притча стала тем клубком ниток, с помощью которого люди начали свободно ходить по лабиринту Торы.

 

Раби Ханина говорил:

– Был глубокий колодезь с превосходной студеной водой, которой долгое время никто не пользовался. Однажды нашелся человек, который, связав вместе несколько веревок, начал черпать воду из колодца, а за ним и другие стали черпать и пить.

Так и Соломон: сказание за сказанием, притча за притчей – он достиг сокровеннейших источников знания.

 

О возвышенном и земном

Притча‑мидраш

 

В одном городе народ поучали одновременно раби Абагу и рав Хия бар‑Аба. Рав Хию, который объяснял галаху (закон), вскоре все покинули и стали собираться вокруг раби Абагу, с увлечением слушая сказания и притчи. Покинутый слушателями, рав Хия пал духом. Раби Абагу увидел это и обратился к нему со следующей притчей:

 

До потопа*. Карел ван Мандер. 1600 год

 

– В одно место пришли два торговца: один продавал драго ценные камни, другой – простые, но полезные предметы домашнего обихода. Не естественно ли, что у второго оказалось намного больше покупателей, чем у первого?

 

Две жены

Притча‑мидраш

 

Между галахистами и агадистами было великое соперничество.

Однажды рав Ами и рав Аси пришли послушать раби Исаака Нафха. Первый желал поучиться галахе, а второй – послушать агаду, и каждый просил о своем, не давая учителю приступить ни к одной, ни к другой лекции.

По поводу этого раби Исаак сказал:

– Своим соперничеством вы поставили меня в положение человека средних лет, имеющего двух жен – молодую и старую: первая выщипывает у мужа седые волосы, чтобы он имел вид молодого, а вторая – темные волосы, чтобы он больше походил на старика. В конце концов бедный человек остается лысым.

 

До потопа

Притча‑мидраш

 

Когда в эпоху, предшествовавшую потопу, люди вместо Бога стали служить идолам, перед лицом Предвечного предстали два ангела, Шемхазай и Азаил. Видя скорбь Господа, они сказали:

– Властитель Вселенной! Когда Ты созидал этот мир, разве не предостерегали мы Тебя, говорив: достоин ли человек, чтобы Ты помнил его, и сын праха, чтобы Ты милостью посещал его?

– Что же теперь с миром делать? – спросил Господь.

– Мы найдем для него другое назначение.

 

Великий потоп*. Иоахим Юттеваль. 1595 год. Германский национальный музей, Нюрнберг

 

– А мне, – отвечал на это Господь, – ведомо и несомненно,

 

если бы на земле вместо людей жили вы, ангелы, то искушение овладело бы вами еще легче и скорее, чем это случилось с родом человеческим.

 

– Испытай, Господи, – сказали ангелы, – позволь нам поселиться на земле – и Ты увидишь, как мы возвеличим Твое Святое имя.

Тогда сошли сыны Божии на землю и стали входить к дочерям человеческим, обольщенные их земной красотой.

Шемхазай встретил одну девицу по имени Истеарь и пленился ею.

Однако Истеарь сказала:

– Я соглашусь ответить на твою любовь, только если ты откроешь мне Шем Гамефораш, произнося которое ты возносишься на небо, когда этого пожелаешь.

Ангел исполнил ее требование. Тогда Истеарь произнесла Святое имя и вознеслась на небо, сохранив свою непорочность.

В воздаяние за добродетель Всевышний обратил Истеарь в звезду и поместил ее в плеяде.

После этого Шемхазай и Азаил взяли себе жен, и у первого родились два сына: исполины Гива и Гийа. Вскоре Архангел Метатрон послал сказать Шемхазаю, что готовится потоп и миру грозит полное разрушение. Тогда ангел горько зарыдал:

– Горе мне, – вопил он. – Что станется с моими детьми после разрушения мира? Чем они будут питаться?

А каждый из них ежедневно съедал по тысяче верблюдов, тысяче лошадей и тысяче быков.

В ту же ночь Шемхазаю и Азаилу было сонное видение.

Одному приснилось, что на земле лежит гигантский камень в виде стола, поверхность которого покрыта рядами письмен. С неба сходит ангел и, держа в руках нечто, похожее на нож, соскабливает и уничтожает строку за строкой до тех пор, пока не остается всего четыре слова.

 

Великий потоп*. Адам Эльсхаймер. Около 1600 года. Штеделевский художественный институт, Франкфурт‑на‑Майне

 

Другому привиделось: роскошный сад, засаженный всевозможными деревьями, и ангелы, которые с топорами в руках вырубают растения одно за другим и оставляют единственное дерево о трех ветвях.

 

Шемхазай истолковал эти сны как предвещание близкого потопа, после которого на земле останутся в живых только Ной и три его сына.

 

Впоследствии ангел раскаялся в своем земном грехе и добровольно покарал себя, повиснув в пространстве между небом и землей, где висит и поныне, вниз головою, в скорби покаянной. Азаил же не раскаялся и продолжает свое грешное бытие и поныне.

 

Потоп

Притча‑мидраш

 

Вначале, до сотворения человека, одни только воды славили Всевышнего.

«Пуще гула многих вод могучих в небесах могуч Господь!» – пели моря и озера.

Тогда Господь сказал:

– Так славит Мое имя стихия, лишенная живой речи. Каким же сладостным гимном огласит Вселенную человек, которого Я сотворю!

Царь жил в великолепном дворце, все обитатели которого были глухонемыми. Не умея говорить, они приветствовали правителя знаками и поклонами. Однажды вместо глухонемых царь поселил во дворце людей, обладающих даром речи. Что же он от них услышал?

– Мы хозяева этого дворца; он наш! – говорили люди.

Тогда царь повелел возвратить во дворец прежних жильцов, глухонемых.

 

Птица феникс. Корнелис Трост. Между 1720 и 1750 годами. Государственный музей, Амстердам

 

 

Так и Господь направил водную стихию на ту землю, где люди перестали признавать Всевышнего творцом и хозяином всего сущего.

 

 

Феникс

Притча‑мидраш

 

Ной пробыл в ковчеге двенадцать месяцев, и все это время он не знал покоя ни днем, ни ночью. Только прокорм разнородных обитателей ковчега требовал неимоверного труда и терпения. Одни животные принимали пищу в час дня, другие – в два часа, третьи – в три или четыре; эти – в первую ночную смену, те – в полночь, иные – на рассвете. Верблюду давалась солома, слону – древесная листва, оленю – трава и мох, а прожорливому страусу – всякая всячина.

Были и такие животные, которых Ной и вовсе не знал, чем кормить. Например, с хамелеоном был такой случай. Однажды Ной разрезал гранатовое яблоко, и оно оказалось червивым. Находившийся поблизости хамелеон стал жадно подбирать выпавших из яблока червячков. С тех пор ему начали давать овощи с червоточиной.

Из всех обитателей ковчега только феникс лежал, скромно прикорнув в уголке. Ной спросил у него:

– Отчего ты не требуешь себе пищи?

На это феникс ответил:

 

Вавилонская башня. Питер Брейгель Младший. 1595 год. Национальный музей Прадо, Мадрид

 

– Я видел, как много у тебя хлопот с другими, поэтому не решился беспокоить тебя.

Ной, тронутый словами, что сказал феникс, воскликнул:

– Ты не просишь от меня труда, соболезнуя моим огорчениям. Да пошлет тебе Всевышний жизнь вечную.

 

Вавилонское столпотворение

Притча‑мидраш

 

Кожаные одежды, которые были сделаны Всевышним для Адама и Евы, перешли от Ноя Нимроду. Эти облачения имели особое свойство: они могли одним своим видом укрощать самых лютых зверей. Когда Нимрод выходил в этих одеждах на ловлю, то птицы, животные и звери покорно склонялись перед ним. Отсюда пошла слава Нимрода как замечательного зверолова, и поэтому он был обязан избранием на царство.

 

«И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес».

 

Совет держали приближенные Нимрода: Фут, Мицраим, Хуш, Ханаан и другие родоначальники того поколения.

– Город, – говорили они, – будет иметь грозную крепостную башню небывалой доныне высоты. Это даст нам возможность сосредоточить свои силы в одном месте, прославит нас по всей земле и подарит нам господство и власть над всеми недругами.

В народе говорили:

– Через каждые тысячу шестьсот пятьдесят шесть лет небесные устои расшатываются. Мы сделаем небу подпоры со всех четырех сторон света.

Еще про Бога говорили:

 

Святая Мартина Пьетро да Кортона. XVII век. Даличская картинная галерея, Лондон

 

– По какому праву Он избрал для себя небесные высоты, а для нас оставил земную долину? Давайте построим башню и на ее вершине поставим идола, грозящего простертым к небу мечом и как бы вызывающего Бога на бой.

С каждым днем башня становилась все выше и выше. Наконец она достигла такой высоты, что для доставки строительного материала на самый верх требовалось не менее года времени.

У башни было семь подъемов с восточной стороны и семь сходен с западной. Если какой‑то человек падал и разбивался насмерть, никто не обращал на это внимания, а потеря одного кирпича вызывала вопли отчаяния:

– Горе нам! Сколько придется ждать изготовления другой плитки, когда каждая минута дорога!

Тогда Господь смешал языки строителей так, что все перестали понимать речь друг друга. Один говорил другому принести воды, а тот нес песок; просил подать топор, а тот подавал лопату. В итоге просивший рассвирепел и раскроил товарищу череп.

 

Бог‑богатырь

Притча‑мидраш

 

Ферах занимался изготовлением идолов, которыми торговал на базаре. Однажды он поручил продажу своего товара Аврааму. Подходит на базаре человек к Аврааму и спрашивает:

– Не найдется ли для меня подходящего бога?

– А тебе какого надо? – спрашивает Авраам.

– Видишь ли, – отвечает тот, – я богатырь и хотел бы приобрести себе бога‑богатыря.

Авраам снял истукан, помещавшийся выше остальных, и говорит:

– Вот этот самый для тебя подходящий.

– Но разве он богатырь?

– Глупец! – отвечает Авраам. – Уж таков искони порядок среди идолов: который поставлен выше остальных, тот богатырем и слывет.

 

Встреча Авраама и Мелхиседека. Автор неизвестен. Между 1510 и 1520 годами. Государственный музей, Амстердам

 

Когда этот человек собирался уходить со своей покупкой, Авраам остановил его вопросом:

– Скажи, сколько тебе лет?

– Семьдесят.

 

– И тебе, прожившему на свете семьдесят лет, не стыдно воздавать божеские почести идолу, сделанному день назад?

 

Покупатель с презрением бросил статую, забрал свои деньги и ушел.

Подошла женщина и передала Аврааму в дар идолам полную миску тонкопросеянной муки. Взял он палку, разбил всех истуканов, кроме одного, самого крупного, которому и вложил в руки палку.

Приходит отец и спрашивает:

– Как это произошло? Кто это сделал?

– Расскажу – отвечает Авраам, – ничего от тебя не скрывая. Дело было так: принесла женщина миску с мукою и просит принести в жертву идолам. Стал я совершать как следует жертвоприношение, а идолы и завели спор между собою. Один кричит: «Я хочу поесть раньше», а другой: «Нет, я прежде!» Но тут встал самый крупный идол и – видишь – разбил все.

– Но ты издеваешься надо мною, – закричал отец, – разве способны эти…

– Да? Так вдумайся же сам, отец, в слова свои…

 

Огнепоклонник

Притча‑мидраш

 

Повел Ферах сына на суд к Нимроду.

– Это ты и есть Авраам, сын Фераха? – проговорил знаменитый зверолов, вперив в юношу грозный взор, – отвечай же мне: разве неизвестно тебе, что я господин над всем творением и солнце, и луна, и звезды, и планеты, и люди – все движется волей моей. Как же ты посмел священные изображения уничтожить?

 

Авраам и Мелхиседек. Роспись на стене церкви Святого Максимина, Эльзас

 

В эту минуту озарил Господь ум Авраама мудростью, и так отвечал он Нимроду:

– Позволь мне слово сказать не в укор, но во славу тебе.

– Говори, – сказал Нимрод.

– Исконный порядок в природе таков: солнце всходит на востоке, а заходит на западе.

 

Так вот, прикажи, чтобы завтра оно взошло на западе, а зашло на востоке и тогда я признаю, что ты подлинно господин над всем творением.

 

И еще вот что: для тебя не должно быть ничего сокровенного. Скажи мне сейчас: что у меня в мыслях и что я сделать намерен?

Нимрод задумался, важно поглаживая рукою свою бороду.

– Нет, – продолжал Авраам, – напрасно ты ищешь ответ. Не владыка Вселенной ты, а сын Хуша. И если бы ты действительно был Богом, то отчего ты не спас отца своего от смерти? И так же как ты отца своего не спас от смерти, ты и сам не спасешься от нее.

Тут Нимрод обратился к Фераху говоря:

– Не заслуживает ли жестокой кары сын твой, отрицающий божественное всемогущество мое? Он должен быть сожжен!

И, обращаясь к Аврааму продолжал:

– Поклонись огню как божеству, и я пощажу тебя.

– Огню? – ответил Авраам. – Не правильнее ли поклоняться воде, которая тушит огонь?

– Хорошо, поклонись воде.

– Не поклониться ли лучше облаку, что насыщено водою?

 

Жертвоприношение Авраама. Автор неизвестен. Около XVIII века. Национальный музей, Познань

 

– Я и на это согласен, поклонись облаку.

– Но разве не сильнее ветер, разгоняющий облако?

– Поклонись же, наконец, ветру!

– Но разве человек не преодолевает и силу ветра?

– Довольно! – воскликнул Нимрод. – Я поклоняюсь огню и тебя заставлю ему поклоняться.

– Бросить его в огонь! – приказал он слугам. – И увидим, спасет ли его тот Бог, которому он поклоняется.

Повели Авраама к калильной печи, связали его, распростерли на каменном помосте, обложили дровами с четырех сторон, с каждой стороны на пять локтей в ширину и на пять локтей в вышину, и подожгли. Видя это, соседи Фераха и прочие сограждане стали наступать на него с угрозами, говоря:

– Стыд и позор тебе! Не сам ли ты говорил, что сыну твоему суждено унаследовать и земной мир, и загробную жизнь, и ты же предал его Нимроду на казнь!

Но сам Всевышний сошел с неба и спас Авраама от смерти.

 

Жертвоприношение Авраама

Библейская притча

 

Бог искушал Авраама и сказал ему:

– Авраам!

Он сказал:

– Вот я.

Бог сказал:

– Возьми своего единственного сына, которого ты любишь, Исаака; пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

Авраам встал рано утром, оседлал осла, взял с собою двоих отроков и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения и, встав, пошел на место, о котором поведал ему Бог.

На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека.

 

Фреска с изображением Авраама, приносящего в жертву своего сына Исаака (исламская версия). Музей Хафт‑Танан (Семь могил), Шираз

 

И сказал Авраам отрокам своим:

– Останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.

И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал:

– Отец мой!

Он отвечал:

– Вот я, сын мой.

Он сказал:

– Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?

Авраам сказал:

 

– Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой.

 

И шли далее оба вместе.

И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.

И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал:

– Авраам! Авраам!

Он сказал:

– Вот я.

Ангел сказал:

– Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного, для Меня.

Возвел Авраам очи и увидел позади овна, запутавшегося в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял его и принес во всесожжение вместо Исаака, сына своего. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова‑ире (Господь усмотрит). Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.

 

Жертвоприношение Авраама. Джузеппе Мариа Креспи. 1690 или 1699 год. Национальная галерея, Лондон

 

И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал:

– Мною клянусь, – говорит Господь, – что, так как ты сделал сие дело и не пожалел сына твоего единственного для Меня, то Я, благословляя, благословлю тебя и, умножая, умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря.

 

И овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

 

Благословление Исаака

Притча‑мидраш

Видя Исаака, лежащего на жертвеннике, ангелы плакали, и их слезы падали на его глаза, оставляя следы на зеницах. От этого к старости глаза Исаака и потускнели.

Домашние скрывали от него идолопоклонство Исава, а сам он вследствие слепоты не мог этого видеть.

Был канун пасхальной ночи. Исаак сказал Исаву:

– Знаешь, сын мой, эту ночь весь мир встречает хвалебным гимном. В это время открываются родники росы. Приготовь мне мое любимое кушанье, и я, пока жив, благословлю тебя.

Однако Исаак не расслышал голоса Святого Духа:

 

– Не вкушай пищи у завистливого человека и не прельщайся его лакомыми яствами.

 

 

Рыбный рынок на берегу реки*. Ян Брейгель. Старший XVII век. Старая пинакотека, Мюнхен

 

Отправился Исав на ловлю и замешкался там, ибо Господь послал Сатану задержать его там подольше. Нечистый делал это так: Исав ловил оленя, связывал ему ноги и оставлял лежать, а сам гнался за другим, также связывал его и бежал дальше; Сатана шел по его следам, развязывал оленей и отпускал их на волю. Возвращаясь и не находя своей дичи, Исав снова принимался за ловлю.

В это время Ревекка говорила Иакову:

– В эту ночь, сын мой, открываются источники рос. Небесные духи будут петь славу, и это самое благоприятное время, чтобы получить от отца благословение.

Иаков вошел к отцу, и слепому Исааку показалось, что воздух вокруг него наполнился благоуханием рая.

– Вот, – сказал Исаак, – благоухание от сына моего – как запах от поля, благословенного Господом.

Когда Иаков ушел, вошел Исав. Тогда Исаак ощутил великий трепет, потому что в это мгновение ему привиделись отверзнутые бездны преисподней и Исав, подкладывающий дрова в адские печи.

 

Тройное наказание

Притча‑мидраш

 

Некто послал слугу на базар купить рыбу. Купленная пища оказалась тухлой. За это хозяин предложил слуге на выбор одно из трех наказаний: съесть рыбу, получить сто ударов либо заплатить сто мин.

– Съем рыбу, – выбрал слуга.

Он принялся есть, однако не успел окончить, как ему сделалось дурно.

– Нет, – заявил слуга, – лучше уж получить сто ударов.

На шестидесятом ударе он почувствовал, что больше ему не выдержать.

– Остановитесь! – закричал слуга. – Я заплачу сто мин.

В результате оказалось, что он и тухлой рыбы наелся, и бит был, и денег лишился.

 

Давид и Саул*. Камилло Прокаччини. Дата неизвестна. Роспись на стене часовни в церкви Святой Марии дель Кармине, Милан

 

 

Давид и Саул

Библейская притча

 

Давид жил в безопасных местах Ен‑Гадди. Когда Саул возвратился от филистимлян, его известили, говоря: «Вот, Давид в пустыне Ен‑Гадди». И взял Саул три тысячи отборных мужей из всего Израиля и пошел искать Давида и людей его по горам, где живут серны.

И пришел к загону овечьему при дороге; там была пещера, и зашел туда Саул для нужды. Давид же и люди его сидели в глубине пещеры.

И говорили Давиду люди его:

– Вот день, о котором говорил тебе Господь: «Вот, Я предам врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что тебе угодно».

Давид встал и тихонько отрезал край от верхней одежды Саула. Но после сего больно стало сердцу Давида. И сказал он людям своим:

– Да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него, ибо он помазан.

И удержал Давид людей своих сими словами и не дал им восстать на Саула. А Саул встал и вышел из пещеры на дорогу.

Потом встал и Давид, и вышел из пещеры, и закричал вслед Саулу, говоря:

– Господин мой, царь!

Саул оглянулся назад, и Давид пал лицом на землю и поклонился ему. И сказал Давид Саулу:

– Зачем ты слушаешь речи людей, которые говорят: «Вот, Давид умышляет зло на тебя»? Вот сегодня видят глаза твои, что Господь предавал тебя ныне в руки мои в пещере; и мне говорили, чтоб убить тебя; но я пощадил тебя и сказал:

 

«Не подниму руки моей на господина моего ибо он помазанник Господа».

 

 

Давид и Саул*. Эрнст Юсефсон. 1878 год. Национальный музей, Стокгольм

 

Отец мой! Посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал его, а тебя не убил. Узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства и я не согрешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее. Да рассудит Господь и отомстит тебе за меня, но рука моя не будет на тебе, как говорит древняя притча:

 

«От беззаконных исходит беззаконие».

 

Против кого вышел царь Израильский? За кем ты гоняешься? За мертвым псом, за одною блохою. Господь да будет судьею и рассудит между мною и тобою. Он рассмотрит, разберет дело мое и спасет меня от руки твоей.

Когда кончил Давид говорить слова сии к Саулу, Саул сказал:

– Твой ли это голос, сын мой Давид?

И возвысил Саул голос свой, и плакал, и сказал Давиду:

– Ты правее меня, ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом; ты показал это сегодня, поступив со мною милостиво, когда Господь предавал меня в руки твои, ты не убил меня. Кто, найдя врага своего, отпустил бы его в добрый путь? Господь воздаст тебе добром за то, что сделал ты мне сегодня. И теперь я знаю, что ты непременно будешь царствовать и царство Израилево будет твердо в руке твоей. Итак, поклянись мне Господом, что ты не искоренишь потомства моего после меня и не уничтожишь имени моего в доме отца моего.

И поклялся Давид Саулу. И пошел Саул в дом свой, Давид же и люди его взошли в место укрепленное.

 

Самсон Филистимлянин

Библейская притча

 

Отправился Самсон в Фимнафу и увидел там женщину из дочерей Филистимских, а она понравилась ему. Он пошел и объявил об этом своим отцу и матери:

 

Бой Самсона со львом. Лукас Кранах Старший. 1520–1525 годы. Замок в Веймаре

 

– Я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите ее мне в жены.

Отец и мать его сказали:

 

– Разве нет женщин между дочерями братьев твоих и во всем народе моем, что ты хочешь взять жену у филистимлян необрезанных?

 

Сказал Самсон отцу своему:

– Ее возьми мне, потому что она мне понравилась.

Отец его и мать не знали, что это от Господа и что он ищет случая отмстить филистимлянам. А в то время филистимляне господствовали над Израилем.

И пошел Самсон с отцом своим и с матерью своею в Фимнафу и когда подходили к виноградникам Фимнафским, навстречу им вышел рыкающий лев. Сошел на Самсона Дух Господень, и он растерзал льва как козленка; а в руках у него ничего не было. И не сказал отцу своему и матери своей, что он сделал. Пришел и поговорил с женщиною, а она понравилась Самсону.

Спустя несколько дней опять пошел он, чтобы взять ее, и зашел посмотреть на труп льва. И увидел в том трупе рой пчел и мед. Он взял его в руки свои и пошел, и ел дорогою; а когда пришел к отцу своему и матери своей, дал и им, и они ели; но не сказал им, что мед сей из львиного трупа был взят.

И пришел отец его к женщине, и сделал там Самсон семидневный пир, как обыкновенно делают женихи. И как там увидели его, выбрали тридцать брачных друзей, которые были бы при нем. И сказал им Самсон:

– Загадаю я вам загадку. Если вы отгадаете ее в семь дней пира, то я дам вам тридцать синдонов и тридцать перемен одежд. Если же не сможете отгадать, то вы дадите мне тридцать синдонов и тридцать перемен одежд.

 

Самсон угрожает своему отцу. Рембрандт Харменс ван Рейн. 1635 год. Картинная галерея, Берлин

 

Они сказали ему:

– Загадай загадку твою, послушаем.

И сказал им:

– Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое.

И не могли отгадать загадку в три дня. В седьмой день сказали они жене Самсоновой:

– Уговори мужа твоего, чтоб он разгадал нам загадку; иначе сожжем огнем тебя и дом отца твоего; разве вы призвали нас, чтоб обобрать?

И плакала жена Самсонова пред ним и говорила:

– Ты ненавидишь меня и не любишь; ты загадал загадку сынам народа моего, а мне не разгадаешь ее.

Он сказал ей:

– Отцу моему и матери моей не разгадал ее; и тебе ли разгадаю?

И плакала она пред ним семь дней, в которые продолжался у них пир. Наконец в седьмой день разгадал ей Самсон загадку, ибо она усиленно просила его. А она разгадала ее сынам народа своего.

И в седьмой день до захождения солнечного сказали ему граждане:

 

– Что слаще меда, и что сильнее льва!

 

Он сказал им:

– Если бы вы не орали на моей телице, то не отгадали бы моей загадки.

И сошел на него Дух Господень, и пошел он в Аскалон, и, убив там тридцать человек, снял с них одежды, и отдал платья их разгадавшим загадку. И воспылал гнев его, и ушел он в дом отца своего. А жена Самсонова вышла за брачного друга его, который был при нем другом.

Во время жатвы пшеницы пришел Самсон повидаться с женою своею, принеся с собою козленка.

Он сказал:

 

Самсон. Валантен де Булонь. 1630 год. Художественный музей, Кливленд (Огайо)

 

– Войду к жене моей в спальню, – но отец ее не дал ему войти.

И сказал отец ее:

– Я подумал, что ты возненавидел ее, и я отдал ее другу твоему; вот, меньшая сестра красивее ее; пусть она будет тебе вместо нее.

Но Самсон сказал им:

 

– Теперь я буду прав пред филистимлянами, если сделаю им зло.

 

Пошел Самсон, поймал триста лисиц, взял факелы, связал хвост с хвостом, привязал по факелу между двумя хвостами; зажег факелы и пустил их на жатву филистимскую; выжег все: и копны, и нежатый хлеб, и сады – виноградные и масличные.

И говорили филистимляне:

– Кто это сделал?

И сказали:

– Самсон, зять фимнафянина, ибо этот взял жену его и отдал другу его.

И пошли филистимляне, и сожгли огнем ее и дом отца ее. Самсон сказал им:

– Хотя вы сделали это, но я отомщу вам самим и тогда только успокоюсь.

И перебил он им голени и бедра, а после пошел и засел в ущелье скалы Етама. В ответ пошли филистимляне и расположились станом в Иудее, и протянулись до Лехи. И сказали жители Иудеи:

– За что вы вышли против нас?

Они ответили:

– Мы пришли связать Самсона, чтобы поступить с ним, как он поступил с нами.

И пошли три тысячи человек из Иудеи к ущелью скалы Етама и сказали Самсону:

 

Самсон с ослиной челюстью. Саломон де Брай. 1636 год. Музей Гетти, Лос‑Анджелес (Калифорния)

 

– Разве ты не знаешь, что филистимляне господствуют над нами? Что это ты сделал нам?

Он сказал им:

 

– Как они со мною поступили, так и я поступил с ними.

 

И сказали ему:

– Мы пришли связать тебя, чтобы отдать тебя в руки филистимлянам.

Ответил им Самсон:

– Поклянитесь мне, что вы не убьете меня.

И сказали ему:

– Нет, мы только свяжем тебя и отдадим тебя в руки их, а умертвить не умертвим.

И связали его двумя новыми веревками и повели его из ущелья.

Когда он подошел к Лехе, филистимляне с криком встретили его.

 

И сошел на него Дух Господень, и веревки, бывшие на руках его, сделались как перегоревший лен и упали узы его с рук его.

 

Нашел он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек. И сказал Самсон:

– Челюстью ослиною убил я толпу в тысячу человек.

Сказав это, бросил челюсть из руки своей и назвал то место: Рамаф‑Лехи.

И почувствовал сильную жажду, и воззвал к Господу и сказал:

– Ты соделал рукою раба Твоего великое спасение сие; а теперь умру я от жажды и попаду в руки необрезанных.

 

Пророк Илия получает хлеб и воду от ангела. Питер Паул Рубенс. Между 1626 и 1628 годами. Музей изобразительных искусств Леона Бонна, Байонна

 

И разверз Бог ямину в Лехе, и потекла из нее вода. Он напился, и возвратился дух его, и он ожил; оттого и наречено имя месту сему: «Источник взывающего», который в Лехе до сего дня. И был он судьей Израиля во дни филистимлян двадцать лет.

 

Охозия

Библейская притча

 

Самарийс<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...