Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Переход Моисея через Красное мореБиблейская притча
Сказал Господь Моисею: – Скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи‑Гахирофом, между Мигдолом и морем, пред Ваал‑Цефоном, а напротив поставили еще один стан у моря. И скажет фараон народу своему о сынах Израилевых: они заблудились в земле сей, заперла их пустыня. А Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними.
Тогдя Я и покажу славу Мою; и познают все египтяне, что Я Господь.
Сделали так. Возвещено было царю Египетскому, что народ бежал; тогда обратилось сердце фараона и рабов его против народа сего, и они сказали: – Что это мы сделали? Зачем отпустили израильтян, чтобы они не служили нам? Фараон запряг колесницу, взял с собой весь свой народ и шестьсот отборных колесниц в придачу. Ожесточил Господь сердце его, и погнался он за сынами Израилевыми; они же шли под рукою высокою. И погнались за ними египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и все войско его, и настигли их расположившихся у моря, при Пи‑Гахирофе пред Ваал‑Цефоном.
Переход через Красное море*. Ханс III Йорданс. Дата неизвестна. Музей Курций, Льеж
Когда сыны Израилевы оглянулись, увидели, что египтяне идут за ними. Тогда устрашились и возопили они ко Господ у, сказав: – Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? Что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Не это ли самое говорили мы тебе: «Оставь нас, пусть мы работаем египтянам»? Ибо лучше быть нам в рабстве у египтян, нежели умереть в пустыне. Но Моисей сказал народу: – Не бойтесь, стойте – и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам, ибо египтян, которых вы видите ныне, более не увидите во веки;
Господь будет сражаться за вас, а вы будьте спокойны.
И сказал Господь Моисею: – Что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой, простри руку на море и раздели его; пусть пройдут сыны Израилевы по суше; Я же ожесточу сердце фараона и всех египтян, чтоб по шли они вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его; и узнают все египтяне, что Я Господь. Двинулся Ангел Божий, шедший пред станом сынов Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в средину между станом Египетским и между станом сынов Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, так, что не сблизились одни с другими. Простер Моисей руку свою; и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал его сушею – и расступились воды. Пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону.
Валаам и ослица*. Рембрандт Харменс ван Рейн. 1626 год. Музей Коньяк‑Жэ, Париж
Погнались египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. В утреннюю стражу воззрел Господь на стан египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство его; и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. Сказали египтяне: – Побежим от израильтян, потому что Господь сражается за них. Сказал Господь Моисею: – Простри руку твою на море, и да обратятся воды на египтян, на колесницы их и на всадников их. И простер Моисей руку свою на море – и к утру вода возвратилась в свое место; а египтяне бежали навстречу воде. Так потопил Господь египтян среди моря. Вода возвратилась, покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них.
А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды были им стеною по правую и левую сторону.
Избавил Господь в тот день израильтян от рук египтян, и увидели сыны Израилевы египтян мертвыми на берегу моря. Познали они руку великую, которую явил Господь над египтянами, убоялись и поверили Господу и Моисею, рабу Его.
Валаамова ослица Библейская притча
Однажды сыны Израилевы отправились в путь и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона.
Пророк Валаам и ангел*. Джон Линнелл. 1859 год. Музей изящных искусств, Хьюстон (Техас)
Валак, сын Сепфоров, видел все, что сделал аморреям Израиль. Моавитяне очень боялись этого народа, потому что он был многочислен, и устрашились сынов Израилевых. Моавитяне сказали старейшинам Мадиамским: – Этот народ уничтожает теперь все вокруг нас, как вол поедает траву полевую. Валак же, сын Сепфоров, был в то время царем моавитян. Он отправил послов к Валааму сыну Веорову в Пефор, который на реке Евфрате, в земле сынов народа его, чтобы позвать Валаама и сказать: «Вот, народ вышел из Египта и покрыл лицо земли, и живет он подле меня. Итак, приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, тогда я буду в состоянии поразить его и выгнать из земли.
Я знаю, что, кого ты благословишь, тот будет благословен, и кого ты проклянешь, тот будет проклят».
И пошли старейшины Моавитские и старейшины Мадиамские с подарками в руках за волхвование, и пришли к Валааму, и передали ему слова Валаковы. Валаам сказал старейшинам: – Переночуйте здесь, а утром я дам вам ответ, как скажет мне Господь. Так остались старейшины Моавитские у Валаама. Бог пришел к нему и сказал: – Что это за люди у тебя? Валаам ответил Богу: – Валак, сын Сепфоров, царь Моавитский, прислал их ко мне сказать: «Вот, народ вышел из Египта и покрыл лицо земли. Итак, приди и прокляни его; может быть, я тогда буду в состоянии сразиться с ним и выгнать его». Бог сказал Валааму: – Не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен.
Морской пейзаж с Валаамом и ослицей*. Бартоломей Бреенберг. Национальный музей западного искусства, Токио
Поутру Валаам встал и сказал князьям Валаковым: – Пойдите в землю вашу ибо не хочет Господь позволить мне идти с вами. Тогда князья Моавитские встали, пришли к Валаку и сказали ему: – Не согласился Валаам идти с нами. Валак послал еще князей знаменитее тех. Они пришли к Валааму и сказали: – Так говорит Валак, сын Сепфоров: «Не откажись прийти ко мне; я окажу тебе великую почесть и сделаю тебе все, что ни скажешь; приди же, прокляни сей народ». И ответил Валаам рабам Валаковым: – Хоть Валак и давал мне вдоволь серебра и золота, не могу преступить повеления Господа, Бога моего, и сделать что‑либо малое или великое по своему произволу. Впрочем, останьтесь здесь на ночь и вы, а я узнаю, что еще скажет мне Господь. Ночью к Валааму пришел Бог и велел ему:
– Если люди сии пришли звать тебя, то встань и пойди с ними; только делай то, что Я буду говорить тебе.
Валаам поутру встал, оседлал ослицу свою и отправился с князьями Моавитскими. И воспылал гневом Бог за то, что Валаам пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Валаам ехал на ослице своей, и с ним были двое слуг его. Ослица увидела Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, своротила с дороги и пошла на поле. Валаам стал бить ослицу, чтобы она возвратилась на дорогу. Стал Ангел Господень на узкой дороге между виноградниками, где с одной и с другой стороны были стены. Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене и придавила ногу Валаама; и он опять стал бить ослицу.
Ангел Господень удерживает Валаама. Гюстав Дорэ. 1866 год
Ангел Господень снова стал в тесном месте, где некуда было своротить: ни направо, ни налево. Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ее палкою. Господь отверз уста ослицы, и она сказала Валааму: – Что я тебе такого сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз? Валаам ответил ослице: – За то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я сразу же убил бы тебя. Ослица же сказала Валааму: – Не я ли твоя ослица, на которой ты ездил до сего дня? Имела ли я привычку так поступать с тобою? Валаам сказал: – Нет. Тогда Господь открыл Валааму глаза, тот увидел Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, преклонил колени и пал ниц. Ангел Господень сказал ему: – За что ты бил свою ослицу вот уже три раза?
Я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе, потому что ты не прав предо Мною;
и ослица, увидев Меня, своротила вот уже три раза. Если бы она этого не сделала, Я убил бы тебя, а ее оставил живой. Тогда Валаам сказал Ангелу Господню: – Согрешил я, ибо не знал, что Ты стоишь против меня на дороге. Если это неприятно Тебе, то я возвращусь. Ангел Господень сказал Валааму: – Пойди с этими людьми, только говори им то, что услышишь от меня. И пошел Валаам по воле Божьей с князьями Валаковыми.
Давид, обезглавливающий Голиафа. Питер Паул Рубенс. 1616 год. Музей Нортона Саймона, Пасадина (Калифорния)
Валак, услышав, что идет Валаам, вышел навстречу ему в город Моавитский, который на границе при Арноне, что у самого предела. И сказал Валак Валааму: – Разве не посылал я к тебе звать тебя? Почему ты не шел ко мне? Неужели я в самом деле не могу почтить тебя? Тогда Валаам сказал Валаку: – Вот я и пришел к тебе, но могу ли я что от себя сказать?
Что вложит Бог в уста мои, то и буду говорить.
И отправился Валаам с Валаком, и пришли они в Кириаф‑Хуцоф. Валак заколол волов и овец, затем послал к Валааму и князьям, которые были с ним. На другой день утром Валак взял Валаама и возвел его на высоты Вааловы, чтобы он увидел оттуда часть народа.
Шершень и паук Притча‑мидраш
Однажды, сидя в саду, Давид увидел, как шершень пожирал паука. – Что за прок в этих тварях Твоих, Господи? – сказал он. – Шершень портит соты, а сам ничего полезного не производит. Паук же целый год ткет, а одеться не во что. – Давид! – отвечал Творец. – Ты издеваешься над Моими творениями? Придет время, и ты будешь в них нуждаться. Спасаясь от преследования Саула, Давид скрылся в пещере. Господь послал паука, и тот заткал вход в нее. Пришел Саул и увидел, что проход зарос паутиной. – Очевидно, – решил он, – в эту пещеру никто не входил, иначе паутина была бы разорвана в клочки.
Давид. Джованни Франческо Романелли. 1635–1640 годы. Капитолийские музеи, Рим
И он удалился, не входя внутрь. Выйдя из своего убежища и увидав, в чем дело, Давид готов был расцеловать паука. – Благословен, – сказал он, – создавший тебя, благословен будь и ты! После этого случая Давид узнал, что Саул расположился на холме Гахила, и пошел в то место. Саул спал в шатре, и тут же лежал Авенир, его военачальник. Он был исполинского роста и занимал своим телом все пространство вдоль шатра, так что голова его была у одного входа, а ноги достигали противоположного. Когда явился Давид, Авенир лежал, держа ноги согнутыми, и Давид прошел под его коленями. В ту минуту, когда Давид с копьем Саула и сосудом с водою собирался уходить, Авенир вдруг начал выпрямлять ноги, как две гигантские колоды, опуская их на Давида. Воззвал Давид к Господу: – Боже мой! Для чего Ты меня оставил? Тогда Всевышний навел на Авенира шершня. Ужаленный исполин снова согнул ноги, и Давид смог свободно выйти из шатра. И воспел освобожденный хвалу Господу:
Кому подобное свершить? Господь‑Благоподатель! Прекрасны все деяния Твои.
Гора Притча‑мидраш
Однажды каменотес поднялся на гору и принялся отсекать топором тонкие слои почвы. Люди спросили его: – Зачем ты это делаешь? – Хочу, – ответил каменотес, – срубить всю эту гору и низвергнуть ее в Иордан‑реку.
Грум ведет арабского жеребца герцога Рокингемского к скалам*. Джордж Стаббс. 1780 год. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
– Нет, – сказали ему люди, – не срубить тебе всей этой горы. Однако каменотес продолжал свою работу: он долго рубил гору, пока не дошел до ее скалистого основания. Тогда он подрылся под него, расшатал гору, сдвинул ее и низверг целиком в Иордан: вот так, мол, – не там, а вот где тебе место!
Конюх Притча‑мидраш
Однажды конюх оскорбил царевича. Государь рассудил так: – Если я казню оскорбителя, все будут говорить: конюха казнили. Нет, сначала возвеличу его, а потом, когда у него появится власть, казню. И произвел он конюха в градоправители, а потом повелел обезглавить его.
Лягушка Притча‑мидраш
Завершив книгу Псалтирь, Давид возгордился и воскликнул перед Господом: – Творец! Есть ли другой на свете, который подобно мне сумел бы воспеть Тебе славу? Явилась тут лягушка и сказала: – Не спесивься, Давид! Кваканьем своим я больше, чем ты, славословлю Господа…
Жадность Притча‑мидраш
Как‑то раз Александр остановился для обеда близ одного ручья. Поданную ему соленую макрель царь начал обмакивать в воду ручья – и рыба приобретала приятный запах.
Александр и философ*. Автор неизвестен. XIX век
– Это доказывает, – сказал Александр, – что ручей течет из рая. Помыв лицо в воде ручья, царь направился к его истоку и дошел до врат рая. – Отворите! – воскликнул правитель.
– Врата эти – Господни, только праведники входят через них.
– Однако я царь и я знаменит, – сказал Александр, – дайте же мне какую‑нибудь вещь на память. И дали ему черепную кость. Когда государь пришел в свое царство, он положил на одну чашу весов эту кость, а на другую – все серебро и золото, бывшее при нем. Оказалось, что все‑таки перевешивала кость. – Что это значит? – спросил царь у мудрецов. – Эта кость, – ответили мудрецы, – орбита человеческого глаза, ненасытного в своей жадности. – Чем вы это докажете? – Возьми горсть земли и высыпь ее на кость.
Лиса Притча‑мидраш
Однажды лев созвал к себе на пир всех зверей и животных. Пышное празднество происходило под навесом из львиных шкур. Насытившись, гости стали говорить: – Кто бы нам теперь песню спел? Остановились на лисе. – А будете ли вы мне подпевать? – задала вопрос лиса. – Будем, – ответили четвероногие гости. Подняла лиса глаза к навесу из львиных шкур и запела:
Александр советуется с оракулом Аполлона. Луи Жан‑Франсуа Лагрене. 1789 год
– Желаю, чтобы то, что постигло верхних, постигло и нижних.
Суд царя Кассии Притча‑мидраш
Как‑то раз Александр пошел к царю страны Кассии. Тот стал показывать свои несметные запасы серебра и золота, однако юноша сказал: – Я пришел видеть не серебро и золото ваше, а обычаи и законы. В то время, когда они сидели и вели беседу, к царю пришли судиться двое спорящих. – Государь! – сказал один из них. – Я купил у этого человека пустошь, стал там рыть землю и нашел клад. «Возьми эти сокровища себе, – говорил я продавшему, – я купил у тебя пустошь, но не клад». Другой же отвечал: – Я так же, как и ты, боюсь греха присвоения чужого. Я продал тебе пустошь вместе со всем, что находится на ней, от недр земных до высот поднебесных. Тогда царь обратился к одному из спорящих и спросил: – Имеешь ли ты сына? – Имею, – был ответ. – А у тебя дочь есть? – спросил царь другого. – Есть. – Пожените их друг на друге и отдайте найденный клад им в приданое. Видя удивление Александра, царь спросил у него: – Разве нехорошо я рассудил их? А в вашей стране как решили бы подобный спор? – Я, – ответил Александр, – отрубил бы обоим головы, а клад поместил бы в царскую казну. – Светит ли солнце в вашей стране? – спросил царь. – Светит. – И дожди идут?
Крестьянский интерьер с фигурами и камином. Антони Паламедес. XVII век
– Идут. – А есть ли мелкий скот у вас? – Есть. – Проклятия достойны люди у вас, и только ради животных вам светит солнце и идет дождь.
Деньги, оставленные отцом Притча‑мидраш
Один иерусалимлянин отправился по делам в провинцию и в небольшом городе заболел. Чувствуя приближение смерти, он призвал хозяина дома и, вручив бывшие при нем деньги, сказал: – Когда мой сын явится из Иерусалима и совершит три остроумные вещи, отдай ему эти деньги. Вскоре иерусалимлянин умер. Жители же того города сговорились между собой не указывать приезжему местожительства кого‑либо из граждан. Наследник, узнав о смерти отца и догадываясь, у кого оставлено наследство, отправился в тот город. У ворот ему попался дровосек с вязанкой поленьев. – Продаешь дрова? – спросил наследник. – Продаю, – ответил тот. – Возьми деньги и отнеси дрова к такому‑то, – и он назвал хозяина, в доме которого умер отец. Дровосек направился к названному домохозяину. Он идет, а наследник – за ним. Придя на место, дровосек постучал в ворота и стал звать хозяина: – Выходи принимать дрова. – Разве я велел тебе принести мне дрова? – Правда, ты не просил, но заказал вот этот человек, который пришел следом за мной. Пришлось хозяину волей‑неволей открыть дверь и принять гостя с подобающими приветствиями. – Кто ты? – спросил хозяин. – Я сын того человека, который скончался у тебя в доме.
Прощание с родителями*. Георг Вальдмюллер. 1854 год. Государственный музей Нижней Австрии, Санкт‑Пёльтен
Хозяин пригласил гостя к обеду. За столом кроме домовладельца с женой сидели двое сыновей и две дочери. Кушанья подано было пять порций. И сказал хозяин пришедшему:
– Прошу тебя, подели пищу между всеми нами.
Гость поделил кушанье так: одну порцию подал хозяину и хозяйке, одну – обоим сыновьям, одну – обеим дочерям, а две оставил себе. На ужин подали фаршированную курицу. Хозяин снова предложил гостю распределить кушанье. Тот разрезал курицу и раздал ее так: голову – хозяину, печенку, сердце и пупок – хозяйке, каждому из сыновей – по бедрышку с ножкой, каждой дочери – по крылышку, а все остальное взял себе. – Послушай, – сказал хозяин, – это у вас в Иерусалиме принято так делить кушанье? – Разве я поделил неправильно? На обед подано было пять порций; я положил тебе и жене одну порцию – получилась тройня, двум сыновьям вашим одну порцию – вышла тройня, двум дочерям одну порцию – тройня; остался я с двумя порциями, что также составляет тройню, – не правда ли, ничуть не больше, чем у вас. На ужин подали курицу. Хозяину, главе дома, я дал голову; жене, родительнице детей твоих, – внутренние органы; сыновьям, опоре дома, – бедрышки с ножками; дочерям, которым предстоит улететь от тебя к будущим мужьям, – крылышки, а себе взял корпус, похожий на кораблик: я на корабле прибыл сюда и на нем же уеду. А теперь отдай, любезный друг, деньги, оставленные у тебя моим отцом.
Девять уходят Притча‑мидраш
Афинянин зашел в школу и, не застав там учителя, стал задавать ученикам разные вопросы.
Елена Петровна Балашова с детьми. Владимир Лукич Боровиковский. 1811 год
– Послушай, – предложили дети, – условимся так: тот, кто не сумеет ответить на заданный вопрос, отдаст вопрошающему все находящиеся при нем вещи. Афинянин согласился. Тогда дети задали такой вопрос:
– Скажи, что это значит: девять уходят, восемь приходят, двое наливают, один пьет, двадцать четыре прислуживают?
Афинянин не смог ответить. Отдав все бывшие при нем вещи, он отправился с жалобой к учителю тех детей, раби Иоханану. – А какой вопрос они тебе задали? – осведомился тот. Афинянин сказал. – Сын мой, – объяснил раби Иоханан, – девять уходят – это девять месяцев беременности; восемь приходят – это восемь дней от рождения до обрезания; двое наливают – материнские сосцы; один пьет – младенец; двадцать четыре прислуживают – число месяцев для кормления грудью. Афинянин возвратился в школу с этой разгадкой и получил обратно свои вещи. Дети, догадавшись, у кого он узнал ответ, сказали словами поговорки: – Кабы ты не нашей телицей пахал, ты бы загадки нашей не разгадал.
Находка Притча‑мидраш
Раби Симеон вел торговлю льном. Чтоб облегчить труд по перевозке товара, ученики купили ему осла у одного измаилтянина. На шее у животного оказалась драгоценная жемчужина.
Осел и куры в сарае*. Евгений Джозеф Вербоэкховен. 1863 год
Ученики пришли к раби Симеону и сказали: – Отныне, учитель, тебе больше не придется трудиться. – Почему? – спросил тот. – Мы для тебя купили у одного измаилтянина осла, и на животном оказалась драгоценная жемчужина. – А знал ли об этом продавец? – Нет. – Тогда идите и отдайте ему жемчужину. Позже тот измаилтянин сказал о раби Симеоне: – Благословен Господь, Бог Симеона бен‑Шетах! – А вы, – обратился тот к ученикам, – считали Симеона бен‑Шетаха варваром? Услышать слова «благословен Господь, Бог иудеев» – для меня дороже всех сокровищ мира.
Соль Притча‑мидраш
Некий афинянин, находясь в Иерусалиме, дал ребенку несколько мелких монет и сказал: – Иди купи и принеси мне такого кушанья, чтобы я поел, насытился и, что останется, мог взять в дорогу. Ребенок пошел и принес ему соли. – Вот, – сказал он, – то, что ты велел купить: клянусь, ты и поешь, и насытишься, кроме того, еще и в дорогу взять сможешь.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |