Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переход Моисея через Красное море

Библейская притча

 

Сказал Господь Моисею:

– Скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи‑Гахирофом, между Мигдолом и морем, пред Ваал‑Цефоном, а напротив поставили еще один стан у моря. И скажет фараон народу своему о сынах Израилевых: они заблудились в земле сей, заперла их пустыня. А Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними.

 

Тогдя Я и покажу славу Мою; и познают все египтяне, что Я Господь.

 

Сделали так.

Возвещено было царю Египетскому, что народ бежал; тогда обратилось сердце фараона и рабов его против народа сего, и они сказали:

– Что это мы сделали? Зачем отпустили израильтян, чтобы они не служили нам?

Фараон запряг колесницу, взял с собой весь свой народ и шестьсот отборных колесниц в придачу. Ожесточил Господь сердце его, и погнался он за сынами Израилевыми; они же шли под рукою высокою. И погнались за ними египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и все войско его, и настигли их расположившихся у моря, при Пи‑Гахирофе пред Ваал‑Цефоном.

 

Переход через Красное море*. Ханс III Йорданс. Дата неизвестна. Музей Курций, Льеж

 

Когда сыны Израилевы оглянулись, увидели, что египтяне идут за ними. Тогда устрашились и возопили они ко Господ у, сказав:

– Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? Что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Не это ли самое говорили мы тебе: «Оставь нас, пусть мы работаем египтянам»? Ибо лучше быть нам в рабстве у египтян, нежели умереть в пустыне.

Но Моисей сказал народу:

– Не бойтесь, стойте – и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам, ибо египтян, которых вы видите ныне, более не увидите во веки;

 

Господь будет сражаться за вас, а вы будьте спокойны.

 

И сказал Господь Моисею:

– Что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой, простри руку на море и раздели его; пусть пройдут сыны Израилевы по суше; Я же ожесточу сердце фараона и всех египтян, чтоб по шли они вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его; и узнают все египтяне, что Я Господь.

Двинулся Ангел Божий, шедший пред станом сынов Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в средину между станом Египетским и между станом сынов Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, так, что не сблизились одни с другими. Простер Моисей руку свою; и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал его сушею – и расступились воды. Пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону.

 

Валаам и ослица*. Рембрандт Харменс ван Рейн. 1626 год. Музей Коньяк‑Жэ, Париж

 

Погнались египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. В утреннюю стражу воззрел Господь на стан египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство его; и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом.

Сказали египтяне:

– Побежим от израильтян, потому что Господь сражается за них.

Сказал Господь Моисею:

– Простри руку твою на море, и да обратятся воды на египтян, на колесницы их и на всадников их.

И простер Моисей руку свою на море – и к утру вода возвратилась в свое место; а египтяне бежали навстречу воде. Так потопил Господь египтян среди моря. Вода возвратилась, покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них.

 

А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды были им стеною по правую и левую сторону.

 

Избавил Господь в тот день израильтян от рук египтян, и увидели сыны Израилевы египтян мертвыми на берегу моря. Познали они руку великую, которую явил Господь над египтянами, убоялись и поверили Господу и Моисею, рабу Его.

 

Валаамова ослица

Библейская притча

 

Однажды сыны Израилевы отправились в путь и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона.

 

Пророк Валаам и ангел*. Джон Линнелл. 1859 год. Музей изящных искусств, Хьюстон (Техас)

 

Валак, сын Сепфоров, видел все, что сделал аморреям Израиль. Моавитяне очень боялись этого народа, потому что он был многочислен, и устрашились сынов Израилевых.

Моавитяне сказали старейшинам Мадиамским:

– Этот народ уничтожает теперь все вокруг нас, как вол поедает траву полевую.

Валак же, сын Сепфоров, был в то время царем моавитян. Он отправил послов к Валааму сыну Веорову в Пефор, который на реке Евфрате, в земле сынов народа его, чтобы позвать Валаама и сказать: «Вот, народ вышел из Египта и покрыл лицо земли, и живет он подле меня. Итак, приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, тогда я буду в состоянии поразить его и выгнать из земли.

 

Я знаю, что, кого ты благословишь, тот будет благословен, и кого ты проклянешь, тот будет проклят».

 

И пошли старейшины Моавитские и старейшины Мадиамские с подарками в руках за волхвование, и пришли к Валааму, и передали ему слова Валаковы.

Валаам сказал старейшинам:

– Переночуйте здесь, а утром я дам вам ответ, как скажет мне Господь.

Так остались старейшины Моавитские у Валаама.

Бог пришел к нему и сказал:

– Что это за люди у тебя?

Валаам ответил Богу:

– Валак, сын Сепфоров, царь Моавитский, прислал их ко мне сказать: «Вот, народ вышел из Египта и покрыл лицо земли. Итак, приди и прокляни его; может быть, я тогда буду в состоянии сразиться с ним и выгнать его».

Бог сказал Валааму:

– Не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен.

 

Морской пейзаж с Валаамом и ослицей*. Бартоломей Бреенберг. Национальный музей западного искусства, Токио

 

Поутру Валаам встал и сказал князьям Валаковым:

– Пойдите в землю вашу ибо не хочет Господь позволить мне идти с вами.

Тогда князья Моавитские встали, пришли к Валаку и сказали ему:

– Не согласился Валаам идти с нами.

Валак послал еще князей знаменитее тех.

Они пришли к Валааму и сказали:

– Так говорит Валак, сын Сепфоров: «Не откажись прийти ко мне; я окажу тебе великую почесть и сделаю тебе все, что ни скажешь; приди же, прокляни сей народ».

И ответил Валаам рабам Валаковым:

– Хоть Валак и давал мне вдоволь серебра и золота, не могу преступить повеления Господа, Бога моего, и сделать что‑либо малое или великое по своему произволу. Впрочем, останьтесь здесь на ночь и вы, а я узнаю, что еще скажет мне Господь.

Ночью к Валааму пришел Бог и велел ему:

 

– Если люди сии пришли звать тебя, то встань и пойди с ними; только делай то, что Я буду говорить тебе.

 

Валаам поутру встал, оседлал ослицу свою и отправился с князьями Моавитскими.

И воспылал гневом Бог за то, что Валаам пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Валаам ехал на ослице своей, и с ним были двое слуг его.

Ослица увидела Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, своротила с дороги и пошла на поле. Валаам стал бить ослицу, чтобы она возвратилась на дорогу.

Стал Ангел Господень на узкой дороге между виноградниками, где с одной и с другой стороны были стены.

Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене и придавила ногу Валаама; и он опять стал бить ослицу.

 

Ангел Господень удерживает Валаама. Гюстав Дорэ. 1866 год

 

Ангел Господень снова стал в тесном месте, где некуда было своротить: ни направо, ни налево.

Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ее палкою.

Господь отверз уста ослицы, и она сказала Валааму:

– Что я тебе такого сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?

Валаам ответил ослице:

– За то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я сразу же убил бы тебя.

Ослица же сказала Валааму:

– Не я ли твоя ослица, на которой ты ездил до сего дня?

Имела ли я привычку так поступать с тобою?

Валаам сказал:

– Нет.

Тогда Господь открыл Валааму глаза, тот увидел Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, преклонил колени и пал ниц.

Ангел Господень сказал ему:

– За что ты бил свою ослицу вот уже три раза?

 

Я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе, потому что ты не прав предо Мною;

 

и ослица, увидев Меня, своротила вот уже три раза. Если бы она этого не сделала, Я убил бы тебя, а ее оставил живой.

Тогда Валаам сказал Ангелу Господню:

– Согрешил я, ибо не знал, что Ты стоишь против меня на дороге. Если это неприятно Тебе, то я возвращусь.

Ангел Господень сказал Валааму:

– Пойди с этими людьми, только говори им то, что услышишь от меня.

И пошел Валаам по воле Божьей с князьями Валаковыми.

 

Давид, обезглавливающий Голиафа. Питер Паул Рубенс. 1616 год. Музей Нортона Саймона, Пасадина (Калифорния)

 

Валак, услышав, что идет Валаам, вышел навстречу ему в город Моавитский, который на границе при Арноне, что у самого предела.

И сказал Валак Валааму:

– Разве не посылал я к тебе звать тебя? Почему ты не шел ко мне? Неужели я в самом деле не могу почтить тебя?

Тогда Валаам сказал Валаку:

– Вот я и пришел к тебе, но могу ли я что от себя сказать?

 

Что вложит Бог в уста мои, то и буду говорить.

 

И отправился Валаам с Валаком, и пришли они в Кириаф‑Хуцоф. Валак заколол волов и овец, затем послал к Валааму и князьям, которые были с ним.

На другой день утром Валак взял Валаама и возвел его на высоты Вааловы, чтобы он увидел оттуда часть народа.

 

Шершень и паук

Притча‑мидраш

 

Однажды, сидя в саду, Давид увидел, как шершень пожирал паука.

– Что за прок в этих тварях Твоих, Господи? – сказал он. – Шершень портит соты, а сам ничего полезного не производит. Паук же целый год ткет, а одеться не во что.

– Давид! – отвечал Творец. – Ты издеваешься над Моими творениями? Придет время, и ты будешь в них нуждаться.

Спасаясь от преследования Саула, Давид скрылся в пещере. Господь послал паука, и тот заткал вход в нее. Пришел Саул и увидел, что проход зарос паутиной.

– Очевидно, – решил он, – в эту пещеру никто не входил, иначе паутина была бы разорвана в клочки.

 

Давид. Джованни Франческо Романелли. 1635–1640 годы. Капитолийские музеи, Рим

 

И он удалился, не входя внутрь.

Выйдя из своего убежища и увидав, в чем дело, Давид готов был расцеловать паука.

– Благословен, – сказал он, – создавший тебя, благословен будь и ты!

После этого случая Давид узнал, что Саул расположился на холме Гахила, и пошел в то место. Саул спал в шатре, и тут же лежал Авенир, его военачальник. Он был исполинского роста и занимал своим телом все пространство вдоль шатра, так что голова его была у одного входа, а ноги достигали противоположного. Когда явился Давид, Авенир лежал, держа ноги согнутыми, и Давид прошел под его коленями. В ту минуту, когда Давид с копьем Саула и сосудом с водою собирался уходить, Авенир вдруг начал выпрямлять ноги, как две гигантские колоды, опуская их на Давида.

Воззвал Давид к Господу:

– Боже мой! Для чего Ты меня оставил?

Тогда Всевышний навел на Авенира шершня. Ужаленный исполин снова согнул ноги, и Давид смог свободно выйти из шатра.

И воспел освобожденный хвалу Господу:

 

Кому подобное свершить?

Господь‑Благоподатель!

Прекрасны все деяния Твои.

 

 

Гора

Притча‑мидраш

 

Однажды каменотес поднялся на гору и принялся отсекать топором тонкие слои почвы.

Люди спросили его:

– Зачем ты это делаешь?

– Хочу, – ответил каменотес, – срубить всю эту гору и низвергнуть ее в Иордан‑реку.

 

Грум ведет арабского жеребца герцога Рокингемского к скалам*. Джордж Стаббс. 1780 год. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

 

– Нет, – сказали ему люди, – не срубить тебе всей этой горы. Однако каменотес продолжал свою работу: он долго рубил гору, пока не дошел до ее скалистого основания. Тогда он подрылся под него, расшатал гору, сдвинул ее и низверг целиком в Иордан: вот так, мол, – не там, а вот где тебе место!

 

Конюх

Притча‑мидраш

 

Однажды конюх оскорбил царевича.

Государь рассудил так:

– Если я казню оскорбителя, все будут говорить: конюха казнили. Нет, сначала возвеличу его, а потом, когда у него появится власть, казню.

И произвел он конюха в градоправители, а потом повелел обезглавить его.

 

Лягушка

Притча‑мидраш

 

Завершив книгу Псалтирь, Давид возгордился и воскликнул перед Господом:

– Творец! Есть ли другой на свете, который подобно мне сумел бы воспеть Тебе славу?

Явилась тут лягушка и сказала:

– Не спесивься, Давид! Кваканьем своим я больше, чем ты, славословлю Господа…

 

Жадность

Притча‑мидраш

 

Как‑то раз Александр остановился для обеда близ одного ручья. Поданную ему соленую макрель царь начал обмакивать в воду ручья – и рыба приобретала приятный запах.

 

Александр и философ*. Автор неизвестен. XIX век

 

– Это доказывает, – сказал Александр, – что ручей течет из рая.

Помыв лицо в воде ручья, царь направился к его истоку и дошел до врат рая.

– Отворите! – воскликнул правитель.

 

– Врата эти – Господни, только праведники входят через них.

 

– Однако я царь и я знаменит, – сказал Александр, – дайте же мне какую‑нибудь вещь на память.

И дали ему черепную кость. Когда государь пришел в свое царство, он положил на одну чашу весов эту кость, а на другую – все серебро и золото, бывшее при нем. Оказалось, что все‑таки перевешивала кость.

– Что это значит? – спросил царь у мудрецов.

– Эта кость, – ответили мудрецы, – орбита человеческого глаза, ненасытного в своей жадности.

– Чем вы это докажете?

– Возьми горсть земли и высыпь ее на кость.

 

Лиса

Притча‑мидраш

 

Однажды лев созвал к себе на пир всех зверей и животных. Пышное празднество происходило под навесом из львиных шкур.

Насытившись, гости стали говорить:

– Кто бы нам теперь песню спел?

Остановились на лисе.

– А будете ли вы мне подпевать? – задала вопрос лиса.

– Будем, – ответили четвероногие гости.

Подняла лиса глаза к навесу из львиных шкур и запела:

 

Александр советуется с оракулом Аполлона. Луи Жан‑Франсуа Лагрене. 1789 год

 

– Желаю, чтобы то, что постигло верхних, постигло и нижних.

 

Суд царя Кассии

Притча‑мидраш

 

Как‑то раз Александр пошел к царю страны Кассии. Тот стал показывать свои несметные запасы серебра и золота, однако юноша сказал:

– Я пришел видеть не серебро и золото ваше, а обычаи и законы.

В то время, когда они сидели и вели беседу, к царю пришли судиться двое спорящих.

– Государь! – сказал один из них. – Я купил у этого человека пустошь, стал там рыть землю и нашел клад. «Возьми эти сокровища себе, – говорил я продавшему, – я купил у тебя пустошь, но не клад».

Другой же отвечал:

– Я так же, как и ты, боюсь греха присвоения чужого. Я продал тебе пустошь вместе со всем, что находится на ней, от недр земных до высот поднебесных.

Тогда царь обратился к одному из спорящих и спросил:

– Имеешь ли ты сына?

– Имею, – был ответ.

– А у тебя дочь есть? – спросил царь другого.

– Есть.

– Пожените их друг на друге и отдайте найденный клад им в приданое.

Видя удивление Александра, царь спросил у него:

– Разве нехорошо я рассудил их? А в вашей стране как решили бы подобный спор?

– Я, – ответил Александр, – отрубил бы обоим головы, а клад поместил бы в царскую казну.

– Светит ли солнце в вашей стране? – спросил царь.

– Светит.

– И дожди идут?

 

Крестьянский интерьер с фигурами и камином. Антони Паламедес. XVII век

 

– Идут.

– А есть ли мелкий скот у вас?

– Есть.

– Проклятия достойны люди у вас, и только ради животных вам светит солнце и идет дождь.

 

Деньги, оставленные отцом

Притча‑мидраш

 

Один иерусалимлянин отправился по делам в провинцию и в небольшом городе заболел. Чувствуя приближение смерти, он призвал хозяина дома и, вручив бывшие при нем деньги, сказал:

– Когда мой сын явится из Иерусалима и совершит три остроумные вещи, отдай ему эти деньги.

Вскоре иерусалимлянин умер. Жители же того города сговорились между собой не указывать приезжему местожительства кого‑либо из граждан.

Наследник, узнав о смерти отца и догадываясь, у кого оставлено наследство, отправился в тот город. У ворот ему попался дровосек с вязанкой поленьев.

– Продаешь дрова? – спросил наследник.

– Продаю, – ответил тот.

– Возьми деньги и отнеси дрова к такому‑то, – и он назвал хозяина, в доме которого умер отец.

Дровосек направился к названному домохозяину. Он идет, а наследник – за ним. Придя на место, дровосек постучал в ворота и стал звать хозяина:

– Выходи принимать дрова.

– Разве я велел тебе принести мне дрова?

– Правда, ты не просил, но заказал вот этот человек, который пришел следом за мной.

Пришлось хозяину волей‑неволей открыть дверь и принять гостя с подобающими приветствиями.

– Кто ты? – спросил хозяин.

– Я сын того человека, который скончался у тебя в доме.

 

Прощание с родителями*. Георг Вальдмюллер. 1854 год. Государственный музей Нижней Австрии, Санкт‑Пёльтен

 

Хозяин пригласил гостя к обеду. За столом кроме домовладельца с женой сидели двое сыновей и две дочери. Кушанья подано было пять порций. И сказал хозяин пришедшему:

 

– Прошу тебя, подели пищу между всеми нами.

 

Гость поделил кушанье так: одну порцию подал хозяину и хозяйке, одну – обоим сыновьям, одну – обеим дочерям, а две оставил себе.

На ужин подали фаршированную курицу. Хозяин снова предложил гостю распределить кушанье. Тот разрезал курицу и раздал ее так: голову – хозяину, печенку, сердце и пупок – хозяйке, каждому из сыновей – по бедрышку с ножкой, каждой дочери – по крылышку, а все остальное взял себе.

– Послушай, – сказал хозяин, – это у вас в Иерусалиме принято так делить кушанье?

– Разве я поделил неправильно? На обед подано было пять порций; я положил тебе и жене одну порцию – получилась тройня, двум сыновьям вашим одну порцию – вышла тройня, двум дочерям одну порцию – тройня; остался я с двумя порциями, что также составляет тройню, – не правда ли, ничуть не больше, чем у вас. На ужин подали курицу. Хозяину, главе дома, я дал голову; жене, родительнице детей твоих, – внутренние органы; сыновьям, опоре дома, – бедрышки с ножками; дочерям, которым предстоит улететь от тебя к будущим мужьям, – крылышки, а себе взял корпус, похожий на кораблик: я на корабле прибыл сюда и на нем же уеду. А теперь отдай, любезный друг, деньги, оставленные у тебя моим отцом.

 

Девять уходят

Притча‑мидраш

 

Афинянин зашел в школу и, не застав там учителя, стал задавать ученикам разные вопросы.

 

Елена Петровна Балашова с детьми. Владимир Лукич Боровиковский. 1811 год

 

– Послушай, – предложили дети, – условимся так: тот, кто не сумеет ответить на заданный вопрос, отдаст вопрошающему все находящиеся при нем вещи.

Афинянин согласился. Тогда дети задали такой вопрос:

 

– Скажи, что это значит: девять уходят, восемь приходят, двое наливают, один пьет, двадцать четыре прислуживают?

 

Афинянин не смог ответить. Отдав все бывшие при нем вещи, он отправился с жалобой к учителю тех детей, раби Иоханану.

– А какой вопрос они тебе задали? – осведомился тот.

Афинянин сказал.

– Сын мой, – объяснил раби Иоханан, – девять уходят – это девять месяцев беременности; восемь приходят – это восемь дней от рождения до обрезания; двое наливают – материнские сосцы; один пьет – младенец; двадцать четыре прислуживают – число месяцев для кормления грудью.

Афинянин возвратился в школу с этой разгадкой и получил обратно свои вещи. Дети, догадавшись, у кого он узнал ответ, сказали словами поговорки:

– Кабы ты не нашей телицей пахал, ты бы загадки нашей не разгадал.

 

Находка

Притча‑мидраш

 

Раби Симеон вел торговлю льном. Чтоб облегчить труд по перевозке товара, ученики купили ему осла у одного измаилтянина. На шее у животного оказалась драгоценная жемчужина.

 

Осел и куры в сарае*. Евгений Джозеф Вербоэкховен. 1863 год

 

Ученики пришли к раби Симеону и сказали:

– Отныне, учитель, тебе больше не придется трудиться.

– Почему? – спросил тот.

– Мы для тебя купили у одного измаилтянина осла, и на животном оказалась драгоценная жемчужина.

– А знал ли об этом продавец?

– Нет.

– Тогда идите и отдайте ему жемчужину.

Позже тот измаилтянин сказал о раби Симеоне:

– Благословен Господь, Бог Симеона бен‑Шетах!

– А вы, – обратился тот к ученикам, – считали Симеона бен‑Шетаха варваром? Услышать слова «благословен Господь, Бог иудеев» – для меня дороже всех сокровищ мира.

 

Соль

Притча‑мидраш

 

Некий афинянин, находясь в Иерусалиме, дал ребенку несколько мелких монет и сказал:

– Иди купи и принеси мне такого кушанья, чтобы я поел, насытился и, что останется, мог взять в дорогу.

Ребенок пошел и принес ему соли.

– Вот, – сказал он, – то, что ты велел купить: клянусь, ты и поешь, и насытишься, кроме того, еще и в дорогу взять сможешь.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...