Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Khammatha me Bhante – Прощение недостатков

kāyena vācā cittena Если своими поступками, словами или мыслями,
pamādena mayā kataṃ беспечно, я сделал что-то не так,
accayaṃ khama me bhante прости мне, досточтимый,
bhūri paññā tathāgata мудрейший учитель

 

kāyena vācā cittena Если своими поступками, словами или мыслями,
pamādena mayā kataṃ беспечно, я сделал что-то не так,
accayaṃ khama me dhamma прости мне, Дхамма,
Sandiṭṭhika akālika очевидная здесь и сейчас, вечная.

 

kāyena vācā cittena Если своими поступками, словами или мыслями,
pamādena mayā kataṃ беспечно, я сделал что-то не так,
accayaṃ khama me saṅgha прости мне, Сангха,
Supaṭipanna annutara следующая по хорошему пути, несравненная.

Patthana – Устремление

Iminā puññā-kammena Благодаря этой заслуге, которую
māme bāla samāgamo я приобрел, пусть я никогда не следую глупцам;
sataṃ samāgamo hotu а только мудрым,
yāva nibbāna pattiyā покане достигну конечной цели – Нирваны.

 

Bhavatu sabba maṅgalaṃ, Пусть мне будут даны все благословения.
Rakkhantu sabba devatā, Пусть все божества меня защищают.
Sabba Buddhānubhāvena, Благодаря защитной силе всех Будд
Sadā sotthi bhavantu me. пусть я всегда буду в безопасности.

 

Dukkhappattā ca niddukkhā, Пусть те, кто страдает, освободятся от страдания;
Bhayappattā ca nibbhayā, Пусть те, кто боится, освободятся от страха;
Sokappattā ca nissokā, Пусть те, кто печалится, освободятся от печали, и
Hontu sabbe pi pāṇino. Пусть все живые существа освободятся от страдания, страха и печали.

Завершающее выражение почтения

(Arahaṃ) sammāsambuddho bhagavā Достойный, Совершенно Пробудившийся, Благословенный –
Buddhaṃ bhagavantaṃ abhivādemi Я выражаю почтение Будде, Благословенному.
(Bow) (Поклон)
(Svākkhāto) bhagavatā dhammo Учение, так полно им объясненное –
Dhammaṃ namassāmi Я преклоняюсь перед Дхаммой.
(Bow) (Поклон)
(Supaṭipanno) bhagavato sāvakasaṅgho Ученики Благословенного, которые следуют по хорошему пути –
Saṅghaṃ namāmi Я преклоняюсь перед Сангхой.
(Bow) (Поклон).

Несколько традиционно декламируемых текстов:

Традиционное призывание божеств (перед благословением)
Звуковой файл

Pharitvāna mettaṃ sametta bhadantā, avikkhittacittā parittaṃ bhaṇantu.  
Samantā cakkavālesu, atrā-gacchantu devatā, From all round the world systems may the devas come here.
Saddhammaṃ muni-rājassa sunantu sagga-mokkhadaṃ. The true Dhamma of the King of sages is to be heard, leading to heaven and liberation
Sagge kāme ca rūpe Giri-sikharataṭe c'antalikkhe vimāne, In the heavens of sensuality and subtle form, on peaks and mountain precipices and in aerial abodes,
Dīpe raṭṭe ca gāme Taruvana-gahane geha-vatthumhi khette; in islands, countries and towns, groves of trees and thickets.
Bhummā cāyantu devā Jala-thala-visame yakkha-gandhabba-nāgā, Let those Earth-devas approach on water or land.
Tiṭṭhantā santike yaṃ Muni-vara-vacanaṃ Sādhavo me sūnantu. Wherever they are established may they approach and hear the excellent speech of the Buddha chanted here.
Buddha-dassana-kālo ayam-bhadantā. The time for seeing the Buddha is here.
Dhamma-ssavana-kālo ayam-bhadantā. The time for hearing the Dhamma is here.
Saṃgha-payirūpāsana-kālo ayam-bhadantā. The time for honouring the Sangha is here.

Памятование о непостоянстве (традиционная декламация в завершение похорон)
Звуковой файл

Aniccā vata saṇkhārā, Конструкции, увы, непостоянны,
Uppāda-vaya-dhammino, Подвержены рождению и гибели,
Uppajjitvā nirujjhanti, Возникнув, исчезают,
Tesaṃ vūpasamo sukho. (3x) Их успокоение – счастье.
   
Aciraṃ vata' yaṃ kāyo, Вскоре, увы, это тело
Paṭhaviṃ adhisessati. Будет лежать на земле.
Chuḍḍho apetaviññāṅo, Отвергнутое, бесчувственное,
Niratthaṃva kaliṅgaraṃ. (3x) Как бревно, бесполезное.

 

Buddha-jaya-maṅgala-gātha
Благословение побед Будды
(перевод досточтимого Кхантипало)

Звуковой файл

Bāhuṃ sahassam-abhinimmita-sāvudhan-taṃ Creating a form, thousand-armed, each with a weapon,
Grīmekhalaṃ udita-ghora-sasena-māraṃ Mara on the elephant Grimekhala roared frightfully with his soldiers.
Dān'ādi-dhamma-vidhinā jitavā mun'indo The Lord of Munis conquered him by means of Dhamma-giving and so-on:
Tan-tejasā bhavatu te jaya-maṅgalāni By the power of this may you be of wholesome victories.
   
Mārātirekam-abhiyujjhita-sabba-rattiṃ More than Mara making war all night
Ghoram-pan'āḷavakam-akkhama-thaddha-yakkhaṃ Was the frighfulness of Alavaka the yakkha, impatient and arrogant.
Khantī-sudanta-vidhinā jitavā mun'indo The Lord of Munis conquered him by means of well-taming with patience:
Tan-tejasā bhavatu te jaya-maṅgalāni By the power of this may you be of wholesome victories.
   
Nāḷāgiriṃ gaja-varaṃ atimatta-bhūtaṃ The noble elephant Nalagiri became quite mad,
Dāv'aggi-cakkam-asanīvasudāruṇan-taṃ Very cruel, like a forest fire, wheel-weapon or a thunderbolt.
Mett'ambu-seka-vidhinā jitavā mun'indo The Lord of Munis conquered him by means of sprinkling the water of loving-kindness:
Tan-tejasā bhavatu te jaya-maṅgalāni By the power of this may you be of wholesome victories.
   
Ukkhitta-khaggam-atihattha-sudāruṇan-taṃ Very cruel, with a sword upraised in his expert hand,
Dhāvan-ti-yojana-path'anguli-mālavantaṃ Running three leagues along the path he was, Garlanded-with-fingers.
Iddhī'bhisaṅkhata-mano jitavā mun'indo The Lord of Munis conquered him with a mind performing marvels:
Tan-tejasā bhavatu te jaya-maṅgalāni By the power of this may you be of wholesome victories.
   
Katvāna kaṭṭham-udaraṃ iva gabbhinīyā Having made her belly like a pregnant woman (by tying on) a piece of wood
Ciñcāya duṭṭha-vacanaṃ jana-kāyamajjhe Cinca spoke lewdly in the midst of the people.
Santena soma-vidhīna jitavā mun'indo The Lord of Munis conquered her by fair and peaceful means:
Tan-tejasā bhavatu te jaya-maṅgalāni By the power of this may you be of wholesome victories.
   
Saccaṃ vihāya-mati-saccaka-vāda-ketuṃ Saccaka, whose speech habitually departed from the truth,
Vadābhiropita-manaṃ atiandha-bhūtaṃ Raised up, like a flag, his theory with a mind become completely blind.
Paññā-padīpa-jalito jitavā mun'indo The Lord of Munis conquered him by wisdom's shining lamp:
Tan-tejasā bhavatu te jaya-maṅgalāni By the power of this may you be of wholesome victories.
   
Nandopanandha-bhujagaṃ vibudhaṃ mah'iddhiṃ Nandopananda the serpent of wrong understanding but great power,
Puttena thera-bhujjagena damāpayanto The (Buddha's) son, the Elder (Moggallana) serpent-like set out to tame.
Iddhūpadesa-vidhinā jitavā mun'indo The Lord of Munis conquered him by means of a demonstration of power:
Tan-tejasā bhavatu te jaya-maṅgalāni By the power of this may you be of wholesome victories.
   
Duggāha-diṭṭhi-bhujjagenasudaṭṭha-hatthaṃ Like a serpent well coiled about the arms were the wrongly grasped views
Brahmaṃ vissudhi-jutim-iddhi-bakābhidhānaṃ Of the Brahma-god named Baka of pure light and power
Ñaṇāgadenavidhinā jitavā mun'indo The Lord of Munis conquered him by means of the medicine of knowledge
Tan-tejasā bhavatu te jaya-maṅgalāni By the power of this may you be of wholesome victories.
   
Etāpi buddha-jaya-maṅgalaaṭṭha-gāthā These are the eight verses of the Buddha's wholesome victories.
Yo vācano dina-dine sarate-m-atandī Which should be chanted and recollected every day without laziness
Hitvān'aneka-vividhāni c'upaddavāni (So that) being rid of the many kinds of obstacles
Mokkhaṃ sukhaṃ adhigameyya naro sapañño The man of wisdom can attain Liberation and happiness.

Строфы великих благословений
(традиционная декламация при принятии подаяния, особенно еды)
Звуковой файл

Sabbītiyo vivajjantu, May all distresses be averted,
Sabba-rogo vinassatu, may every disease be destroyed,
Mā te bhavatvantarāyo, May there be no dangers for you,
Sukhī dīghāyuko bhava, May you be happy & live long.
Abhivādana-sīlissa, For one of respectful nature who
Niccaṃ vuḍḍhāpacāyino, constantly honors the worthy,
Cattāro dhammā vaḍḍhanti, Four qualities increase:
Āyu vaṇṇo sukhaṃ balaṃ. long life, beauty, happiness, strength.

Воспоминание о разделении заслуг:
Звуковой файл

[Iminā puññakammena] upajjhāyā guṇuttarā Through the goodness that arises from my practice,
Ācariyūpakārā ca mātāpitā ca ñātakā May my spiritual teachers and guides of great virtue, My mother, my father and my relatives,
Suriyo candimā rājā guṇavantā narāpi ca The Sun and the Moon, and all virtuous leaders of the world –
Brahma mārā ca indā ca lokapālā ca devatā May the highest gods and evil forces; Celestial beings, guardian spirits of the Earth
Yamo mittā manussā ca majjhattā verikāpi ca and the Lord of Death; May those who are friendly, indifferent or hostile;
Sabbe sattā sukhī hontu puññāni pakatāni me May all beings receive the blessings of my life.
Sukhañca tividaṃ dentu khippaṃ pāpetha vomataṃ May they soon attain the threefold bliss and realise the Death-less.
Iminā puññakammena iminā uddissena ca Through the goodness that arises from my practice, And through this act of sharing,
Khippāhaṃ sulabhe ceva taṇhūpādāna-chedanaṃ May all desires and attachments quickly cease
Ye santāne hīnā dhammā yāva nibbānato mamaṃ And all harmful states of mind. Until I realise Nibbāna,
Nassantu sabbadā yeva yattha jāto bhave bhave In every kind of birth, may I have an upright mind
Ujucittaṃ satipaññā sallekho viriy'amhenā With mindfulness and wisdom, austerity and vigour.
Mārā labhantu n'okāsaṃ kātuñca viriyesu me May the forces of delusion not take hold nor weaken my resolve.
Buddhādhipavaro nātho dhammo nātho varuttamo The Buddha is my excellent refuge, Unsurpassed is the protection of the Dhamma,
Nātho paccekabuddho ca saṅgho nāthottaro mamaṃ The Solitary Buddha is my noble Lord, The Sangha is my supreme support.
Tes'ottam'ānubhāvena mār'okāsaṃ labhantu mā. Through the supreme power of all these, May Maras not get a chance.

Декламация метта (дружелюбия)
Звуковой файл

Ahaṃ avero homi May I be free from enmity and danger
abyapajjho homi May I be free from mental suffering
anigho homi May I be free from physical suffering
sukhi – attanaṃ pariharami May I take care of myself happily
Mama mātāpitu May my parents
acariya ca ñātimitta ca teacher relatives and friends
sabrahma – carino ca fellow Dhamma farers
avera hontu be free from enmity and danger
abyapajjha hontu be free from mental suffering
anigha hontu be free from physical suffering
sukhi – attanaṃ pariharantu may they take care of themselves happily
Imasmiṃ arame sabbe yogino May all meditators in this compound
avera hontu be free from enmity and danger
abyapajjha hontu be free from mental suffering
anigha hontu be free from physical suffering
sukhi – attanaṃ pariharantu May they take care of themselves happily
Imasmiṃ arame sabbe bhikkhu May all monks in this compound
samanera ca novice monks
upasaka – upasikaya ca laymen and laywomen disciples
avera hontu be free from enmity and danger
abyapajjha hontu be free from mental suffering
anigha hontu be free from physical suffering
sukhi – attanaṃ pariharantu May they take care of themselves happily
Amhakaṃ catupaccaya – dayaka May our donors of the four supports: clothing, food, medicine and lodging
avera hontu be free from enmity and danger
abyapajjha hontu be free from mental suffering
anigha hontu be free from physical suffering
sukhi – attanaṃ pariharantu May they take care of themselves happily
Amhakaṃ arakkha devata May our guardian devas
Imasmiṃ vihare in this monastery
Imasmiṃ avase in this dwelling
Imasmiṃ arame in this compound
arakkha devata May the guardian devas
avera hontu be free from enmity and danger
abyapajjha hontu be free from mental suffering
anigha hontu be free from physical suffering
sukhi – attanaṃ pariharantu may they take care of themselves happily
Sabbe satta May all beings
sabbe pana all breathing things
sabbe bhutta all creatures
sabbe puggala all individuals (all beings)
sabbe attabhava – pariyapanna all personalities (all beings with mind and body)
sabbe itthoyo may all females
sabbe purisa all males
sabbe ariya all noble ones (saints)
sabbe anariya all worldlings (those yet to attain sainthood)
sabbe deva all devas (deities)
sabbe manussa all humans
sabbe vinipatika all those in the four woeful planes
avera hontu be free from enmity and dangers
abyapajjha hontu be free from mental suffering
anigha hontu be free from physical suffering
sukhi – attanaṃ pariharantu may they take care of themselves happily
Dukkha muccantu May all being be free from suffering
Yattha-laddha-sampattito mavigacchantu May whatever they have gained not be lost
Kammassaka All beings are owners of their own Kamma
Purathimaya disaya in the eastern direction
pacchimaya disaya in the western direction
uttaraya disaya in the northern direction
dakkhinaya disaya in the southern direction
purathimaya anudisaya in the southeast direction
pacchimaya anudisaya in the northwest direction
uttaraya anudisaya in the northeast direction
dakkhinaya anudisaya in the southwest direction
hetthimaya disaya in the direction below
uparimaya disaya in the direction above
Sabbe satta May all beings
sabbe pana all breathing things
sabbe bhutta all creatures
sabbe puggala all individuals (all beings)
sabbe attabhava – pariyapanna all personalities (all beings with mind and body)
sabbe itthoyo may all females
sabbe purisa all males
sabbe ariya all noble ones (saints)
sabbe anariya (those yet to attain sainthood)
sabbe deva all devas (deities)
sabbe manussa all humans
sabbe vinipatika all those in the 4 woeful planes
avera hontu be free from enmity and dangers
abyapajjha hontu be free from mental suffering
anigha hontu be free from physical suffering
sukhi – attanaṃ pariharantu may they take care of themselves happily
Dukkha muccantu May all beings be free from suffering
Yattha-laddha-sampattito mavigacchantu May whatever they have gained not be lost
Kammassaka All beings are owners of their own kamma
Uddhaṃ yava bhavagga ca As far as the highest plane of existence
adho yava aviccito to as far down as the lowest plane
samantā cakkavālesu in the entire universe
ye satta pathavicara whatever beings that move on earth
abyapajjha nivera ca may they are free of mental suffering and enmity
nidukkha ca nupaddava and from physical suffering and danger
Uddhaṃ yava bhavagga ca As far as the highest plane of existence
adho yava aviccito to as far down as the lowest plane
samantā cakkavālesu in the entire universe
ye satta udakecara whatever beings that move on water
abyapajjha nivera ca may they are free of mental suffering and enmity
nidukkha ca nupaddava and from physical suffering and danger
Uddhaṃ yava bhavagga ca As far as the highest plane of existence
adho yava aviccito to as far down as the lowest plane
samantā cakkavālesu in the entire universe
ye satta akasecara whatever beings that move in air
abyapajjha nivera ca may they are free of mental suffering and enmity
nidukkha ca nupaddava and from physical suffering and danger.

Фонетика и произношение пали

Пали – это язык, на котором были впервые написаны основополагающие тексты буддизма Тхеравады, наиболее близкий из всех сохранившихся к тому диалекту, на котором говорил сам Будда. У языка пали нет собственного письма, и поэтому каждая страна, воспринявшая буддизм Тхеравады, использует свое собственное письмо для записи палийских текстов.

Гласные бывают двух типов: краткие и долгие. Они произносятся аналогично русским, с некоторыми особенностями:

a как краткое 'а' в 'рад'
ā как долгое 'а' в 'танец'
e как долгое 'е' в 'песня'
i как краткое 'и' в 'один'
ī как долгое 'и' в 'книга'
o как долгое 'о' в 'космос'
u как краткое 'у' в 'шум'
ū как долгое 'у' в 'капуста'

Исключение: e и o становятся короткими звуками в слогах, которые заканчиваются на согласную. Тогда они произносятся так, как в "дед" или "кот".

Согласные тоже аналогичны русским, с несколькими дополнительными правилами:

c как 'ч' в 'чудо'
g как 'г' в 'гребень'
h как фрикативное (дыхательное) 'х', с гораздо меньшим потоком воздуха, чем русское 'х'
j как 'дж' в 'поджог'
ṃ, ṅ как 'носовой звук', который на Цейлоне обычно произносится как 'нг' в 'гонг'
s как 'с' в 'сад'
ñ как нёбное (мягкое) 'н' в 'небо'
ph как придыхательное 'пх' в 'пена', при этом 'х' едва слышно
th как придыхательное 'тх', при этом 'х' едва слышно
y как 'й' в 'йод'

Двухбуквенные обозначения: bh, ch, dh, ḍh, gh, jh, kh, ph, th, ṭhуказывают на придыхательные согласные, и считаются одной буквой. Но другие комбинации с h, то есть lh , mh, ñh и vhсчитаются двумя согласными .

ḍ, ḍh, ḷ, ṇ, ṭ, ṭh- ретрофлексивные (языковые) звуки; при их произношении кончик языка немного загибается назад и прижимается к нёбу.

Двойные согласные: произносится каждая из них; например, бб в аббревиатуре, тт в аттракционе.

Слог имеет полную длину, если он:
- содержит долгую гласную (ā, ī, ū, e, o);
- или стоит перед двумя или более согласными (например , mag·ga, hon·ti, Bud·dha).

Помните, что bh, dh, и т. д. считаются одиночными согласными. (Поэтому am·hā·kaṃ, но sa·dham·maṃ, а не sad·ham·maṃ).

Слог, который заканчивается на краткую гласную, имеет половинную длину.

Техника декламации

Усвоив систему произношения и ритма пали, можно научиться декламировать текст с листа.

BUD • HO

1 • 1

SU • SUD • DHO

1/2 • 1 • 1

KA • RU • ṆĀ

1/2 • 1/2 • 1

MA • HAṆ • ṆA • VO

1/2 • 1 • 1/2 • 1

Если Вам трудно понять теорию декламации (или даже если она Вам совершенно ясна), старайтесь внимательно слушать то, что поет ведущий и группа, и следовать за ними, придерживаясь той же высоты звука, темпа и скорости. Все голоса должны сливаться вместе.

Пунктуация и тоновые знаки

(Круглые скобки) обозначают слова, которые декламируются только ведущим. Слова в [квадратных скобках] декламируются только теми, кто отвечает.

Añjali

Декламирование и формальные просьбы сопровождаются складыванием рук ладонь к ладони перед грудью в "анджали". Это жест уважения, при этом пальцы сложены вместе и направлены вверх.

Примечание об апострофах

Для лучшего понимания некоторые из длинных палийских слов разделены апострофами на те слова, из которых они составлены. Это никак не влияет не произношение текста.

Ударение

Нет точной информации о том, каким было палийское ударение в древности. Вильгельм Гейгер в книге "Язык и литература пали" пишет, что судя по всему, оно такого же типа, как в санскрите.

А как пишет А.А.Зализняк в "Грамматическом очерке санскрита":

"При современном устном воспроизведении санскрита (кроме стихотворных текстов) к нему обычно применяют латинское правило ударения, а именно: в двусложных словах ударение на первом слоге; в многосложных оно на предпоследнем слоге, если этот слог долгий (т.е. если гласная этого слога долгая или если она отделена от гласной следующего слога более чем одной согласной), в противном случае - на третьем от конца."

| В начало страницы | | На основную страницу |

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...