Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология теории права и государства.

Под методом ТГП понимается система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений. Выделяются следующие виды методов теории государства и права:

1.ВСЕОБЩИЕ методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления ( диалектика. Метафизика)

2. ОБЩЕНАУЧНЫЕ методы, используемые в различных областях научного познания и не зависящие от отраслевой специфики науки, к ним относятся методы:

- общефилософские, используемые в течение процесса познания(метафизика, диалектика)

- исторический, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой общественным развитием,

- функциональный- выяснение причин развития государственно-правовых явлений их взаимодействия, функций,

- логический, основанный на использовании анализа (разделения объекта на части) синтеза(соединения в единое целое разделенных частей) индукции (получения знаний от частного к общему) дедукции( получения знаний от общего к частному) системности( исследования государственно-правовых систем)

3. ЧАСТНОНАУЧНЫЕ(СПЕЦИАЛЬНЫЕ) методы, направленные на изучение особенностей предмета познания:

- формально-юридический, который позволяет познать структура государства и права, их развития и функционирование на основании политических и правовых понятий,

- конкретно-социологический оценивающий государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов,

-сравнительный, способствующий выявлению особенностей государственно-правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями. Но только в других отраслях, регионах или странах,

-социально-правовой эксперимент, который экспериментально проверяет использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы статистики, моделирования и синергетики.

 

4. Организация власти в первобытном обществе.

Значительное время человек жил в форме первобытного стада, а затем через родовую общину, ее разложение пришел к формированию государства.

В условиях присваивающей экономики люди жили родами численностью 20-30 человек, объединенных кровным или предполагаемым родством. Источником пропитания служили собирательство, охота и рыболовство. Роды объединялись во фратрии. Для объединения сил в борьбе с природой или для защиты от нападений, фратрии объединялись в племена (союзы племен). Первобытная организация знала лишь половозрастное разделение труда. Основными институтами власти в этот период были старейшины (совет старейшин), вожди, собрание взрослых членов общины, жрецы.

Власть, существовавшая в первобытном обществе, обладала следующими главными чертами:

1) Базировалась на семейных отношениях.

2) Была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления. В обществе не было специально выделенного аппарата управления: производительный труд сочетался с управленческим. При этом лица, выполнявшие властные функции, избирались на определенный срок из числа самых уважаемых членов рода и не обладали какими-либо привилегиями.

3) Общественная власть была основана на материальном и социальном равенстве всех членов рода, потому опиралась не на принуждение, а на авторитет, уважение, традиции рода.

Религиозные функции выполнял жрец, деятельности которого придавалось большое значение, поскольку первобытный человек был частью природы и непосредственно зависел от природных сил, верил в возможность их задобрить, чтобы они были благосклонны к нему.

Следовательно, главные черты власти в первобытном обществе - это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания и распределения пищи, сохраняли брачно-семейные отношения, устанавливали порядок разрешения споров между членами общины. В отечественной науке регулятор этого периода принято именовать мононормами – единые, общие для всех правила поведения. Не существовало различия на моральные, религиозные нормы, поскольку первобытный человек воспринимал правила поведения в виде единой нормы, не разграничивая прав и обязанностей. Основной формой существования норм были запреты (табу). Наиболее значимыми были запрет на кровосмешение (инцест), на нарушение разделений функций в общине. Особое место занимала тотемная система, то есть объявление какого-либо растения или животного священным, по причине его «родства» с племенем. Это налагало запрет на употребление такого животного (растения) в пищу жителями этого племени. Таким образом, тотемная система имела экологическое значение, выступала аналогом современной «Красной книги».

Кроме запретов имело место позитивное обязывание, которое имело целью рациональную организацию строительства жилищ, изготовление орудий труда, приготовление пищи.

Социальные нормы существовали в разнообразных формах – мифах, ритуалах, обычаях, обрядах.

В первобытном обществе действовали определенные правила поведения – социальные нормы. Такими нормами были обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения (служили регулятором общественных отношений людей). Многие из них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии. Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в следующем: они исходили от рода и выражали его волю и интересы. Они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Специальных органов, охраняющих незыблемость обычаев не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение, а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени.

 

Понятие правовой идеологии.

система идей, теорий и понятий, в которых отражается и оценивается отношение людей к праву. Правосознание в этом смысле есть осознание права, правовой действительности в целом. На уровне отдельной личности идеологический аспект правосознания выражен правовой информированностью. Элементом правовой идеологии являются идеи, правовые взгляды, научные теории и др. Компонентом правовой идеологии выступает правовая информация — функционирующие в обществе сведения о юридических нормах и принципах, правовых идеях и представлениях, правотворческой и правореализационной деятельности, а также об иных фактах и событиях, носящих правовой характер. Особое значение на правовую идеологию могут оказывать господствующие правовые доктрины — юридические концепции, которые конкретизируют положения правовой идеологии и при помощи понятийного аппарата политических и общетеоретических правовых знаний раскрывают отношение государственной власти к праву, его ценность и роль в жизни общества, детализируют официальные представления о социально-политическом содержании данного типа права, той или иной национальной правовой системы.

К правовой идеологии относятся не все правовые взгляды и представления, но только истинные, отображающие закономерности правовой жизни общества, права и правовых явлений. Это, прежде всего, правовые идеи, принципы права, научные теории. Особой формой правовой идеологии является правовая наука, или правоведение — система знаний о праве, законодательстве, юридической практике. При определенных условиях она может выступать в качестве источника права применительно к некоторым правовым системам. Наука в принципе определяет стратегию правового развития общества и является основой проводимой в стране государством правовой политики. Однако между правовой идеологией и правовой наукой могут быть противоречия. Правовая идеология может возникать и развиваться вне связи с наукой. Так, в исламских государствах правовая идеология основывается на религиозных догматах. Правовая идеология жестко привязывается к интересам правящих элит, по сути, обслуживает их и поэтому неадекватно выражает правовые реалии. Правовая наука призвана отображать объективные закономерности правового развития, не склоняясь к конъюктурщине и субъективизму. Науке противопоказана нормативная заданность (предопределенность) ее развития установками власть имущих.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...