Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая культура гражданина и должностного лица.

Правовая культура является неотъемлемой, хотя и специфической, частью культуры общества в целом. Понятие культуры многозначно и получить полное представление об этом явлении можно, только обобщив различные подходы к понятию культуры. С точки зрения антропологического подхода культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от того, что создала природа. Социологический подход понимает культуру как совокупность всех духовных ценностей. Философский подход определяет культуру как исторически сложившийся определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.

Правовая культура общества - это характеристика общества, показывающая уровень развития основных элементов правовой системы, т.е. уровень развития законодательства, юридической практики и общественного правосознания.

Это совокупность представлений, осознанной необходимости, внутренней потребности поведения личности в сфере права которая базируется на правовом сознании.

Важнейшим показателем правовой культуры, как общественной, так и индивидуальной, является уровень правосознания. Отрицательные стороны правосознания формируют такие явления как правовое бескультурье, правовой нигилизм.

32.Источник права в формально-юридическом и материальном смыслах.

Исто́чник (фо́рма) пра́ва — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Различают источник права в материальном, идеологическом и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле — это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. п. Источник права в идеологическом смысле — это правосознание и правовая культура. При этом имеется в виду как правосознание законодателей, так и правосознание народа, которое оказывает влияние на формирование права. Источник права в формальном (юридическом) смысле — это способ закрепления и существования норм права. Также можно говорить об источниках права в историческом и политическом смыслах: в историческом смысле он представляет собой различные памятники права (Законы Ману), а в политическом смысле под источником права понимается государство.

Состав и система источников права, существующих в той или иной стране, определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т. д.). Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев, существующих в данной местности. В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины.

33.Предмет и метод теории права и государства

Каждая наука выступает как система знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется свойственными ей объектами и предметами. Разнообразие наук приводит к многообразию предметов человеческого познания.

Науки отличаются друг от друга особенностью предмета и методами их изучения.

Теорию государства и права относят к гуманитарным наукам.

Особенности теории государства и права как науки:

1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;

2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система.

Основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико-правовых доктрин:

1) в формулировании понятий (отражающих систему признаков, позволяющих отграничить явление от других родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий) использует познания закономерностей развития, функционирования государства и права, государственно-правовых явлений;

2) исследование государственных и правовых явлений в их взаимосвязи и влиянии на другие процессы и явления;

3) отражение в предмете состояния и структуры государства и права.

Таким образом, предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся:

1) возникновения, функционирования, развития государства и права;

2) развития правовой культуры и правосознания;

3) применения, соблюдения и исполнения норм права.

Методом теории государства и права называют систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, которые формулируют универсальные принципы мышления;

2) общенаучные методы, которые используют в различных областях научного познания, независимо от отраслевой специфики науки.

К общенаучным методам относят:

1) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

2) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;

3) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;

4) логический.

Последний метод, в свою очередь, основан:

1) на анализе – разделении данного объекта на части;

2) синтезе – соединении в одно целое раньше поделенных частей;

3) индукции, когда происходит получение знаний по принципу «от частного к общему»;

4) дедукции, при которой, наоборот, знания получают по принципу «от общего к частному»;

5) характеристике систем, основных проблем, которые относятся к современному пониманию государства и права, общей характеристике политико-правовых доктрин и др.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...