Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешнеэкономические связи РБ и тенденции их развития. ВЭД ПК.

Хар-ка методов гос. регул-ния ВЭД. Нормативно-правовая база. Закон РБ «О гос регул-нии ВЭД»

Государственное регулирование ВЭД – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, оптимизации объема и структуры экспорта и импорта, стимулирования притока иностранных инвестиций.В соответствии с Законом республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» внешнеторговая политика Республики Беларусь осуществляется в целях создания благоприятных условий для резидентов Республики Беларусь – участников внешнеторговой деятельности, производителей и потребителей товаров, заказчиков и исполнителей услуг.

Основная цель внешнеэкономической политики Республики Беларусь – эффективное участие в международном разделении труда на основе использования конкурентных преимуществ страны для повышения уровня и качества жизни населения посредством реализации научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны в интересах нынешнего и будущих поколений.

Гос.рег-ние ВЭДосуществляется: тарифными методами, основанными на использовании таможенного тарифа, увеличивающими импортную или экспортную цену товаров при пересечении ими таможенной границы;нетарифными методами, включающими различные меры, создающие препятствия для внешней торговли товарами и услугами, за исключением тарифных мер.

По классификации ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) меры, прямо или косвенно регулирующие внешнюю торговлю, делятся на восемь категорий: тарифные; паратарифные; меры контроля над ценами; финансовые; меры автоматического лицензирования; меры количественного контроля; монополистические меры; технические меры.

К паратарифным относят меры, которые увеличивают стоимость импортируемого товара на дополнительную величину по сравнению с таможенной пошлиной. В эту категорию входят: таможенные доплаты – взимаются с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин и сборов; внутренние налоги, которыми облагается импорт – налог да добавленную стоимость, акцизы.

Меры контроля над ценами вводятся с целью поддержания или стабилизации внутренних цен, а также для предотвращения ущерба, который может нанести нечестная торговая практика иностранных конкурентов.

К финансовым мерам относятся мероприятия, регулирующие доступ импортеров к иностранной валюте и цену валюты для них, а также условия платежа. Они могут увеличивать стоимость импорта.

Меры автоматического лицензирования носят чисто формальный характер, по существу не являясь торговым ограничением. Автоматическая лицензия (регистрация внешнеторгового контракта) – это свободно выдаваемое разрешение на импорт. Представляет собой наблюдение за тенденциями ввоза некоторых товаров. За мониторингом может последовать введение импортных ограничений.

Меры количественного контроля – одна из важнейших разновидностей нетарифных ограничений. Их цель состоит в том, чтобы ограничить импорт любого конкретного товара либо из всех источников, либо из конкретных стран.

К монополистическим мерам относятся такие регулирующие мероприятия, которые предоставляют исключительные права определенной группе хозяйствующих субъектов. Основные виды таких мер – государственная монополия на импорт определенных товаров (в отдельных случаях аналогичная монополия может предоставляться и предприятиям частного сектора) и принудительное обслуживание национальными предприятиями (в определенных случаях хозяйствующие субъекты имеют право пользоваться только услугами национальных страховых и транспортных компаний).

Технические меры – это нетарифные ограничения, основанные на контроле качества, безопасности или характеристик товара, включая применяемые административные условия, терминологию, символы, проверку и методы проверки, требования к упаковке, маркировке и этикеткам, а также специальные таможенные формальности (использование определенных пунктов пропуска, требование предоставлять дополнительную информацию и т.д.).

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года сформировали Таможенный союз.Таможенный союз – форма торгово-экономической интеграции государств, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом государства, входящие в таможенный союз, применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Указ Президента РБ №178 «О порядке проведения и контроля ВТО»

Деловые переговоры

В международной практике используются различные способы ведения внешнеторговых переговоров. В зависимости от использования средств связи (коммуникации) их можно подразделить:путем переписки, используя почтовые отправления, телеграф, телетайп или электронную почту;телефонныепереговоры;личные переговоры. В бизнес среде сложились определенные правила поведения в Интернете и работы с электронными письмами:избегать рассылки ненужных сообщений;учитывать национальные особенности при обмене электронными сообщениями с представителями других культур;электронное письмо должно быть кратким и четким; письмо должно содержать файл подписи – блок стандартной информации о компании (название компании, фамилия и должность сотрудника, отправившего письмо, контактный телефон, факс, электронный адрес), необходимо использовать этот файл во всех исходящих письмах;корректность и сдержанность в ответах.

Общие правила ведения телефонных переговоров:следует предварительно определить перечень вопросов для обсуждения и зафиксировать его бумаге;начинать разговор с приветствия собеседника, представления себя и своей организации.не отклоняться от темы обсуждения в процессе разговора;держать под рукой бумагу и ручку и делать пометки либо по ходу разговора, либо сразу после его завершения, чтобы не упустить важные детали переговоров;в разговоре не перебивать собеседника;если связь прервалась по техническим причинам - перезванивает тот, кто звонил;инициатива окончания разговора принадлежит либо позвонившему, либо старшему из говоривших;говорить следует лаконично, так как продолжительность разговора не должна превышать 5 - 6 минут.

Деловые личные переговоры с иностранным контрагентом можно разделить на следующие этапы:Подготовительныйэтап.Проведениепереговоров.Анализ результатов переговорного процесса и выполнение договоренностей.

Процесс переговоров условно можно разделить на следующие этапы:началобеседы;передачаинформации;аргументация сторон по предмету обсуждения;комментарии (опровержения – в случае необходимости) к высказываниям партнера;выработка компромиссных решений по спорным вопросам;подведение итогов переговоров и принятие согласованных решений.

Американский стиль ведения личных переговоров характеризует энергичная манера их проведения, демократизм, свободное общение, дружелюбие, хорошая реакция на юмор. В состав делегации включаются только специалисты высокого профессионального уровня, на переговорах они концентрируют внимание на проблеме, подлежащей обсуждению, причем стремятся выявить и обсудить не только общие направления ее решения, но и детали, связанные с последующей реализацией договоренностей. Члены американской делегации достаточно самостоятельны в принятии решений, любят пакетные предложения, увязывающие в одно целое решение различных вопросов. Поведение на переговорах характеризуется уверенностью в себе, напористостью и достаточно сильной позицией.

Китайцы очень тщательно подходят к подготовке переговоров, сбору информации о предмете сделки, партнере. В китайской делегации обычно много экспертов. Китайская сторона, как правило, стремится выяснить позицию партнера, по сделке не раскрывая до конца свою. Уступки делаются под конец переговоров, после оценки возможностей партнера. Окончательные решения обычно принимаются не за столом переговоров, а в неформальной обстановке. Обязательное условие - одобрение достигнутых договоренностей руководством китайской компании.

Российский (славянский) стиль ведения коммерческих переговоров, характерен для многих представителей деловых кругов государств бывшего СССР, в том числе и белорусских. Предпочтение отдается достижению договоренностей не за столом переговоров, а в неформальной обстановке. Договоренности сторон часто носят общий характер, при слабой проработке деталей предстоящей сделки, что приводит в последующем к сложностям с ее выполнением. Уступки партнеру рассматриваются как проявление слабости, на них идут неохотно. Нередко из-за слабой подготовки к переговорам сторона неоправданно завышает свои требования, или наоборот идет на необоснованные уступки иностранному партнеру.

Переговоры сторон могут завершитьсяподписанием внешнеторгового контракта. Могут быть прерваны, на определенное время, для проведения дополнительных консультаций и согласований. При этом стороны назначают время и место их продолжения, по результатам такой встречи может быть подписан промежуточный документ (протокол о намерениях, меморандум) в котором излагаются достигнутые договоренности. Переговоры могут завершиться и без достижения сторонами договоренностей.Как бы не закончились личные переговоры необходимо провести анализ их итогов.На основе проведенного анализа делаются выводы о результативности прошедших переговоров, разрабатываются рекомендации по совершенствованию подготовки и проведения будущих переговоров с иностранными партнерами.

ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

FAS Франко вдоль борта судна (… название порта отгрузки)

FOB Франко борт (… название порта отгрузки)

CFR Стоимость и фрахт (… название порта назначения)

CIF Стоимость, страхование и фрахт (… название порта назначения)

EXW (EX WORKS) Франко завод (… название места). Термин «Франко завод» означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте (например: на заводе, фабрике, складе и т. п.). Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, а также за таможенную очистку товара для экспорта.

Данный термин возлагает минимальные обязанности на продавца, и покупатель должен нести все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия продавца к месту назначения. Этот термин не может применяться, когда покупатель не в состоянии выполнить прямо или косвенно экспортные формальности. В этом случае должен использоваться термин FCA, при условии, что продавец согласится нести расходы и риски за отгрузку товара.

FCA (FREE CARRIER) Франко перевозчик (… название места назначения). Термин «Франко перевозчик» означает, что продавец доставит прошедший таможенную очистку товар указанному покупателем перевозчику до названного места. Следует отметить, что выбор места поставки повлияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара на данном месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца, то продавец несет ответственность за погрузку. Если же поставка осуществляется в другое место, продавец за погрузку товара ответственности не несет.

FAS (FREE ALONGSIDE SHIP) Франко вдоль борта судна (… название порта отгрузки). Термин «Франко вдоль борта судна» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в указанном порту отгрузки. Это означает, что с этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести покупатель. По условиям термина FAS на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.

FOB (FREE ON BOARD) Франко борт (… название порта отгрузки). Термин «Франко борт» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в названном порту отгрузки. Это означает, что с этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести покупатель. По условиям термина FOB на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. Если стороны не собираются использовать морской или внутренний водный транспорт, следует применять термин FCA.

CFR (COST AND FREIGHT) Стоимость и фрахт (… название порта назначения). Термин «Стоимость и фрахт» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки.

Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в названный порт назначения, однако, риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя. По условиям термина CFR на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.

CIF (COST, INSURANCE, FREIGHT) Стоимость, страхование и фрахт (… название порта назначения). Термин «Стоимость, страхование и фрахт» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, но риск потери или повреждения товара, как и любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя. Однако, по условиям термина CIF на продавца возлагается также обязанность приобретения морского страхования в пользу покупателя против риска потери и повреждения товара во время перевозки. Следовательно, продавец обязан заключить договор страхования и оплатить страховые взносы. Покупатель должен принимать во внимание, что согласно условиям термина CIF, от продавца требуется обеспечение страхования лишь с минимальным покрытием.

По условиям термина CIF на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.

CPT (CARRIAGE PAID TO) Фрахт/перевозка оплачены до (… название места назначения). Термин «Фрахт/перевозка оплачены до» означает, что продавец доставит товар названному им перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. Это означает, что покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие расходы после передачи товара перевозчику.

По условиям термина СРТ на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.

CIP (CARRIAGE AND INSURANCE PAID) Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (… название места назначения). Термин «Фрахт/перевозка и страхование оплачены до» означает, что продавец доставит товар названному им перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. Это означает, что покупатель берет на себя все риски и любые дополнительные расходы по доставке товара. Однако по условиям CIP на продавца также возлагается обязанность по обеспечению страхования от рисков потери и повреждения товара во время перевозки в пользу покупателя. Следовательно, продавец заключает договор страхования и оплачивает страховые взносы.

По условиям термина СIР на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.

DAT (DELIVEREDATTERMINAL) Поставка на терминале (…название пункта назначения) означает, что продавец осуществляет поставку, когда товар, разгруженный с прибывшего транспортного средства, предоставлен в распоряжение покупателя в согласованном терминале в поименованном порту или в месте назначения.

«Терминал» включает любое место, закрытое или нет, такое как причал, склад, контейнерный двор или автомобильный, железнодорожный или авиа карго терминал. Продавец несет все риски, связанные с доставкой товара и его разгрузкой на терминале в поименованном порту или в месте назначения.

Сторонам следует в договоре наиболее точно определить терминал и, по возможности, определенный пункт на терминале в согласованном порту или месте назначения, поскольку риски до этого пункта несет продавец. Продавцу рекомендуется обеспечить договоры перевозки, в которых точно отражен такой выбор.

DAP (DELIVERED AT PLACE) Поставка в месте назначения (…название места назначения). Термин «Поставка в месте назначения» означает, что продавец осуществляет поставку, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве, готовым к разгрузке, в согласованном месте назначения. Продавец несет все риски, связанные с доставкой товара в поименованное место.

DDP (DELIVERY DUTY PAID) Поставка с оплатой пошлины (… название места назначения). Термин «Поставка с оплатой пошлины» означает, что продавец предоставит прошедший таможенную очистку и неразгруженный с прибывшего транспортного средства товар в распоряжение покупателя в названном месте назначения. Продавец обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара, включая (где это потребуется) любые сборы для импорта в страну назначения (под словом «сборы» здесь подразумевается ответственность и риски за проведение таможенной очистки, а также за оплату таможенных формальностей, таможенных пошлин, налогов и других сборов).

Особенностью Инкотермс 2010 является то, что эти правила могут быть использованы как в договорах международной купли-продажи товаров, так и во внутринациональных договорах купли-продажи.

В настоящее время широко используются в международной торговой практике общие условия поставок и типовые контракты, разработанные Европейской экономической комиссией ООН. Под ее руководством было разработано более 30 вариантов типовых контрактов и общих условий поставок по определенным видам товаров: Общие условия экспортных поставок продукции машиностроения; Типовые контракты для торговли сельскохозяйственной продукцией; Общие условия купли-продажи пиломатериалов; Общие условия экспорта инвестиционных товаров; Руководство по заключению договора о передаче “ноу-хау” в машиностроении т.д.

Внешнеэкономические связи РБ и тенденции их развития. ВЭД ПК.

Внешняя торговля традиционно относится к одному из основных факторов устойчивого экономического роста. Республика Беларусь в качестве суверенного государства выступает на международной арене с декабря 1991 года.

К моменту провозглашения независимости экономика Беларуси являлась глубоко и широко интегрированной частью народнохозяйственного комплекса СССР, зависимой от других республик, прежде всего от России, Украины, Казахстана и стран Балтии, как по источникам материально-технических ресурсов, так и по рынку сбыта готовой продукции. Продвижение Республики Беларусь по пути устойчивого развития в решающей степени зависит от качественного расширения ее связей с внешним миром. Это обусловлено ориентацией важнейших отраслей производства и сферы услуг на внешний рынок и существенной зависимостью белорусского сырьевого рынка от импорта. Удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП Республики Беларусь в 2014 г. составил 47,1%, импорта — 50,5 %.

Главной целью развития внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь остается повышение конкурентоспособности и создание благоприятных условий для участия белорусских товаров в международном торгово-экономическом обороте, обеспечение условий роста экспорта, содействие импорту высоких технологий в целях ускоренного развития национальной экономики, обеспечение доступа к источникам сырья и товарам, производство которых невозможно либо неэффективно.

За 1995—2014 гг. внешнеторговый оборот увеличился почти в 7,4 раза, в том числе экспорт в 7,5 раз.

В 2014 г. товары белорусского производства поставлялись на рынки 161 государства мира. Импорт товаров осуществлялся из 188 стран. В товарной структуре экспорта Беларуси наибольший удельный вес занимают минеральные продукты, продукция химической и нефтехимической промышленности, машиностроения, черной металлургии, пищевой промышленности и сельского хозяйства.

Белорусский автомобильный завод занимает треть мирового рынка карьерных самосвалов и входит в группу ведущих мировых производителей карьерной техники. Минский тракторный завод входит в восьмерку крупнейших мировых производителей колесных тракторов, на долю которых приходится 96% общемирового объема сбыта этой техники.Одним из ведущих мировых производителей калийных удобрений является «Беларуськалий». На долю организации приходится 16% мирового рынка производства калия.

Опережающими темпами развивается в Республике Беларусь экспорт продукции сельского хозяйства и продуктов питания. За 1995—2014 гг. экспорт этой группы товаров увеличился в 17,4 раза.

Беларусь крупный производитель и экспортер продовольствия, импорт составляет менее 10% всего объема потребления. В 2013 году молока на душу населения в Беларуси было произведено в 6,7 раз – чем в мире в целом. На страну приходится 1% мирового экспорта молока, 11% – масла, 5,7% – сыра. Наряду с Австралией, Новой Зеландией, Бразилией и Аргентиной, Беларусь является крупнейшим экспортером молочной продукции на мировой рынок.Республика удерживает первое место в мире по производству картофеля на душу населения.

Основной импортируемой Республикой Беларусь продукцией являются нефть, природный газ, электроэнергия, черные металлы, ациклические спирты, лекарственные средства, машины для автоматической обработки информации, автомобили легковые, растительные масла.

Республика Беларусь активно участвует в международной торговле услугами. Международный оборот услуг составил в 2014 г. 13 576,5 млн долл. США. Положительное сальдо услуг сложилось в размере 2 176,7 млн долл. США и на 49,2 % компенсировало отрицательное сальдо баланса торговли товарами.

Беларусь заинтересована в поступлении прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и предпринимает меры по улучшению инвестиционного климата. Инвестиционные ресурсы предполагается в первоочередном порядке направлять на обеспечение приоритетных отраслей социально-экономического развития Беларуси: модернизацию производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности.

В совместном исследовании Doingbusiness 2015 «Ведение бизнеса 2015», изданного в октябре 2014 г., которое подготовил Всемирный банк и Международная финансовая корпорация (IFC), Беларусь заняла 57-е место из 185 государств.

Потребительская кооперация Республики Беларусь является многоотраслевой общественно-хозяйственной организацией, насчитывающей более 25 тысяч предприятий и организаций 15-ти взаимодействующих отраслей и видов деятельности.

Система внешнеэкономических связей потребительской кооперации Беларуси включает различные формы: сотрудничество в области торговли товарами и услугами; научно-техническое, инвестиционное и промышленное сотрудничество; сотрудничество в области подготовки кадров; участие в деятельности международных экономических организаций; участие в международных выставках и ярмарках.Белкоопсоюз сотрудничает с фирмами более чем 30 стран мира, а также с 58 регионами Российской Федерации.

Наиболее эффективно внешнеторговая деятельность по системе Белкоопсоюза развивалась в 2006 – 2010 гг. За этот период рост внешнеторгового оборота на 148,9%.

Все это свидетельствует о неустойчивом развитии экспортной деятельности Белкоопсоюза, неумении закрепится на рынках стран дальнего зарубежья, отсутствии постоянных внешнеторговых партнеров и четкой внешнеторговой политики в системе потребительской кооперации.

При этом четко вырисовывается экспортный профиль системы Белкоопсоюза: по продовольственным товарам – картофель, мясо, дикорастущие и консервированная продукция; по непродовольственным - пушнина, кожсырье, продукция из вторичного сырья.

Прежде всего, это невыполнение прогнозных параметров развития внешнеэкономической деятельности намеченных Отраслевой программой развития потребительской кооперации на 2011–2015 гг. Программой планировалось ежегодно обеспечивать рост экспортного оборота на 116 – 117,5%, достигнув в 2015 г. темпа роста к 2010 г. 218%. Фактически среднегодовые темпы роста на протяжении 2011 – 2013 гг. составляли 105,8%. Экспорт по системе Белкоопсоюза в 2014 г. сократился по сравнению с 2010 г. на 43,9%.

Необходимо техническое перевооружение и реконструкция заготовительно-перерабатывающих предприятий потребительской кооперации для повышения качества и технического уровня экспортируемой продукции, а также вовлечения в экспортный оборот новых видов продукции.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...