Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Итоги выполнения Нац. Программы развития экспорта на 11-15гг. Перспективы развития экспорта РБ.

В целях обеспечения повышения конкурентоспособности экспортных товаров и услуг, роста объемов экспорта, повышения его эффективности и оптимизации внешнеторгового сальдо в Республике Беларусь, начиная с 2000 года, разрабатываются и реализуются пятилетние Национальные программы развития экспорта.В Республике Беларусь завершена работа по выполнению Национальной программы развития экспорта Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 мая 2011 г. № 656 (далее – программа на 2011–2015 годы).

По итогам выполнения программы на 2011–2015 годы удалось достичь: совершенствования системы правового и информационного сопровождения внешнеэкономической деятельности, выразившейся в принятии более 50 нормативных правовых актов, повышении качества информационно-рекламной продукции, сайтов экспортеров, увеличении материалов по экспортной тематике в печатных и электронных средствах массовой информации; замедления роста импорта в связи с проведением более сбалансированной производственной политики, направленной на производство экономически обоснованных объемов продукции, подкрепленных спросом; расширения возможностей бизнес-сообщества для работы на экспортном направлении, запуск инновационных экспортоориентированных проектов Белорусско-Китайского индустриального парка «Великий камень» и Национального научно-технологического парка «БелБиоград»; запуска нового (в том числе в перспективе экспортного) флагманского проекта в национальной экономике – ядерная энергетика (Белорусская атомная электростанция); создания новых экспортоориентированных товаров и продвижение их на традиционные и перспективные рынки; освоения новых, прежде всего растущих, рынков с применением механизмов стимулирования и поддержки экспортеров;увеличения доли белорусских товаров на традиционных рынках сбыта за счет создания сборочных производств за рубежом и вхождения экспортоориентированных белорусских предприятий в транснациональные структуры, организации логистических и сервисных структур; планомерного продвижения в направлении вхождения Беларуси в число 30 передовых стран по качеству среды для ведения бизнеса; активизации работы по участию Республики Беларусь в интеграционных процессах, направленных на укрепление экспортного сотрудничества в рамках Союзного государства Беларуси и России, Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза (ранее Таможенный союз/Единое экономическое пространство, Евразийское экономическое сообщество), программы Европейского союза «Восточное партнерство»; совершенствования системы кредитования и страхования экспорта, гармонизации действующих правил со стандартами ЕС/ОЭСР, привлечения иностранных кредитов и международной помощи.

Анализ выполнения программы на 2011-2015 годы выявил серьезные проблемы, важнейшей из которых является существенное различие прогнозных и фактических значений ее параметров. В первый год реализации фактический рост экспорта товаров и услуг превысил прогнозируемый почти в 3,5 раза (объем экспорта увеличился на 56,1 процента при прогнозе - на 16,4 процента). В последующие годы (2012 – 2013 годы) на фоне значительного роста 2011 года объем экспорта оказался существенно ниже прогнозных параметров, заложенных в программе на 2011-2015 годы (в 2012 г. экспорт вырос на 11,4 процента при прогнозе – на 16,7 процента,в 2013 году - снизился на 15,1 процента, при этом прогнозировался рост на 17,6 процента). В 2014 году наблюдалась устойчивая динамика экспорта: рост экспорта товаров и услуг по сравнению с 2013 годом составил почти 100 процентов (фактически 98,9 процентов или 43,6 млрд. долларов). С учетом этой базы и прогноза роста на 2015 год, прогнозируется, что реальная цифра экспорта товаров и услуг в 2015 году будет почти в 2 раза ниже целевого показателя программы на 2011-2015 годы, установленного в 2010 году (порядка 64-65 млрд. долларов).

Исходя из опыта и итогов реализации предыдущих программ, разработана Национальная программа поддержки и развития экспорта на 2016 – 2020 годы (Программа «Экспорт Беларуси»). В программе отмечается, что негативное влияние на национальную экономику и систему экспорта может оказать: снижение темпов роста мировой экономики и экономик основных партнеров Беларуси на фоне общего усиления конкуренции во всех сферах хозяйственной деятельности; высокий уровень непредсказуемости и нестабильности новых рынков сбыта белорусской продукции и связанные с этим угрозы неплатежей за поставленную продукцию; перспективы изменения структуры мирового внешнеторгового товарооборота; снижение возможностей по привлечению иностранных инвестиций для модернизации белорусских предприятий и создания новых производств; увеличение объемов мировых продаж товаров и услуг с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) может привести к вытеснению белорусских экспортных товаров, продаваемых традиционным способом.

Основными задачами программы «Экспорт Беларуси» выступают:

1. Создание эффективной национальной правовой системы в сфере поддержки экспорта с учетом мировой практики и функционирования белорусской модели экономики.

2. Сохранение и расширение позиций Республики Беларусь на традиционных рынках, диверсификация торгово-экономических связей с различными регионами и сотрудничества c региональными объединениями, международными экономическими организациями.

3. Достижение цели по выполнению партнерами по ЕАЭС договоренностей о снятии барьеров, ограничений и изъятий в торговле отдельными видами товаров и оказании отдельных видов услуг;

4. Стимулирование производителей товаров и услуг к расширению товарной номенклатуры, совершенствование подходов к работе с малым и средним предпринимательством по экспортной тематике.

5.Формирование условий для стимулирования высокотехнологического, инновационного экспорта товаров и услуг.

Основным результатом реализации программы «Экспорт Беларуси» должно стать осуществление диверсификации экспорта товаров и услуг, выход на формулу «диверсификации рынков»: «3 по 30%». По одной трети белорусского экспорта должно приходиться на Россию и страны СНГ, страны Европы и США, а так же ключевые страны «дальней дуги» (Бразилия, Венесуэла, Вьетнам, Египет, Индия, Китай, Куба, Монголия, Нигерия, Пакистан, ЮАР). Оставшиеся 10% – новые перспективные рынки.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...