Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическое сотрудничество и политическая борьба: возможности и границы существования, закономерности и стадии развития, условия и формы взаимных переходов.

Политическое сотрудничество — вид деятельности субъектов политики, направленной на достижение определенных целей. Основой политического сотрудничества является общность интересов его участников. Содержание цели определяет средства и методы ее достижения.

Среди многообразных методов политического сотрудничества выделяются такие, как диалог (полилог), переговоры, консенсус. В качестве средств политического сотрудничества используются финансовые, материальные, технические, интеллектуальные и др.

Многообразные виды политического сотрудничества можно классифицировать по следующим основаниям:

q в зависимости от направленности (прогрессивное, регрессивное);

q по отношению к будущему развитию (перспективное, открывающее новые возможности для совместной деятельности; бесперспективное—тупиковое);

q по условиям взаимодействия (благоприятные, неблагоприятные);

q по форме взаимодействия (легитимное, нелегитимное);

q по степени эффективности (конструктивное, деструктивное);

q по временным характеристикам (кратко-, средне-, долгосрочное);

q по масштабности (международное, региональное, внутриполитическое).

Политическое сотрудничество создает и воспроизводит связи, возникающие из определенных потребностей. Оно может осуществляться в рамках общества в целом; между отд. участниками политического процесса в том или ином государстве (партиями, движениями, элитами и др.); между различными странами или группой стран и их лидерами.

Политическое сотрудничество осуществляется через формализованные политические институты, а также посредством создания неформальных структур (политических блоков, союзов, коалиций, неправительственных организаций и учреждений).

Основными направлениями политического сотрудничества внутри страны, в частности, являются:

q защита демократии, прав и свобод человека и гражданина;

q решение проблем, связанных с реформированием общества, взаимодействием различных ветвей власти, оптимальным национально-государственным устройством, преодолением раскола в обществе по политическим, экономическим, этноконфессиональному, духовному признаками др.;

q выработка общенациональной идеи и т.д.

На международной арене политическое сотрудничество направлено на решение таких важных проблем, как:

q борьба за безопасность, разоружение, устойчивое развитие;

q соблюдение прав и свобод человека, национальных, конфессиональных, политических меньшинств;

q создание эффективных механизмов реализации политических решений (международных, межгосударственных и др.);

q урегулирование различного рода конфликтов и проч.

Политическое сотрудничество должно быть легитимным, соответствующим требованиям закона. В противном случае оно направлено на разрушение существующего порядка, стабильности в обществе и вправе преследоваться по закону. Результатом эффективного политического сотрудничества являются позитивные социальные перемены; обеспечение политической стабильности; предотвращается раскол общества, приходит осознание того, что уважение чужих интересов является условием осуществления своих собственных.

Сложность политического сотрудничества состоит в том, что за разнообразными интересами партнеров нередко стоят противоположные мировоззренческие позиции. Тем самым оно осуществляется через противоречия, в процессе взаимодействия, сопоставления взглядов различных сторон.

Ценности, разделяемые и поддерживаемые различными общественно-политическими силами, способны консолидировать субъектов политического сотрудничества, сохранить стабильность, гражданский мир и согласие.

состояние противопоставления интересов политических субъектов с целью достижения определенных политических результатов. Виды политической борьбы многообразны. Борьба может быть революционной, когда противоположные политические субъекты - антагонисты с помощью разнообразных, жестких, решительных средств стараются кардинально, радикально изменить существующую систему общества, ее институты в соответствии со своими представлениями, взглядами, ориентациями. Борьба идет с нарушением цивилизованных <правил игры>, на трудно предсказуема о результатам, тяжка для народа. Термин <борьба> - один из основных в теориях революционного мышления и действия.

Политическая борьба может быть реформистской. Основное ее содержание заключается в постепенном, поэтапном удовлетворении различных, в том числе противоположных, интересов социально-политических субъектов, когда они преодолеваются ненасильственными средствами, поиском консенсусных форм разрешения противоречий, основанных на понимании того, что, в первую очередь, сближает субъекты, а не разделяет их. Результат реформистской политической борьбы поэтому предсказуем, легче прогнозируем.

Формами политической борьбы могут выступать политические кризисы, войны, мятежи, путчи, бунты. Политическая борьба может вестись между политическими партиями за расширение своей социальной базы, электората; между политическими лидерами - за сферу своего влияния, расширение авторитета; между представителями органов законодательной и исполнительной власти - за расширение своих властных полномочий и т.п. Политическая борьба может быть внутрипартийной, внутригосударственной, межгосударственной и т.д.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...