Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Электоральная культура и технология выборов, основные этапы электорального процесса.

ЛЕКТОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА (лат. elector — избиратель) — относительно устойчивая система знаний, оценок и норм электорального поведения, электоральных отношений и избирательного процесса в целом. Электоральная культура непосредственно связана с общей политической культурой. Определяющими для электоральной культуры являются ответственность (осознание важности и значимости выборов) и компетентность (необходимые знания, умение оценивать ситуацию) избирателей.

Избирательный процесс включает в себя избирательную процедуру и избирательную кампанию. Избирательная процедура – это конкретные действия государства по организации и проведению выборов, что предусматривает проведение следующих мероприятий:

- назначение выборов;

- создание избирательных органов (комиссий), ответственных за их проведение;

- организацию избирательных округов, районов, участков;

- регистрация кандидатов в депутаты;

- организацию финансовой поддержки выборов;

- печатание бюллетеней;

- охрану порядка в ходе проведения выборов;

- определение результатов голосования.

Особая роль в проведении выборов принадлежит избирательным комиссиям, которые призваны обеспечить открытое, гласное и честное проведении выборов. Поэтому они должны быть независимыми, беспристрастными и компетентными. Функции избирательных комиссий следующие: толкование избирательного закона, определение правил и процедур проведения выборов, проверка подлинности собранных в поддержку кандидатов подписей, регистрация избирателей и кандидатов, урегулирование возникающих споров, контроль над ходом выборов, подсчет результатов выборов и т. д.

Центральное место в избирательном процессе занимает избирательная кампания, которая начинается после проведения подготовительных мероприятий и официального назначения сроков выборов. Избирательная кампания – это деятельность участвующих в выборах политических субъектов (партий, общественных организаций, самих кандидатов), направленная на обеспечение своей победы. Существует несколько видов избирательных кампаний: кампании по выборам в общенациональные, региональные, местные органы власти и т. д. Каждый из видов избирательной кампании имеет свои особенности.

Первый шаг избирательной кампании – выдвижение кандидатов в депутаты. Существуют разные способы их выдвижения: 1) выдвижение кандидатов политическими партиями или общественными организациями, которое обычно происходит на соответствующих съездах, конференциях и пленумах; 2) сбор подписей в поддержку кандидатов. Число подписей, необходимых для регистрации кандидата, зависит от уровня выборов (президентских, парламентских, местных). 3) выдвижение кандидатов трудовыми коллективами (в Беларуси); 4) предоставление денежного залога, а также документов, свидетельствующих о наличии у кандидата группы поддержки (например, в России). Денежный залог направлен на то, чтобы отстранить от участия в выборах безответственных кандидатов, случайных людей, стремящихся посредством своего участия в выборах сделать себе рекламу.

После регистрации кандидатов начинается предвыборная кампания. Современные предвыборные кампании обычно включают в себя следующие компоненты: создание предвыборного штаба, политический маркетинг, определение слабых и сильных сторон кандидата и его соперников, выработка стратегии кампании, графика её проведения, подготовка программы (предвыборной платформы), формирование бюджета кампании, разработка тактики кампании.

Создаваемый для организации и проведения агитационной кампании предвыборный штаб включает в себя команду профессионалов соответствующего профиля. Сюда же входят доверенные лица, группа поддержки кандидата, группа социально-политологического обеспечения (политтехнологи, социологи, психологи, юристы, имиджмейкеры и др.), спонсоры кампании, агитаторы, активисты-добровольцы и др.

Значительную роль в предвыборной кампании играет политический маркетинг, который представляет собой исследование политического рынка с целью изучения поведения избирателей, их потребностей, ожиданий и возможного воздействия на них для победы на выборах.

На основе изучения политического рынка вырабатывается стратегия предвыборной кампании, включающая в себя нахождение привлекательного политического имиджа кандидата; определение оппонентов, против которых следует сосредоточить критику; выявление главных проблем, вокруг которых должна быть развернута полемика; определение тех групп избирателей, на которые следует ориентироваться данному кандидату; нахождение наиболее оптимальных методов и средств ведения избирательной кампании.

Разработка стратегии избирательной кампании обычно увязывается с теми денежными средствами, которые составляют её бюджет. Денежные затраты требуются на организацию выдвижения кандидатов, их встречи с избирателями, выступления в средствах массовой информации, размножение печатной продукции и т. д. Одно из важнейших условий демократической предвыборной кампании – примерное равенство денежных ресурсов, находящихся в распоряжении конкурентов. Это достигается с помощью государственного финансирования, ограничения частных взносов и т. п.

По итогам изучения политического спроса имиджмейкеры определяют политический имидж претендентов на выборные должности, т. е. их образ в глазах общественного мнения. Политический имидж может присутствовать на разных уровнях общественного сознания, в том числе рациональном (при воздействии программы, приводимой политиком аргументации) и чувственно-эмоциональном (внешний облик претендентов, особенности их речи и поведения, форма выступления, манеры и т. д.). Его виды различны и определяются конкретной политический ситуацией. Политический имидж кандидата обычно подчеркивает его сильные стороны и маскирует слабые.

Большое значение придаётся предвыборной программе кандидата или партии, которая содержит в себе пакет ясных и четких предложений, направленных на решение наиболее важных проблем, как на государственном, так и на местном уровне (в зависимости от типа выборов).

Агитационно-пропагандистская кампания кандидата включает в себя, прежде всего, его личные контакты с избирателями, в ходе которых разъясняются основные положении его программы, опровергаются аргументы соперников. Большое влияние на мнение избирателей оказывают также выступления кандидата по телевидению и радио, публикации в газетах, издание предвыборных плакатов и листков, установление щитов наружной рекламы. Важными условиями демократического характера агитационно-пропагандистской кампании являются обеспечение приблизительно равного доступа всех кандидатов к средствам массовой информации, особенно электронным, недопущение использования служебного положения и государственной собственности (помещений, транспорта, техники, телефонов и т. п.) для ведения избирательной кампании.

Агитационно-пропагандистская кампания обычно завершается за сутки до голосования. Тем самым избирателям предоставляется возможность самостоятельно и без внешнего давления обдумать свой выбор и принять окончательное решение. Голосование и подведение его итогов – завершающий этап избирательного процесса, который регламентируется соответствующими нормативными актами. Сразу же после завершения голосования начинается подсчет его результатов. Какой-либо перерыв между этими процедурами не допускается, поскольку он может быть использован для различных фальсификаций.

Фальсификации должны предотвращаться беспристрастной избирательной комиссией и институтом наблюдателей, который включает в себя представителей кандидатов в депутаты, различных партий и объединений, международных, наблюдателей и т. д.

В большинстве стран граждане сами решают участвовать им в выборах или нет. Уклонение от голосования получило название абсентеизма. Выделяются следующие причины абсентеизма: отсутствием привлекательных кандидатов и настоящей соревновательности, аполитичность избирателей, их безразличие к общественным делам, протест части избирателей против существующих порядков, их низкий уровень жизни, невысокий образовательный и культурный уровень населения.

Деятельность государства по подготовке и проведению выборов называется избирательным процессом. Выделяют несколько стадий избирательного процесса.

1. Назначение даты выборов. Она может быть определена уполномоченным органом в соответствии с законодательством страны (парламентом, президентом, премьер-министром). В ряде стран дата выборов определена в конституции. В США, например, президентские выборы проводятся в первый вторник ноября месяца каждого високосного года.

2. Регистрация избирателей, составление их списков. В настоящее время в основном используются две формы регистрации: обязательная, когда само государство составляет списки избирателей на основании сведений об их проживании на данной территории (Беларусь, Россия и др.), и добровольная, которая предполагает, что избиратель сам должен зарегистрироваться на избирательном участке (США).

3. Образование избирательных округов и избирательных участков.

4. Создание избирательных органов. Для организационного руководства избирательным процессом создается центральный избирательный орган (в РБ – Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов), территориальные (окружные) избирательные органы, участковые комиссии.

5. Выдвижение кандидатов, формирование партийных списков. Оно возможно несколькими способами: самовыдвижение, выдвижение группой избирателей, политическими партиями, различными общественными объединениями. В советские времена кандидаты в депутаты выдвигались только трудовыми коллективами. Эта практика частично сохранилась в РБ и сейчас.

6. Регистрация кандидатов и партийных списков при пропорциональной избирательной системе.

7. Предвыборная кампания зарегистрированных кандидатов. Она подразумевает действия непосредственных участников выборов: разработку предвыборных программ, агитацию, различные формы работы с электоратом. Для убеждения избирателей в достоинствах кандидатов и преимуществах их программ используются разнообразные средства: реклама в средствах массовой информации (СМИ), особенно на телевидении, участие в политических дебатах, различных шоу, обход квартир избирателей активистами кандидата, адресная рассылка писем от имени кандидата избирателям, раздача атрибутов партийной символики, граффити и др.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...