Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Упражнения на формирование умений коллективной творческой работы

Гекзаметр

I. Метрический — шестистопный дактилический метр с постоянной цезурой (обычно после третьего долгого, т. е. седьмого, слога) и укороченным на один слог окончанием: «— UU — UU — | UU — UU — UU — U», напр. «Quadrupedante putrem sonitu quatit ungula campum». Каждая из дактилических стоп (обычно кроме пятой) могла заменяться равным ей по длительности спондеем. Г. в античной поэзии являлся наиболее распространенным метром, гл. обр. в героическом эпосе, почему и назывался героическим или эпическим стихом. Г. написаны «Илиада», «Одиссея», «Энеида» и др. (см. Метрическое стихосложение).

II. Тонический. В яз. с тоническим стихосложением (см.) — напр. русском, немецком — Г. является одним из видов акцентного стиха и представляет обычно стих с шестью ударениями, с одним или, чаще, двумя безударными слогами между ударениями (т. е. по силлабо-тонической теории шестистопный дактиль с возможной заменой каждой дактилической стопы — хореической) и с серединной цезурой (чаще после седьмого слога): «зде`сь велича`ясь шумит | и ( U ) кле`н и ( U ) я`сень высо`кий». Иногда в Г. пропускаются одно-два ударения (чаще в начале стиха), напр.: «Но не толи`ко меня сокрушает судьба Илиона» или: «Страшно мне перескочить, я исполнена недоуменья» и т. п. Иногда вставляются лишние ударения. Так. обр. Г. является одним из видов дактило-хореического стиха, основным признаком которого является колебание числа безударных слогов между ударными от одного до двух. Такой Г. возникает как подражание античному и получает большое распространение, особенно в Германии, где его культивируют Клопшток («Мессиада»), Гёте («Герман и Доротея»), и в России. Здесь вначале его усиленно развивает Тредьяковский («Тилемахида»); позднее интерес к нему повышается в связи с переводом Гнедичем «Илиады», после чего Г. получает большое распространение (Жуковский, Дельвиг, Фет и др.). Сейчас Г. употребляется редко (например у П. Радимова и Р. Акульшина). См. «Тоническое стихосложение».

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.

гекза́метр

(греч. hexametros – шестимерник), древнейшая форма античного стиха, существующая со времён Гомера. В рус. силлаботонике его имитируют двумя способами: с помощью чистого шестистопного дактиля (такова «Одиссея» в переводе В. А. Жуковского) либо с помощью чередования в строке стоп дактиля и хорея (такова «Илиада» в переводе Н. И. Гнедича). В последнем случае в строке дактилей больше, чем хореев. Стопой хорея может быть заменена любая из шести дактилических стоп, кроме пятой. Цезура при этом может «плавать» в пределах третьей стопы (обычно – между первым и вторым слогом, но иногда – между вторым и третьим).

Гекзаметр – древнейшая форма стиха в античной европейской поэзии. В русской силлабо-тонике гекзаметр (или гексаметр, от греч. hexametros – шестимерник) обычно передают с помощью чистого 6-стопного дактиля:

Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который
Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен,
Многих людей города посетил и обычаи видел…

(Гомер. Одиссея. Песнь I. Пер. В.А.Жуковского)

Другой вариант имитации античного гекзаметра – сочетание в одной строке стоп дактиля и хорея (в процитированных ниже стихах слоги, образующие стопы хорея, выделены курсивом и взяты в скобки):

Кто ж от бо(гов бес)смертных подвиг их к враждебному спору?
Сын громовержца и (Леты) – (Феб, ца)рем прогневленный,
Язву на воинство злую навел; погибали народы…

(Гомер. Илиада. Песнь I. Пер. Н.И.Гнедича)

В русском языке слоги различаются по признаку ударности/безударности, а в древнегреческом они различались по признакудолготы/краткости. Единицами измерения стоп в силлабо-метрической (античной) системе стихосложения являлись не слоги, аморы. Мора – отрезок времени, необходимый для произнесения одного краткого слога, две моры – для произнесения долгого слога. Таким образом, если античная стопа дактиля (– ) состоит из одного долгого и двух кратких слогов, она четырехморна. Четырехморна и стопа спондея (– –), состоящего из двух долгих слогов. Поэтому в греческих и римских гекзаметрах стопы дактиля и спондея сочетались гармонично. А в русском гекзаметре метрическую стопу спондея имитирует силлабо-тоническая стопа хорея (– ).

Как правило, в строке русского гекзаметра дактилей больше, чем хореев. Стопой хорея может быть заменена любая из шести дактилических стоп, кроме пятой (на приведенной ниже схеме скобки указывают на возможность такой стопной замены):

(– )(– )(– / )(– ) –

Это основное правило гекзаметра было однажды сознательно нарушено В.В.Набоковым в эпитафии «Памяти Гумилева» (ниже курсивом даны слоги хореической стопы):

Гордо и ясно ты умер, / умер, как Муза учила.
Ныне, в тиши Елисейской, / с тобой говорит о летящем
медном Петре и о диких / ветрах афри(канских) – Пушкин.

В данном случае нарушение запрета на замену пятой стопы, подчеркнутое отказом от замены предшествующих стоп, имеет важное композиционное значение: неожиданная стопная замена вместе с инверсией и пунктуационным знаком «тире» фокусируют внимание читателя на последнем слове стиха – «Пушкин».

Строка гекзаметра всегда поделена цезурой на два неравных полусти-шия: обычно цезура помещается в третьей стопе и делит ее слоги. Чаще всего цезура следует за первым, ударным слогом третьей стопы, и тогда левое полустишие завершается мужской клаузулой (см. пример из «Одиссеи» в пер. Жуковского). В античном гекзаметре иногда встречается цезура после второго слога третьей стопы, поэтому в русском допустима и женская клаузула в конце первого полустишия (см. пример из «Илиады» в пер. Гнедича).

На этом фоне завершение первого полустишия дактилической клаузулой кажется нарушением общего правила. Дактилическая клаузула почти не подчеркивает цезуру, а при беспорядочном использовании клаузул разных типов ощущение двухчастности каждого гекзаметрического стиха вообще исчезает:

Будь одинок и слеп, как Гомер, и глух, как Бетховен,
Слух же душевный сильней напрягай и душевное зренье,
И как над пламенем грамоты тайной бесцветные строки
Вдруг выступают, так выступят вдруг пред тобою картины,
Выйдут из мрака всё ярче цвета, осязательней формы,
Стройные слов сочетания в ясном сплетутся значенье…

(А.К.Толстой. «Тщетно, художник, ты мнишь, что
творений своих ты создатель!..»)

Форма дактило-хореического гекзаметра, на первый взгляд свободная, в действительности накладывает на поэта целый ряд ограничений. Например, крайне неудачными выглядят гекзаметрические опыты И.С.Никитина. Он для большей «гладкости», музыкальности стиха отказался от стопных замен и писал гекзаметры чистым 6-стопным дактилем («Вечер после дождя», «Подле реки одиноко стою я под тенью ракиты…», «Лесник и его внук» и др.). Несмотря на это, поэту, который так успешно имитировал формы народного русского стиха, гекзаметр все-таки не давался.

Показательно стихотворение Никитина «Буря». В нем цезуры постоянно нарушают смысловое членение фраз:

Там вон от тени крутых / берегов вороненою сталью
Кажется влага. Вдали / полосою широкой, что скатерть,
Тянется луг, поднимаются / горы, мелькают в тумане…

В первом стихе цезура отделила определение от определяемого существитель-ного, во втором – «переадресовала» обстоятельство места, в третьем – неудачно отрезала сказуемое от подлежащего (синтаксическая пауза между «горы» и «мелькают» короче ритмической паузы между «поднимаются» и «горы»).

В некоторых строках цезура просто исчезает: «Мнится, что ожили бога-тыри старой матушки-Руси…» (в данном случае из-за ее сдвига в середину 4-й стопы, нарушающего привычную для читателей соразмерность частей гекзаметра). Наконец, иногда автор не выдерживает 6-стопный строй стиха: «В зеркале вод отразилися небо и берег…», «Что-то шепнет ей и, вольный, умчится далёко…» – 5-стопные строки. Как при уменьшении, так и при увеличении числа стоп в гекзаметрическом стихе его форма разрушается (пример 7-стопных строк – в поэме Жуковского «Ундина»).

Строгая гекзаметрическая форма изначально сопутствовала определенным стихотворным жанрам античной поэзии: эпической поэме («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Труды и дни» Гесиода, «Энеида» Вергилия, «Метаморфозы» Овидия), в том числе пародийному эпосу («Батрахомиомахия»), гимну («Гомеровы гимны»), сатире (стихотворения Горация, Луцилия, Персия), изредка – афоризму (таков моностих Архилоха «Главк, до поры лишь, покуда сражается, дорог наемник» в пер. В.В.Вересаева). В элегиях и эпиграммах использо-валась форма элегического дистиха, представляющая собой последовательное чередование строк гекзаметра и пентаметра.

Гекзаметром были написаны важнейшие произведения европейской древности, поэтому русские поэты использовали его преимущественно при переводах соответствующих памятников литературы или при стилизации, которая помогала подчеркнуть «древность» сюжета, образов, в целом избранной темы (так, Жуковский, выбрав сюжет поэмы «Наль и Дамаянти» из древнеиндийского эпоса «Махабхарата», обращается к древнеевропейской форме гекзаметра).

История русского гекзаметра начинается в первой половине XVIII в. В русской силлабической поэзии гекзаметру соответствовал 13-сложник.

В.К.Тредиаковский в «Новом и кратком способе к сложению российских стихов…» утвердил это соответствие как норму для поэтов-силлабистов: «Эксаметр наш не может иметь ни больше, ни меньше тринадцати слогов». Его поддержал А.Д.Кантемир в «Письме Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских»: «Тринадцатисложный стих <…> всех способнее соответствует эксаметру греческому и латинскому…». По его высказыванию можно судить о том, что представители отечественной силлабики не стремились к точному воспроизведению особенностей античного стиха на русском языке, а лишь выбирали из числа известных им силлабических форм ту, которая могла послужить аналогом «эксаметра».

М.В.Ломоносов в «Письме о правилах российского стихотворства» теоретически обосновал и проиллюстрировал возможность использования 2- и 3-сложных стоп, подобных стопам античного стихосложения. Упомянул он и о возможности смешения в стихе дактилических и хореических стоп, а приведенные им в пример строки, пусть и с рифмами, оказались значительно ближе к древнему гекзаметру, чем 13-сложные силлабические стихи: «Очень также способны и падающие, или из хореев и дактилей составленные, стихи к изображению крепких и слабых аффектов, скорых и тихих действий быть видятся. Пример скорого и ярого действия:

Бревна катайте наверх, каменья и горы валите,
Лес бросайте, живучий выжав дух, задавите».

Действительно, за долгие века существования гекзаметр успел стать универсальной формой, пригодной для изображения разнообразных событий, для описания различных чувств.

Даже Тредиаковский, провозгласивший 13-сложник русским «эксаметром», со временем изменил точку зрения и стал первым из российских поэтов, кто обратился к предложенной Ломоносовым дактило-хореической форме, а потому был назван А.Н.Радищевым «дактило-хореическим витязем». (В тексте приведенного ниже фрагмента из эпической поэмы «Тилемахида» расставлены цезуры и скобками отмечены границы стоп.)

(Я спро-)(сил у не-)(го, / состо-)(ит в чем) (царска дер-) (жавность)?
(Он отве-)(щал: царь) (властен) / (есть во) (всем над на-) (родом);
(Но за-)(коны над) (ним / во) (всем же) (властны ко-)(нечно).

Популяризация гекзаметра связана с переводами поэм Гомера, выполненными Гнедичем и Жуковским. Кроме «Одиссеи», Жуковский перевел «Вой-ну мышей и лягушек» (оригинальное название – «Батрахомиомахия»), фрагменты «Илиады» и «Энеиды», пользовался гекзаметром при записи шутливых протоколов литературного общества «Арзамас». М.Л.Гаспаровназвал Жуковского «величайшим из мастеров русского гекзаметра» и отметил, что он «ощущал разницу между слабо хореизированным и сильно хореизированным стихом: первым он пользовался для высокого эпоса («Аббадона», «Илиада», «Одиссея», отчасти «Энеида»), вторым – для прозаизированного стиля стихотворных повестей, притч и шуток» (Гаспаров М.Л. Русский гексаметр и другие национальные формы гексаметра // Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т. III, О стихе. М., 1997. С.249-250).

А.С.Пушкин, часто пользовавшийся формой элегического дистиха, только трижды обращался к регулярному гекзаметру: в незавершенном наброске «Внемли, о Гелиос, серебряным луком звенящий…», в миниатюре «В роще карийской, любезной ловцам, таится пещера…» и в переводе из Ксенофана Коло-фонского «Чистый лоснится пол, стеклянные чаши блистают…». В пушкинское время представления о гекзаметре ассоциировались у читателей с идиллиями А.А.Дельвига («Цефиз», «Дамон», «Купальницы», «Друзья», «Конец Золотого века», «Изобретение ваяния»).

В середине XIX в. гекзаметром писали оригинальные произведения М.А.Дмитриев («Московские элегии»), Н.Ф.Щербина («Моя богиня» и др.), А.А.Фет («Влажное ложе покинувши, Феб златокудрый направил…» и др.). Редко прибегали к нему поэты-символисты. В ХХ в. гекзаметр использовался в основном для переводов античных авторов.

 

Упражнение 3. Игра «По порядку номеров». Две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к зрителю. У ведущего два комплекта карточек разного цвета с числами от одного до десяти. Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикалывает на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число написано на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа.

По сигналу игроки команд должны построиться так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и без ошибок, выигрывает. Организуйте эту игру со студентами. Учитывается: настрой на игру, выбор места и времени, мотивация; короткий инструктаж; поведение воспитателя во время игры; оценка результатов игры; самоанализ.


Тест «Насколько вы обаятельны?»

Есть ли у вас обаяние? Способны ли вы воздействовать на окружающих и завоевывать их расположение? Ответьте на вопросы «да» или «нет».

1. Можете ли вы увлечь своей идеей человека, разговаривая с ним по телефону?

2. Вы неожиданно добились успеха у того, кто вам не особенно симпатичен. Изменится ли с этого момента ваше мнение о нем, станет ли он вам более приятен?

3. Когда вы пишете, строчки ползут вверх?

4. Можете ли вы с улыбкой уйти от необходимости отвечать на неприятные вопросы? Способны ли вы, не вступая в спор, оста­ваться при своем мнении?

5. Прислушиваетесь ли вы в спорах к мнению, с которым не согласны?

6. Были ли вы в детстве всеобщим любимцем взрослых? Смот­рели ли на вас с восхищением?

7. Часто ли вам говорят комплименты, причем бескорыстно, от чистого сердца?

8. Давно ли вы смотрелись в зеркало?


За ответ «да» - 1 очко, за ответ «нет» - 0.

8-7 - слишком суетливый и самоуверенный, самовлюбленный.

6-5 - обаятельный, приятный в общении, с чувством собственного достоинства, без излишней суетливости.

4-3 - нерешительный, неуверенный в себе, неубедительный.

2-1 - нет обаяния, чувства собственного достоинства, самолюбия.

Задание к теме 6 «Мастерство педагогическогообщения»

Целью занятия является: формирование мастерства общения, понимание его структурных компонентов, определение личностных качеств в процессе общения.


Тест № 1. Умеете ли вы излагать свои мысли?

Инструкция: На каждый из приведенных вопросов следует ответить «да» или «нет».

1. Заботитесь ли вы о том, чтобы быть понятым?

2. Подбираете ли вы слова, соответствующие возрасту, образованию, интеллекту и общей культуре собеседника?

3. Обдумываете ли вы форму изложения мысли, прежде чем высказаться?

4. Ваши распоряжения достаточно кратки?

5. Если собеседник не задает вам вопросов после того, как вы высказались, считаете ли вы, что он вас понял?

6. Достаточно ли ясно и точно вы высказываетесь?

7. Следите ли вы за логичностью ваших мыслей и высказываний?

8. Выясняете ли вы, что было не ясно в ваших высказываниях? Побуждаете ли задавать вопросы?

9. Задаете ли вы вопросы собеседникам, чтобы понять их мысли и настроение?

10. Отличаете ли вы факты от мнений?

11. Стараетесь ли вы опровергнуть мысли собеседника?

12. Стараетесь ли вы, чтобы собеседники всегда соглашались с вами?

13. Используете ли вы профессиональные термины, далеко не всем понятные?

14. Говорите ли вы вежливо и дружелюбно?

15. Следите ли вы за впечатлением, производимым вашими словами?

16. Делаете ли вы паузы для обдумывания?
Обработка результатов

По 1 баллу начислите за ответ «нет» на 5, 11, 12, 13 вопросы и по 1 баллу за ответ «да» на все остальные.

Сумма баллов означает:

от 12 до 16 баллов - отличный результат;

от 10 до 12 баллов - средний результат;

меньше 9 баллов - плохой результат.

Массаж

14. Массаж лица
Положить ладони на лоб так, чтобы кончики пальцев обеих рук касались друг друга. От середины лба производить медленное поглаживание ладонями до околоушной области лица.

Такие же движения производить:

а) от переносицы к ушам;

б) от желобка под носом к ушам;

в) от околоушной области лица к подбородку и обратно;

г) поглаживать кончиками пальцев вокруг глаз (расходящимся движением от середины лба и снова к середине).

15. Повторить все вышеописанные движения, но уже не поглаживающими движениями, а постукивая пальцами (вибрационный массаж).

16. Массаж шеи.

Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз:

а) в области горла, попеременно то правой, то левой рукой;

б) от околоушной области лица, по боковой части шеи до подмышечных впадин (одновременное движение обеих рук);

в) положить обе руки на заднюю часть шеи, близкую к затылку (кончики пальцев обеих рук касаются друг друга), затем руки скользят по боковой части

шеи до подмышечных впадин.

Носовое дыхание

При вдохе через нос холодный воздух согревается, сухой - увлажняется, пыль оседает на волосках слизистой оболочки носа. Это предохраняет голосовые связки от охлаждения, сухости или загрязне­ния. Вдох носом, обеспечивая полное дыхание, не дает вредной для голоса перегрузки. Кроме того, использование носового дыхания предотвращает скапливание слизи в носоглотке и способствует активизации нервно-мышечных тканей носа, принимающих участие в сложном процессе голосообразования и резонирования звука.

17. а) Рот закрыт. Делается короткий вдох носом, ноздри при этом слегка расширяются; при выдохе средними и указательными пальцами производится легкое похлопывание по ноздрям;

б) зажать правую ноздрю пальцем, сделать вдох левой ноздрей, затем зажать левую и, отпустив правую, и выдыхая, производить легкое похлопывание по ноздре. Повторить это упражнение 5-6 раз, зажимая поочередно то одну, то другую ноздрю.

18. Проделать предыдущее упражнение, но теперь на выдохе протяжно тянуть звуки М и Н.

При выдохе слегка постукивать кончиками пальцев то по одной, то по другой, то одновременно по обеим ноздрям.

19. Рот открыт. Сделать вдох через нос, слегка расширяя при этом ноздри, затем постепенно, медленно выдыхать воздух через рот (небная занавеска подтянута вверх). Упражнение повторить несколько раз подряд; рот все время остается открытым.
Тренировка мышц нёба и глотки

20. Произнести медленно 3-4 раза подряд согласные К и Г, затем медленно, беззвучно, почти не открывая рта, но хорошо раскрывая полость зева, произнести 3-4 раза подряд гласные А, Э, О.

21. а) Произнести медленно, беззвучно А, Э, О, стараясь шире раскрыть зев, а не рот; затем, повторяя (беззвучно) эти гласные, наклонить голову вниз, до соприкосновения с грудью; потом плавным медленным движением запрокинуть голову назад (продолжая произнесение гласных);

б) наклонить голову вправо, как бы желая положить ее на плечо, потом плавно наклонить голову влево (в этом положении беззвучно повторяя гласные).

22. а) «Прополоскать» на выдохе рот и горло воздухом, вспомнив, как это делается при полоскании водой и стараясь точно воспроизвести эти движения;

б) слегка погладить ладонями рук сверху вниз горло и верхнюю часть грудной клетки; затем, похлопывая шею и грудь кончиками паль­цев, протяжно тянуть (на выдохе) согласные М - МЬ - М - МЬ - М - МЬ. При этом твердые М плавно переливаются в МЬ мягкие и наоборот (насколько хватает воздуха). Вдох носом.

23. Раскрыть рот (расстояние между зубами два пальца), произнести звукосочетание АММ...АММ...АММ... (звук А - тихим, легким шепотом, звук

М - протяжно, звучно). Повторить это упражнение несколько раз.

Упражнения для губ

24. Массаж мышц верхней и нижней губы:

а) поглаживать указательными пальцами обеих рук мышцы верхней губы одновременно с поглаживанием мышц нижней губы средними пальцами (движение от центра губ к уголкам);

б) произносить сочетания согласных ГЛ, ГН, ВН, подтягивая после каждого сочетания вверх верхнюю губу. Звуки Л, Н, В тянуть;

в) произносить сочетания КС, ГЗ, ВЗ, оттягивая вниз нижнюю губу. Щелевые звуки С, 3 тянуть. При движении губ вверх и вниз прижимать их к деснам.

Для тренировки верхней губы следует применять сочетания ГЛ, ВЛ, КЛ, РЛ, ШЛ, ДЛ, ГН, ВН, ТН, ДН, артикуляция которых требует подтянутой верхней губы.

Для тренировки нижней губы мы рекомендуем сочетания КС, ГЗ, БЗ.

Упражнения для языка

25. Расслабить мышцы языка, придав ему форму «лопаты», высунуть его вперед (па нижнюю губу) и произнести гласные И, Э, не убирая язык за зубы. Повторить это сочетание 4-6 раз подряд.

26. Приподнять кончик языка и. скользя по твердому нёбу назад придать ему форму «крючка», затем произнести гласные О, У, не меняя положения языка.

27. Протяжно тянуть согласный М, проводя кончиком языка по верхней и нижней деснам (рот раскрыт).

28. Тянуть звук М, поглаживая, при закрытом рте, языком слизистую оболочку полости рта (нёбо, внутреннюю сторону щек и губ).

Вибрационный массаж со звуком

(проверка ощущения звука в резонаторах)

29. Тянуть поочередно одно из следующих сочетаний: ЗМ, ЗН, ВМ, ЖН, ГМ, ГН, производя одновременно постукивание по носу сверху вниз и снизу вверх; вокруг рта и околоушной области лица и по середине носа; от середины лба, вокруг глаз и снова по носу, время от времени прикладывая ладони к костяку лица, для ощущения вибрации; по шее сверху вниз по обеим сторонам до
подмышечных впадин и верхней части грудной клетки.

П-Б

А вон и долгополый –
Сторонкой за сугроб...
Что нынче невеселый,
Товарищ поп?
(А. Блок)

Т - Д

Сяду я за стол –
Да подумаю:
Как на свете жить
Одинокому?
Нет у молодца
Молодой жены,
Нет у молодца
Друга верного.
(А. Кольцов)

К - Г

Густеет сумрак, и с полей...
Уходят жницы... Уж умолк
Вдали и плач и смех детей,
Собачий лай и женский толк.
Ушел рабочий караван...
И тишина легка в полях!..
Как бесконечный ратный стан,
Кругом снопы стоят в копнах...
(А. Майков)

Ф - В

Пронзив зигзагами огня
Густую синеву,
To вверх взлетают светляки,

To падают в траву.
To озарят зеленый куст,
To лепестки цветов,
И так становится легко
От этих светляков.
(А. Гарнакерьян)

М - Н - Л

Здесь я слушал сказанье седого Днепра.
О, как в душу запало мне слово Днепра!
Благородство и смелость - основа Днепра,
Не забуду и прелесть ночного Днепра.
(М. Турсун-Заде)

Р

Швед, русский — колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
(А.С. Пушкин)

С - 3

Золотые нивы.
Гладь и блеск озер,
Светлые заливы,
Без конца простор,
Звезды над полями,
Гладь да камыши...
Так и льются сами
Звуки из души.
(А. Кольцов)

Ш - Ж

Гроза прошла -- еще курясь, лежал
Высокий дуб, перунами сраженный,
И сизый дым с ветвей его бежал
По зелени, грозою освеженной.
A уж давно, звучнее и полней.
Пернатых песнь по роще раздалася.
И радуга концом дуги своей
В зеленые вершины уперлася.
(Ф. Тютчев)

Ч - Щ

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали... «Что там в поле?» -
«Кто их знает? Пень иль волк?»
(А.С. Пушкин)

Ц

И одиннадцать месяцев длилась резня,
И одиннадцать месяцев целых
Чудотворная крепость, Россию храня,
Хоронила сынов ее смелых.
(А. Апухтин)

Скороговорки

1. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

2. Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.

3. Купи кипу пик, Кипу пик купи. Пик купи кипу.

4. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!

5. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

6. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

7. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

8. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.

9. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

10. На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор!

11. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

12. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

13. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

14. Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

15. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

16. Либретто Риголетто.

17. Не жалела мама мыла. Мама Милу мыла мылом. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

18. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

19. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

20. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши и не пачкай уши тушью.

21. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Стихотворные тексты

...Бури грохот, бури свист!
Вихорь хладный! Вихорь жгучий!
Бьет меня древесный лист...
(Е. Баратынский)

Луну я взглядом провожал
По светлым небесам,
А конь мой весело бежал,
Он знал дорогу сам.
(С. Маршак)

Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
От вершин скользя к вершинам,
Ветр ползет лесною высью,
Слышишь ржанье по долинам?
То табун несется рысью.
(А. Фет)

Мимо
баров и бань.
Бей, барабан!
Барабан, барабань!
Были рабы!
Нет раба!
(В. Маяковский)

Примеры прозаических текстов

Значит, ты принимаешь меня за человека, для которого деньги - это все, за корыстолюбца, за продажную душонку? Так знай, приятель, что предложи ты мне кошелек, наполненный пистолями, и будь этот кошелек в роскошной шкатулке, а шкатулка в драгоценном футляре, а футляр в великолепном сундучке, а сундучок в редкостном поставце, а поставец в великолепной комнате, а комната в приятнейших апартаментах, а апартаменты в дивном замке, а замок в несравненной крепости, а крепость в знаменитом городе, а город на плодоносном острове, а остров в богатейшей провинции, а провинция в цветущей монархии, а монархия в целом мире, - так вот, если б ты предложил мне весь мир, где была бы эта цветущая монархия, этот плодоносный остров, этот знаме­нитый город, эта несравненная крепость, этот дивный замок, эти приятнейшие апартаменты, эта превосходная комната, этот редкостный поставец, этот прекрасный сундучок, этот драгоценный футляр, эта роскошная шкатулка, в которой лежал бы кошелек, наполненный пистолями, то меня это так же мало интересовало бы, как твои деньги и как ты сам.
(Ж-Б. Мольер)

В 1870-х годах, в те времена, когда не было еще ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеоринового света, ни пружинных низких диванов, ни мебели без лаку, ни разочарованных юношей со стеклышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше время, - в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собой целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой пыльной и грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики, - когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек, на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были еще молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин и из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно и не нечаянно уроненные платочки, наши матери носили ко­ротенькие талии и огромные рукава и решали семейные дела вынима­нием билетиков; когда прелестные дамы-камелии прятались от дневно­го света, - в наивные времена масонских лож, мартинистов, тугенбунда, во времена Милорадовичей, Давыдовых, Пушкиных, - в губернском городе К. был съезд помещиков и кончались дворянские выборы.
(Л.Н. Толстой)

Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо и весь чиновний народ наелся и отобедал, кто как мог, сообразно с получаемым жалованьем и собственной прихотью, - когда все уже отдохнули после департаментского скрипенья перьями, беготни, своих и чужих необходимых занятий и всего того, что задает себе добровольно больше даже, чем нужно, неугомонный человек, - когда чиновники спешат предать наслаждению оставшееся время: кто побойчее, несутся в театр; кто на улицу, определяя его на рассматриванье кое-каких шляпонок; кто на вечер истратить его в комплиментах какой-нибудь смазливой девушке, звезде небольшого чиновного круга; кто, и это случается чаще всего, идет просто к своему брату в четвертый или третий этаж, в две небольшие комнаты с передней или кухней и кое-какими модными претензиями, лампой или иной вещицей, стоившей многих пожертвований, отказов от обедов, гуляний; словом, даже в то время, когда все чиновники рассеиваются по маленьким квартирам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, прихлебывая чай из стаканов с копеечными сухарями, затягиваясь дымом из длинных чубуков, рассказывая во время сдачи какую-нибудь сплетню, занесшуюся из высшего общества, от которого никогда и ни в каком состоянии не может отказаться русский человек, или даже, когда не о чем говорить, пересказывая вечный анекдот о коменданте, которому пришли сказать, что подрублен хвост у лошади фальконетова монумента, - словом, даже тогда, когда все стремится развлечься, Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению.
(Н.В. Гоголь)

Куда ни пойдет она, - уже несет с собой картину; спешит ли ввечеру к фонтану с кованой медною вазой на голове, - вся проникается чудным согласием обнимающая ее окрестность: легче уходят вдаль чудесные линии албанских гор, синяя глубина римского неба, прямей летит вверх кипарис, и красавица южных дерев, римская пинна, точнее и чище рисуется на небе своею зонтикообразною, почти плывущею в воздухе верхушкою. И все, и самый фонтан, где уже столпились в кучу на мраморных ступенях одна выше другой албанские горожанки, переговаривающиеся сильными серебряными голосами, пока поочередно бьет вода звонкой алмазною дугой в поставленные медные чаны, и самый фонтан, и самая толпа - все, кажется, для нее, чтобы ярче выказать торжествующую красоту, чтобы видно было, как она предводит всем, подобно как царица предводит за собою придворный чин свой.
(Н.В. Гоголь)

Упражнения по развитию дыхания

1. Произнесите ха-ха-ха (3 р.) и потрясите при этом звук с помощью рук.

2. Вдохните, задержите дыхание на три счета и выдыхайте на звуке "С", следя за тем, чтобы звук был непрерывным.

3. Сильный вдох через нос. На выдохе считайте, чуть растягивая гласные: pa-аз, два-а, три-и, четы-ыре и т.д. до 20.

4. Вдохните, задержите дыхание на один счет и выдыхайте, произнося таблицу гласных: и-э-а-о-у-ы (или: и, е, я, ё, ю, и). Это упражнение можно выполнять на сочетаниях согласных и гласных: ми—мэ - ма—мо—му - мы и др.

5. Упражнение "Цветочный магазин". Встаньте, сделайте вдох, представьте, что нюхаете цветок. При этом живот выдвигается вперед, ребра расширяются, низ живота произвольно подтягивается. Выдох медленный, плавный. Упражнение повторить 3—4 раза.

6. Упражнение "Свеча". Возьмите узкую полоску бумаги и, представив себе, что это зажженная свеча, дуйте на нее. Выдыхаемая струя воздуха должна быть без резких колебаний — бумажка контролирует ровность выдоха. Вариант этого упражнения: задувайте 3, 5...10 воображаемых свечей на одном выдохе или медленно выдыхая на каждую свечу.

7. Упражнение "Проколотый мяч". Представьте себе, что у вас на уровне груди находится большой резиновый мяч. Он проколот. Если на него нажимать слышно, как выходит воздух. Имитируйте звук подражательным "с-с-с-с.....". Нажимайте на "мяч" ладонями легко, без усилий. Выдох должен быть плавным, энергичным, не ослабевающим к концу.

8. Упражнение "Звукоподражание". а) Вдох, свист ветра: "с-с-с-с-с-с ", б) Вдох, шум леса: "ш-ш-ш-ш-ш.....", в). Вдох, жужжание жука: ж-ж-ж-ж.....", г) Вдох, рокот трактора: р-р-р-р-р....."

9. Упражнение "Поймай комара". Руки раздвигаются в стороны — делается вдох. При постепенном сближении ладоней делается выдох. На расстоянии вытянутых рук находится комар, его надо поймать, но так чтобы не спугнуть: "з-з-з-з.....". Прихлопнув комара, руки быстро развести в стороны и снова сделать вдох.

10. Представьте, что у вас замерзли руки — согрейте их своим дыханиием, проверяя, правильное ли у вас дыхание (диафрагмально-рёберное).

11. Вдохните, наберите побольше воздуха и говорите до тех пор, пока хватит воздуха:

Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:
Раз Егорка,
Два Егорка,
Три Егорка
(И так далее до 33 Егорок).

Можно соревноваться с товарищами: кто сможет дольше считать, не делая вдоха.

12. Вдохнуть и на выдохе произнести две строчки стихо­творения М.Лермонтова "Русалка". Затем сделать новый вдох и произнести другие 2 строки. И т.д.

Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной; (вдох)
И старалась она

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...