Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение права и государства и его влияние на становление науки о государстве и праве.

Юридические школы в эпоху средневековья.

Средневековая юридическая мысль в Европе развивалась под заметным влиянием римской юриспруденции. С возникновением в Европе первых городов в XII веке появляются люди, занимающиеся интеллектуальной деятельностью. При монастырях возникают школы, сначала они были только «внутренними» – в них обучали молодых монахов, а затем они начали обучать учеников с разных мест. Исследования в области права (как и медицины) сначала сосредоточились в Италии. Здесь появились первые юридическиешколы - в Павии, Равенне и других городах. Значительное внимание в них уделялось изучению соотношения римского права и местных обычаев. Римское право являлось во многом способом восполнения пробелов местного обычного права. При этом зачастую положениям римского права стало придаваться всеобщее универсальное значение.В XII веке всех затмила школа в Болонье. В этом городе начали выступать известные знатоки римского права, комментировавшие Кодекс Юстиниана, здесь монах Грациан впервые создал кодекс канонического права, который облегчил обучение квалифицированных правоведов для нужд Церкви. В это же время за римским правом признается статус основного источника права, и связано это главным образом с деятельностью юристов возникшего в конце века Болонского университета,который вскоре стал центром тогдашней юридической мысли. В этом же направлении развивалась юриспруденция и в других университетах – Падуе, Пизе, Париже, Орлеане и др.

Юриспруденция в эпоху Нового времени.

Юридическая наука и юридическое образование в эпоху Нового времени приобретает все более отчетливые современные черты и все больше отходит от присущего средневековью духа схоластики и догматики. По сути Новое время – это база всей современной юриспруденции, в это время творили такие выдающиеся мыслители, как Н. Макиавелли, Дж. Локк, Г. Гроций, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Т. Джефферсон, И. Кант, Гегель и др. В этот период появились первые профессиональные юристы, многие из современных юридических профессий. Период нового времени характеризуется, прежде всего, становлением передовых на тот момент буржуазных отношений в Западной Европе. Новые мощные социальные силы выступают против феодального общества, государства и права. Они пытаются получить власть и преобразовать их на новый, капиталистический лад. Новые общественные отношения быстро находят отклик в трудах ученых-философов и юристов. Их идеи дают идеологическое обоснование грядущим изменениям, в практическом же плане они способствуют обновлению наиболее отживших государственно-правовых институтов. Большое значение для обновления правовой действительности данного периода играет протестантизм и его учение. Продолжает оставаться важным для значительного числа европейских стран и влияние римского права. Заметной вехой в процессе обновления юридической мысли и дальнейшего развития юриспруденции как науки стало творчество выдающегося голландского юриста Г.Гроция(1583— 1645).Отмечая юридический профиль своего исследования, Гроций подчеркивал отличие юриспруденции как «науки права» от науки о политике. Предмет юриспруденции, по Грецию, — это право и справедливость, предмет науки о политике целесообразность и польза. Также Происходит формирование национальных правовых систем. Большинство из них восприняли традиции римского права. Для нового права европейских государств была характерной концепция естественного права. Право активно реформировалось, изменялись его нормы и институты, происходило их приспособление к буржуазным отношениям. Изменяется и соотношение и значение отдельных правовых источников. В большинстве европейских стран постепенно все большее влияние приобретают нормативные правовые акты.

Возникновение права и государства и его влияние на становление науки о государстве и праве.

2.Содержание понятие права (jus) и возникновение науки юриспруден-ции в Древнем Риме.
Родиной юридической науки и первых форм целенаправленной подготовки профессиональных правоведов по праву можно считать Древний Рим. Обозначением общего понятия права – во всем многообразии предполагаемых оттенков и соотношений – являлось латинское слово jus, имеющее древнейшее, еще индоарийское происхождение. Данное понятие имело чисто социальную наполненность, выражало некий выработанный самими людьми закон человеческого общежития. В этом отношении оно противопоставлялось понятию fas как установлению, имеющему божественное происхождение. Fas представлял собой род священного, единожды и навсегда установленного права, переданного людям в виде общих заветов, гарантированных божественным возмездием. Это право определяет как бы внешние рамки существования общины (святость гостеприимства, соблюдение межобщинных и международных договоров, статус главы рода или общины), и санкцией за его нарушения следует изгнание из общины или «предание воле богов». Jus же – это внутреннее право общины, формируется оно общественным согласием без всякого участия высших сил, а его обязательность основывается либо на целесообразности следования предписанному, либо на властной принудительности.
Понятие права в римской юридической культуре имело много различных оттенков. Правом могли обозначаться правила общежития в отличие от нравов и обычаев. Право могло обозначать определенное общественное или государственное состояние – в отличие от бесправия. Наконец, право могло сливаться с более общим понятием правопорядка вообще. Под этим словом могла пониматься совокупность норм, отличающаяся по своему источнику: право писаное - право неписаное; по историческому значению: право новое – право древнее. Jus обозначало и субъективное право: право кого либо на выражение воли, на завещание или даже более узко – на отказ от опекуна.
Несмотря на множественность своих значений, для того чтобы быть правом в юридическом смысле, т. е. функционирующим в сфере регулирования общественных отношений, право должно было отвечать некоторым основным критериям. По большому счету их можно выделить два: а) властно-обязывающая принудительность; б) выраженность в конкретных юридических нормах, представляющих особую форму существования этого права. Такое светское, конкретно-юридическое понимание права возникает в Риме на рубеже конца IV начала III в. в. до н. э. Связано это во многом с именем Гнея Флавия, который первым опубликовал сборник процессуально-правовых формул, впоследствии совокупность этих формул стали именовать цивильным правом (jus zivile).
Так, собственно и возникла наука юриспруденция – наука о праве (jus), т. е. правоведение. Знатоки права стали называться юристами. Начало систематическому публичному преподаванию юриспруденции положил первый верховный понтифик Тиберий Корунканий, который в 253 г. до н. э. в присутствии своих учеников начал разбирать юридические вопросы, и открыто высказывать по ним свое мнение.
Римские юристы помнили о своем высоком призвании и греческих корнях. Один из самых авторитетных римских юристов Ульпиан объяснял это тем, что они заботятся о справедливости, возвещении понятий добра и эквивалента (т. е. равенства), помогают людям отличать дозволенное от недозволенного и ведут людей к совершенному не только путем страха наказания, но и путем поощрения. Он же определял юриспруденцию как «познание божественных и человеческих дел, знание правового и неправового». В целом, как говорили римские юристы, предмет юриспруденции один – справедливость, ведь само слово право (jus) восходит к термину justizia, которое и обозначает справедливость. Встречается и такое определение: «право есть искусство добра и эквивалента». При этом изначально кроме обозначения и раскрытия собственно особенностей и признаков права, юриспруденция стала включать в себя и правовые трактовки проблем организации и деятельности государства, т. е. вбирало в себя и науку о государстве (государствоведение).
Существенное значение также имело деление всего права на публичное и частное. Публичное право, согласно классическому определению Ульпиана, относится к положению римского государства, частное право – к пользе отдельных лиц. Римские юристы большей частью интересовались частным правом (и особенно гражданским), но в то же время много внесли и в публичное право (государственное, административное, финансовое, военное право). Большой вклад внесли они и в исследование проблем теории государства и права, разработку основополагающих юридических понятий, обоснованию предмета и методов юридических исследований. Принципиально важно то, что предметная сфера юриспруденции с первых моментов зарождения науки включала в себя не только учение об источниках права (то, что позднее стали называть позитивными правом), но и теорию естественного права. В этом римские юристы опирались на достижения древнегреческой философской мысли.

 

3. Роль римских юристов в становлении юридической науки.
Исключительно важным и своеобразным источником развития римского права в классический период становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности всей правовой системы Древнего Рима. Римская юриспруденция приобретает чисто светский характер начиная с плебейского понтифика Тиберия Корункания (с 254 года до н.э.), правовые консультации которого впервые носили публичный и открытый характер. Юристы республиканского периода играли важную роль в судебной практике. Они давали юридические консультации, особенно по вопросам судебного процесса, формулируя в связи с ними правовые ответы, редактировали и составляли юридические акты, в ряде случаев принимали участие в самом судебном процессе, оказывая помощь одной из сторон. Юристы республиканской эпохи происходили, как правило, из аристократических кругов — из сенаторской знати, а в 1 в. до н.э. также и из всадников. В эпоху принципата круг юристов становится, шире. Многие из них, например Ульпиан, Гай и другие, были уже не римлянами, а выходцами из восточных провинций. Юристы этого времени играли более активную роль в развитии юридической доктрины и практики, были подлинными творцами классического римского права. Важное значение приобретает преподавательская деятельность юристов. В 1 — начале 11 в. н.э. возникают две основные школы права: сабиньянцы (основатель Капитон) и прокульянцы (основатель Лабеон), которые вели преподавание права и давали разную трактовку некоторых (правда, второстепенных) правовых институтов. Наиболее известными представителями первых были Сабин и Юлиан, а вторых — Прокул и Цельз. Римские юристы составляли многочисленные труды. Одни из них предназначались для учебных целей, другие — для практического использования. Важное место среди работ римских юристов занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (143 год н.э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала. Институции Гая в основном посвящены разбору гражданского (цивильного) права. От институции других римских юристов они отличаются большей полнотой и четкостью изложения. В них дается стройное и логичное деление гражданского права: Хотя многие исследователи не считают систему, использованную Гаем, оригинальной, она была значительным шагом вперед в понимании права. Здесь впервые материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права — от средств их защиты.

 

4. Основные этапы развития юриспруденции в Древнем Риме. Кодекс Юстиниана и его роль в становлении европейского права.
В Древнем Риме право было изначально занятием понтификов, одной из коллегий жрецов. Раз в год один из понтификов сообщал частным лицам позицию и решения коллегии по правовым вопросам. К 300г до н.э. понтифики перестают играть какую-либо роль в юриспруденции, и происходит ее освобождение от них. Начало светской юриспруденции связано с именем Гнея Флавия, который был писцом у видного государственного деятеля Аппия Клавдия Цэка. Флавий похитил у Цэка сборник юридических формул, составленных государственным деятелем, и опубликовал их. Эта публикация получила название «Цивильное право Флавия». В 253 году до н.э. верховный понтифик из плебеев Тиберий Корунканий положил начало публичному обучению юриспруденции, когда начал в присутствии учеников в открытую разбирать юридические вопросы и высказывать свое мнение по поводу них. В начале IIв. До н.э. Сект Элий Пет дополнил сборник Гнея Флавия новыми исковыми формулами. Он опубликовал книгу, в которой соединил законы XII таблиц с комментариями юристов и исковыми формулами. Своего расцвета римская юриспруденция достигла в последний период республики. Уже первые императоры стремились приобрести поддержку влиятельной юриспруденции и, если это было возможно, подчинить ее своим интересам. Исходя из этих целей, выдающиеся юристы с правлением Августа получили право давать ответы от имени самого императора. Эти ответы пользовались большим авторитетом и постепенно стали носить обязательный характер для судей. А уже в III веке на некоторые положения юристов-классиков ссылались как на текст закона, т.е. носили нормативный характер. Со второй половины III века происходит упадок римской юриспруденции, т.к. императоры приобрели законотворческую власть, и прекратилась правотворческая деятельность римских юристов. Сочинения этих выдающихся юристов легли в основу проведенной в VI веке во время правления византийского императора Юстиниана кодификации – всесторонней систематизации всего римского права. Кодекс Юстиниана включал в себя: 1) Институции – систематизированное изложение основ римского права, его главных догматов; 2) Дигесты – главная часть, включавшая в себя отрывки из сочинений наиболее известных римских юристов; 3) Кодекс – систематизация императорских конституций. Кодификация Юстиниана способствовала дальнейшему развитию юриспруденции и явилась толчком для появления первых в истории учебных заведений, начавших подготовку профессиональных юридических кадров. Так, с опубликованием Дигест 16 декабря 533 г. Юстинианом был учрежден 5-летний цикл обучения в юридических школах Бейрута и Константинополя

5. Развитие юриспруденции в Средние века. Образование первых универ-ситетов и их роль в распространении правовых знаний.
Средневековая юридическая мысль в Европе развивалась под заметным влиянием римской юриспруденции. С возникновением в Европе первых городов в XII веке появляются люди, занимающиеся интеллектуальной деятельностью. При монастырях возникают школы, сначала они были только «внутренними» – в них обучали молодых монахов, а затем они начали обучать учеников с разных мест. Исследования в области права (как и медицины) сначала сосредоточились в Италии. первые университеты в Европе возникли на базе школ при монастырях: некоторые из них вскоре пришли в упадок, а некоторые превратились в университеты. Термин «университет» означал поначалу «совокупность профессоров и студентов, обучающихся в одном центре». С течением времени некоторые центры учености, имевшие факультеты теологии, права или медицины стали университетами уже в другом, современном смысле: они имели хартии, уставы и устоявшиеся формы управления. К XIII веку наиболее передовые позиции занимал Парижскийуниверситет. Он был создан представителями монашеского ордена доминиканцев и францисканцев. Чуть позже был основан коллеж Сорбонна, который затем и дал название Парижскому университету. В университете функционировало 4 факультета: теологии, свободных искусств, медицины и права. Обучение в университете было долгим, хотя и приходили туда гораздо более молодыми, чем сегодня. Основной формой обучения была лекция, которая сопровождалась комментариями и замечаниями. Затем позднее лекции становились более свободными и похожими на современные. Заметной чертой университетской жизни являлись диспуты. На них обсуждались спорные вопросы: сначала формулировалась проблема, потом излагались и обосновывались различные мнения, студенты давали ответы, после следовало решение профессора. Несколько раз в год устраивались более свободные обсуждения, открытые для преподавателей, студентов и гостей, на них могли обсуждаться какие угодно вопросы.Выпускные экзамены были достаточно сложными и многоступенчатыми. Так, в Болонском университете новоиспеченный доктор права получал свою степень в два этапа: собственно экзамен и публичный экзамен, который по своей сути представлял скорее церемонию вступления в должность. Незадолго до личного экзамена кандидата представляли ректору, он заверял последнего, что исполнил все, что от него требуется уставами, и что он не пытался подкупить экзаменаторов. Затем ему давали тексты законов для комментирования, он удалялся к себе и готовил комментарии. Комментарии затем зачитывались перед коллегией докторов, которые задавали вопросы. Публичный экзамен проходил в присутствии студентов, которые также задавали вопросы. После прохождения испытаний выпускнику вручали лицензию, дающую право преподавать и соответствующие знаки отличия: кафедру, раскрытую книгу, золотое кольцо, судейскую шапочку или берет.Если говорить о юридической науке в средние века, то можно выделить несколько основных школ. Первой из таких, получивших широкую известность школ, являлась школа глоссаторов. Представители этого направления средневековой юриспруденции занимались толкованием текстов римского права – свода Юстиниана, и особенно Дигест. Римское право стало ведущим источником всего позитивного права средневековой эпохи. Первыми глоссаторами были юристы Болонского университета. Юриспруденция глоссаторов внесла заметный вклад в развитие всего позитивного права. Выдающуюся роль здесь сыграл знаменитый правовед, работавший в Болонском университете Ирнерий.Он и его последователи занимались тщательным изучением юридических источников, при этом они строго следовали текстам законов, а противоречия между правом (справедливостью) и законом разрешали в пользу законов. Судья в своих решениях не должен руководствоваться своими собственными ощущениями, а должен строго следовать требованиям официального законодательства. Глоссаторы, таким образом, были первыми европейскими законниками.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...