Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформаторская деятельность Петра I и появление первых профессио-нальных юристов в России.

Выдающуюся новаторскую роль в этом процессе, безусловно, сыграла личность и реформаторская деятельность Петра I.Именно его любознательность и неуемный характер способствовали тому, что Россия, наконец, начала выходит из патриархально отсталого состояния. Петр много ездил по Европе и отчетливо осознавал, что Россия и россияне существенно отстают от передовых стран по уровню образования и подготовленных управленческих кадров, способных решать стоящие перед обществом задачи. Он также видел, что в Западной Европе накоплен большой опыт в преподавании и распространении правовых знаний. Поэтому он стремился использовать в своих реформах весь опыт, накопленный европейцами. Выявлению потребности в профессиональных правоведах способствовала и историческая обстановка, сложившаяся в конце XVII начале XVIII в. Это было время постепенного преодоления потрясений Смутного времени, которое включало в себя, помимо прочего, и развитие права как регулятора общественных отношений, а также организации эффективной деятельности государственного аппарата в центре и на местах. Кроме всего прочего, в обществе настоятельно ощущалась общая надобность в людях, в профессиональные обязанности которых входило бы знание законов и других нормативных актов. Но только начиная с XVIII в.- с созданием системы научно-педагогических учреждений, основания Академии наук, появления первых университетов и других учебных заведений, - началась регулярная и планомерная подготовка юридических кадров. По мнению профессора Московского университета середины XIX в. Ф. Л. Морошкина, своеобразным толчком к становлению юридического образования в России явилось Соборное Уложение 1649 г., которое стало первым по сути кодексом русских законов. Именно в это время возникает потребность в людях знающих и умеющих толковать закон. Необходимо учитывать и то, что активная реформаторская деятельность Петра сопровождалась изданием множества нормативных актов, многие положения которых противоречили предписаниям Соборного Уложения, что способствовало повсеместному нарушению законности. Петру I в этих условиях надо было решить две взаимосвязанные задачи: а) упорядочить имеющееся законодательство; б) сформировать слой управленцев, которые бы обладали знаниями в области юриспруденции. Сложившийся на тот момент порядок подготовки законоведов путем приобретения практических навыков при разрешении конкретных дел в силу своей длительности и отсутствия теоретической подготовки был уже непригоден. ешение этой непростой проблемы было возможно лишь на путях прямого заимствования юридических знаний, выработанных народами Европы. Рецепция этих знаний осуществлялась в трех взаимосвязанных направлениях: 1) приглашение на службу иностранцев, обладающих специальными знаниями; 2) организация своей системы подготовки юристов, подобно той, что сложилась в Западной Европе, и которая заключалась не только в изучении практики, но и теории права и теоретических основ законодательства; 3) направление молодых россиян на обучение за границу. Иными словами у истоков российской юриспруденции стояли представители европейской юридической науки и, прежде всего, немецкие правоведы. Петровские реформы ломали одни и развивали другие культурные традиции предшествующего периода. Знаменательным и характерным для истории России начала XVIII в. стало введение указом Петра от 01.01.01 г. обязательного (практически принудительного) обучения для дворянства. Не прошедшим обучения и не сдавшим экзамена запрещалось жениться, Дворянские и боярские дети учились и до Петра, однако именно при нем организация образования стала одним из важнейших направлений государственной деятельности.

9. Образование Московского университета и становление юридического образования в России: особенности и проблемы.

1755 по 1864 г. г. распадается на два временных отрезка: а) с 1755 г. до начала XIX в.; б) с начала XIX в. до 1864 г.Первый период ознаменован основанием в Москве первого в России университета, а также формированием концепции и структуры юридического образования в Московском университете, появлением профессуры из «природных россиян» (С. Е.Десницкий и И. А.Третьяков), созданием первого труда по российскому праву. Главную роль во всех этих процессах сыграл выдающийся отечественный ученый и общественный деятель М. В. Ломоносов, который основал Московский университет и заложил фундамент всего университетского образования в России.Предложенную им структуру юридического образования М. В.Ломоносов создавалась под влиянием европейского образования, основу которого составляло изучение таких фундаментальных дисциплин, как философия, этика, политика, история, римское право. Иного подхода к выработке концепции высшего юридического образования быть не могло, поскольку аналогов его в России не было, да и сам М. В.Ломоносов получал образование в Германии. Первоначально в состав Московского университета вошли 3 факультета – философский, медицинский, юридический. Необходимость создания юридического факультета М. В.Ломоносов объяснял тем, что «наука о правах по природе есть как бы основание всех прав и законов». Однако при всем при этом становление юридического образования шло с большим трудом: в 1765 г. на правовом отделении Московского университета обучался всего один студент.Первым и единственным в течение 10 лет профессором, работавшим на юридическом факультете, был австрийский ученый Филипп Генрих Дильтей (). Он один представлял все правоведение. В каталоге своих лекций он поместил такие предметы, как римское, криминальное, феодальное право. Однако главным предметом оставалось естественное право, являвшееся особой интерпретацией Дигест Юстиниана. Именно Дильтей предпринял первые попытки серьезного изучения российского права. в Московском университете читались следующие курсы – естественное право, народное право, всеобщее положительное право, римское право, история римского права, политика, общая энциклопедия, история русского права, практическое российское право, практическое российское законодательство, философия. Эпизодически читались военное и морское право.

10. Реформы 60-х г. XIX в. и их влияние на дальнейшее развитие юридической науки и образования.
Этапы развития юриспруденции и юридического образования в России. Реформаторская роль Петра I в становлении юридического образования и специфика осуществляемых им преобразований. Московский университет (1755) как первое в истории России высшее учебное заведение. Роль иностранных ученых и преподавателей в распространении юридических знаний. Первый «природный россиянин»-профессор права С. Е.Десницкий и его роль в истории юридической науки и права.
Реформы 60-х г. XIX века и их революционное влияние на дальнейшее развитие юриспруденции в России. Изменение принципов судопроизводства по Судебной реформе 1864 г. и появление новых юридических профессий. Роль адвокатов и мировых судов в демократизации юридической деятельности. Возрастание престижности профессии правоведа и интенсификация развития юриспруденции и юридического образования. Многообразие методологических подходов и научных школ в исследовании государственно-правовых явлений и расцвет юридической мысли в России.
Советский этап в развитии юриспруденции как отражение тоталитарной сущности государства «диктатуры пролетариата». Замена права «революционной целесообразностью» и понижение значимости юридической профессии. Закрытие юридических факультетов и подчинение научных исследований в области государства и права классово-идеологическим принципам. Несоответствие общего количества юристов действительным потребностям общества.
Радикальные преобразования середины 80-х-начала 90-х г. г. ХХ века и их влияние на процессы развития юриспруденции и юридического образования. Востребованность юридической профессии в новых исторических условиях. Коммерциализация юридического образования и резкое увеличение юридических факультетов как следствие проникновения рыночных принципов в сферу образования. Противоречивое состояние современной юриспруденции в России.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...