Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Период становления независимых государств

Новый этап развития африканского права связан с получением государствами Африки независимости. И здесь примечательны две тенденции. С одной стороны, сохранялись почти без изменений прежние принципы, законы и иные акты, привнесенные из европейских правовых систем.

С другой стороны, интенсивно развивается новое право молодых африканских государств, причем в русле стран социалистической и капиталистической ориентации. В юридических научных исследованиях 60–80-х гг. дуализм правового развития был про- анализирован весьма обстоятельно, касалось ли это модификаций публичного права (концепция партии – государства и др.) или более однозначного использования институтов частного права. Все право западного толка, установленное державами-колонизаторами, было подтверждено в новых государствах, и даже в странах, провозгласивших себя социалистическими, ни один человек не выступил с требованием его отмены. Напротив, принятые меры отчетливо свидетельствовали о стремлении сохранить и усовершенствовать «современное право», введенное в эпоху колониализма. Руководители независимых государств куда больше, чем их европейские предшественники, были озабочены тем, чтобы обеспечить развитие своих стран, а также упрочить их традиционно сложившиеся ценности. Отсюда – мощная волна реформ, затронувших как публичное, так и частное право. В сфере публичного права западная конституционная модель плюралистической демократии оказалась неприемлемой для африканского общества. От нее отказались во всех странах, предпочтя президентский режим, часто представлявший собой диктатуру, исключающую участие граждан в осуществлении власти.

В сфере частного права, с одной стороны, очевидно стремление реабилитировать обычай и подтвердить свою приверженность принципам и моральной ценности обычного права, с другой стороны, все согласны с необходимостью отказаться от ряда норм, укрепить единство страны с помощью национального права, выступающего в качестве инструмента революционной трансформации, но в таком качестве отходящего от обычая.

Вместе с независимостью возобладало новое отношение к традиционному праву.

Деколонизация сопровождалась многими декларациями о большом значении обычного права, необходимости его сохранения. В традиционном образе жизни не все необходимо отвергать. В частности, солидарность между членами группы является тем позитивным элементом, который следует сохранить. В Нигерии региональные ассамблеи взяли на себя инициативу подготовки компиляций, придававших обычаям санкционированный властью характер. Однако стремление унифицировать право в масштабах нации повлекло новацию обычаев, более того, подорвало стержень обычного права – идею гармонии и примирения.

Реформы осуществлялись и в области судоустройства. Во времена колониализма существовали две категории судов: одна специализировалась на применении обычного права, другая применяла современное право. Когда африканские страны стали независимыми, показалось неприемлемым существование в одном и том же государстве двух видов юстиции. Поэтому в ходе реформирования судеб- ной системы стремились включить туземные суды в единую судебную систему.

В некоторых странах эти суды были упразднены (Сенегал, Берег Слоновой Кости, Мали, Бурунди, Руанда), в других (Камерун, Бенин, Конго, Габон, Нигер, Того) – временно сохранялись два типа юрисдикции. В настоящее время в большинстве африканских государств судов обычного права не существует. Во всех молодых государствах была проведена огромная законодательная работа. В странах французского языка после получения независимости принято свыше ста кодексов. Большинство кодексов вступило в силу между 1960-1970 годами, и особенно плодотворным было первое пятилетие этого периода. После 1971 года процессы замедлились. Некоторые государства к этому моменту полностью кодифицировали свое право, и все, что происходило в последующее десятилетие (1970-1980 гг.) сводилось к внесению изменений и дополнений в принятые тексты или же отмене каких-то положений. Энтузиазм первого этапа уступил место осторожности. Новыми кодексами были охвачены почти все его отрасли: гражданское право, уголовное право, уголовный процесс, инвестиционное право, трудовое право, судоустройство. В Сенегале, Гане, Уганде и на Мадагаскаре было ре- формировано обязательственное и договорное право. Однако движение на этом не остановилось, и реформы затронули институты, имеющие прямое отноше- ние к «личному статусу» африканцев.

В Сенегале, Гане и Кении были кардинально изменены нормы, определявшие режим земельной собственности. Объектом реформ почти революционного плана стало семейное право.

 

Эволюция правовых систем Африки на рубеже веков

Современный этап развития африканской правовой семьи по-прежнему характеризуется «правовой многослойностью», но с более отчетливой тенденцией к оригинальным юридическим конструкциям и способам правовой регламентации. Сильнее сказывается и воздействие норм африканских межгосударственных объединений и институтов, а также общих норм международного права. И все же следует отметить медленное и противоречивое использование идей демократии и рынка ввиду консерватизма сознания и уклада жизни населения. Скрытое или замаскированное навязывание африканским странам «западных моделей», финансирование и поддержка тех или иных режимов и лидеров скорее разрушают социальную и естественную среду Африки, мировосприятие, психологию и культуру ее народов. Внешние правовые формы нередко неэффективны из-за наполненности их традиционно-укладным содержанием. Тем не менее, общей тенденцией многих африканских стран является постепенное формирование общетерриториального права. В ходе этого процесса в 50–60-х гг. модифицируются или изменяются акты и целые отрасли, принимаются постановления, воспроизводящие нормы «общего права» и «права справедливости» Англии.

Нередки случаи применения актов других стран. Так, в Восточной Африке ранее действовавший индийский Уголовный кодекс был заменен УК английской модели. Такова же судьба Закона 1959 г. о применении в Западном регионе Нигерии права Англии. С усилением роли конституционного права как фундамента государственной независимости нормы обычного, колониального и английского права преобразуются в нормы общетерриториального права. Его источники еще не сложились. Например, правовая система Бенина.

Экономическое законодательство с начала 1990-х гг. направлено на поощрение частного предпринимательства и привлечение иностранных инвестиций. Последние регулирует Инвестиционный кодекс 1990 г. Правительство проводит приватизацию госпредприятий. носит смешанный характер.

Все современные отрасли законодательства, начиная с конституционного, основаны на французском (т.е. романо-германском) праве. В то же время население, особенно за пределами городов, продолжает широко применять местное обычное право.

Частное право Бенина основано на французских Гражданском и Торговом кодексах, введенных здесь в колониальные времена. В вопросах личного статуса (брак, развод, наследование) бенинцы могут выбирать между режимами гражданского или обычного права. Обычное право не запрещает полигамию (многоженство) и дискриминирует женщин в правах наследования. В области вещных отношений оно признает коллективные права общины на пользование землей и не знает института частной земельной собственности.

Трудовой кодекс 1998 г. закрепляет право на свободное объединение в профсоюзы, коллективные переговоры и забастовку. Основным источником уголовного права по-прежнему является УК Франции 1810 г., действующий в Бенине в собственной редакции (в частности, добавлен ряд специфических для региона составов преступлений). Среди видов наказания сохраняется смертная казнь (за убийство и измену). В 1987 г. колдовство, магия и аналогичные виды деятельности, способные вызвать нарушения общественного порядка либо смерть или серьезное увечье жертвы, также были объявлены наказуемыми смертной казнью. К 2001 г. правительством разработан проект нового УК.

УПК 1967 г. закрепляет основные гарантии демократического судопроизводства. Согласно

Конституции никто не может быть задержан без решения магистрата на срок более 48 часов (кроме исключительных случаев, установленных законом).

В Бенине существует единая система гражданских судов, исключающая существование традиционных судов обычного права. В эту систему входят суды первой инстанции, Суд ассизов, Апелляционный суд и Верховный суд.

Последний является высшей инстанцией в судебных, административных вопросах и высшим органом финансового контроля. Соответственно Верховный суд имеет три палаты: Судебную, Административную и Счетную. Согласно Конституции Президент Республики является гарантом независимости судебной власти. Ему помогает Высший совет магистратуры (орган управления судейским сообществом).

Судьи назначаются Президентом по предложению министра юстиции, сделанному с учетом мнения Высшего совета магистратуры. Председатель Верховного суда назначается Президентом после заслушания мнения председателя парламента сроком на 5 лет. Органом конституционного контроля является Конституционный суд (КС) (Cour Сonstitutionnelle) в составе 7 членов: 3 назначаются Президентом Республики и 4 - Бюро Национального собрания. Срок полномочий членов КС 5 лет, возможно единственное переизбрание.

КС гарантирует основные права личности и политические свободы, определяет конституционность законов до их промульгации, рассматривает конституционные жалобы граждан в связи с конкретными судебными делами, следит за законностью выборов и референдумов и объявляет их результаты.

Особым судебным органом является Высокий суд правосудия, который имеет исключительное право импичмента Президенту Республики и министров правительства.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...