Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

44.04.02 Психолого-педагогическое образование

 

Направление подготовки /специальность

Педагогическая психология

Дошкольная психология и педагогика

Психология и педагогика образования

Педагогика и психология высшей школы

Тьюторство в образовании

Начальное образование

Квалификация (степень) выпускника магистр

Форма обучения очная

Москва 2016


Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр») проект.

 

Разработчик:

ГАОУ ВО МГПУ, профессор общеинститутской кафедры психологии образования Ключко О.И.

 

 

Рецензенты:

ГАОУ ВО МГПУ, доцент общеинститутской кафедры психологии образования Поставнев В.М.

 

 

 

Программа одобрена на заседании общеинститутской кафедры психологии образования

Протокол № от «__» ________________ 2016 г.

Зав. кафедрой: профессор А.И. Савенков

© ГАОУ ВО МГПУ, 2016

© Общеинститутская кафедра психологии образования, 2016


1. Цели и задачи освоения дисциплины:

Цель дисциплины:формирование у студентов методологической культуры, способности самостоятельно планировать, организовывать и реализовывать научные исследования.

Задачи дисциплины:

1. Обеспечить усвоение основных методологических требований к научному исследованию и критериев его оценки; способствовать развитию методологической культуры психолого-педагогического исследования и анализа образовательных новаций;

2. Овладеть практическими навыками планирования и организации всех этапов психолого-педагогического исследования; освоение различных методов научного исследования.

3. Развивать исследовательское мышление, профессиональную рефлексию и целеполагание, творчество и интерес к психолого-педагогическим исследованиям;

4. Формирование готовности к применению полученных знаний, навыков и умений исследовательской работы в практической деятельности в области образования

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина входит в модуль «Научно-исследовательская работа», является базовой дисциплиной модуля и изучается во 1-ом семестре.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

обобщенные трудовые функции[16]: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ; педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

трудовые функции[17]: психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ; развивающая деятельность;

трудовые действия[18]:

разработка и реализация личностной и метапредметной составляющей мониторинга результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленных федеральными государственными образовательными стандартами; применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка; ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

профессиональные компетенции[19]:

· владение современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6);

· способность критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы (ПК-35);

· способность разработать и представить обоснованный перспективный план исследовательской деятельности (ПК-37);

· способность выделять исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения (ПК-41).

знать:

-уровни методологии научного познания;

- современные методы исследования и возможности их применения для достижения различных исследовательских задач;

- структуру и логику научного исследования, содержание его основных этапов;

- этические нормы проведения психолого-педагогических исследований;

уметь:

- осуществлять поиск проблемы, выбор темы и разработку программы исследования;

- обосновывать актуальность исследования, аргументировано выдвигать научную гипотезу и составлять замысел исследования;

- выбирать и обосновывать методы научного исследования и обработки полученных данных;

- организовывать сбор эмпирических данных и обеспечивать достоверность результатов исследования;

владеть навыками:

- построения теоретической модели исследования;

- поиска, обработки, классификации и систематизации научно-теоретической и эмпирической информации;

- подготовки, оформления и презентации отчета о проведенном исследовании.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов/ зачетных единиц Семестры
Аудиторные занятия (всего)      
В том числе:          
Лекции      
Практические занятия (ПЗ)      
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего)      
В том числе: - -      
Указываются виды самостоятельной работы          
Подготовка к практическому занятию        
Подготовка реферата        
Выплнение практических заданий        
Общая трудоемкость часы зачетные единицы      
     

(Виды учебной работы указываются в соответствии с учебным планом)

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины (элемента модуля) Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Семинары СРС Всего
Введение в методологию науки    
Логика научного исследования    
Методы научного познания    
Виды представления результатов исследования    
  Итого    

5.2. Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины (элемента модуля) Содержание раздела
Введение в методологию науки Наука как особый способ деятельности человеческого общества. Наука как система знаний. Наука как социальный институт, как результат; наука как процесс. Кумулятивный характер развития научного знания. Дифференциация и интеграция науки. Структура научного знания. Индивидуальная и коллективная научно-исследовательская деятельность. Коммуникация в науке. Внедрение результатов исследования. Теоретическое знание. Эмпирическое знание. Научный метод. Проблема парадигмы в научной психологии. Уровни научной теории. Структура теории. Принципы научного исследования. Принцип верифицируемости и фальсифицируемости. Типы научного исследования. Эмпирическое и теоретическое исследование. Фундаментальные и прикладные исследования. Монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные исследования. Общие методологические принципы научного исследования: объективности, всесторонности и комплексности исследования, системный подход к проведению исследования, единство логического и исторического и др. Методологические требования к результатам исследования: объективность, достоверность, надежность, доказательность и др.
Логика научного исследования Типы исследования: поисковые исследования, критические исследования, уточняющие исследования, воспроизводящие исследования. Структура и логика исследования. Вариативность построения научного исследования. Этапы психолого-педагогического исследования. Обоснование темы исследования, ее актуальность и методические основы. Понятие цели, виды целей и гипотез. Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования: актуальность, проблема, цель, объект, предмет исследования, гипотеза, задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость для науки и практики.
Методы научного познания Метод научного познания: сущность, содержание, основные характеристики. Классификация методов научного познания: философские, общенаучные подходы и методы, частнонаучные, дисциплинарные и методы междисциплинарного исследования. Классификация методов исследований: эмпирические, теоретические, сравнительно-исторические, методы математической и статистической обработки и интерпретации результатов научной работы. Исследовательские возможности и ограничения различных методов. Общенаучные логические методы и приемы познания (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование и др.). Сравнительно-исторические методы исследований: генетический, исторический и сравнительный. Методы изучения научной и методической литературы, архивных материалов. Эмпирические методы исследования, методы обработки и формализации полученных данных. Методы интерпретации полученных данных.
Виды представления результатов исследования Оформление результатов научного труда. Основные требования к содержанию, логике и методике изложения исследовательского материала. Характеристика основных видов представления результатов исследования: диссертация, научный отчет, монография, автореферат, учебное пособие, статья, рецензия, методические рекомендации, тезисы научных докладов, депонирование и др. Требования к содержанию и оформлению магистерской квалификационной работы. Научная этика в изложении результатов НИР.

5.3. Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине

Тема 1.Методология научного знания.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие парадигмы и научной школы.

2. Уровни научного знания.

3. Принципы и типы научного исследования

Список литературы:

а) основная литература:

1. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М. : Академия, 2013. – 208 с.

2. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии : учеб. пособие / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. – М. : Юрайт, 2014. - 483 с.

3. Степин, В. С. Философия и методология науки : учебник. – М. : Академический проект, 2015. – 720 с.

4. Фельдштейн, Д. И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования // Психологическая наука и образование. - 2012. - №1.

б) дополнительная литература:

1. Краевский, В. В. Методологические характеристики научного исследования / В. В. Краевский // Народное образование. – 2010. – № 5. – С. 135-144.

2. Новиков, А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: деловые советы / А. М. Новиков. – М. : АПО РАО, 1998. – 134 с.

 

Тема 2.Логика научного исследования.

Вопросы для обсуждения:

1. Этапы научного исследования.

2. Методологический аппарат исследования.

Список литературы:

а) основная литература:

1. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М. : Академия, 2013. – 208 с.

2. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии : учеб. пособие / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. – М. : Юрайт, 2014. - 483 с.

б) дополнительная литература:

3. Краевский, В. В. Методологические характеристики научного исследования / В. В. Краевский // Народное образование. – 2010. – № 5. – С. 135-144.

4. Новиков, А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: деловые советы / А. М. Новиков. – М. : АПО РАО, 1998. – 134 с.

5. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.

6. Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. – М.: ИП РАН, 1994. – 148 с.

7. Дру­жи­нин, В. Н. Экс­пе­ри­мен­таль­ная пси­хо­ло­гия : учебник/ В. Н. Дру­жи­нин. – 2-е изд., доп. – СПб. : Пи­тер, 2008. – 318 с.

 

Тема 3.Методы научного исследования.

Вопросы для обсуждения:

1. Классификация методов в науке.

2. Методы теоретического исследования.

3. Эмпирические методы.

Список литературы:

а) основная литература:

1. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М. : Академия, 2013. – 208 с.

2. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии : учеб. пособие / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. – М. : Юрайт, 2014. - 483 с.

3. Степин, В. С. Философия и методология науки : учебник. – М. : Академический проект, 2015. – 720 с.

б) дополнительная литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х кн.; Пер. с англ. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. – М.: Педагогика, 1982.

2. Краевский, В. В. Методологические характеристики научного исследования / В. В. Краевский // Народное образование. – 2010. – № 5. – С. 135-144.

3. Новиков, А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: деловые советы / А. М. Новиков. – М. : АПО РАО, 1998. – 134 с.

4. Кор­ни­ло­ва, Т. В. Экс­пе­ри­мен­таль­ная пси­хо­ло­гия : Тео­рия и ме­то­ды: учеб. для сту­ден­тов ву­зов / Т. В. Кор­ни­ло­ва; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ло­мо­но­со­ва. – М. : Ас­пект Пресс, 2005. – 384 с.

Тема 4.Виды представления результатов научного исследования.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные требования к содержанию, логике и методике изложения исследовательского материала.

2. Требования к содержанию и оформлению магистерской квалификационной работы.

3. Научная этика в изложении результатов НИР.

Список литературы:

а) основная литература:

1. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М. : Академия, 2013. – 208 с.

2. Положение о выпускной квалификационной работе. – М.: МГПУ, 2012.

3. Материалы общеинститутской кафедры психологии образования ИППО МГПУ для магистрантов http://www.mgpu.ru/tree.php?rubric=2823

б) дополнительная литература:

5. Новиков, А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: деловые советы / А. М. Новиков. – М. : АПО РАО, 1998. – 134 с.

6. Мухина, В. В. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. В. Мухина // Народное образование. 2006. – № 7. – С. 123-131.

7. Научные работы: методика подготовки и оформления / сост. И. Н.Кузнецов. – М. : Амалфея, 1998. – 272 с.

6. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)

Наименование дисциплинарного модуля Количество часов/зачетных единиц Формируемые компетенции Общее количество компетенций
Введение в методологию науки 18/0,5 ОПК-6 ПК-35 ПК-37 ПК-41
Логика научного исследования 18/0,5 ОПК-6 ПК-35 ПК-37 ПК-41
Методы научного познания 18/0,5 ОПК-6 ПК-35 ПК-37 ПК-41
Виды представления результатов исследования 18/0,5 ОПК-6 ПК-35 ПК-37 ПК-41

Образовательные технологии

Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное) Тема занятия Образовательные технологии (в том числе интерактивные) Объем, ауд. часов/в том числе в интерактивной форме
ЛПр Введение в методологию науки Проблемная лекция Практическая работа 8/4
ЛПр Логика научного исследования Проблемная лекция Практическая работа 8/4
ЛПр Методы научного познания Проблемная лекция Практическая работа 8/4
ЛПр Виды представления результатов исследования Проблемная лекция Практическая работа 8/4

7. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине[20]

Для освоения обучающимися учебной дисциплины наиболее эффективно применение задания на примере тем магистерских исследований программы.

 

Индивидуальные творческие задания для магистрантов:

Написание введения магистерской работы с методологическим аппаратом (цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы);

описание этапов исследования, подбор и апробация методов исследования,

написание заключения по итогам пилотажного исследования

8. Методические рекомендации для преподавателей для проведения текущего контроля успеваемости/промежуточной аттестации по дисциплине[21]

Текущий контроль успеваемости в рамках дисциплины проводятся с целью определения степени освоения обучающимися образовательной программы.

Учебные достижения обучающихся по всем видам учебных заданий в ходе текущего контроля оцениваются по балльно-рейтинговой системе в соответствии с Технологической картой.

Текущий контроль успеваемости обучающийся проводится по каждой теме учебной дисциплины и включает контроль знаний на аудиторных и внеаудиторных занятиях, а также в ходе выполнения самостоятельной работы.

Рубежный контроль по дисциплине проводится в рамках контрольных недель.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме сдачи интегрированного экзамена, который сдается согласно расписанию в конце первого года обучения и служит формой проверки учебных достижений обучающихся по всей программе учебной дисциплины и преследуют цель оценить учебные достижения по модулю.

10. Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы обучающихся[22]

Выполнение самостоятельной работы составляет большую часть освоения курса методологии научного исследования, для ее контроля предлагаются задания к каждому разделу:

Задание для самостоятельной работы к разделу 1

1. Опишите основные парадигмы, существующие в психолого-педагогической науке. Приведите примеры научных исследований в рамках каждой парадигмы.

2. Опишите научную деятельность известного ученого (по своему выбору) на основе его биографии и научных достижений. Определите методологические основы его исследовательской деятельности.

3. Определите приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека.

4. Приведите примеры психологических, педагогических и психолого-педагогических исследований разного типа, обоснуйте свой пример.

Задание для самостоятельной работы к разделу 2

1. Проанализировать реферат диссертации на близкую Вам тему и вычленить основные этапы исследования.

2. Определите проблему и тему своего исследования, обоснуйте ее актуальность. Сформулируйте объект, предмет, цель, задачи собственного исследования.

3. Опишите этапы собственного исследования в рамках магистерской диссертации.

4. Сформулируйте и обоснуйте гипотезу Вашего психолого-педагогического исследования. Определите ее тип, соотнесите ее с теоретико-методологической базой исследования.

5. Определите необходимую опытно-экспериментальную базу Вашего исследования.

Задание для самостоятельной работы к разделу 3

1. На основе анализа литературы составьте теоретическую модель изучаемого явления и определите теоретико-методологическую базу своего исследования.

2. Составьте биографический список работ по проблеме своего исследования, включающий монографии, научную периодику, справочники, учебные пособия, Интернет-источники, соблюдая правила оформления ГОСТ для списка литературы.

3. Проанализируйте классификацию методов исследования Б. Г. Ананьева, определите, какие из них наиболее часто применяются в педагогике и психологии.

4. Определите и обоснуйте методы исследования, необходимые для собственного исследования. Подберите эмпирические методики в рамках своего предмета исследования. Определите их достаточность, валидность, надежность.

Задание для самостоятельной работы к разделу 4

1. Изучите требования к оформлению магистерской квалификационной работы МГПУ.

2. Напишите краткий (не более 5 страниц) научный отчет по результатам собственного психолого-педагогического исследования, используя следующую структуру: актуальность, проблема, цель, методологическая база, методика исследования, результаты, интерпретация, выводы, литература.

3. Составьте рецензию на диссертацию по теме своего исследования.

4. Проверьте свой отчет в электронной базе «Антиплагиат» и представьте результат проверки с указанием процента авторства.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины для самостоятельной работы обучающихся:

а) основная литература

1. Горелов Н.А., Круглов Д.В.Методология научных исследований.:Учебник. Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс – М.: Юрайт, 2014 . – 290 с.

2. Ермолаев-Томин О.Ю. Математические методы в психологии. – М. Юрайт, 2013. – 511 с.

3. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М. : Академия, 2013. – 208 с.

4. Канке В.А. История, философия и методология педагогики и психологии:учебное пособие. Серия: Магистр. – М.: Юрайт, 2014. – 487 с.

5. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии : учеб. пособие / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. – М. : Юрайт, 2014. - 483 с.

6. Котюрова, М.П. и др. Культура научной речи: текст и его редактирование. – М.: Флинта, Наука, 2008. – 280 с.

7. Кохановский, В. П. Основы философии науки : учеб. пособие / В. П. Кохановский, Т. Г. Лешкевич, Т. П. Масяш, Т. Б. Фатхи. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 608 с.

8. Никифоров, А.Л. Методология научных исследований
– М.: URSS, 2015. – 255 с.

9. Новиков, А.М. Методология научного исследования: учебник / Новиков А.М., Новиков Д.А.. – М.: URSS, 2015. - 272 с.

10. Новиков, А.М. Методология: словарь системы основных понятий / Новиков А.М., Новиков Д.А. М.: URSS, 2015. – 208 с.

11. Степин, В. С. Философия и методология науки : учебник. – М. : Академический проект, 2015. – 720 с.

12. Фельдштейн, Д. И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования // Психологическая наука и образование. - 2012. - №1.

13. Шипилина, Л.А. Методология психолого-педагогического исследования: учеб. Пособие. – М. : Флинта, Наука, 2013. – 208 с.

 

б) дополнительная литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1; Пер. с англ. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского; Предисл. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. – М.: Педагогика, 1982. – 320 с.

2. Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 2; Пер. с англ. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. – М.: Педагогика, 1982. – 336 с.

3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с.

4. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие для ВПО / Н. М. Борытко. – М. : Академия, 2009. – 320 с.

5. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – М.: Питер, 2001.

6. Валеев, Г. Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие / Г. Х. Валеев.– Стерлитамак : Стерлитамакский гос. пед. ин-т, 2002. – 134 с.

7. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования: учеб. пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. – М. : Академический проект, 2006. – 352 с.

8. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога : учеб. пособие / В. И. Загвязинский. – М. : Академия, 2008. – 176 с.

9. Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Д. Стенли / ред. Ю. П. Адлера.- М. : Прогресс, 1976. – 494 с.

10. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. - М., 1982.

11. Грабарь, М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. – М. : Педагогика, 1977. – 136 с.

12. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.

13. Дахин, А. Д. Моделирование как педагогическая задача / А. Д. Дахин // Народное образование. – 2008. - № 9. – С. 180-187.

14. Дахин, А. Д. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность / А. Д. Дахин // Народное образование. – 2002. - № 2. – С. 55-63.

15. Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. – М., 1993.

16. Дру­жи­нин, В. Н. Экс­пе­ри­мен­таль­ная пси­хо­ло­гия : учеб. для сту­ден­тов ву­зов, обуч. по на­прав­ле­нию и спец. "Пси­хо­ло­гия" / В. Н. Дру­жи­нин. – СПб. : Пи­тер, 2008. – 318 с.

17. Звягинцева, Е. Б. Методы изучения познавательных способностей школьников / Е. Б. Звягинцева // Народное образование. – 2009. – № 4. – С. 168-176.

18. Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. – М., 1993.

19. Кемпбел Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

20. Кор­ни­ло­ва, Т. В. Экс­пе­ри­мен­таль­ная пси­хо­ло­гия : Тео­рия и ме­то­ды: учеб. для сту­ден­тов ву­зов, обу­ча­ю­щих­ся по на­прав­ле­нию и спец. "Пси­хо­ло­гия" / Т. В. Кор­ни­ло­ва; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ло­мо­но­со­ва. – М. : Ас­пект Пресс, 2005. – 384 с.

21. Корнилова Т.В. и др. Методы исследования в психологии: Квазиэкспери­мент: учебное пособие. - М., 1998.

22. Кра­ев­ский, В. В. Ме­то­до­ло­гия пе­да­го­ги­ки: но­вый этап : учеб. по­со­бие / В. В. Кра­ев­ский, Е. В. Бе­реж­но­ва. – 2-е изд., стер. – М. : Ака­де­мия, 2009. – 394 с.

23. Краевский, В. В. Методологические характеристики научного исследования / В. В. Краевский // Народное образование. – 2010. – № 5. – С. 135-144.

24. Куликов, Л.В. Психологическое исследование (методические рекомендации по проведению). – СПб, 1994.

25. Леснович, А. В. Исследовательская деятельность школьников: международные проекты / А. В. Леснович, К. С. Сальникова, С. П. Конради // Народное образование. – 2010. – № 3. – С. 260-265.

26. Мухина, В. В. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. В. Мухина // Народное образование. 2006. – № 7. – С. 123-131.

27. Научные работы: методика подготовки и оформления / сост. И. Н.Кузнецов. – М. : Амалфея, 1998. – 272 с.

28. Никифоров, А.Л. Философия науки: история и методология : учебное посо­бие. – М., 1998. – 586 с.

29. Новиков, А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: деловые советы / А. М. Новиков. – М. : АПО РАО, 1998. – 134 с.

30. Новиков, Д. А. Модели и механизмы научного управления проектами в вузах / Д. А. Новиков, А. Л. Суханов. – М. : ИУО РАО, 2005. – 203 с.

31. Новиков, Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях / Д. А. Новиков. – М. : МЗ-Пресс, 2004. – 196 с.

32. Полонский, В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований / В. М. Полонский. – М. : Педагогика, 1987. – 144 с.

33. Регуш Л. А. Наблюдение в практической психологии. – СПб.: Образование, 1996.

34. Регуш, Л. А. Тренинг профессиональной наблюдательности. – Л., 1991.

35. Роговин, М. С. Метод наблюдения и деятельность наблюдателя // Вопросы философии. – 1988. – № 7.

36. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учеб. пособие. – М. : Ось-89, 2006. – 182 с.

37. Столяренко, A. M. Психология и педагогика: учеб. пособие. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 423 с.

38. Тюкавина, М. Ф. Опытно-экспериментальная работа в современной школе / М. Ф. Тюкавина // Народное образование. – 2008. – № 6. – С. 185-192.

39. Фельдштейн, Д. И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 2003. – №6. – С. 18-23.

40. Хок, Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. Секреты выдающихся экспериментов. – СПб., 2003.

41. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М. : «Добросвет», 2003.

в) программное обеспечение

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...