Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 3. Проблемы эффективности психологического консультирования.Тема 1.Оценка эффективности психологического консультирования. Вопросы для обсуждения: 1. Методы оценки психологического консультирования. 2. Причины недостаточной результативности психологического консультирования. Список литературы: 1. Азарнова А.Н. Психологическое консультирование: базовые техники и приемы. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 317с. 2. Андронникова О.О. Основы психологического консультирования: Учебное пособие. – М. Вузовский учебник: ИНФРА – М, 2013. – 415с. 3. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. Для студ. Вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 528с. 4. Абабков В.А., Карвасарский Б.Д. Психотерапия. Учебник для вузов, СПб, Питер, 2012. 5. Кочюнас Р «Психологическое консультирование. Групповая психотерапия», М., 2012. б) дополнительная литература 1. Абдурахманов Р.А. Введение в общую психологию и психотерапию, Московский Социально-психологический институт, 2000. 2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт, М, 2000. 3. Айви А.Е., Айви М.Б. Психологическое консультирование и психотерапия, М., 2000. 4. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс,2000 5. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия, М., «Питер», 2003. 6. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования - СПб.: Питер, 2002 7. Глэддинг С.«Психологическое консультирование, М., «Питер», 2002 8. Квале Стейнар. Исследовательское интервью. – М.:Смысл, 2003 9. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия, М, 2003. 10. Кочунас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. – 2-е изд., стереотип. – М.: академический проект; ОППЛ, 2003 11. Макаров В.В. Психотерапия нового века, М., 2001. 12. Мастерство психологического консультирования./ Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПб.: Речь, 2007 13. Мэй Р. Искусство психологическое консультирования.как давать и обретать душевное здоровье/ Пер с англ. М.Будыниной, Г. Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002 14. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер,2000. 15. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования. – СПб.: Речь – 2004. 16. Сахакиан У.С. «Техники консультирования и психотерапии», М., 2000. 17. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. «Психология и психотерапия семьи», СПб, «Питер», 2002. Тема 2.Требования к консультанту Вопросы для обсуждения: 1.Треббования к психологическим особенностям личности консультанта. 2. Требования к профессиональной подготовки консультанта. Список литературы: а) основная литература б) дополнительная литература Тема 3.Этика консультирования. Вопросы для обсуждения: 1. Профессиональные и этические обязанности консультанта. 2. Этический кодекс консультанта. 3. Проблемы профессиональной деформации в психологическом конслуьтирвоании. Список литературы: 1. Азарнова А.Н. Психологическое консультирование: базовые техники и приемы. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 317с. 2. Андронникова О.О. Основы психологического консультирования: Учебное пособие. – М. Вузовский учебник: ИНФРА – М, 2013. – 415с. 3. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. Для студ. Вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 528с. 4. Абабков В.А., Карвасарский Б.Д. Психотерапия. Учебник для вузов, СПб, Питер, 2012. 5. Кочюнас Р «Психологическое консультирование. Групповая психотерапия», М., 2012. б) дополнительная литература 1. Абдурахманов Р.А. Введение в общую психологию и психотерапию, Московский Социально-психологический институт, 2000. 2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт, М, 2000. 3. Айви А.Е., Айви М.Б. Психологическое консультирование и психотерапия, М., 2000. 4. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс,2000 5. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия, М., «Питер», 2003. 6. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования - СПб.: Питер, 2002 7. Глэддинг С.«Психологическое консультирование, М., «Питер», 2002 8. Квале Стейнар. Исследовательское интервью. – М.:Смысл, 2003 9. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия, М, 2003. 10. Кочунас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. – 2-е изд., стереотип. – М.: академический проект; ОППЛ, 2003 11. Макаров В.В. Психотерапия нового века, М., 2001. 12. Мастерство психологического консультирования./ Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПб.: Речь, 2007 13. Мэй Р. Искусство психологическое консультирования.как давать и обретать душевное здоровье/ Пер с англ. М.Будыниной, Г. Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002 14. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер,2000. 15. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования. – СПб.: Речь – 2004. 16. Сахакиан У.С. «Техники консультирования и психотерапии», М., 2000. 17. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. «Психология и психотерапия семьи», СПб, «Питер», 2002. Раздел 4. Особенности психологического консультирования в сфере образования. Тема 1.Специфика использования психологического консультирования в сфере образования. Вопросы для обсуждения: 1. Психологическое консультирование по проблемам дошкольников. 2. Психологическое консультирование администрации дошкольных образовательных организаций. 3. Психологическое консультирование педагогического состава дошкольных образовательных организаций. Список литературы: 1. Азарнова А.Н. Психологическое консультирование: базовые техники и приемы. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 317с. 2. Андронникова О.О. Основы психологического консультирования: Учебное пособие. – М. Вузовский учебник: ИНФРА – М, 2013. – 415с. 3. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. Для студ. Вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 528с. 4. Абабков В.А., Карвасарский Б.Д. Психотерапия. Учебник для вузов, СПб, Питер, 2012. 5. Кочюнас Р «Психологическое консультирование. Групповая психотерапия», М., 2012. б) дополнительная литература 1. Абдурахманов Р.А. Введение в общую психологию и психотерапию, Московский Социально-психологический институт, 2000. 2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт, М, 2000. 3. Айви А.Е., Айви М.Б. Психологическое консультирование и психотерапия, М., 2000. 4. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс,2000 5. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия, М., «Питер», 2003. 6. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования - СПб.: Питер, 2002 7. Глэддинг С.«Психологическое консультирование, М., «Питер», 2002 8. Квале Стейнар. Исследовательское интервью. – М.:Смысл, 2003 9. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия, М, 2003. 10. Кочунас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. – 2-е изд., стереотип. – М.: академический проект; ОППЛ, 2003 11. Макаров В.В. Психотерапия нового века, М., 2001. 12. Мастерство психологического консультирования./ Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПб.: Речь, 2007 13. Мэй Р. Искусство психологическое консультирования.как давать и обретать душевное здоровье/ Пер с англ. М.Будыниной, Г. Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002 14. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер,2000. 15. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования. – СПб.: Речь – 2004. 16. Сахакиан У.С. «Техники консультирования и психотерапии», М., 2000. 17. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. «Психология и психотерапия семьи», СПб, «Питер», 2002. Тема 2. Психологическое консультирование разных категорий клиентов. Вопросы для обсуждения: 1.Психологическое консультирование по проблемам одаренных детей. 2. Психологическое консультирование родителей, имеющих детей-инвалидов. 3.Использование методов психологического консультирования в работе с детьми "группы риска" и с детьми, пострадавшими от насилия. Список литературы: 1. Азарнова А.Н. Психологическое консультирование: базовые техники и приемы. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 317с. 2. Андронникова О.О. Основы психологического консультирования: Учебное пособие. – М. Вузовский учебник: ИНФРА – М, 2013. – 415с. 3. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. Для студ. Вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 528с. 4. Абабков В.А., Карвасарский Б.Д. Психотерапия. Учебник для вузов, СПб, Питер, 2012. 5. Кочюнас Р «Психологическое консультирование. Групповая психотерапия», М., 2012. б) дополнительная литература 1. Абдурахманов Р.А. Введение в общую психологию и психотерапию, Московский Социально-психологический институт, 2000. 2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт, М, 2000. 3. Айви А.Е., Айви М.Б. Психологическое консультирование и психотерапия, М., 2000. 4. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс,2000 5. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия, М., «Питер», 2003. 6. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования - СПб.: Питер, 2002 7. Глэддинг С.«Психологическое консультирование, М., «Питер», 2002 8. Квале Стейнар. Исследовательское интервью. – М.:Смысл, 2003 9. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия, М, 2003. 10. Кочунас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. – 2-е изд., стереотип. – М.: академический проект; ОППЛ, 2003 11. Макаров В.В. Психотерапия нового века, М., 2001. 12. Мастерство психологического консультирования./ Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПб.: Речь, 2007 13. Мэй Р. Искусство психологическое консультирования.как давать и обретать душевное здоровье/ Пер с англ. М.Будыниной, Г. Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002 14. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер,2000. 15. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования. – СПб.: Речь – 2004. 16. Сахакиан У.С. «Техники консультирования и психотерапии», М., 2000. 17. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. «Психология и психотерапия семьи», СПб, «Питер», 2002.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины
Образовательные технологии
8. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине[128] Технологии обучения: Технология учебной дискуссии. Учебная дискуссия – целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истин, причем все участники участвуют в организации этого обмена. Цель дискуссии – не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить её, стимулировать творчество и выработать решение проблемы посредством активной совместной интеллектуальной деятельности. Мультимедийные технологии -это совокупность современных средств аудио- теле-, визуальных и виртуальных коммуникаций, используемых в процессе организации, планирования и управления различных видов деятельности. Обязательно использование мультимедиапроектора и специально подготовленного материала. Предполагает создание тематических презентаций, использование компьютерных анимаций, критический анализ фрагментов практической работы психологов, разработку тематических проектов. Использование мультимедийных образовательных ресурсов в педагогическом процессе требует от преподавателя и студента умения обращаться со специальными компьютерными программами, сформированности пользовательских навыков, владения общими принципами работы с информацией. Решение практических задач. Педагогическая задача - это основная клеточка профессионального мастерства психолога. Студенту, будущему педагогу, предварительное «теоретическое» решение таких задач необходимо, прежде всего, для формирования профессионального мышления, для выработки стиля и навыков общения в ситуациях, приближенных к практике. Творческая деятельность педагога предполагает гибкость мышления, способность к прогнозированию, генерированию идей, рефлексии, стремление к совершенствованию. В основе своей деятельность педагога эвристична, направлена на решение педагогических задач. Опыт решения профессионально-педагогических задач поможет студенту развить навыки профессиональной деятельности, сформировать устойчивую педагогическую позицию как основу профессионализма учителя. Педагогическая задача рассматривается как осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности Спецификой профессиональных задач является их направленность на отражение педагогической реальности, которая может быть представлена в содержании задачи как проблемная ситуация, решение которой создает условия для становления профессионализма и индивидуальности будущего специалиста. В процессе решения профессиональных задач проявляются ключевые, базовые и специальные компетенции, которые в своей совокупности составляют профессиональную компетентность, под которой принято понимать «специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения определенного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия». Ключевые - компетенции, необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире. Базовые компетенции отражают специфику определенной профессиональной деятельности. Специальные компетенции отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности.
9.Методические рекомендации для преподавателей для проведения текущего контроля успеваемости/промежуточной аттестации по дисциплине[129] Учебная дисциплина «\основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процеса» изучается на аудиторных занятиях и в процессе самостоятельной работы. Контроль качества знаний студентов осуществляется с использованием рейтинговой системы, в основе которой лежит учет различных видов деятельности студента по освоению учебной дисциплины. В данном курсе используется рубежный и итоговый рейтинг. Рубежный рейтинг служит для оценки объёма и уровня усвоения студентом учебного материала одного модуля и применяется в рамках текущего контроля успеваемости студентов. Распределение учебного материала произведено по двум модулям. Итоговый рейтингслужит для оценки знаний, умений и навыков студента по всему объёму учебной дисциплины, изученному в семестре. Теоретические занятия реализуются в форме практических занятий . Целью курса является ознакомление студентов с теоретическими основами психолого-педагогического сопровождения. Практические занятия проводятся в форме практических работ. Реализации вышеуказанных целей способствует самостоятельная работа (вид работы студентов). Самостоятельная работа включает: подготовку к практическим заданиям, подготовку докладов, выполнение творческих работ. Преподаватель использует текущий и итоговый виды контроля, рубежный и итоговый рейтинг. Текущий контроль – на практических занятиях; итоговый – по завершению всего курса (модульный экзамен).
10. Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы обучающихся[130] Работа над понятиями 5. Знать термин. 6. Выделить главное в понятии. 7. Выучить определение. 8. Уметь использовать понятие в различных формах ответа. Запись лекции 1. Настроиться на запись лекции (состояние внутренней готовности, установка). 2. Соблюдать единый орфографический режим: а) записать дату, тему, план, рекомендованную литературу; б) вести запись с полями; в) выделять главное, существенное (подчеркивая, абзацы, цвет, пометки на полях и т.д.). 3. Запись вести сжато, но без искажения содержания. 4. Выделять основные понятия, определения, схемы, факты, сведения, статистические данные. 10. Работа с источником информации: 1. Познакомиться в целом с содержанием источника информации: а) чтение аннотации источника; б) чтение вступительной статьи; в) просматривание оглавления; г) чтение источника с выделением основных проблем и выводов; д) работа со словарем с целью выяснения значений понятий. 2. Составить план темы: а) выделить логически законченные части; б) выделить в них главное, существенное; в) сформулировать вопросы или пункты плана; г) ставить вопросы по прочитанному. 11. Конспектирование: 1.Определить цель конспектирования. 2.Составить план. 3. Законспектировать источник: а) указать автора статьи, ее название, место и год написания, страницы; б) составить конспект по следующим формам (по указанию преподавателя или выбору студента): 1. Цитатный план. 2. Тезисный план. 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины для самостоятельной работы обучающихся: а) основная литература[131] 6. Азарнова А.Н. Психологическое консультирование: базовые техники и приемы. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 317с. 7. Андронникова О.О. Основы психологического консультирования: Учебное пособие. – М. Вузовский учебник: ИНФРА – М, 2013. – 415с. 8. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. Для студ. Вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 528с. 9. Абабков В.А., Карвасарский Б.Д. Психотерапия. Учебник для вузов, СПб, Питер, 2012. 10. Кочюнас Р «Психологическое консультирование. Групповая психотерапия», М., 2012. б) дополнительная литература 18. Абдурахманов Р.А. Введение в общую психологию и психотерапию, Московский Социально-психологический институт, 2000. 19. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт, М, 2000. 20. Айви А.Е., Айви М.Б. Психологическое консультирование и психотерапия, М., 2000. 21. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс,2000 22. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия, М., «Питер», 2003. 23. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования - СПб.: Питер, 2002 24. Глэддинг С.«Психологическое консультирование, М., «Питер», 2002 25. Квале Стейнар. Исследовательское интервью. – М.:Смысл, 2003 26. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия, М, 2003. 27. Кочунас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. – 2-е изд., стереотип. – М.: академический проект; ОППЛ, 2003 28. Макаров В.В. Психотерапия нового века, М., 2001. 29. Мастерство психологического консультирования./ Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПб.: Речь, 2007 30. Мэй Р. Искусство психологическое консультирования.как давать и обретать душевное здоровье/ Пер с англ. М.Будыниной, Г. Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002 31. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер,2000. 32. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования. – СПб.: Речь – 2004. 33. Сахакиан У.С. «Техники консультирования и психотерапии», М., 2000. 34. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. «Психология и психотерапия семьи», СПб, «Питер», 2002.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы http://elibrary.ru/defaultx.asp ЭБС IPRbooks http://www.iprbookshop.ru/ ЭБС Znanium.com. http://znanium.com/ Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ Российская государственная библиотека http://www.r sl.ru/ Научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского http://www.gnpbu.ru/ Вестник московского университета. Серия 14. Психология http://mhp-journal.ru Вестник московского городского педагогического университета (МГПУ). Серия «Педагогика и психология». Журнал «Развитие личности»http://rl-online.ru/ научная библиотека http://cyberleninka.ru психологическая лаборатория http://vch.narod.ru/ Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/ Электронная библиотека www.gumer.info Электронная библиотека www.koob.ru
Интернет-ресурсы: http://imslp.org/wiki/Category:Composers - иностранный ресурс, зато всё есть ;) http://notes.tarakanov.net/ - тут всё по-русски :) http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Vugotsk/_PsIskus_Index.phphttp://fdstar.com/2007/08/11/kpatkoe_posobie_po_teopii_muzyki.html http://www.opentextnn.ru/music/Perception/?id=666 http://www.centrobrrostov.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=121:norm_doc8&Itemid=134 http://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html http://festival.1september.ru/articles/subjects/14
12. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Учебная и научная деятельность магистрантов по освоению дисциплины сопровождается: · работой с печатными изданиями – периодикой, фрагментами нормативно-правовых документов и научно-практических материалов; · презентациями по различным аспектам и проблемам инновационных процессов; · наличием в библиотеке пособий, указанных в списке основной литературы, наличием в кабинете для занятий доски, видеопроектора.
Департамент образования города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт педагогики и психологии образования Общеинститутская кафедра психологии образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Психолого-педагогическая диагностика образовательной среды»
Направление подготовки /специальность 44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки Педагогическая психология
Москва 2016 Рабочая программа модуля составлена в соответствии с ФГОС ВО по 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923).
Разработчики: ГАОУ ВО МГПУ доцент Ларионова Людмила Игнатьевна
Эксперты: ГАОУ ВО МГППУ профессор Филонов Лев Борисович ГАОУ ВО МГПУ профессор Толстикова Светлана Николаевна
Рабочая программа модуля одобрена на заседании общеинститутской кафедры психологии образования Протокол № ____ от «_____» _______________ 20 ___ г.
Заведующий кафедрой: д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий выпускающей кафедрой д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич
Рабочая программа модуля утверждена ученым советом института педагогики и психологии образования Протокол № _____ от «_____» _______________ 20___ г.
Директор института д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич
1. Цель и задачи освоения дисциплины: Цель: формирование знаний о методах психолого-педагогической диагностики и их классификации, о сущностных характеристиках диагностических методик и предъявляемым к ним требованиям, способности проектировать и осуществлять диагностическую работу, проводить диагностику психического развития детей и подростков, формирование умений проводить диагностику образовательной среды, применять и разрабатывать диагностические методики, выполнять необходимые оценочные процедуры в соответствии с поставленными задачами. Задачи: 6. раскрыть специфику психолого-педагогической диагностики как особой отрасли науки, связывающей теорию с практикой; 7. сформировать адекватные представления о роли и месте психодиагностических методов в системе обследований детей и взрослых преимуществах, и недостатках каждого метода; 8. раскрыть основные тенденции развития психолого-педагогической диагностики на современном этапе; 9. научить приемам проведения психодиагностических обследований, способам обработки, анализа и интерпретации результатов методик; 10. обеспечить усвоение этических норм, обязательных для специалистов-психодиагностов. 2. Место дисциплины в структуре программы: дисциплина входит в модуль «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса», является вариативной дисциплиной модуля и изучается в 3-м семестре. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить: обобщенную трудовую функци[132]:Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ; трудовую функцию[133]:Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ; трудовое действие: Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей Разработка программ развития универсальных учебных действий, программы воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционной программы Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) Консультирование педагогов, преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для построения индивидуального образовательного маршрута обучающихся с особыми образовательными потребностями Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей - определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся. общепрофессиональную компетенцию[134]: Способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5) Способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7) Способен проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПК-7) Способен оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПК-8)
Знать: - теоретические основы психолого-педагогической диагностики; - причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков; - методы психолого-педагогической диагностики; - требования к структуре и содержанию заключения по результатам психолого-педагогической диагностики - имеет представление о структуре и закономерностях развития образовательной среды; - методологическую основу и методы психолого-педагогической диагностики образовательной среды; - риски образовательной среды, технологию планирования комплексных мероприятий по их предупреждению и преодолению - характеристики образовательной среды, способствующей познавательному и личностному развитию обучающихся; - методы психолого-педагогической диагностики образовательной среды; - методы определения причин нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков; - психологические и педагогические основы организации педагогического процесса; - технологии анализа образовательных и личностных проблем обучающихся; - критерии и показатели эффективности образовательного процесса;
Уметь: - проводить психолого-педагогическую диагностику, необходимую для осуществления профессиональной деятельности; - определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков; - готовить документы по результатам психолого-педагогической диагностики - осуществлять психолого-педагогическую диагностику образовательной среды; - использовать возможности образовательной среды в построении и реализации индивидуальных программ, ориентированных на познавательное и личностное развитие обучающихся; - планировать комплексные мероприятия по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды - проводить психолого-педагогическую диагностику образовательной среды; - определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков; - определять параметры образовательной среды, значимые для познавательного и личностного развития детей и подростков; - использовать метод наблюдения для анализа образовательных и личностных проблем обучающихся - осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое и социальное сопровождение оптимизации педагогического процесса - использовать психолого-педагогические методы для определения эффективности образовательного процесса;
Владеть навыками:
- технологией подготовки психолого-педагогического заключения по результатам психолого-педагогической диагностики - опытом работы по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды
- профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья - опытом психологической поддержки оптимизации педагогического процесса 4. Объем дисциплины и виды учебной работы[135]
5. Структура и содержание дисциплины 5.1. Разделы дисциплин и виды занятий
|