Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3. Проблемы эффективности психологического консультирования.

Тема 1.Оценка эффективности психологического консультирования.

Вопросы для обсуждения:

1. Методы оценки психологического консультирования.

2. Причины недостаточной результативности психологического консультирования.

Список литературы:

1. Азарнова А.Н. Психологическое консультирование: базовые техники и приемы. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 317с.

2. Андронникова О.О. Основы психологического консультирования: Учебное пособие. – М. Вузовский учебник: ИНФРА – М, 2013. – 415с.

3. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. Для студ. Вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 528с.

4. Абабков В.А., Карвасарский Б.Д. Психотерапия. Учебник для вузов, СПб, Питер, 2012.

5. Кочюнас Р «Психологическое консультирование. Групповая психотерапия», М., 2012.

б) дополнительная литература

1. Абдурахманов Р.А. Введение в общую психологию и психотерапию, Московский Социально-психологический институт, 2000.

2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт, М, 2000.

3. Айви А.Е., Айви М.Б. Психологическое консультирование и психотерапия, М., 2000.

4. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс,2000

5. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия, М., «Питер», 2003.

6. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования - СПб.: Питер, 2002

7. Глэддинг С.«Психологическое консультирование, М., «Питер», 2002

8. Квале Стейнар. Исследовательское интервью. – М.:Смысл, 2003

9. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия, М, 2003.

10. Кочунас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. – 2-е изд., стереотип. – М.: академический проект; ОППЛ, 2003

11. Макаров В.В. Психотерапия нового века, М., 2001.

12. Мастерство психологического консультирования./ Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПб.: Речь, 2007

13. Мэй Р. Искусство психологическое консультирования.как давать и обретать душевное здоровье/ Пер с англ. М.Будыниной, Г. Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002

14. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер,2000.

15. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования. – СПб.: Речь – 2004.

16. Сахакиан У.С. «Техники консультирования и психотерапии», М., 2000.

17. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. «Психология и психотерапия семьи», СПб, «Питер», 2002.

Тема 2.Требования к консультанту

Вопросы для обсуждения:

1.Треббования к психологическим особенностям личности консультанта.

2. Требования к профессиональной подготовки консультанта.

Список литературы:

а) основная литература

б) дополнительная литература

Тема 3.Этика консультирования.

Вопросы для обсуждения:

1. Профессиональные и этические обязанности консультанта.

2. Этический кодекс консультанта.

3. Проблемы профессиональной деформации в психологическом конслуьтирвоании.

Список литературы:

1. Азарнова А.Н. Психологическое консультирование: базовые техники и приемы. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 317с.

2. Андронникова О.О. Основы психологического консультирования: Учебное пособие. – М. Вузовский учебник: ИНФРА – М, 2013. – 415с.

3. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. Для студ. Вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 528с.

4. Абабков В.А., Карвасарский Б.Д. Психотерапия. Учебник для вузов, СПб, Питер, 2012.

5. Кочюнас Р «Психологическое консультирование. Групповая психотерапия», М., 2012.

б) дополнительная литература

1. Абдурахманов Р.А. Введение в общую психологию и психотерапию, Московский Социально-психологический институт, 2000.

2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт, М, 2000.

3. Айви А.Е., Айви М.Б. Психологическое консультирование и психотерапия, М., 2000.

4. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс,2000

5. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия, М., «Питер», 2003.

6. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования - СПб.: Питер, 2002

7. Глэддинг С.«Психологическое консультирование, М., «Питер», 2002

8. Квале Стейнар. Исследовательское интервью. – М.:Смысл, 2003

9. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия, М, 2003.

10. Кочунас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. – 2-е изд., стереотип. – М.: академический проект; ОППЛ, 2003

11. Макаров В.В. Психотерапия нового века, М., 2001.

12. Мастерство психологического консультирования./ Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПб.: Речь, 2007

13. Мэй Р. Искусство психологическое консультирования.как давать и обретать душевное здоровье/ Пер с англ. М.Будыниной, Г. Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002

14. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер,2000.

15. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования. – СПб.: Речь – 2004.

16. Сахакиан У.С. «Техники консультирования и психотерапии», М., 2000.

17. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. «Психология и психотерапия семьи», СПб, «Питер», 2002.

Раздел 4. Особенности психологического консультирования в сфере образования.

Тема 1.Специфика использования психологического консультирования в сфере образования.

Вопросы для обсуждения:

1. Психологическое консультирование по проблемам дошкольников.

2. Психологическое консультирование администрации дошкольных образовательных организаций.

3. Психологическое консультирование педагогического состава дошкольных образовательных организаций.

Список литературы:

1. Азарнова А.Н. Психологическое консультирование: базовые техники и приемы. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 317с.

2. Андронникова О.О. Основы психологического консультирования: Учебное пособие. – М. Вузовский учебник: ИНФРА – М, 2013. – 415с.

3. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. Для студ. Вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 528с.

4. Абабков В.А., Карвасарский Б.Д. Психотерапия. Учебник для вузов, СПб, Питер, 2012.

5. Кочюнас Р «Психологическое консультирование. Групповая психотерапия», М., 2012.

б) дополнительная литература

1. Абдурахманов Р.А. Введение в общую психологию и психотерапию, Московский Социально-психологический институт, 2000.

2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт, М, 2000.

3. Айви А.Е., Айви М.Б. Психологическое консультирование и психотерапия, М., 2000.

4. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс,2000

5. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия, М., «Питер», 2003.

6. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования - СПб.: Питер, 2002

7. Глэддинг С.«Психологическое консультирование, М., «Питер», 2002

8. Квале Стейнар. Исследовательское интервью. – М.:Смысл, 2003

9. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия, М, 2003.

10. Кочунас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. – 2-е изд., стереотип. – М.: академический проект; ОППЛ, 2003

11. Макаров В.В. Психотерапия нового века, М., 2001.

12. Мастерство психологического консультирования./ Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПб.: Речь, 2007

13. Мэй Р. Искусство психологическое консультирования.как давать и обретать душевное здоровье/ Пер с англ. М.Будыниной, Г. Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002

14. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер,2000.

15. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования. – СПб.: Речь – 2004.

16. Сахакиан У.С. «Техники консультирования и психотерапии», М., 2000.

17. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. «Психология и психотерапия семьи», СПб, «Питер», 2002.

Тема 2. Психологическое консультирование разных категорий клиентов.

Вопросы для обсуждения:

1.Психологическое консультирование по проблемам одаренных детей.

2. Психологическое консультирование родителей, имеющих детей-инвалидов.

3.Использование методов психологического консультирования в работе с детьми "группы риска" и с детьми, пострадавшими от насилия.

Список литературы:

1. Азарнова А.Н. Психологическое консультирование: базовые техники и приемы. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 317с.

2. Андронникова О.О. Основы психологического консультирования: Учебное пособие. – М. Вузовский учебник: ИНФРА – М, 2013. – 415с.

3. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. Для студ. Вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 528с.

4. Абабков В.А., Карвасарский Б.Д. Психотерапия. Учебник для вузов, СПб, Питер, 2012.

5. Кочюнас Р «Психологическое консультирование. Групповая психотерапия», М., 2012.

б) дополнительная литература

1. Абдурахманов Р.А. Введение в общую психологию и психотерапию, Московский Социально-психологический институт, 2000.

2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт, М, 2000.

3. Айви А.Е., Айви М.Б. Психологическое консультирование и психотерапия, М., 2000.

4. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс,2000

5. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия, М., «Питер», 2003.

6. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования - СПб.: Питер, 2002

7. Глэддинг С.«Психологическое консультирование, М., «Питер», 2002

8. Квале Стейнар. Исследовательское интервью. – М.:Смысл, 2003

9. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия, М, 2003.

10. Кочунас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. – 2-е изд., стереотип. – М.: академический проект; ОППЛ, 2003

11. Макаров В.В. Психотерапия нового века, М., 2001.

12. Мастерство психологического консультирования./ Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПб.: Речь, 2007

13. Мэй Р. Искусство психологическое консультирования.как давать и обретать душевное здоровье/ Пер с англ. М.Будыниной, Г. Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002

14. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер,2000.

15. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования. – СПб.: Речь – 2004.

16. Сахакиан У.С. «Техники консультирования и психотерапии», М., 2000.

17. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. «Психология и психотерапия семьи», СПб, «Питер», 2002.

 

6. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины

Наименование раздела дисциплины Формируемые компетенции
Психологическое консультирование: основные понятия. ПК-6      
Практические основы консультативного процесса.       ПК-10
Проблемы эффективности психологического консультирования.   ПК-8 ПК-9  
Особенности психологического консультирования в сфере образования.   ПК-8 ПК-9 ПК-10

Образовательные технологии

Вид занятия (лекционное, практикум) Тема занятия Образовательные технологии (в том числе интерактивные) Объем, ауд. часов/в том числе в интерактивной форме
Практическое Психологическое консультирование как вид психологической помощи. Технология учебной дискуссии 2/2
Практическое История возникновения психологического консультирования. Мультимедийные тезхнологии 2/2
Практическое Методологические основы консультативной психологии. Решение практических задач 4/4
Практическое Виды психологического консультирования. Решение практических задач 2/2
Практическое Этапы, процедуры, техники. Подготовка специалиста к сессии. Решение практических задач 4/4
Практическое Процедуры и техники в соотнесении с этапами консультативного процесса. Решение практических задач 10/10
Практическое Психодиагностика в консультировании. Решение практических задач 4/4
Практическое Оценка эффективности психологического консультирования. Решение практических задач 4/4
Практическое Требования к консультанту Технология учебной дискуссии 2/2
Практическое Этика консультирования. Технология учебной дискуссии 2/2
Практическое Специфика использования психологического консультирования в сфере образования. Решение практических задач 6/6  
Практическое Психологическое консультирование разных категорий клиентов. Решение практических задач 6/6
Итого: 48/100%

8. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине[128]

Технологии обучения:

Технология учебной дискуссии. Учебная дискуссия – целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истин, причем все участники участвуют в организации этого обмена. Цель дискуссии – не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить её, стимулировать творчество и выработать решение проблемы посредством активной совместной интеллектуальной деятельности.

Мультимедийные технологии -это совокупность современных средств аудио- теле-, визуальных и виртуальных коммуникаций, используемых в процессе организации, планирования и управления различных видов деятельности. Обязательно использование мультимедиапроектора и специально подготовленного материала. Предполагает создание тематических презентаций, использование компьютерных анимаций, критический анализ фрагментов практической работы психологов, разработку тематических проектов.

Использование мультимедийных образовательных ресурсов в педагогическом процессе требует от преподавателя и студента умения обращаться со специальными компьютерными программами, сформированности пользовательских навыков, владения общими принципами работы с информацией.

Решение практических задач.

Педагогическая задача - это основная клеточка профессионального мастерства психолога. Студенту, будущему педагогу, предварительное «теоретическое» ре­шение таких задач необходимо, прежде всего, для формирования профессионального мышления, для выработки стиля и навыков общения в ситуациях, приближенных к практике.

Творческая деятельность педагога предполагает гибкость мышления, способность к прогнозированию, генерированию идей, рефлексии, стремление к совершенствованию. В основе своей деятельность педагога эвристична, направлена на решение педагогических задач. Опыт решения профессионально-педагогических задач поможет студенту развить навыки профессиональной деятельности, сформировать устойчивую педагогическую позицию как основу профессионализма учителя.

Педагогическая задача рассматривается как осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности

Спецификой профессиональных задач является их направленность на отражение педагогической реальности, которая может быть представлена в содержании задачи как проблемная ситуация, решение которой создает условия для становления профессионализма и индивидуальности будущего специалиста.

В процессе решения профессиональных задач проявляются ключевые, базовые и специальные компетенции, которые в своей совокупности составляют профессиональную компетентность, под которой принято понимать «специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения определенного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия».

Ключевые - компетенции, необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире.

Базовые компетенции отражают специфику определенной профессиональной деятельности.

Специальные компетенции отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности.

 

9.Методические рекомендации для преподавателей для проведения текущего контроля успеваемости/промежуточной аттестации по дисциплине[129]

Учебная дисциплина «\основы психолого-педагогического сопровождения образовательного процеса» изучается на аудиторных занятиях и в процессе самостоятельной работы.

Контроль качества знаний студентов осуществляется с использованием рейтинговой системы, в основе которой лежит учет различных видов деятельности студента по освоению учебной дисциплины. В данном курсе используется рубежный и итоговый рейтинг.

Рубежный рейтинг служит для оценки объёма и уровня усвоения студентом учебного материала одного модуля и применяется в рамках текущего контроля успеваемости студентов. Распределение учебного материала произведено по двум модулям.

Итоговый рейтингслужит для оценки знаний, умений и навыков студента по всему объёму учебной дисциплины, изученному в семестре.

Теоретические занятия реализуются в форме практических занятий

. Целью курса является ознакомление студентов с теоретическими основами психолого-педагогического сопровождения. Практические занятия проводятся в форме практических работ.

Реализации вышеуказанных целей способствует самостоятельная работа (вид работы студентов). Самостоятельная работа включает: подготовку к практическим заданиям, подготовку докладов, выполнение творческих работ.

Преподаватель использует текущий и итоговый виды контроля, рубежный и итоговый рейтинг. Текущий контроль – на практических занятиях; итоговый – по завершению всего курса (модульный экзамен).

 

10. Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы обучающихся[130]

Работа над понятиями

5. Знать термин.

6. Выделить главное в понятии.

7. Выучить определение.

8. Уметь использовать понятие в различных формах ответа.

Запись лекции

1. Настроиться на запись лекции (состояние внутренней готовности, установка).

2. Соблюдать единый орфографический режим:

а) записать дату, тему, план, рекомендованную литературу;

б) вести запись с полями;

в) выделять главное, существенное (подчеркивая, абзацы, цвет, пометки на полях и т.д.).

3. Запись вести сжато, но без искажения содержания.

4. Выделять основные понятия, определения, схемы, факты, сведения, статистические данные.

10. Работа с источником информации:

1. Познакомиться в целом с содержанием источника информации:

а) чтение аннотации источника;

б) чтение вступительной статьи;

в) просматривание оглавления;

г) чтение источника с выделением основных проблем и выводов;

д) работа со словарем с целью выяснения значений понятий.

2. Составить план темы:

а) выделить логически законченные части;

б) выделить в них главное, существенное;

в) сформулировать вопросы или пункты плана;

г) ставить вопросы по прочитанному.

11. Конспектирование:

1.Определить цель конспектирования.

2.Составить план.

3. Законспектировать источник:

а) указать автора статьи, ее название, место и год написания, страницы;

б) составить конспект по следующим формам (по указанию преподавателя или выбору студента): 1. Цитатный план. 2. Тезисный план.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины для самостоятельной работы обучающихся:

а) основная литература[131]

6. Азарнова А.Н. Психологическое консультирование: базовые техники и приемы. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 317с.

7. Андронникова О.О. Основы психологического консультирования: Учебное пособие. – М. Вузовский учебник: ИНФРА – М, 2013. – 415с.

8. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. Для студ. Вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 528с.

9. Абабков В.А., Карвасарский Б.Д. Психотерапия. Учебник для вузов, СПб, Питер, 2012.

10. Кочюнас Р «Психологическое консультирование. Групповая психотерапия», М., 2012.

б) дополнительная литература

18. Абдурахманов Р.А. Введение в общую психологию и психотерапию, Московский Социально-психологический институт, 2000.

19. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт, М, 2000.

20. Айви А.Е., Айви М.Б. Психологическое консультирование и психотерапия, М., 2000.

21. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс,2000

22. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия, М., «Питер», 2003.

23. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования - СПб.: Питер, 2002

24. Глэддинг С.«Психологическое консультирование, М., «Питер», 2002

25. Квале Стейнар. Исследовательское интервью. – М.:Смысл, 2003

26. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия, М, 2003.

27. Кочунас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. – 2-е изд., стереотип. – М.: академический проект; ОППЛ, 2003

28. Макаров В.В. Психотерапия нового века, М., 2001.

29. Мастерство психологического консультирования./ Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПб.: Речь, 2007

30. Мэй Р. Искусство психологическое консультирования.как давать и обретать душевное здоровье/ Пер с англ. М.Будыниной, Г. Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002

31. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер,2000.

32. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования. – СПб.: Речь – 2004.

33. Сахакиан У.С. «Техники консультирования и психотерапии», М., 2000.

34. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. «Психология и психотерапия семьи», СПб, «Питер», 2002.

 

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

http://elibrary.ru/defaultx.asp

ЭБС IPRbooks http://www.iprbookshop.ru/

ЭБС Znanium.com. http://znanium.com/

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Российская государственная библиотека http://www.r sl.ru/

Научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского http://www.gnpbu.ru/

Вестник московского университета. Серия 14. Психология http://mhp-journal.ru

Вестник московского городского педагогического университета (МГПУ). Серия «Педагогика и психология».

Журнал «Развитие личности»http://rl-online.ru/

научная библиотека http://cyberleninka.ru

психологическая лаборатория http://vch.narod.ru/

Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/

Электронная библиотека www.gumer.info

Электронная библиотека www.koob.ru

 

Интернет-ресурсы:

http://imslp.org/wiki/Category:Composers - иностранный ресурс, зато всё есть ;)

http://notes.tarakanov.net/ - тут всё по-русски :)

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Vugotsk/_PsIskus_Index.phphttp://fdstar.com/2007/08/11/kpatkoe_posobie_po_teopii_muzyki.html

http://www.opentextnn.ru/music/Perception/?id=666

http://www.centrobrrostov.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=121:norm_doc8&Itemid=134

http://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html

http://festival.1september.ru/articles/subjects/14

 

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Учебная и научная деятельность магистрантов по освоению дисциплины сопровождается:

· работой с печатными изданиями – периодикой, фрагментами нормативно-правовых документов и научно-практических материалов;

· презентациями по различным аспектам и проблемам инновационных процессов;

· наличием в библиотеке пособий, указанных в списке основной литературы, наличием в кабинете для занятий доски, видеопроектора.

 

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Общеинститутская кафедра психологии образования

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Психолого-педагогическая диагностика образовательной среды»

 

Направление подготовки /специальность

44.04.02 Психолого-педагогическое образование

 

Профиль подготовки

Педагогическая психология

 

Москва

2016

Рабочая программа модуля составлена в соответствии с ФГОС ВО по 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923).

 

Разработчики:

ГАОУ ВО МГПУ доцент Ларионова Людмила Игнатьевна

 

Эксперты:

ГАОУ ВО МГППУ профессор Филонов Лев Борисович

ГАОУ ВО МГПУ профессор Толстикова Светлана Николаевна

 

 

Рабочая программа модуля одобрена на заседании общеинститутской кафедры

психологии образования

Протокол № ____ от «_____» _______________ 20 ___ г.

 

Заведующий кафедрой: д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич

 

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Заведующий выпускающей кафедрой д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич

 

 

Рабочая программа модуля утверждена ученым советом института педагогики и психологии

образования

Протокол № _____ от «_____» _______________ 20___ г.

 

Директор института д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич

 


1. Цель и задачи освоения дисциплины:

Цель: формирование знаний о методах психолого-педагогической диагностики и их классификации, о сущностных характеристиках диагностических методик и предъявляемым к ним требованиям, способности проектировать и осуществлять диагностическую работу, проводить диагностику психического развития детей и подростков, формирование умений проводить диагностику образовательной среды, применять и разрабатывать диагностические методики, выполнять необходимые оценочные процедуры в соответствии с поставленными задачами.

Задачи:

6. раскрыть специфику психолого-педагогической диагностики как особой отрасли науки, связывающей теорию с практикой;

7. сформировать адекватные представления о роли и месте психодиагностических методов в системе обследований детей и взрослых преимуществах, и недостатках каждого метода;

8. раскрыть основные тенденции развития психолого-педагогической диагностики на современном этапе;

9. научить приемам проведения психодиагностических обследований, способам обработки, анализа и интерпретации результатов методик;

10. обеспечить усвоение этических норм, обязательных для специалистов-психодиагностов.

2. Место дисциплины в структуре программы: дисциплина входит в модуль «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса», является вариативной дисциплиной модуля и изучается в 3-м семестре.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

обобщенную трудовую функци[132]:Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ;

трудовую функцию[133]:Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ;

трудовое действие:

Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей

Разработка программ развития универсальных учебных действий, программы воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционной программы

Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Консультирование педагогов, преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для построения индивидуального образовательного маршрута обучающихся с особыми образовательными потребностями

Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей

- определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся.

общепрофессиональную компетенцию[134]:

Способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5)

Способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7)

Способен проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПК-7)

Способен оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПК-8)

 

Знать:

- теоретические основы психолого-педагогической диагностики;

- причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков;

- методы психолого-педагогической диагностики;

- требования к структуре и содержанию заключения по результатам психолого-педагогической диагностики

- имеет представление о структуре и закономерностях развития образовательной среды;

- методологическую основу и методы психолого-педагогической диагностики образовательной среды;

- риски образовательной среды, технологию планирования комплексных мероприятий по их предупреждению и преодолению

- характеристики образовательной среды, способствующей познавательному и личностному развитию обучающихся;

- методы психолого-педагогической диагностики образовательной среды;

- методы определения причин нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков;

- психологические и педагогические основы организации педагогического процесса;

- технологии анализа образовательных и личностных проблем обучающихся;

- критерии и показатели эффективности образовательного процесса;

 

Уметь:

- проводить психолого-педагогическую диагностику, необходимую для осуществления профессиональной деятельности;

- определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков;

- готовить документы по результатам психолого-педагогической диагностики

- осуществлять психолого-педагогическую диагностику образовательной среды;

- использовать возможности образовательной среды в построении и реализации индивидуальных программ, ориентированных на познавательное и личностное развитие обучающихся;

- планировать комплексные мероприятия по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды

- проводить психолого-педагогическую диагностику образовательной среды;

- определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков;

- определять параметры образовательной среды, значимые для познавательного и личностного развития детей и подростков;

- использовать метод наблюдения для анализа образовательных и личностных проблем обучающихся

- осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое и социальное сопровождение оптимизации педагогического процесса

- использовать психолого-педагогические методы для определения эффективности образовательного процесса;

 

- методикой проведения психолого-педагогической диагностики;

Владеть навыками:

- методами оценки и прогнозирования рисков образовательной среды; - опытом построения и реализации индивидуальных программ, ориентированных на познавательное и личностное развитие обучающихся на основе анализа возможности образовательной среды;

- технологией подготовки психолого-педагогического заключения по результатам психолого-педагогической диагностики

- опытом работы по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды

- методами диагностики образовательной среды; - методами выявления причин нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков;
- навыками анализа и оценки регуляции образовательных и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития; - взаимодействия, направленного на решение задач психолого-педагогического и социального сопровождения педагогического процесса;

- профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья

- опытом психологической поддержки оптимизации педагогического процесса

4. Объем дисциплины и виды учебной работы[135]

Вид учебной работы Всего часов/зачетных единиц Семестры
Контактная работа (всего) 108/3     108/3  
В том числе:          
Лекции 0/0     0/0  
Практические занятия (ПЗ) 12/0,3     12/0,3  
Семинарские занятия (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Из них:          
Интерактивные и активные формы занятий (всего) 12/0,3     12/0,3  
Самостоятельная работа (всего) 96/2,7     96/2,7  
В том числе[136]:          
Подготовка к тестированию 10/0,3     10/0,3  
Подготовка эссе 22/0,6     22/0,6  
Подготовка к ролевой игре 20/0,5     20/0,5  
Выполнение индивидуальных творческих заданий 24/0,7     24/0,7  
Решение ситуативных задач 20/0,5     20/0,5  

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Семинары СРС Всего
Научно-теоретические основы психолого-педагогической диагностики      
Методы психолого-педагогической диагностики и их классификация      
Структура психодиагностического процесса      
Области применения психолого-педагогической диагностики и её основные задачи      
Диагностика умственного развития      
Диагностика способностей      
Психодиагностические методы изучения личности      
Профессионально-этические аспекты психолого-педагогической диагностики      

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...