Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иванова А. Е., Кравец О. Ю.Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / А.Е. Иванова, О.Ю. Кравец, И.А. Рыбкина и др. – СПб.: КАРО, 2014. – 112 с.

Кыласова Л.Е. , Докутович В.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Программа. Планирование. – Волгоград.: Учитель, 2014. – 68 с.

  1. Лаврова Г.Н. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Коррекционно-развивающая работа в ДОУ компенсирующего вида. – М.: Владос, 2014. – 224 с.
  2. Шаграева О.А. Основы консультативной психологии. – М.: Академия, 2011. – 272 с.

 

б) дополнительная литература

1. Антропов Ю.Ф, Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства у детей и подростков. – М.: Из-во Института Психотерапии, Из-во НГМА, 2000. – 320 с.

2. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. По страницам научных трудов Гельмута Фигдора. – М.: Из-во Института Психотерапии, 2000. – 224 с.

3. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.

4. Дубровина И.В. (ред.) Практическая психология образования. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с.

5. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.

6. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

7. Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб.: Питер, 2000. – 416 с.

8. Москаленко В.Д. Ребенок в «алкогольной» семье: психологический портрет // Психология семьи: Сборник статей. – М.: ООО «Вопросы психологии». – 2002. – С. 45-54

9. Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова Е.А. Ребенок в карусели развода. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.Николс М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 960 с.

10. Носова, Е.А. Швецова Т.Ю. Семья и детский сад. Педагогическое образование родителей. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 80 с.

11. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 336 с.

12. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.

13. Практическая психология образования. Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.

14. Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения. – М.: Дрофа, 2008. – 286 с.

15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с.

16. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. – М.: ВЛАДОС., 2001. – 368 с.

17. Шаграева О.А., Корнеева Т.В и др. Психология семейных отношений: учебное пособие для студентов высш. учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.

18. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с.

 

в) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса и программное обеспечение

Использование информационных ресурсов Интернета в очной и заочной форме, в системе экстерната. Обучение в дистанционной форме. Технология обеспечивает повышение эффективности учебного процесса, а также обеспечивает каждому магистранту участие в международных учебных, исследовательских проектах, телеконференциях, дискуссиях.

Электронная почта, чат, чат-форумы, блоги, википедия.

Мультимедиа как совокупностью технологий, одновременно использующих несколько информационных средств.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

3. http://bologna.mgimo.ru/.

4. http://bologna.spbu.ru/chronicle.php

5. www.europa.eu.int/comm/education/Eras-mus/trend2.pdf

6. www.UNESCO.org/education/studyingabroad.

4. www.hrk.de/vbsmodule/texte/std.../bachelor_master/.

5. www.aha/ru/-moscow64/educational_book.

7. www.ac.wwu.edu/-wwuacs/bachelors.html.

8. www.unc.edu/depts/.

9. www.unimelb.edu.au/HB/areas/aculture.

10. http://tuning.unideusto.org/tumngeu.

 

Интернет-ресурсы:

www.pedlib.ru

http: //psy-school.narod.ru–статьи, книги, тесты.

http: //psychology.net.ru– тренинги, семинары, тесты, книги, рефераты, консультации.

http: //www.ety-deti.ru– новинки детской психологии, статьи, игры, тесты, книги.

http: // psycheia. ru – статьи, тесты, методики, книги.

http: // www.psy-files/ru/ - статьи, тесты, книги.

http://www.psihologu.info/ (Российский) - набор программ и методик психодиагностики дошкольников и школьников, рисуночные тесты, рекомендации для родителей.

http://www.psyedu.ru/ (Российский) - Электронный журнал "Психологическая наука и образование" - специализированное научно-практическое издание, предназначенное для широкого круга читателей: психологов, педагогов, студентов, изучающих психологию и др.

http://www.voppsy.ru/ (Российский) - Электронная версия журнала «Вопросы психологии».

http://www.psyjournals.ru/kip/ (Российский) - Международный научный журнал «Культурно-историческая психология». Периодическое специализированное научное издание для психологов,историков и методологов науки, философов, дефектологов, антропологов — специалистов в смежных областях фундаментального и прикладного человекознания.

http://magazine.mospsy.ru/ (Российский) - «Московский психотерапевтический журнал» - первое отечественное издание, целиком посвященное вопросам психотерапии и психологического консультирования. Специализированное психологическое научно-аналитическое издание.

http://psyjournals.ru/exp/ (Российский) - Московский городской психолого-педагогический университет.

 

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Учебная и научная деятельность магистрантов по освоению дисциплины сопровождается:

· работой с печатными изданиями – периодикой, фрагментами нормативно-правовых документов и научно-практических материалов;

· презентациями по различным аспектам и проблемам инновационных процессов;

· наличием в библиотеке пособий, указанных в списке основной литературы, наличием в кабинете для занятий доски, видеопроектора.

 

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Общеинститутская кафедра психологии образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Профилактика и управление конфликтами
в образовании

Направление подготовки/специальность

44.04.02 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки

Педагогическая психология

 

Квалификация (степень) выпускника магистр

Форма обученияочная

2 курс, 3 семестр

Москва


Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 21 ноября 2014 г. № 1505)

 

Разработчики:

ГБОУ ВО МГПУ доцент Сухоносов Александр Петрович

 

Эксперты:

ГБОУ ВО МГПУ профессор Филонов Лев Борисович

ГБОУ ВО МГПУ профессор Ларионова Людмила Игнатьевна

 

Рабочая программа модуля одобрена на заседании общеинститутской кафедры психологии образования

Протокол № ____ от «_____» _______________ 2016 г.

 

Заведующий кафедрой: д.п.н., д.психол.н., профессор Савенков Александр Ильич

 

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Заведующий выпускающей кафедрой д.п.н., д.психол.н., профессор Савенков Александр Ильич

 

 

Рабочая программа утверждена ученым советом института педагогики и психологии

образования

Протокол № _____ от «_____» _______________ 20___ г.

 

Директор института д.п.н., д.психол.н., профессор Савенков Александр Ильич

 

© ГБОУ ВПО МГПУ, 2016

© Общеинститутская кафедра психологии образования, 2016


1.Цели и задачи освоения дисциплины:

Цель дисциплины: формирование у студентов базовых конфликтологических знаний и умений их практического использования в профессиональной педагогической деятельности.

Задачи дисциплины:

- сформировать знания о психологической сущности конфликта, его видах, структуре, развитии, причинах возникновения;

- освоить психологические методики изучения конфликтного поведения, процедуру составления психологических рекомендаций по разрешению конфликтов;

- освоить психотехнологии преодоления конфликтов и развития навыков эффективного межличностного взаимодействия в образовании.

 

2. Место дисциплины в структуре ОП:Учебная дисциплина «Профилактика и управление конфликтами в образовании» входит в вариативную часть модуля М.5 «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» (курс по выбору), изучается в третьем семестре.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

§ обобщенную трудовую функцию[151]: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ»;

§ трудовую функцию: Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ

§ трудовое действие[152]: Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам.

§ общекультурную компетенцию[153]:

- готов действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2).[154]

Знать:

- основы психолого-педагогической профессиональной деятельности;

- психологические основы принятия управленческих решений; основы профессиональной этики;

- правовые нормы и другие документы, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере образования

Уметь:

- анализировать профессиональные ситуации, в том числе, нестандартные ситуации на основе нравственных критериев, соответствия действий субъектов образовательного процесса этическим и правовым нормам

Владеть (навыками и/или опытом деятельности):

- приемами рефлексивного анализа профессиональной деятельности;

- опытом анализа профессиональной деятельности на основе нравственных критериев, соответствия действий субъектов образовательного процесса этическим и правовым нормам.

§ трудовое действие: Консультирование администрации образовательного учреждения, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся

§ общепрофессиональную компетенцию: Готов руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-11)

Знать:

- закономерности развития и условия функционирования коллектива в сфере своей профессиональной деятельности;

- психологические основы управления коллективом на принципах учета социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий;

Умеет:

- использует знания о закономерности развития и условия функционирования коллектива в сфере своей профессиональной деятельности;

- применять принципы учета социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий при выборе вариантов управленческих решений ;

Владеет (навыками и/или опытом деятельности):

- опытом психологического обоснования управленческих решений на основе принципов учета социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий ;

- опытом организации их взаимодействиясубъектов образовательного процесса на основе учета их возрастных, индивидуальных, конфессиональных и этнокультурных различий

§ трудовое действие: Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников

§ общепрофессиональную компетенцию: Способен конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПК-4)

Знает и понимает:

- предпосылки и условия развития общих и познавательных способностей;

- факторы образовательной среды, влияющие на проявление и развитие общих и познавательных способностей, креативности различных категорий обучающихся (обучающихся с особыми образовательными потребностями);

- методы развития творческих и познавательных способностей обучающихся;

- теоретические основы и методическое обеспечение деятельности психолого-медико-педагогического консилиума;

- психологические и организационные основы взаимодействия специалистов образовательной организации в интересах развития способностей детей и подростков различных категорий

Умеет:

- использовать методы оценки познавательных и творческих способностей обучающихся;

- анализировать и профессионально ориентироваться в документации специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.);

- осуществлять деятельность в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

§ трудовое действие: Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей

§ общепрофессиональную компетенцию: Способен оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПК-8)

Знает:

- психологические и педагогические основы организации педагогического процесса;

- технологии анализа образовательных и личностных проблем обучающихся;

- критерии и показатели эффективности образовательного процесса;

Умеет:

- использовать метод наблюдения для анализа образовательных и личностных проблем обучающихся;

- осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое и социальное сопровождение оптимизации педагогического процесса;

- использовать психолого-педагогические методы для определения эффективности образовательного процесса;

Владеет (навыками и/или опытом деятельности):

- навыками анализа и оценки регуляции образовательных и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития;

- взаимодействия, направленного на решение задач психолого-педагогического и социального сопровождения педагогического процесса;

- опытом психологической поддержки оптимизации педагогического процесса.

§ трудовое действие: Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

§ общепрофессиональную компетенцию: Способен консультировать педагогов, админи-страцию, обучающихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПК-9)

Знает и понимает:

- психолого-педагогические условия эффективного усвоения знаний;

- характеристики познавательной деятельности, обусловленные индивидуальными особенностями обучающихся;

- технологии анализа учебного процесса, образовательных и личностных проблем обучающихся, проблем управления учебным процессом и профессионального развития педагогов;

- теорию и техники консультирования педагогов, администрации, воспитанников/обучающихся, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся, вопросам оптимизации учебного процесса

Умеет:

- анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся

- использовать психолого-педагогические методы для определения эффективности учебного процесса;

- использовать знания учебного процесса, образовательных и личностных проблем обучающихся, проблем управления учебным процессом и профессионального развития педагогов в консультативной деятельности;

- вести консультативную работу с педагогами, администрацией, воспитанниками/обучающимися, родителями (законными представителями) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся, вопросам оптимизации учебного процесса

Владеет (навыками и/или опытом деятельности):

- профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;

- опытом консультативной работы с педагогами, администрацией, воспитанниками/обучающимися, родителями (законными представителями) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития различных категорий обучающихся, вопросам оптимизации учебного процесса

§ трудовое действие: Консультирование администрации образовательного учреждения, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся

§ общепрофессиональную компетенцию: Способен консультировать педагогов, админи-страцию, обучающихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПК-9).

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы[155]

Вид учебной работы Всего часов/ Зач. единиц Семестры
Аудиторные занятия (всего) 24/ 0,67  
В том числе:      
Практические занятия (ПЗ) 24 / 0,67    
Самостоятельная работа (всего) 48 / 1,33  
В том числе:      
Работа с первоисточниками, изучение учебной литературы 36 / 1,0    
Подготовка к коллоквиуму 9 / 0,25    
Решение тестовых заданий 9 / 0,25    
Подготовка эссе 9 / 0,25    
Подготовка реферата 9 / 0,25    
Вид промежуточной аттестации зачет    
Общая трудоемкость часы зачетные единицы   72 часа  
2 зач. един.    

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины (элемента модуля) Лекции Практические занятия СРС Всего
  Раздел I. Общая теория конфликта -
Конфликт как социально-психологическое явление. Структура и динамика развития конфликтов. -
Виды конфликтов. Внутриличностный конфликт. Межличностные конфликты. Групповые конфликты. -
  Раздел II. Особенности возникновения и протекания конфликтов различного типа в образовательной среде -
Педагогический конфликт. -
Методы разрешения и урегулирования конфликтов. Профилактика конфликтов. -
  Всего -
             

 

5.2. Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины (элемента модуля) Содержание раздела
  Тема 1. Конфликт как социально-психологическое явление. Структура и динамика развития конфликтов. Конфликтология: предмет и задачи, история станов-ления как науки. Этапы становления конфликтологии как относительно самостоятельной теории и практики. Концептуальные источники формирования общей теории конфликта. Ранние представления о конфликте и методах его разрешения (Гераклит, Эпикур); христианская философия (Эразм Роттердамский, Фрэнсис Бэкон); новые подходы к конфликту (В.Д. Пристли, Ш. Монтескье, Д. Дидро, И. Кант, Г. Гегель, Г. Спенсер, У. Сампер, Г. Зиммель и др.); марксизм и немарксистская традиция изучения конфликтов (М. Вебер, В. Паретто, Г. Моска и др.) Рассмотрение конфликтов в психоаналитической психологии. Социально-психологическая традиция изучения конфликта. Структура научного познания о конфликте. Подходы к изучению конфликта в отечественной психологии. Структура и динамика развития конфликтов. Конфликт как система и процесс. Структура конфликта как совокупность устойчивых связей, обеспечиваю-щих целостность конфликта, тождественность само-му себе, отличие от других явлений социальной жизни. Основные компоненты структуры конфликта: предмет и объект конфликта; участники (основные участники – оппоненты, группа поддержки, др. участники); конфликтная ситуация; стратегия и тактика; микро- и макросфера; информационная модель конфликтной ситуации. Динамика конфликта – изменение конфликта под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов. Периоды и этапы конфликта: латентный период (предконфликтный); открытый период (собственно конфликт); послеконфликтный период. Пути завершения конфликта.
  Тема 2. Виды конфликтов. Внутриличностный конфликт. Межличностные конфликты. Групповые конфликты   Типология конфликтов: критерии классификации. Внутриличностный конфликт – как столкновение двух противоречащих друг другу тенденций в психике человека. Особенности внутриличностных конфликтов. Типология внутриличностных конфликтов: конфликты противоположных мотивов, стремлений, чувств; конфликт между стремлением, чувством и невозможностью его реализации (фрустрация); конфликт между стремлением, желанием человека и его представлением о себе, мире системой норм и ценностей; угроза Я-образу. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов. «Психологическая защита» как механизм разрешения внутриличностного конфликта на бессознательном уровне. Механизм действия психологических защит. Виды психологических защит (вытеснение, рационализация, вымещение, обратная реакция, соматизация и др.). Пути преодоления внутриличностных конфликтов: адаптивное и паллиативное поведение. Виды адаптивного поведения: поиск информации, поэтапное решение проблемы, обращение за помощью. Виды паллиативного преодолевающего поведения: открытое выражение чувств; замещающая деятельность, юмор и фантазии как вид паллиативного поведения, сдерживание, отстранение и т.д. Отличие паллиативного преодолевающего поведния от «психологической защиты». Негативные и позитивные эффекты внутриличностного конфликта. Межличностный конфликт как частный случай взаимодействия между людьми в процессе их объединения и совместной деятельности. Специфика и причины межличностных конфликтов. Причинные факторы межличностных конфликтов (В. Линкольн): информационные, поведенческие, факторы действий; ценностные, структурные. Классификация межличностных конфликтов: по сферам существования; по эффекту и функциональным последствиям; по критерию реальности и истинности. Картография как способ определения причин конфликтного поведения. Групповые конфликты, их виды и причины возникновения. Конфликт «личность - группа», конфликт «группа - группа». Негативные и позитивные последствия групповых конфликтов. Особенности межгрупповых конфликтов. Классификация конфликтов типа «личность - группа». Конфликт между формальной и неформальной системами отношений. Организационные и трудовые конфликты (виды и причины их возникновения). Предупреждение конфликтов в организациях.  
  Тема 3. Педагогический конфликт.   Трудовые конфликты как вид экономического конфликта. Формы управления социально-трудовыми конфликтами и возможные пути их урегулирования. Природа и типология конфликтов в педагогическом процессе. Варианты предупреждения и разрешения педагогических конфликтов. Конфликтологическая служба в образовании: состояние и перспективы развития. Подготовка участников педагогического процесса к предупреждению и разрешению конфликтов.

 

  Тема 4. Методы разрешения и урегулирования конфликтов. Профилактика конфликтов. Стратегии поведения в конфликтах (стратегия партнерства и стратегия напористости). Основные стили поведения в конфликтных ситуациях (по К.У. Томасу и Р. Килману): избегание («уход», «уклонение»); уступка («приспособление»), противоборство («соперничество», «конкуренция»), компромисс, сотрудничество. Выбор стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации. Управление межличностными конфликтами. Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов. Преодоление конфликтов посредством улучшения общения. Типы «конфликтных личностей» и принципы общения с ними. Управление, урегулирование и разрешение конфликтов – парадигмы воздействия на конфликт. Согласительные процедуры как метод регулирования и разрешения конфликтов. Посредничество как одна из форм урегулирования конфликта и разрешения проблемных ситуаций. Третейский суд как метод разрешения конфликта. Переговоры как метод разрешения конфликтов. Стадии переговорного процесса. Стили делового общения при проведении переговоров. Психологические механизмы переговоров. Правила ведения переговоров. Устранение причин – как одна из наиболее эффективных форм профилактики конфликтов. Налаживание и укрепление сотрудни-чества – как надежный путь предупреждения конфликтов. Основные направления работы по профилактике конфликтов. Формы профилактики конфликтов. Нормативные способы профилактики конфликтов.

5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)

Наименование дисциплинарного модуля Колич-во часов/ зачетных единиц Формируемые компетенции Общее колич-во компетенций
ОК-2 ОПК-11 ПК-4 ПК-8 ПК-9
Раздел I. Общая теория конфликта + +      
Раздел II. Особенности возникновения и протекания конфликтов различного типа в образовательной среде     + + +
Всего    

Образовательные технологии

Вид занятия (лекционное, практическое) Тема занятия Образовательные технологии (в том числе интерактивные) Объем ауд. часов / в т.ч. в интерактивной форме
Практическое занятие Тема 1. Конфликт как социально- психологическое явление. Структура и динамика развития конфликтов. Развернутая беседа с использованием электронной презентации 6/6
Практическое занятие Тема 2. Виды конфликтов. Внутриличностный конфликт. Межличностные конфликты. Групповые конфликты Опережающая самостоятельная работа. Деловая игра 6/6
Практическое занятие Тема 3. Педагогический конфликт.   Круглый стол. Обсуждение рефератов 6/6
Практическое занятие Тема 4. Методы разрешения и урегулирования конфликтов. Профилактика конфликтов. Развернутая беседа с использованием электронной презентации 6/6
    Всего 24/24

7. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине (модулю)

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...