Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. – М., 2001. - С. 373-394.

 

Дополнительная литература

1. Авксентьев, В.А. Этнические конфликты: В 2 ч. Ставрополь, 1996. Международные конфликты / В.А. Авксентьев. – М. : Международные отношения, 1972. – 238с.

2. Агеев, Д.С. Межгрупповое взаимодействие / Д.С. Агеев. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 240 с.

3. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб. : Питер, 2005.

4. Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2007.

5. Атватер, И.Я. Вас слушаю. – М.: Экономика, 1988. – 111с.

6. Бабосов, Е.М. Конфликтология: учеб. пособие / Е.М. Бабосов. – Мн.: «Тетра-Системс», 2001. – 464 с.

7. Баныкина, С.В. Конфликтологическая компетентность педагога. – Астрахань, 1997. – 122с.

8. Барлас, Т.В. Популярная психология: От конфликтов к обретению «Я»/ Т.В. Барлас. – М.: «Академия», 1997. – 160 с.

9. Богданов, Е.Н. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин – Спб.: Питер, 2004.

10. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт!/ Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк, – Новосибирск: Наука, 1989. – 189 с.

11. Бройнинг Г. Руководство по ведению переговоров. – М.: 1996.

12. Воронин, Г.Л. Конфликты в школе. //Социологические исследования, 1994. - № 3. – с. 94-95.

13. Гришина, Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе / Н.В. Гришина. – Л.: Лениздат, 1990.- 174 с.

14. Донченко, Е.А.,. Личность, конфликт, гармония / Е.А. Донченко, Т.М. Титаренко. – Киев, 1989.

15. Донцов, А.И. Психология коллектива / А.И. Донцов. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 208 с.

16. Дмитриев, А.В. Конфликтология / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2000. – 320 с.

17. Зигерт, В. Руководить без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. – М.: Экономика, 1990. – 335 с.

18. Каменская, В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта / В.Г. Каменская. – СПб.: «Детство-пресс», 1999. – 144 с.

19. Конфликтология. Серия «Учебники и учебные пособия» - Ростов/на - Дону: «Феникс», 2000. – 320 с.

20. Конфликты в школе// Социологические исследования, 1994. - №3. – с. 94-95.

21. Крогиус, Н.В. Личность в коллективе / Н.В. Крогиус. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1976. – 142 с.

22. Лупьян, Я.А. Барьеры общения, конфликты, стрессы / Я.А. Лупьян. – Минск, 1986.

23. Мацнев, А.А. Этнополитические конфликты: природа, типология и пути урегулирования// Соц. – политический ж., 1996, №4, - с.46.

24. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинская. – СПб.: Питер Ком, 1999.

25. Рояк, А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. – М.: Педагогика, 1988. – 189с.

26. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учеб издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов пед. вузов / Под ред. Н.К. Асановой. – М.: Владос, 1998.

27. Рыбакова, М. М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. – М.: Просвещение, 1991. – 128с.

28. Семенов, В.А. Конфликтология: история, теория, методология / В.А. Семенов. – СПб.: СЗАГС, 2008.

29. Семенов, В.А. Феномен конфликта / В.А. Семенов. – СПб.: СЗАГС, 2005.

30. Скотт, Дж.Г. Конфликты, пути их преодоления / Дж.Г. Скотт. Киев. 1991. – 191.

31. Сулимова, Г.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов / Г.С. Сулимова. – М.: Изд-во ин-та практической психологии, 1996. – 175 с.

32. Сысенко, В.А. Супружеские конфликты. – М.: «Мысль», 1989. – 173с.

33. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М.: Наука, 1990. – 158с.

34. Хасан, Б.И. Психология конфликта и переговоры: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 192с.

35. Шевцов, В.М. Международные конфликты: механизмы их разрешения. – М: ГАВС, 1994. – 44с.

36. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин – М.: Владос, 1995. – 544 с.

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

общеинститутская кафедра психологии образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Направление подготовки /специальность

44.04.02 Психолого-педагогическое образование

 

Профиль подготовки

Педагогическая психология

 

Москва


Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВО по направлению 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923).

 

Разработчик:

ИППО ГАОУ ВО МГПУ, доцент общеинститутской кафедры психологии образования А.М. Двойнин

Эксперт:

ИППО ГАОУ ВО МГПУ, профессор общеинститутской кафедры психологии образования

А.И. Савенков

 

Рабочая программа одобрена на заседании общеинститутской кафедры психологии образования

Протокол № ___ от «___» _______ 20__ г.

Зав. кафедрой д.пс.н., д.п.н., профессор А.И. Савенков

СОГЛАСОВАНО:

 

Заведующий выпускающей кафедрой ______________________________

(ученая степень, звание, Ф.И.О.)

 

Рабочая программа дисциплины утверждена ученым советом института_____________________

(название института)

Протокол № _____ от «_____» _______________ 20___ г.

 

Директор института_____________________________________

(ученая степень, звание, Ф.И.О.)

© ГАОУ ВО МГПУ, 2016

© Общеинститутская кафедра психологии образования ИППО, 2016

© Двойнин А.М., 2016


1. Цели и задачи освоения дисциплины:

Цель– сформировать у учащихся целостное представление о принципах, методах и специфике психологического просвещения субъектов образовательного процесса, а также научить студентов планированию, организации и проведению мероприятий по психологическому просвещению.

Задачи:

познакомить студентов с целями, задачами и процедурой психологического просвещения;

– описать формы и средства психологического просвещения;

– раскрыть принципы и технологию планирования и проведения психологического просвещения субъектов образовательного процесса;

– обучить принципам построения программы психологического просвещения субъектов образовательного процесса;

– обучить принципам анализа результатов психологического просвещения;

– обучить разработке рекомендаций субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка;

2. Место дисциплины в структуре ОП:

Дисциплина «Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса» относится к модулю М.5 «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» образовательной программы (ОП) по направлению «Психолого-педагогическое образование».

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента

Для успешного овладения программой дисциплины студент должен

знать:

- направления работы практического психолога образования;

- должностные обязанности педагога-психолога образовательного учреждения и нормативно-правовые акты в области образования;

- закономерности функционирования и развития психики и поведения человека;

- закономерности и психологическую специфику образовательного процесса;

- специфику работы образовательного учреждения;

уметь:

- ориентироваться в системе психолого-педагогических знаний;

- выделять, описывать и интерпретировать психологические факты;

- строить логически связанное речевое высказывание;

- вести содержательный и предметный диалог с собеседниками;

владеть:

- базисными принципами практической психологии;

- навыками чтения и анализа психологических и педагогических текстов;

- навыками социальной коммуникации и взаимодействия;

Логические и содержательно-методические взаимосвязи дисциплины с другими дисциплинами, практиками

Курс «Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса» является прикладной дисциплиной, знакомящей студентов с возможностями оптимального донесения психологических знаний до образовательной аудитории с учетом потребностей субъектов образовательного процесса. Данная дисциплина призвана содействовать формированию компетенций студентов совместно с другими курсами модуля, такими как «Теории и техники психологического консультирования», «Проектирование и реализация профилактических и коррекционно-развивающих программ», «Профилактика и управление конфликтами в образовании».

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

Трудовая функция:

3.1.1 Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ

Трудовые действия:

  • Консультирование администрации образовательного учреждения, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся
  • Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников
  • Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

· Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей

Компетенции:

  • ОПК-8 – способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса;
  • ПК-4 – способен конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков;
  • ПК-6 – способен разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка;
  • ПК-8 – способен оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- цели, задачи и процедуру психологического просвещения;

- формы и средства психологического просвещения;

- принципы построения программы психологического просвещения субъектов образовательного процесса;

- специфику социальной коммуникации и взаимодействия субъектов образовательного процесса;

уметь:

- планировать, организовывать и проводить мероприятия по психологическому просвещению;

- разрабатывать рекомендаций субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка;

- конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков

- оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса;

владеть:

- принципами и технологией планирования и проведения психологического просвещения субъектов образовательного процесса;

- принципами анализа результатов психологического просвещения;

- навыками публичного выступления.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов/зачетных единиц Семестры
Контактная работа (всего) 12/0,3     12/0,3  
В том числе:          
Лекции          
Практические занятия (ПЗ) 12/0,3     12/0,3  
Семинарские занятия (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Из них:          
Интерактивные и активные формы занятий (всего) 12/0,3     12/0,3  
Самостоятельная работа (всего) 96/2,7     96/2,7  
В том числе:          
Подготовка к тестированию          
Подготовка доклада 18/0,5     18/0,5  
Подготовка к научной дискуссии 18/0,5     18/0,5  
Реферирование научных текстов 18/0,5     18/0,5  
Решение имитационных задач 42/1,2     42/1,2  

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины (элемента модуля) Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Семинары СРС Всего
Психологическое просвещение как направление практической психологии.      
Социальная коммуникация в психологическом просвещении субъектов образовательного процесса.      
Технология планирования и проведения мероприятий по психологическому просвещению субъектов образовательного процесса.      
  ИТОГО      

5.2. Содержание разделов дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины (элемента модуля) Содержание раздела
Психологическое просвещение как направление практической психологии. Психологическое просвещение как самостоятельное направление практической психологии и как составляющая психологической профилактики. Цели и задачи психологического просвещения. Функции психологического просвещения. Формы психологического просвещения: активные/пассивные, индивидуальные/групповые/публичные. Средства психологического просвещения: вербальные (беседа, лекция, выступления в СМИ, печать в СМИ и др.) и наглядные (памятка, плакат, буклет и др.), интерактивные. Позиции психолога при осуществлении психологического просвещения: информатор, популяризатор, эксперт. Методы психологического просвещения: мнение, регулярные тематические выступления, проблемное выступление, комментарий, краткая информация, объявление, реклама и др. Субъекты образовательного процесса: педагоги, родители, учащиеся, персонал администрации. Специфика психологического просвещения субъектов образовательного процесса: формы, средства, методы.
Социальная коммуникация в психологическом просвещении субъектов образовательного процесса. Понятие социальной коммуникации (общения). Формы коммуникативного действия (А.А. Бадлеев): межличностное (интимное) взаимодействие, профессиональное взаимодействие, деловое взаимодействие. Создание благоприятного психологического климата. Субъект-субъектная система взаимодействия в коммуникации. Механизмы воздействия на партнера в процессе коммуникации. Структура коммуникации: непосредственная коммуникация, перцепция, интеракция. Когнитивный, эмотивный и конативный компоненты коммуникации. Функции коммуникации. Типология манипуляторов (Э. Шостром). Психологические портреты манипуляторов (Б.Ю. Шапиро). Виды социальной коммуникации. Классификация средств коммуникации (Е.П. Ильин). Основные знаковые системы: оптико-кинетическая, паралингвистическая, экстралингвистическая, проксемика (понятие о зонах, позициях, позах), визуальная, тактильная, ольфакторная. Стили общения и типы коммуникации: императивная, манипулятивная, диалогическая. Коммуникация как информационный процесс. Динамика смены ролей. Кодификация и декодификация. Потеря и искажение информации. Коммуникативные барьеры. Правила создания устной информации. Правила создания письменной информации. Специфика массовой коммуникации. Понятие о средствах массовой информации. Порождение информационных мифов. Слухи как социально-психологическое явление. Специфика социальной коммуникации в образовательной сфере и в образовательной организации. Особенности коммуникации между субъектами образовательного процесса. Взаимодействие со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков. Конфликты среди субъектов образовательного процесса. Психологическое просвещение как средство профилактики конфликтов в образовательной среде. Психологическое просвещение как средство создания благоприятного психологического климата в образовательном коллективе. Закономерности восприятия информации субъектами образовательного процесса в процессе психологического просвещения. Этика социальной коммуникации в процессе психологического просвещения субъектов образовательного процесса.
Технология планирования и проведения мероприятий по психологическому просвещению субъектов образовательного процесса. Нормативно-правовые акты в системе образования. Нормативно-правовые акты, регламентирующие работу педагога-психолога в образовательной организации. Типы психолого-педагогических проблем/задач в образовательном процессе, требующие психологического просвещения. Принципы психологическое просвещения субъектов образовательного процесса. Анализ запроса на психологическое просвещение и потребности субъектов образовательного процесса. Формулировка цели и задач психопросветительских мероприятий. Разработка программы психопросветительских мероприятий. Подготовка материалов для психопросветительских мероприятий: презентации, конспекты, демонстрационные видео. Организация мероприятий по психологическому просвещению субъектов образовательного процесса: пространственно-временная организация, предварительные переговоры с участниками образовательного процесса, информирование аудитории о планируемых мероприятиях, распределение ответственности за мероприятия и др. Условия (средовые, организационные, операционально-технические, процессуальные и др.) успешности мероприятий по психологическому просвещению субъектов образовательного процесса. Анализ результатов психопросветительских мероприятий. Технология разработки рекомендаций субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка.

5.3. Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине

Раздел 1.Психологическое просвещение как направление практической психологии.

Тема 1.Психологическое просвещение как направление практической психологии.

Вопросы для обсуждения:

1. Формы психологического просвещения

2. Средства психологического просвещения.

3. Позиции психолога при осуществлении психологического просвещения: информатор, популяризатор, эксперт.

4. Методы психологического просвещения: мнение, регулярные тематические выступления, проблемное выступление, комментарий, краткая информация, объявление, реклама и др.

5. Субъекты образовательного процесса: педагоги, родители, учащиеся, персонал администрации.

6. Специфика психологического просвещения субъектов образовательного процесса: формы, средства, методы.

Список литературы:

1. Бякова Н.В., Истомина С.В. Возможности психологического просвещения при организации взаимодействия вуза и школы // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2013. – № 2 (18). http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-2-34.pdf

2. Дубровина И.В. Психологическое просвещение // Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. – М.: Педагогика, 1991. – С. 138–139.

3. Пахальян В.Э. Психологическое просвещение в работе практического психолога: трудности и ресурсы эффективности // Психология в школе. – 2012. – № 3. – С. 54–72.

4. Практическая психология в образовании / Под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

5. Психологическая служба в современном образовании / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.

6. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.

7. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика. – М.: OIM.RU, 2003. – 3,53 авт. л.

8. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение как междисциплинарная область науки и практики // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. Электронный научный журнал. – 2012. – № 1. – С. 2–6. http://bulletinpp.esrae.ru/pdf/2012/1.1%20P/634.pdf

9. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение, или когда психолог «говорит прозой» // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. Электронный научный журнал. – 2012. – № 1. – С. 11–14. http://bulletinpp.esrae.ru/pdf/2012/1.1%20P/634.pdf

10. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение как междисциплинарная область науки и практики // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. Электронный научный журнал. – 2012. – № 1. – С. 2–6. http://bulletinpp.esrae.ru/pdf/2012/1.1%20P/634.pdf

11. Чупров Л.Ф. Психолого-педагогическое просвещение в практической деятельности психолога // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. Электронный научный журнал. – 2012. – № 1. – С. 15–18. http://bulletinpp.esrae.ru/pdf/2012/1.1%20P/634.pdf

 

Раздел 2.Социальная коммуникация в психологическом просвещении субъектов образовательного процесса.

Тема 2.Социальная коммуникация в психологическом просвещении субъектов образовательного процесса.

Вопросы для обсуждения:

1. Виды социальной коммуникации. Классификация средств коммуникации (Е.П. Ильин).

2. Основные знаковые системы: оптико-кинетическая, паралингвистическая, экстралингвистическая, проксемика (понятие о зонах, позициях, позах), визуальная, тактильная, ольфакторная.

3. Потеря и искажение информации. Коммуникативные барьеры.

4. Правила создания устной информации. Правила создания письменной информации.

5. Специфика массовой коммуникации. Понятие о средствах массовой информации

6. Порождение информационных мифов. Слухи как социально-психологическое явление.

7. Специфика социальной коммуникации в образовательной сфере и в образовательной организации.

8. Особенности коммуникации между субъектами образовательного процесса.

9. Этика социальной коммуникации в процессе психологического просвещения субъектов образовательного процесса

Список литературы:

1. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.

2. Пахальян В.Э. Служба практической психологии образования в России – 2015: «куда идем мы с..?» // Психологическая служба. – 2015. – 2 (43). – С. 37–42.

3. Практическая психология в образовании / Под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

4. Психологическая служба в современном образовании / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.

5. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.

6. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – М.: Аспект Пресс. 2008. –191 с.

Раздел 3.Технология планирования и проведения мероприятий по психологическому просвещению субъектов образовательного процесса.

Тема 3.Технология планирования и проведения мероприятий по психологическому просвещению субъектов образовательного процесса.

Вопросы для обсуждения:

1. Нормативно-правовые акты в системе образования. Нормативно-правовые акты, регламентирующие работу педагога-психолога в образовательной организации.

2. Типы психолого-педагогических проблем/задач в образовательном процессе, требующие психологического просвещения.

3. Организация мероприятий по психологическому просвещению субъектов образовательного процесса.

4. Условия успешности мероприятий по психологическому просвещению субъектов образовательного процесса.

5. Анализ результатов психопросветительских мероприятий.

6. Технология разработки рекомендаций субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка.

Список литературы:

1. Бякова Н.В., Истомина С.В. Возможности психологического просвещения при организации взаимодействия вуза и школы // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2013. – № 2 (18). http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-2-34.pdf

2. Дубровина И.В. Психологическое просвещение // Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. – М.: Педагогика, 1991. – С. 138–139.

3. Лукьянченко Н.В. Психологическое просвещение в практической психологии (на примере научно-популярной лекции «Психология оптимизма») // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2012. – № 4.

4. Пахальян В.Э. Психологическое просвещение в работе практического психолога: трудности и ресурсы эффективности // Психология в школе. – 2012. – № 3. – С. 54–72.

5. Практическая психология в образовании / Под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

6. Проект Федерального закона «О психологической помощи населению в Российской Федерации» // http://xn--n1abc.xn--p1ai/news/news_rpo/index.php?news=3105

7. Психологическая служба в современном образовании / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.

8. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.

9. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика. – М.: OIM.RU, 2003. – 3,53 авт. л.

10. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение как междисциплинарная область науки и практики // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. Электронный научный журнал. – 2012. – № 1. – С. 2–6. http://bulletinpp.esrae.ru/pdf/2012/1.1%20P/634.pdf

11. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение, или когда психолог «говорит прозой» // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. Электронный научный журнал. – 2012. – № 1. – С. 11–14. http://bulletinpp.esrae.ru/pdf/2012/1.1%20P/634.pdf

12. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение как междисциплинарная область науки и практики // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. Электронный научный журнал. – 2012. – № 1. – С. 2–6. http://bulletinpp.esrae.ru/pdf/2012/1.1%20P/634.pdf

13. Чупров Л.Ф. Психолого-педагогическое просвещение в практической деятельности психолога // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. Электронный научный журнал. – 2012. – № 1. – С. 15–18. http://bulletinpp.esrae.ru/pdf/2012/1.1%20P/634.pdf

6. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)

Наименование дисциплинарного модуля Формируемые компетенции
Психологическое просвещение как направление практической психологии. ОПК-8            
Социальная коммуникация в психологическом просвещении субъектов образовательного процесса. ОПК-8 ПК-4   ПК-8      
Технология планирования и проведения мероприятий по психологическому просвещению субъектов образовательного процесса. ОПК-8 ПК-4 ПК-6 ПК-8      

 

Образовательные технологии

 

Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное) Тема занятия Образовательные технологии (в том числе интерактивные) Объем, ауд. часов/в том числе в интерактивной форме
практическое Психологическое просвещение как направление практической психологии. Дискуссия, доклады, имитационные задачи 2/2
практическое Социальная коммуникация в психологическом просвещении субъектов образовательного процесса. Дискуссия, доклады, имитационные задачи 4/4
практическое Технология планирования и проведения мероприятий по психологическому просвещению субъектов образовательного процесса. Дискуссия, доклады, имитационные задачи 6/6

8. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине (модулю)

Дисциплина «Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса» является прикладной, предлагающей большое количество учебного времени на самостоятельную работу студентов. Поэтому необходимо стремиться к ориентации на практику организации и проведения психопросветительских мероприятий в изложении и проработке тем. Для эффективности самостоятельной работы учащимся надо давать задания на проведение психопросветительских мероприятий различных форм: устных публичных выступлений (с видеофиксацией и последующим анализом), письменных информационных записок, памяток, а также рекомендаций для разных субъектов образовательном процесса: педагогов, учащихся, родителей, персонала администрации образовательного учреждения.

9. Методические рекомендации для преподавателей для проведения текущего контроля успеваемости/промежуточной аттестации по дисциплине

Текущий контроль успеваемости в рамках дисциплины проводятся с целью определения степени освоения обучающимися образовательной программы.

Учебные достижения обучающихся по всем видам учебных заданий в ходе текущего контроля оцениваются по балльно-рейтинговой системе в соответствии с Технологической картой.

Текущий контроль успеваемости обучающийся проводится по каждой теме учебной дисциплины и включает контроль знаний на аудиторных и внеаудиторных занятиях, а также в ходе выполнения самостоятельной работы.

Рубежный контроль по дисциплине проводится в рамках контрольных недель.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме сдачи зачета.

Зачет сдается согласно расписанию и служит формой проверки учебных достижений обучающихся по всей программе учебной дисциплины и преследуют цель оценить учебные достижения за академический период.

10. Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы обучающихся

Работа над понятиями

14. Знать термин.

15. Выделить главное в понятии.

16. Выучить определение.

17. Уметь использовать понятие в различных формах ответа.

12. Работа с источником информации:

1. Познакомиться в целом с содержанием источника информации:

а) чтение аннотации источника;

б) чтение вступительной статьи;

в) просматривание оглавления;

г) чтение источника с выделением основных проблем и выводов;

д) работа со словарем с целью выяснения значений понятий.

2. Составить план темы:

а) выделить логически законченные части;

б) выделить в них главное, существенное;

в) сформулировать вопросы или пункты плана;

г) ставить вопросы по прочитанному.

13. Конспектирование:

1.Определить цель конспектирования.

2.Составить план.

3. Законспектировать источник:

а) указать автора статьи, ее название, место и год написания, страницы;

б) составить конспект по следующим формам (по указанию преподавателя или выбору студента): 1. Цитатный план. 2. Тезисный план.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины для самостоятельной работы обучающихся:

а) основная литература

1. Бякова Н.В., Истомина С.В. Возможности психологического просвещения при организации взаимодействия вуза и школы // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2013. – № 2 (18). http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-2-34.pdf

2. Дубровина И.В. Психологическое просвещение // Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. – М.: Педагогика, 1991. – С. 138–139.

3. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.

4. Лукьянченко Н.В. Психологическое просвещение в практической психологии (на примере научно-популярной лекции «Психология оптимизма») // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2012. – № 4.

5. Пахальян В.Э. Психологическое просвещение в работе практического психолога: трудности и ресурсы эффективности // Психология в школе. – 2012. – № 3. – С. 54–72.

6. Практическая психология в образовании / Под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

7. Психологическая служба в современном образовании / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.

8. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.

9. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика. – М.: OIM.RU, 2003. – 3,53 авт. л.

10. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение как междисциплинарная область науки и практики // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. Электронный научный журнал. – 2012. – № 1. – С. 2–6. http://bulletinpp.esrae.ru/pdf/2012/1.1%20P/634.pdf

11. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение, или когда психолог «говорит прозой» // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. Электронный научный журнал. – 2012. – № 1. – С. 11–14. http://bulletinpp.esrae.ru/pdf/2012/1.1%20P/634.pdf

12. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение как междисциплинарная область науки и практики // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. Электронный научный журнал. – 2012. – № 1. – С. 2–6. http://bulletinpp.esrae.ru/pdf/2012/1.1%20P/634.pdf

13. Чупров Л.Ф. Психолого-педагогическое просвещение в практической деятельности психолога // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. Электронный научный журнал. – 2012. – № 1. – С. 15–18. http://bulletinpp.esrae.ru/pdf/2012/1.1%20P/634.pdf

б) дополнительная литература

1. Белобрыкина О. Нам по пути. Программа организации просвещения родителей в условиях дошкольного учреждения // Школьный психолог. 2007. – № 13. – С. 18–25.

2. Пахальян В.Э. Служба практической психологии образования в России – 2015: «куда идем мы с..?» // Психологическая служба. – 2015. – 2 (43). – С. 37–42.

3. Проект Федерального закона «О психологической помощи населению в Российской Федерации» // http://xn--n1abc.xn--p1ai/news/news_rpo/index.php?news=3105

4. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – М.: Аспект Пресс. 2008. –191 с.

5. Чупров Л.Ф., Бухаркина О.Г. Дидактические аспекты санитарно-гигиенического и психологического просвещения // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. Электронный научный журнал. – 2012. – № 1. – С. 7–10. http://bulletinpp.esrae.ru/pdf/2012/1.1%20P/634.pdf

6. Шапошникова Т.Д. Социокультурное образование и просвещение взрослых за рубежом // Человек и образование. Академический вестник Института образования взрослых РАО. – 2011. – № 3. – С. 147–150.

7. Шумакова О.А. Психологическое просвещение в образовании как форма освоения родителями педагогической культуры // Гуманитарные научные исследования. – 2012. – № 11. http://human.snauka.ru/2012/11/1970

 

в) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса и программное обеспечение

Информационные технологиидля чтения лекций и проведения семинаров:

– компьютерное сопровождение в программах Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint);

- электронные учебники;

- интеракция с учащимися при помощи социальных Интернет-сетей и электронной почты.

 

Программное обеспечение: Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint)

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Сайты библиотек и электронно-библиотечных систем:

- Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru/

- Российская национальная библиотека www.nlr.ru

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...