Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как Тенали Раман умер и воскрес

 

Тенали Раман всегда говорил, что цари коварны, доверять им нельзя. И вот однажды он решил проверить, как к нему относится Райя.

— О государь, — сказал он, — в моем ларце хранится множество узелков с золотом. Сам я уже не смогу воспользоваться этим богатством, и меня тревожит мысль, кто же сбережет его, кто поддержит мою жену и детей.

— Не тревожься, Раман, — успокоил его император. — Я позабочусь о твоей семье.

Тенали Раман лег в постель и распустил слух, что он при смерти. А через десять дней он послал во дворец сказать, что умер.

Царское войско в это время испытывало большую нужду в деньгах. Советники и гуру сказали императору:

— Тенали Раман получил от вас столько узелков с золотом, что совсем опустошил казну. Заберите у него все деньги, а его жене и детям назначьте какое-нибудь содержание.

Райя согласился с их доводами и велел доставить к нему во дворец все деньги Тенали Рамана.

Принесли большой ларь. Неожиданно крышка его откинулась. Изнутри выпрыгнул… Тенали Раман.

— А мне сказали, что ты умер, — вздрогнув, проговорил Райя.

— Не на кого мне было оставить свою жену и детей, некому доверить свои деньги. Вот и пришлось мне воскреснуть, — сказал Тенали Раман.

А император от стыда склонил голову.

 

Смерть Тенали Рамана

 

Как ни силен и умен человек, а смерть ему не одолеть.

Однажды, когда Тенали Раман бродил по дворцовому саду, его укусила кобра.

Раман попросил передать императору, что умирает.

Кришна Дева занимался в тот день государственными делами.

— Ничего, не умрет он, — сказал император. — Этот шут самого бога Яму проведет. Нет у меня сейчас времени смотреть на его шутовские проделки.

Так и не дождался его Тенали Раман.

— Не верит император своему викадакави, — сказал он на смертном ложе. Когда он узнает, что я и впрямь умер, он очень огорчится… Где же ты, моя возлюбленная мать? Где твои лики? — весь в слезах, обратился он к богине Кали. Но тут же смахнул слезы, пошутил последний раз и с улыбкой на лице умер. А его веселые шутки до сих пор продолжают жить среди людей.

 

 

Рассказы о хитрых проделках сеттияра

 

Терпеливый вор

 

Как-то поздним вечером к комутти сеттияру в сад забрался вор. После ужина хозяин пошел мыть руки и заметил вора, притаившегося под навесом, оплетенным бобами.

— Эй, жена, принеси мне кувшин воды, — крикнул сеттияр. — Я хочу прополоскать рот.

Каждый раз, прополоскав рот, сеттияр сплевывал воду на вора. Тот, конечно, молчал. Торговец опустошил целый кувшин воды и велел жене принести еще один. Вор и на этот раз молча стерпел плевки. Сеттияр велел жене принести третий кувшин и, набрав полный рот воды, вдруг окатил ею жену с головы до ног.

Женщина не знала, что и подумать: то ли муж спятил с ума, то ли решил над ней поиздеваться. Она выскочила на улицу и подняла такой крик, что сбежались все соседи.

— Ты что, рехнулся?! — заступились они за женщину. — Тратишь столько воды попусту и оплевал жену ни за что ни про что.

Сеттияр возразил:

— Я женился на этой женщине, когда ей было пять лет, и с тех пор ничего, кроме любви и ласки, она от меня не видела. Сколько денег тратил я на ее наряды и украшения! Как жалел и лелеял! А она не захотела стерпеть от меня несколько плевков! Вон там, под навесом, — совершенно чужой мне человек, я ни единого вараха не потратил на него за всю свою жизнь, а он молча стерпел от меня столько плевков, что на нем сухого места не осталось. Вот это божественное терпение!.. Не верите — спросите у него самого.

Смекнули соседи, что в саду прячется вор, поймали его и отвели к деревенскому сторожу.

 

Вор на чердаке

 

Как-то ночью на чердак к сеттияру залез вор. Хозяин догадался об этом по шорохам над головой. «Хорошо бы позвать соседей, — подумал купец. — Но вдруг этот разбойник' вооружен? Если я подниму крик, он прирежет нас с женой в ту же минуту».

Прилег сеттияр рядом с женой и завел такой разговор:

— Женушка, если бы у нас родилась дочь, как бы ты ее назвала?

— Сита, — ответила жена. И размечталась: — Вырастет она красавицей-раскрасавицей. Придет время — подыщу ей в мужья хорошего человека и все, что у меня есть отдам любимой дочери.

— Нет, — говорит сеттияр. — Мне хочется, чтобы у нас родился мальчик. И назовем мы его Раманом. Будет сынок расти нам на радость красивый и умный, хоть и большой озорник. Ох и строг же я буду с ним, если мальчишка будет шалить! Чуть что, закричу на него, вот так: «Эй, Раман, а ну-ка иди сюда! Раман, немедленно войди в дом! Эй, Рама-а-а-ан!»

А по-соседству жил деревенский сторож, и звали его Раманом. Услышав в ночной тишине крики: «Эй, Раман, а ну-ка иди сюда!» — он помчался к дому сеттияра. А с ним вместе побежало еще десять стражников.

— Это ты меня звал? — спросил Раман хозяина.

— Да нет же, сторож, я звал не тебя, а своего будущего сынка. Когда у меня родится малыш, я назову его Раманом и, если мальчишка будет шалить, сразу же его приструню. Не верите? Там на чердаке сидит какой-то человек спросите-ка у него, он слышал весь наш разговор с женой и не даст мне соврать.

Тут стражники догадались, что за незнакомец притаился на чердаке, стащили его оттуда и увели с собой.

 

Вор и яд

 

Поздним вечером на чердак к сеттияру забрался вор. Хозяин услышал шорохи над головой и сразу же догадался о его присутствии. Однако поднять крик он побоялся — а вдруг грабитель вооружен, и не успеют соседи сбежаться, как он пустит в ход свой кинжал…

Вместо того чтобы улечься спать, сеттияр сделал вид, будто осматривает ларцы с деньгами. И вдруг завопил во все горло:

— Ой-ой-ой! Скорпион! Меня укусил скорпион!

На крики сеттияра сбежались соседи и приложили к месту мнимого укуса листья маргозы — лучшее средство от яда скорпиона.

— Ну как, — спросили беднягу, — яд еще не успел глубоко проникнуть?

— Не знаю, как яд, — ответил хитрец, — а вот на мой чердак кто-то проник. Проверьте-ка, там ли он еще.

Соседи стащили грабителя с чердака и долго потом дивились хитрости сеттияра.

 

Деньги и дружба

 

Как-то вечером, едва сеттияр уселся подсчитывать дневную выручку, к нему зашел приятель и стал весело болтать о том о сем. Внезапно светильник погас. Хозяин испугался, как бы его гость впотьмах не стянул деньги.

— Друг! — воскликнул он. — Ты должен мне поклясться в вечной дружбе! и крепко сжал руки гостя. — Клянись же, что и впредь будешь таким же верным другом, каким был до сих пор. Клянись, положив руки на зажженный светильник.

Тут он позвал жену и велел ей зажечь огонь в лампе. И пока в комнате не стало светло, а изумленный гость не поклялся в вечной дружбе, сеттияр не выпустил его рук.

 

Попугай-кладоискатель

 

Сеттияр вырастил красивого попугая и научил его на все вопросы отвечать одной и той же фразой: «Какое может быть сомнение?»

Прошло совсем немного времени, бедняга сеттияр разорился, осталась у него самая малость — всего сто вараха. Но этот хитрец придумал, как с помощью своего попугая опять разбогатеть.

Ежедневно припрятывал он оставшиеся деньги то в одном, то в другом укромном местечке. А потом, при большом стечении народа, приносил туда клетку с попугаем и, обращаясь к птице, как можно громче спрашивал:

— Нет ли здесь поблизости клада, мой попугай?

— Какое может быть сомнение? — отвечала заученной фразой птица.

Тогда сеттияр на глазах у всех раскапывал свой тайничок и извлекал сотню вараха.

Слава о чудо-птице быстро разнеслась по городу. Один богач, прослышав о таком чудесном попугае, решил им завладеть. Долго шел торг, и наконец сеттияр уступил «кладоискателя» за тысячу вараха.

Жадный богач перекопал немало ям — ведь всякий раз на его вопрос о кладе попугай отвечал одно и то же: «Какое может быть сомнение?» Но однажды терпение алчного человека лопнуло, и он зло воскликнул:

— Да ты меня просто водишь за нос, попугай!

— Какое может быть сомнение? — услышал он в ответ.

 

Хитреца не перехитришь

 

Хитрец сеттияр влез в крупные долги — у десяти почтенных горожан занял по тысяче вараха. Возвращать деньги ему, понятное дело, не хотелось, и вот однажды он всполошил всю округу диким воплем:

— Ой-ой-ой! Воры! Грабители! Меня обокрали! Стащили все деньги! Как же я теперь расплачусь с долгами?

Немного погодя в дом сеттияра пришел один из его близких друзей, который тоже одолжил хитрецу тысячу вараха, и говорит:

— Слушай, приятель, я тебя научу, как обвести вокруг пальца остальных заимодавцев, только ты мне верни мои деньги с процентами.

Сеттияр согласился, и гость продолжал:

— Сделай вид, будто от горя ты лишился рассудка, и всякому, кто потребует вернуть долг, отвечай «бе-бе, бе-бе». В конце концов все отстанут от тебя.

— Спасибо тебе за совет, — обрадовался сеттияр. С того дня он только и делал, что блеял, как сбесившаяся овца.

Все и впрямь махнули на него рукой: что с него, мол, возьмешь. Тогда к сеттияру пришел тот самый друг, чьим советом он столь удачно воспользовался.

— А ну-ка, приятель, возврати мне должок!

— Бе-бе! Бе-бе! — услышал он в ответ.

— Как, мне тоже ты бебекаешь?

— Да, да, и тебе бе-бе, и деду твоему бе-бе!

Так друг и ушел с пустыми руками.

 

Весть о победе

 

Как-то раз во время войны сеттияр раскинул походную лавку в военном стане. Узнав, что его соотечественники потерпели поражение, он быстренько собрал свои товары и пустился наутек впереди всех. По дороге повстречалась ему пышная процессия: государь со своей свитой спешил к месту сражения.

— Эй, сеттияр! — обратились к нему придворные. — Государь велел спросить, не знаешь ли ты новостей с поля боя?

— Наши воины победили. Едва появились войска неприятеля, они так быстро побежали, что враг до сих пор не может их настичь.

 

Опасно подмигивать царице

 

Однажды вечером прогуливался сеттияр по главной улице города перед дворцом правителя. В это время царица выглянула из окна, а сеттияру показалось, будто она взглянула на него с улыбкой, и он тоже в ответ улыбнулся да еще и подмигнул.

Возмущенная рани в тот же вечер рассказала супругу о нанесенном ей оскорблении.

— О мой повелитель, если ты прикажешь всем сеттиярам завтра же собраться перед нашим дворцом, я узнаю наглеца, и ты его накажешь.

На другой день под барабанный бой объявили царский указ: «Под страхом смертной казни всем сеттиярам явиться на дворцовую площадь!»

Сеттияры прознали о причине царского гнева и дали виновнику такой совет:

— Когда будешь на площади, все время подмигивай.

Сеттияр так и сделал. Рани сразу же узнала его, а царь спросил:

— Отчего он все время подмигивает?

— О повелитель, — ответили сеттияры, — у этого человека больные глаза, вот он и моргает.

Так сеттияры сумели выгородить своего приятеля.

 

Чья лошадь?

 

Некий полигар[66]украл кобылу у деревенского старосты и, чтобы староста не смог доказать, что это его лошадь, отстриг ей хвост. Староста подал на полигара в суд. Разбирал тяжбу сам правитель страны. В качестве свидетеля обе стороны представили лавочника-сеттияра из своей деревни.

Сеттияр же, поразмыслив, решил, что ему в равной степени невыгодно свидетельствовать как в пользу старосты, так и в пользу полигара — при любом исходе дела обиженная сторона уж кому-кому, а ему сумеет отомстить. И на суде хитрец заявил:

— О государь! Мне очень трудно ответить, чья это лошадь, ведь, если посмотреть на нее спереди, она вроде бы принадлежит старосте, если же сзади — то полигару.

Властитель догадался, что владелец лошади — староста. Морда-то ее ничуть не изменилась, а вот хвост, видно было, недавно отстригли.

По достоинству оценив ум и хитрость сеттияра, государь наказал жадного полигара, а лошадь возвратил владельцу.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]Чола — государство на юге Индии, которым правила династия Чола. {Здесь и далее примечания А. Ибрагимова.)

 

[2]Сакуни — герой древнеиндийской эпической поэмы «Махабхарата», противник Юдхиштхиры в игре в кости.

 

[3]Перумаль — тамильское имя бога Вишну.

 

[4]Говиндан (букв. Пастух) — одно из имен бога Вишну.

 

[5]Гуру — духовный наставник. Свами — бог, также обращение к духовному лицу.

 

[6]Ганеша — бог мудрости.

 

[7]Аватары — земные воплощения бога Вишну.

 

[8]Амман (букв. Мать) — одно из имен жены бога Вишну.

 

[9]Равана — предводитель демонов.

 

[10]Молочный океан — мифический океан, откуда боги добыли напиток жизни — амриту.

 

[11]В Индии стирают белье, ударяя им о камни.

 

[12]Дурга — грозная богиня, жена бога Шивы.

 

[13]Парандамар (букв. Обитатель небес) — одно из имен бога Вишну.

 

[14]Акка (букв. старшая сестра) — почтительное обращение к старшей по возрасту женщине.

 

[15]Индра — бог неба, громовержец.

 

[16]Висванатха (букв. Повелитель всего сущего) — имя бога Шивы.

 

[17]Кали, Кабали, Сули, Вседоблестная дочь, Ахораруккири, Арахари имена жены бога Шивы.

 

[18]Брахмаракшаси — бесовка, демоница.

 

[19]Бхагавати — имя жены Шивы.

 

[20]Сипаи — солдаты наемного войска в Индии.

 

[21]Каладеван (букв. Бог времени) — имя бога смерти Ямы.

 

[22]Намек на известный мифологический эпизод. Чтобы спасти богов от демона Бали, который подвижничеством добился великой силы и захватил три мира (небесный, земной и подземный), бог Вишну явился к Бали в облике карлика и попросил у Бали столько пространства, сколько он сможет измерить в три шага. Получив согласие демона, он вырос с великана, одним шагом измерил всю землю, другим — небо и оставил Бали, по его мольбе, только подземный мир.

 

[23]Сатьяван — герой одного из вставных эпизодов «Махабхараты». Его жена Савитри сумела упросить бога Яму, чтобы он вернул жизнь ее бездыханному мужу.

 

[24]Маркандейя — сын мудреца Марканду. Ему была предсказана смерть шестнадцати лет от роду. Но когда бог смерти Яма явился за ним, Маркандейя обнял изваяние Шивы, моля его о помощи. Шива даровал ему избавление от смерти, и Маркандейя навсегда остался шестнадцатилетним юношей.

 

[25]Андапурам — женская половина дома (дворца).

 

[26]Тилак — знак, который ставят на лбу замужние женщины.

 

[27]По индусской религии, человеческое существование представляется в виде цепи непрерывных рождений, и заслуги, накопленные в одном рождении, зачитываются в последующих.

 

[28]Агни — бог огня.

 

[29]Девадаси (даси) — храмовая танцовщица, баядерка, ритуальная гетера.

 

[30]Дарбар — заседание совета, прием во дворце.

 

[31]Нагараджа — царь змей.

 

[32]Вараха — старинная индийская монета.

 

[33]Тали — свадебный знак, который жених надевает на шею невесты.

 

[34]Пизанг — плод с нежной мякотью.

 

[35]Вешти — одежда, состоящая из куска ткани, который заматывают вокруг бедер.

 

[36]Комутти сеттияр — член касты мелких торговцев.

 

[37]Мариядей — здесь: почтенный (тамильск.).

 

[38]Висей — мера веса, около 22 кг.

 

[39]Мараккал — мера емкости, около шести литров.

 

[40]Ашрам — обитель.

 

[41]Гурудев (букв. бог гуру) — почтительное обращение к духовному наставнику.

 

[42]Гадам — мера длины, около пятнадцати километров.

 

[43]Бетель, семена арековой пальмы и гашеная известь — компоненты жевательной смеси, которая называется бетелем.

 

[44]Пандит — знаток священных книг, ученый.

 

[45]Шастры — священные индуистские книги, также трактаты по различным вопросам.

 

[46]Сер — мера веса, около 1 кг.

 

[47]Кари — специя, а также блюдо (обычно из риса), приготовленное с этой специей.

 

[48]Саньяси — аскет, отшельник.

 

[49]Брахмаракшас — демон, бес.

 

[50]Викадакави — букв. шут-поэт (тамильск.).

 

[51]Нанди — бык бога Шивы.

 

[52]Майя — призрачная сила, якобы управляющая миром и сообщающая ему призрачный характер.

 

[53]Дасара — десятидневный праздник в честь богини Дурги, супруги Шивы.

 

[54]Шанкара, Рамануджа, Мадхавачарья — известные индийские религиозные реформаторы.

 

[55]«Амуктамальята» («Повесть о девушке, которая носила гирлянды, предназначавшиеся богам») — повесть, написанная Кришной Девой Райей. Ее героиня — поэтесса Андаль.

 

[56]Касу — мелкая монета.

 

[57]Айя — господин.

 

[58]Лакх — сто тысяч.

 

[59]Кришна — одно из земных воплощений (аватар) бога Вишну. Любовные утехи Кришны с пастушками — излюбленная тема искусства в Индии.

 

[60]Сурья — бог солнца.

 

[61]Адисуран — грозный боец (тамильск.).

 

[62]Рама — одно из земных воплощений бога Вишну.

 

[63]Аччудан (Непогрешимый) — одно из имен бога Вишну.

 

[64]Анандан (Радостный) — одно из имен бога Шивы.

 

[65]Мирасдар — землевладелец, помещик.

 

[66]Полигар — крупный феодал.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...