Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заставлять его заботиться о своем здоровье.

 

 

ГЛАВА 2

ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ХАРАКТЕР

 

В мирное время мы лечим эпилептоидных психопатов,

во время войны они руководят нами.

Э. Кречмер

 

Представители данного типа характера внесли в развитие человеческой культуры своеобразный и несколько мрачноватый вклад. Они создали бюрократический и репрессивный аппарат, полицию, армию. В их иерархии Ценностей на первом месте стоят уважение к власти и силе, жажда власти, желание контролировать поведение и жизнь других людей.

 

ДЕТСТВО

 

Дети с эпилептоидным характером — сильные, обстоятельные, аккуратные, чистоплотные, самоуверенные,

Они, пожалуй, являются самыми непростыми собеседниками. Если общение с циклотимическим ребенком приобщает нас к флорентийскому карнавалу и процессу наслаждения жизненными дарами, то ребенок–эпилептоид требует от нас постоянного напряжения.

Любой контакт с ним превращается в маленькое сражение, в котором он проверяет нашу силу. Нравится нам это или нет, но на сцену выходит новая гостья — власть, и эпилептоидный ребенок льнет к ней.

 

САМООЦЕНКА

 

Здоровый ребенок.С самого раннего детства видна высокая самооценка ребенка–эпилептоида. Едва вступив в этот мир, он уже хочет, чтобы огромная Вселенная работала в соответствии с его представлениями и чертежами.

Он не скрывает своего желания контролировать окружающую его жизнь, но, если родители стоят на своем, ребенок уступает и способен признать более высокий ранг родителей.

С самого раннего детства отслеживается способность ребенка к манипуляции. Он четко подмечает разногласия между взрослыми, их конфликты и искусно использует эту информацию в своих целях.

Он чувствует себя в этом мире очень уверенно. Если ребенок–астеник в игре приглашает к себе зайчика и белочку, то ребенок–эпилептоид зовет бизона и льва. Диалог с сильными фигурами нисколько не пугает его.

Невротизация.Малейший налет невротизации усиливает стремление ребенка к власти и его способность к манипуляции. Окружающим нелегко общаться с малышом, который всегда хочет приобрести контроль над своими еще маленькими жизненными ситуациями.

Он несговорчив,негибок, плохо понимает чувства окружающих, да и не похоже, что они его волнуют.

Он постоянно претендует на роль властелина, устанавливающего свои правила игр и взаимоотношений, и всегда умеет поворачивать их в свою пользу. На детской площадке, в детском саду — всюду видно его стремление к власти над окружающими, желание подчинить, продемонстрировать свое превосходство.

С усилением невротизации ребенок все хуже переносит неконтролируемые ситуации и реагирует на них криками и гневом.

У любого ребенка при невротизации уменьшается способность переносить подавление своих потребностей. В качестве психологической защиты эпилептоидный ребенок применяет смещение (displacement). Если он не решается выразить свой гнев и досаду на более сильного «обидчика», он немедленно переносит свои негативные эмоции на более слабых (обижает маленького ребенка или щенка, бьет бабушку, ломает игрушку).

 

ОБЩЕНИЕ

 

При любом контакте с окружающими ребенок–эпи–лептоид не хочет быть равным другим людям, он хочет быть их повелителем. Он любит подчинять себе других и при первой же возможности идет на демонстрацию силы. Часто он задира и драчун. Окружающие вовсе не склонны признать его лидером и стараются сторониться его.

У него нет потребности делать что–либо приятное другим людям. Он хочет брать, а не давать. Подобные несимметричные отношения с миром людей приводят к многочисленным конфликтам, которыми эпилептоид окружен с раннего детства.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

 

С детства маленький эпилептоид сдержан в выражении эмоций. Он неохотно выражает свои чувства, плохо облекает свои ощущения в слова, у него всегда есть какие–то секреты, которые он не склонен доверять кому–либо.

Если у маленького циклотимика наиболее очевидной эмоцией является радость, то у маленького эпилептоида это гнев. Он возникает на ровном месте, и подобная непредсказуемость всегда огорчает близких.

 

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ

 

Здоровый ребенок.Если причиной импульсивности ре–бенка–циклотимика является его чрезмерная эмоциональность, то у маленького эпилептоида основой импульсивности является его мгновенно возникающий гнев. В случае «непослушания» взрослых, их отказа немедленно подчиниться его желаниям даже здоровый ребенок дает вспышку гнева.

Лишь он, 2–3–летний ребенок, может составлять рецепты поведения окружающих. Чуть что не так, не по нему—и его крохотная мягкая ручка наносит удар. Он еще плохо выговаривает слова, но у него уже сформирован словарный запас для вербализации его гнева.

Взрослые весело смеются, часто не понимая грозного значения этих знаков. Но крепнет рука, и все более громко и четко выговариваются слова, оскорбляющие других людей или задевающие их самолюбие.

Невротизация. В случае невротизации маленького эпилептоида возникают огромные проблемы не только внутри семьи, но и на детских площадках, в детских садах, а затем и в школе.

Ребенок постоянно распускает руки, бьет более слабых и маленьких.

Достается и родителям, и няне, и родственникам. Легко возникающий гнев мгновенно сбрасывается на их головы в виде резких, оскорбительных слов, ударов, разрушения вещей и игрушек.

Умиление родителей, игнорирование ими невротического поведения ребенка, потворство или отсутствие сопротивления со стороны родителей лишь раскачивают патологию, увеличивают импульсивность ребенка, что, в свою очередь, еще больше усугубляет конфликты с окружающими.

 

ОБУЧЕНИЕ

 

Маленький эпилептоид не обладает ни блестящим интеллектом шизоида, ни гибким умом циклотимика. Соображает он медленно, неторопливо. Если он не может понять какого–то факта, то сразу начинает сердиться. Часто он тугодум.

Учиться ему нелегко, и без помощи родителей ему с этой задачей не справиться.

 

СТРУКТУРИРОВАНИЕ

 

Если вокруг маленького циклотимика всегда беспорядок, то у маленьких эпилептоидов отмечается черта, казалось бы, детям не свойственная, а именно — любовь к порядку. Он аккуратен, чистоплотен, брезглив. Все вещи находятся на своих местах, и он с удовольствием наводит порядок в своем уголке, подметает, пылесосит. Только пусть родители не считают эти черты проявлением своего благотворного влияния на ребенка. Такова его генетика.

 

ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ

 

Ребенок проявляет желание власти не только над людьми, но и над вещами. Он хочет, чтобы ему принадлежали не только души людей, но и объекты материального мира.

 

5–летняя девочка приходит в гости. Она обходит квартиру, показывает пальцем на понравившиеся ей вещи и говорит: «Это я возьму себе». Уходя, она требует, чтобы ей отдали то, что ей понравилось и, когда не получает желаемого, впадает в тяжелейшее состояние аффекта, кричит, ругается, рыдает.

 

На любой детской площадке можно встретить детей, которые никогда не дадут свои игрушки, однако с удовольствием отбирают их у других. Это любовное, почти нежное отношение к «своему» появляется рано и проходит через всю их жизнь.

Жадность ребенка, его отказ поделиться какой–то безделицей даже с родителями, огорчает семью. Ребенок не только любит свои игрушки, одежду, вещи, но и с раннего детства проявляет в отношении них удивительную бережливость. Он уважает мир вещей и получает радость от обладания ими.

 

РОЛИ

 

Эпилептоидный ребенок требует огромного внимания, терпения и постоянного напряжения со стороны близких. Без их помощи он не в состоянии освоить те роли, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни.

Ребенку нравится роль Робинзона Крузо,позволяющая укреплять и украшать его маленький мир. Однако он лишен альтруистических мотивов, и поэтому ему не нравится, что продуктами его труда могут воспользоваться другие.

В ответ на полный провал с ролью Коммуникаторародители должны развивать навыки общения. Старшие обязаны помочь ребенку снизить его основные проблемы, мешающие общению, а именно гневливость, желание контролировать поведение окружающих, отсутствие интереса к чувствам других людей.

Учитывая проблемы с обучением и лень ребенка, при помощи кнута и пряника родители должны привить ему желание учиться и хоть как–то овладеть ролью Лауреата Нобелевской премии.

Только при помощи родителей ребенок–эпилептоид сможет освоить роль Колумбаи начнет получать удовольствие от путешествий.

И, конечно, старшие должны преодолеть его сопротивление и хоть как–то привить ему роль Отличного семьянина.С самого раннего возраста родители должны заинтересовать маленького эпилептоида идеей заботы о другом существе, достаточно чуждой представителям этого характера.

Что касается роли Босса,она приводит маленького эпилептоида в восторг. Командовать, управлять другими людьми, манипулировать ими, наказывать их — может ли быть что–то еще более увлекательное…

Нелегко быть родителем эпилептоидного ребенка. Если общение с маленьким циклотимиком напоминает Ренессанс, то общение с ребенком–эпилептоидом — мрачную эпоху инквизиции.

Однако родители могут обладать таким же характером. В этом случае они спокойно и даже с одобрением, воспринимают жесткость, властолюбие и жадность своего чада, не думая о том, что эти черты в определенный момент жизни могут обернуться против них самих.

 

ДЕТСКИЙ САД

 

Крепкое здоровье и сильная нервная система ребенка дает родителям основание надеяться на его успешную адаптацию. Однако в любой группе маленький эпилепто–ид сразу инициирует конфликты с другими детьми.

В ответ на эпилептоидные заявки на власть и контроль над играми ему мгновенно дает отпор ребенок–циклотимик, после чего малыш–эпилептоид перестраивается и старается установить хорошие отношения с любимцем группы.

Других же он постоянно обижает. Он дразнит сторонящихся его шизоидных детей, бьет самых слабых, причем особенно достается маленьким астеникам. У него происходят постоянные стычки с истероидными детьми в борьбе за внимание со стороны сверстников и воспитателей.

Если воспитатели чрезмерно мягки, то ребенок–эпилептоид пытается манипулировать ими. Однако если он чувствует силу взрослых, то подчиняется ей, заискивает, ябедничает на других.

В общем, социализация эпилептоидного ребенка — дело нелегкое для окружающих и семьи.

 

ШКОЛА

 

Ребенок–эпилептоид не любит учиться, делает это из–под палки, балуется на переменах, обижает слабых и маленьких. Его родителей чаще, чем кого–либо, вызывают в школу. Только их мужество и стойкость могут помочь ребенку справиться с нелегкой задачей.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...