Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРИАЛЬНЫМ БЛАГАМ

 

С готовностью делится маленький астеник своими нехитрыми сокровищами. Он отдает свои игрушки, вещи с той же легкостью, с которой отдает свою любовь и заботу. Он любит копить деньги, но не для того, чтобы тратить их на себя, а для того, чтобы делать подарки семье и друзьям.

 

ОТНОШЕНИЕ К ПОРЯДКУ

 

Астеник — чистый и аккуратный ребенок. Он наводит порядок не только чтобы сделать приятное родителям, но и в противовес своей внутренней сумятице.

 

ОТНОШЕНИЕ КО ВРЕМЕНИ

 

Он хорошо понимает время, планирует его, строит планы на день. Он никогда не опаздывает.

 

СПОРТ

 

Он не любит заниматься спортом в первую очередь из–за своей тревожности и моторной неловкости. «А вдруг я упаду? А вдруг мяч попадет мне в лицо? А вдруг я утону?» Лишь усилия родителей могут помочь ребенку преодолеть страх и овладеть спортивными навыками.

 

ПОЯВЛЕНИЕ НОВОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

 

Сильнейшим стрессом для ребенка–астеника в дошкольном возрасте может быть рождение в семье нового ребенка. Если родители начинают меньше уделять ему внимания или, что еще ужаснее, отсылают его к бабушке, то ребенок–астеник воспринимает изменение ситуации как огромную потерю. Ведь для него любовь родителей — это самая большая ценность, и лишение ее означает ддя маленького существа крах.

Если ребенок–эпилептоид, оценив собственное одиночество, реагирует агрессией на появление новорожденного, циклотимик уходит в шалости, то душа ребенка–астеника плачет никому не видимыми и не слышными слезами. Лишь появление тиков, энуреза, повышенной плаксивости и обидчивости свидетельствует о тяжелейшем кризисе, переживаемом маленьким существом.

При правильном отношении родителей появление нового ребенка в семье наполняет жизнь маленького астеника новым смыслом, и он изливает на новорожденного поток обожания и заботы.

 

РОЛИ

 

Его самая любимая роль — Отличный семьянин.Забота о семье наполняет его жизнь радостью и смыслом. Он всегда замечает, как члены семьи себя чувствуют, знает, что они любят. В своих мечтах о будущем он дарит им дома и отправляет их в чудесные путешествия, одевает, обувает — в общем, старается превратить их жизнь в праздник.

С удовольствием принимает он роль Лауреата Нобелевской премии,рано учится читать, превосходит своими знаниями сверстников, уступая пальму первенства лишь малышу–шизоиду.

При помощи взрослых он успешно осваивает роль Робинзона Крузо,учится навыкам выживания и ради близких преодолевает неуверенность в себе, берет на себя ответственность.

Крепко держа родителей за руки, он отправляется на изучение окружающего мира и осваивает роль Колумба.

Несмотря на прекрасное понимание окружающих, ему трудна роль Коммуникатора.Он слишком много дает другим, слишком щедро излучает тепло, почти ничего не оставляя себе. Невозможность установить симметричные отношения с окружающими часто остается его нерешенной проблемой в течение всей жизни.

Вследствие своей низкой самооценки, неумения предъявить окружающим какие–либо требования малыш–астеник никогда не играет роль Босса.

 

ДЕТСКИЙ САД

 

Детский сад является серьезным испытанием для маленького астеника. Ситуация включает в себя несколько стрессов, каждый из которых бьет по ахиллесовой пяте маленького существа.

Во–первых, его страшит разлука с родителями, каждый раз повергая его в отчаяние и слезы. Во–вторых, он не любит изменений и плохо адаптируется к ним. Кроме того, он боится новых детей, и у него уже есть печальный опыт проигрыша в иерархических построениях. И, наконец, неясен образ воспитательницы, которая может оказаться и доброй феей, и Бабой–ягой.

С плачем и болью в животе отправляется маленький астеник в детский сад. Действительно, непросто складываются его отношения в группе.

Великодушный и дружелюбный циклотимик сразу становится его кумиром. Малышу–астенику спокойно играть рядом с шизоидом, неагрессивным и углубленным в себя. Настоящая беда приходит к нему в лице эпилептоида. Тот сразу угадывает слабость астеника, его неумение постоять за себя. Маленький эпилептоид изводит малыша–астеника, дразнит его, постоянно отбирает у него игрушки и, чуть отвернется воспитатель, норовит его стукнуть.

Этот шекспировский конфликт между астеником и эпилептоидом пройдет через всю жизнь. Будут меняться декорации — школа, колледж, работа, семья, но суть конфликта останется той же. С одной стороны, доброта, нежность, непротивление злу, которым противопоставлены властолюбие, получение удовольствия от унижения другого человека.

Сложность адаптации астеника к детсаду приводит к резкому росту его заболеваемости, увеличению тревожности и страхов. Родителям нужно смягчить этот удар: отдавать ребенка на неполный день, не на всю неделю. В идеальном варианте такого ребенка лучше отдать в детсад за год до школы.

 

ШКОЛА

 

У ребенка–астеника всегда вовремя сделано домашнее задание, у него чистые, аккуратные тетради, хорошие отметки. Несмотря на то что он хорошо учится, он лишен какой–либо амбициозности и ему неудобно показать свое интеллектуальное превосходство.

Он панически боится тестов, экзаменов, и его тревога может сопровождаться головокружениями, болями в животе и другими вегетативными нарушениями.

Астенику тяжело отвечать у доски, «когда все смотрят на него». Он боится сбиться, вызвать смех. Часто астеник вообще не может отвечать у доски, хотя в то же время дает прекрасные письменные ответы. Находясь в центре внимания, он чувствует себя неуютно, у него могут дрожать руки и голос, сильно биться сердце.

Однако он необычайно привыкает к школе, классу, привязывается к ним и их смену, например, в результате переезда, воспринимает драматически.

 

ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ–АСТЕНИКУ

 

На первый взгляд маленькие астеники — лучшие дети. Ни один другой ребенок не направляет на родителей и близких такого потока любви и света.

Но именно у астеников максимальна вероятность невротизации. Поэтому, чтобы вырастить из этого нежного существа счастливого и реализованного человека, подготовить его к тяготам существования, необходима огромная работа со стороны родителей.

Станет ли этот маленький человек счастливым и самодостаточным или же ему уготована участь невротика–неудачника, зависит от того, смогут ли родители построить правильные отношения с маленьким ребенком.

Психотерапевтическая роль семьи в воспитании астеника огромна. Ведь он так любит родителей, преклоняется перед ними, он бесконечно привязан к ним даже при несправедливом к нему отношении.

Зависимость астеника от родителей приводит к тому, что та программа, которую внесут в его психику любящие, но часто неумелые руки, в течение многих лет, а может быть, и всей жизни будет определять его поведение.

Принять личность ребенка–астеника.Не ожидать от него подвигов Геракла. У этого ребенка не будет ни циклотимической беззаботности, ни мощной шизоидной психологической защиты. Он не сможет защищать свои права с силой эпилептоида и не будет стараться очаровывать окружающих так, как это делает истероид.

Он астеник. Робкий, пугливый, нежный, нерешительный. У него часто болит животик, он легко простужается, легко обижается.

Родители должны спокойно принимать его индивидуальные особенности и не подгонять его под мерки некоего «идеального» ребенка.

Создать щадящий образ жизни.Обеспечить ребенку режим питания, следить за тем, чтобы, он ел досыта и только свежие продукты. Необходимо дозировать его физические, психологические и интеллектуальные нагрузки.

Внимательно следить за режимом сна помня, что астеник в течение всей жизни будет обладать повышенной потребностью в сне.

Постоянно работать с самооценкой ребенка.Постоянно хвалить его, ведь он все равно этому не верит.

Учить ребенка осознавать свои дефициты, избегая при этом занижения самооценки.Помочь ребенку–астенику конструктивно подойти к своим слабостям, создать у него мощную мотивацию к развитию системы самоконтроля.

Например, спокойно относиться к отсутствию ручных навыков у ребенка–психастеника, помогать ему научиться забивать гвозди, хваля и поощряя его. Точно так же мягко преодолеть сопротивление детей–астеников к занятию спортом и к поездке в летние лагеря.

Создать у ребенка постоянное ощущение поддержки.Маленький астеник должен чувствовать любовь к нему в любой ситуации вне зависимости от того, плох он или хорош, умен или не очень. Родители должны встать между таким ребенком и миром, образуя надежную защиту, гряду, о которую разбивались бы волны жизни. Однако одновременно они должны закалять его душу и тело.

Ребенку–астенику нужно не яркое солнце, а теплые, постоянные лучи родительской любви.

Учить его высокому уровню функционирования.Вследствие легко возникающей утомляемости создавать ему частые короткие перерывы в занятиях, учить его быстро расслабляться. Ребенок должен учиться не допускать накопления усталости и дозировать нагрузки.

Воспитывать доверие к миру.Необходимо создать противовес его пугливости и ощущению собственной слабости. Нужно закладывать в нем прочный фундамент позитивного отношения к жизни.

Родители должны объяснить ребенку, что мир всегда состоял из двух начал — света и тени, добра и зла.

Старшие должны как бы нормализовать существование зла, не разрушая при этом удивительного внутреннего мира своего ребенка.

Помогать малышу справляться с тревогой.Тревога нередко становится постоянной спутницей астеника и возникает почти при любом соприкосновении с миром и людьми.

И опять родители должны взять на себя непростую роль психотерапевта, помочь ребенку отслеживать свою тревогу и страх, описывать их, анализировать и не стыдиться своей пугливости.

Не унижая ребенка, не затрагивая его и так заниженную самооценку, родители должны помочь ему отследить иррациональную природу его тревоги, ее несостоятельность и необоснованность.

Учитывать силу родительского внушения.Ребенок–астеник, обладающий слабой нервной системой, невысокой самооценкой, чрезвычайно чувствителен к родительскому внушению. Поэтому так важно, с каким знаком, положительным или отрицательным, будет сделано это внушение.

Так, ребенку–астенику легко привить тревогу, высказывая при нем повышенные опасения по поводу его здоровья, или, что еще более травмирует его, тревогу по поводу здоровья родителей.

Удерживать себя от гиперопеки.Родитель–астеник хорошо чувствует своего ребенка. Ведь он сам часто соткан из сверхчувствительности и невротических реакций. Он раскрывает над ребенком свои крылья, стараясь защитить его от губительного дыхания окружающего мира. Тревога и страх за ребенка переполняют его.

Подобные чувства толкают родителя на неправильный и необычайно вредный для ребенка путь — режим гиперопеки. В этом случае родитель старается контролировать каждое движение ребенка, чтобы уберечь его от ошибок и ударов.

Однако тем самым он лишь заражает ребенка своей тревогой, закрепляет зависимость ребенка от себя, легализует его робость и несамостоятельность.

Избегать развития сверхчувствительности к чужому мнению.Если при общении с детьми других характеров родители должны помочь своим питомцам замечать чувства окружающих и считаться с ними, то родители ребенка–астеника должны решить противоположную задачу: помочь своему неуверенному в себе ребенку как можно меньше оглядываться на мнение окружающих,

Воспитывать в ребенке–астенике независимость от окружающих.Какая противоречивая задача стоит перед родителями… Щедро отвечать на поток нежности и обожания, который излучает ребенок–астеник, окружать его поддержкой и вместе с тем поощрять его мужество быть независимой личностью.

Необходимо подталкивать его к независимости, учить говорить слово «нет» в то время, как у ребенка–астеника отсутствует какая–либо мотивация быть самостоятельным.

Он всячески старается избежать ненужной ему независимости, она пугает его, он воспринимает ее почти как наказание и может принять ее лишь под давлением обстоятельств. И именно родители должны оказать на него это давление.

Соблюдать психогигиенический режим ребенка. Вобстановке понимания и поддержки ребенок–астеник использует свой огромный потенциал развития и достигает фантастических результатов, удивляя всех своим ясным умом, мягкой улыбкой, нескончаемым потоком доброты, изливающейся на мир, соединенными с доброжелательной силой.

Однако рядом с авторитарными родителями, в условиях подавления, в обстановке равнодушия, без любви и поддержки ребенок–астеник задыхается и чахнет. Из него вырастает несчастное существо, не справляющееся с жизнью, вызывающее в одних людях жалость, а в других оттенок брезгливого сочувствия.

Постоянно укреплять психику ребенка.Ребенок–астеник нуждается в постоянном развитии и укреплении психики. Семья должна помочь ему скомпенсировать свою хрупкость и ломкость, активизировать его восхитительный потенциал развития, заложенный в него природой. И родители должны начать эту работу как можно раньше.

 

 

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

 

РЕАКЦИЯ ЭМАНСИПАЦИИ

 

Родители астеников с удивлением наблюдают за нелегким подростковым периодом, который проходят дети с другими характерами. Кризис авторитетов, отрицание норм старшего поколения — со всеми этими проблемами родители астеников не сталкиваются.

Подростковые реакции выражены у детей–астеников слабо. «Долгие годы сохраняют они истинно детскую привязанность к родителям, даже при холодном к ним отношении или суровом обращении с ними. Отличаются послушанием и часто слывут «домашним ребенком». Все астеники — это «удобные дети».

Астеник по–прежнему не только не тяготится опекой старших, но и нуждается в ней. В силу этого реакция эмансипации у него не выражена.

Отход от родителей, перерезание психологической пуповины часто не удается астенику даже в пожилом возрасте. Он способен всю жизнь склонять голову перед авторитетом родителей и в то же время страдать от этого. Подобная психологическая зависимость от старшего поколения может явиться причиной невротизации астеника и привести к сложностям в его собственной семье.

 

САМООЦЕНКА

 

У подростка–астеника крайне низкий уровень самопринятия. Ему не нравится собственная внешность, походка, форма носа и ушей. Красивая девочка, улыбаясь, прикрывает рот рукой, потому что у нее «уродливая улыбка».

Астенику не нравится собственное поведение, в котором он постоянно находит основания для легкого возникновения чувства стыда и вины. От ребенка–астеника часто можно услышать: «Я плохой, меня никто не любит».

Астенику стыдно причинять другим бытовые неудобства или «наслаждаться жизнью, сидя в кино, когда другие этого сделать не могут».

Астеник считает, что окружающие более красивы, умны, хороши, добры. Столкновение с любым человеком приводит к точному высвечиванию сильных сторон личности собеседника и лишний раз оттеняет его собственное несовершенство, подчеркивает дефициты астенической личности.

Чувство собственной недостаточности приводит к тому, что никто так безобразно не относится к себе, как астеник. Никто не говорит себе таких гадостей, как астеник. Он себе не нравится, он постоянно анализирует свое поведение, но не с целью конструктивного подхода к действительности, а лишь с целью перечисления своих промахов и оплошностей.

Он не признает за собой права на ошибку, и поэтому прошлое кажется ему чередой неудач и неверных поступков. В настоящем своем он не уверен, будущее его пугает.

В своем прошлом, настоящем и будущем, в себе и окружающем мире, и, конечно, в продуктах своего труда астеник склонен в первую очередь замечать слабости и отрицательные стороны.

 

ОБЩЕНИЕ

 

Особенно ярко проявляется комплекс неполноценности при общении с окружающими. Подросток–астеник тянется к сверстникам, скучает без них, но и устает от их общества.

«Они не любят формального общения в шумной компании и предпочитают ей общение с близким другом. Они очень разборчивы в выборе друзей, в дружбе верны и привязчивы».

Для успешной социальной адаптации недостаточно выраженной эмпатии, ума, доброты. Необходимо чувство самоуважения, нормальная самооценка, ощущение некой внутренней силы. Именно дефицит этой силы приводит к тому, что астеник в любых иерархических построениях занимает незавидное положение.

Его выраженный комплекс неполноценности приводит к чрезвычайно низкому уровню притязаний, он просит от жизни так мало, он не готов отстаивать значимость своей личности, бороться за свое счастье, в результате оказывается на нижних ступенях любой иерархической лестницы.

Ощущение превосходства окружающих, необходимость как–то отстаивать свои права, идти, превозмогая себя, «наступая на горло собственной песне», на ненавистную для него демонстрацию силы, понимание всех своих проигрышей в общении, невозможность установить симметричные отношения — все это приводит к тому, что общение истощает астеника. Контакты с окружающими становятся энергоемким процессом и отнимают огромное количество сил. Поэтому отдых, периоды одиночества необходимы ему для восстановления.

 

ОБУЧЕНИЕ

 

Интеллектуальные достижения астеника могут быть значительными, что обусловлено особенностями его мышления, включающими способность легко усваивать новую информацию, легко переключаться, анализировать, логически мыслить, прогнозировать, предлагать нетривиальные решения.

Если подросток–шизоид гордится своим интеллектуальным превосходством, то астеник стесняется его и всячески старается преуменьшить ценность своих интеллектуальных достижений.

Астеник с удовольствием помогает отстающим, увлеченно занимается волонтерской работой.

У него прекрасные отношения с учителями, и он жалеет их за их нелегкую работу.

Родители с огорчением отмечают, что, несмотря на интеллектуальные достижения, подросток–астеник лишен какой–либо амбициозности и его жизненные цели явно занижены.

 

СЕКСУАЛЬНОЕ ЧУВСТВО

 

Сексуальное чувство подростка–астеника является своеобразным индикатором степени его психологического здоровья.

Чем более здоров подросток, тем большим ощущением счастья наполняет его состояние влюбленности. Чем меньше он верит в себя, тем сильнее его сексуальное влечение окрашивается переживанием собственной неполноценности, страхом быть отвергнутым, сильнейшей психологической зависимостью от объекта своей влюбленности.

 

ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ

 

Деньги приобретают новый смысл. При их помощи можно претендовать на более уважаемое положение в группе, угостить друзей, устроить тусовку. Однако другие подростки часто корыстно пользуются щедростью астеника, и она мало влияет на его положение в группе.

 

ПРИВЫЧКИ

 

По–прежнему вокруг него порядок. Он обязателен, пунктуален, никогда не подведет, не опоздает. В силу слабости психики и соматики астеник нуждается в регламентированном образе жизни: рациональном питании, правильном режиме дня, достаточном количестве сна и т.п.

На фоне подобного щадящего режима он чувствует себя неплохо и может продуктивно работать. Он любит иногда побыть один, но его одиночество — это не бегство от людей, а отдых, столь необходимый его нервной системе.

 

ХОББИ

 

Нежная, высокоорганизованная психика астеника проявляется в его увлечениях. Он запоем читает, пытается сочинять стихи, писать или хотя бы ведет дневник. Многие астеники хорошо рисуют, лепят. Необычайно чувствительны они к эстетике жилища и часто проявляют себя в дизайне.

Как тонко астеник чувствует красоту, щедро разлитую в мире… Музеи, выставки, музыка, природа — в этом мире он чувствуют себя спокойно и уютно.

 

НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ

 

Пагубные привычки «в виде алкоголизма, наркомании, правонарушений, побегов из дому, бродяжничества для них не свойственны. Реальную опасность представляет суицид, особенно в случае сильных психических травм. Суицидальные мысли в тяжелые минуты могут часто посещать таких подростков» (2).

 

ОТНОШЕНИЕ К ЖИВОТНЫМ

 

Особую роль в жизни астеника играют домашние животные. Собаки обладают прямо–таки магическим психотерапевтическим воздействием на детей и подростков с астеническим характером, создавая у них столь необходимое им ощущение защищенности, снижая их тревожность и страхи.

Утонченная эмпатия и интуиция позволяют астенику верно угадывать состояние животного, что в соединении с астенической потребностью заботы создает удивительный сплав, объединяющий два существа.

 

СПОРТ

 

Астенический подросток не расположен к спорту, не достигает в нем особых результатов. Семье приходится приложить немало усилий, чтобы заставить подростка–астеника хоть как–то заниматься спортом. Он часто ненавидит уроки физкультуры и старается всячески от них отлынивать.

Если семья не делает попыток вовлечь его в спорт, астеник может оказаться совершенно неспортивным, не будет уметь плавать, всю жизнь будет бояться кататься на коньках, никогда не съедет с горы и т.д.

Однако, если благодаря подталкиванию семьи он начинает заниматься спортом, это несколько поднимает его самооценку.

 

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

 

По–прежнему астеник болеет чаще других, причем самый незначительный стресс вышибает его из седла. Гастроэнтерологические проблемы, жалобы на сердце, хронические заболевания носоглотки, гипотония — по–прежнему плата за слабость нервной системы очень высока.

При невротизации заболеваемость возрастает, появляется болезненная углубленность в размышления о здоровье, возникают невеселые мысли о каком–то тяжелом, может быть, смертельном заболевании.

 

КОЛЛЕДЖ

 

Благодаря своему яркому интеллектуальному потенциалу астеники поступают в лучшие колледжи страны. Астеник прекрасно и с удовольствием учится, однако все время старается занижать свои интеллектуальные успехи. И опять ему так нужна поддержка близких, которые его подбодрят, подтолкнут, вольют в него хоть капельку амбициозности и заставят выдвигать более высокие жизненные цели.

 

К. закончил один из лучших американских колледжей, причем за четыре года в дополнение к программе бакалавра по двум труднейшим специальностям почти окончил Master program. Принял решение писать кандидатскую диссертацию в маленьком захолустном колледже. Под давлением семьи подал заявление в Принстонский университет, куда был немедленно принят на полное обеспечение, покрывающее стоимость обучения с выплатой достаточно внушительной ежемесячной стипендии.

 

Часто астеники лучше функционируют, если живут дома, а не в общежитии.

 

ВЫБОР ПРОФЕССИИ

 

Подростку–астенику нужно не только правильно выбрать профессию, но и специально подготовиться к выходу на рынок рабочей силы.

Здесь требуются люди с позитивным мышлением, хорошими навыками общения, любовью к преодолению препятствий, люди, получающие удовольствие от самостоятельного принятия решений, способные добиваться цели, к тому же готовые пойти на демонстрацию силы при защите интересов своей группы. Здесь ценят нормальную самооценку, умение держать улыбку, вести непринужденный и ничего не значащий разговор.

Все хотят циклотимиков. Американский рынок рабочей силы ориентирован на особенности чисто циклотимического характера. Заниженная самооценка астеников и их коммуникативные проблемы могут обесценивать их отличное образование, и они с трудом приспосабливаются к требованиям рынка рабочей силы, пробуксовывают на стадии собеседования.

Астенику прекрасно подходят профессии, связанные с заботой о других, предполагающие глубокое понимание и сочувствие к людям, — врач, медсестра, преподаватель, особенно учитель младших классов, специалист по дошкольному воспитанию, психотерапевт, психолог, работник системы социального обеспечения.

Высокий интеллектуальный потенциал позволяет им преуспевать в науке, высоких технологиях, преподавании в колледжах. Точное восприятие образа и звука открывает возможности стать музыкантом, художником, дизайнером.

Любовь к порядку и регламенту делает их незаменимыми в бухгалтерском деле, финансовой отчетности. Для них желательна работа с заранее очерченным стереотипом обязанностей, предполагающая общение с небольшим количеством людей, исключающая принятие на себя

большой ответственности. Астеникам не подходят профессии, связанные с необходимостью быстро принимать решения и адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям.

 

 

ВЗРОСЛЫЕ

 

САМООЦЕНКА

 

Самооценка у астеника занижена, у него низкий уровень самопринятия, он неправильно оценивает свои ресурсы и имеет тенденцию их занижать, у него низкий уровень заботы о себе.

Заниженная самооценка астеника приводит к неуверенности и тревоге, фиксации на негативных сторонах жизни, страху перед изменениями, сложности адаптации к новым условиям.

 

ОБЩЕНИЕ

 

В общении астеник проявляет чувствительность к чужому мнению, признание прав окружающих на фоне собственного уничижения, стремление занимать низшие ступени в любых иерархических построениях.

Циклотимик, испытывая привязанность, любовь, даже страсть, все равно сохраняет независимость и самоуважение. Астеник растворяется в любви, становится зависимым в любых близких связях, дружеских и любовных, иногда полностью утрачивает ощущение собственного «я».

 

ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

 

При восприятии мира мы сами создаем сцену, сами ставим подсветку, являемся и режиссером, и сценаристом, и рабочим сцены. Главное — именно мы надеваем маски на актеров.

Сценарий, созданный астеником, всегда о любви, гармонии. Мягкие лучи его внутреннего мира освещают сцену; нежные, мягкие маски надеты на актеров, и астеник в восторге от своей работы. Он любит свое детище, нежный, робкий мир, созданный его потребностью любить всех и все.

Но астенику постоянно приходится испытать потрясения от сознания того, что его внутренний мир не соответствует реальности. А она врывается в его нежный мирок, грубая и агрессивная. Она разбивает голубоватые и розоватые фонарики, создающие нежнейшую подсветку на сцене, и включает безжалостное яркое освещение, выхватывающее и делающее очевидным грязь, зло, недоброжелательность и зависть.

Конфликты между внутренней схемой и реальной жизнью приводят к появлению тревоги и недоверия к миру. В жизнь астеника входит амбивалентность, т.е. двойственное отношение, одновременное существование в сознании двух взаимоисключающих мотивов.

Любовь к миру и потребность изливать на других поток тепла, любви, заботы сосуществуют с тревогой и страхом перед окружающей реальностью. Эта амбивалентность проходит вместе с астеником через всю его жизнь и является одним из оснований его склонности к невротическим реакциям и неврозу.

 

ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

 

Внутри астеников находится чувствительный детектор для получения информации, идущей от мира. Им свойственна утонченная эмпатия, способность к сопереживанию с каждым человеческим существом, животным, деревом и травой.

Если циклотимик видит красоту мира, созданную четкими линиями, обрисовывающую всю его привлекательность, то астеник чувствует все полутона, оттенки и тонкие переливы. Нежнейшая пастель астенического восприятия создает утонченную реальность, освещенную мягкими лучами его любви к людям, миру природы, любому живому существу.

Циклотимик как бы скользит по поверхности образов мира, восприятие астеника обладает глубиной, уникальной особенностью проникать внутрь любого живого существа. Как легко он может увидеть мир чужими глазами, почувствовать всю гамму ощущений, испытываемых другим человеком.

Циклотимик при восприятии мира всегда остается доброжелательным, но отстраненным наблюдателем. Это не дано астенику, который остро реагирует на любую мелочь, все принимает близко к сердцу, резонирует на любое движение окружающей жизни.

Несмотря на блестящий интеллект астеника его суждения о мире часто неточны. Идеализация окружающих на фоне самоуничижения — плохая союзница в момент тестирования реальности. К тому же он видит ситуацию через призму своей заниженной самооценки, расположившись в самом низу иерархической лестницы.

 

СУЖДЕНИЯ

 

Астенику сложно верно оценить, какой тип поведения наиболее оптимален в данных условиях. Даже если умом он понимает, как лучше достичь желаемой цели, его подсознательное желание унизить себя возьмет вверх и он выберет дорогу уступок и попрания своих прав.

 

СИЛА СОЗНАНИЯ

 

Сознание астеника находится между двумя могущественными силами. С одной стороны — это социальные нормы, которых астеник побаивается и которым он так хочет угодить.

С другой — на него оказывают давление тревога, страх, неуверенность в себе, рвущиеся из его подсознания и стремящиеся приобрести контроль над его поведением.

Сознание превращается в слугу двух господ, оно становится ареной борьбы двух монстров. И чем более невротизирован астеник, тем сильнее его стремление угодить и тем и другим.

Чем более он здоров и психологически проработан, тем меньше чувствителен он к мнению окружающих и тем в большей степени способен контролировать свои подсознательные импульсы.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

 

У астеника слабая нервная система, что проявляется в низкой стрессоустойчивости, слабости механизмов психологической защиты, удивительной восприимчивости к самым разным раздражителям, ранимости, легкости невротизации. Многие астеники сознают хрупкость своей нервной системы и страдают от этого.

Астеник готов любить мир и людей, он стремится не замечать их негативные стороны. Ему так хочется идеализировать окружающий мир, и, чтобы сохранить эту радужную картину, он часто применяет отрицание, что позволяет ему игнорировать негативную информацию о других людях.

Он с удовольствием применяет идеализацию, при помощи которой наделяет других людей несуществующими положительными чертами. С легкостью идеализирует он эпилептоидов и шизоидов, а затем старается приспособиться не к реально существующим людям, а к своему вымыслу.

Астеник не может заставить других пойти навстречу его желаниям и отвоевать право на удовлетворение своих потребностей. Его мучают воспоминания об ошибках и обидах прошлого. И, чтобы освободиться от чувства горечи, астеник применяет репрессию, вытесняя весь этот тяжкий груз в подсознание.

 

МЫШЛЕНИЕ

 

Астеник обладает блестящими интеллектуальными способностями. Но как часто его интеллект вовлечен в нелепую борьбу, которую ведут с сознанием две армии — суперэго (социальные нормы) и подсознание.

Победа сознания и его освобождение приводят к раскрепощению и росту интеллектуальных потенциалов.

 

ЮМОР

 

Юмор тонкий, блестящий, спонтанный. «Если жена изменила вам, то она не изменила отечеству».

 

ВНЕШНИЙ ВИД

 

Астеник предпочитает неяркие цвета в одежде, как бы маскируясь под асфальт, стараясь оставаться незаметным. Однако в хорошей одежде, как в доспехах, он чувствуют себя спокойнее и увереннее.

Астеник отличается моторной неловкостью, скованными движениями, невыразительной мимикой, отсутствием жестикуляции. В случае резкого занижения самооценки у него появляется тоническая сутулость.

 

ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ

 

Циклотимик рассматривает деньги как средство для получения наслаждения, эпилептоид видит в них эквивалент власти, шизоид использует как дань, которой можно откупиться от семьи и получить право на чудачества.

Для астеника деньги необычайно важны как средство, снижающее его страх перед будущим и гарантирующее ему выживание в будущих катастрофах. Такое выражение, как «черный день», создали, несомненно, астеники, и «откладывать деньги на черный день» была, конечно, именно их идея.

 

ОТНОШЕНИЕ КО ВРЕМЕНИ И ПОРЯДКУ

 

Он прекрасно планирует время, всегда у него заготовлен бесконечный список дел. Повышенное чувство ответственности не дает ему покоя, и часто он впадает в состояние паники по поводу несделанных дел. Циклотимик посоветует ему плюнуть на все, эпилептоид расскажет, как переложить обязанности на плечи других, шизоид пожмет плечами и предложит сыграть в шахматы.

Астеник необычайно пунктуален, ненавидит опаздывать и приходит немного раньше назначенного времени.

В доме у него идеальный порядок, все лежит на своих местах, каждую мелочь он может найти с закрытыми глазами. Все спланировано, предусмотрено, лишь чувство непонятной, внезапно приходящей тревоги отравляет его, в общем–то, благополучную жизнь.

 

СЕКСУАЛЬНОСТЬ

 

К невысокой сексуальности астеника приводит не только слабость нервной системы. Повышенная любовь к родителям, доходящая до психологической зависимости, направление либидо на родителей также препятствуют нормальному развитию сексуальности.

Особенностью сексуальной жизни астеника является нежелание вести дискуссии по поводу интимной жизни. Если он испытывает какое–либо неудобство или дискомфорт, он не решится высказать это вслух.

Кроме того, сексуальная жизнь астеника необычайно зависит от стрессов и психологического климата в семье. Если циклотимик, эпилептоид и шизоид проявляют свою сексуальность вне зависимости от того, уплачено по счетам или нет, хорошее настроение у начальника или нет, пришел ли сын–подросток в 10 часов или в 2 часа ночи, то у астеника все не так. Для проявления его сексуальности он должен быть отдохнувшим, в хорошем настроении (что бывает нечасто), его ничего не должно огорчать (что почти невозможно).

Если же происходит реальный стресс, интимные отношения супругов могут быть прерваны на несколько месяцев. Столь непростая сексуальная жизнь приводит к не–вротизации супругов и создает условия для возникновения фригидности у женщин и импотенции у мужчин.

 

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

 

Лишь на первый взгляд поведение астеника кажется однозначным. Оно амбивалентно, двойственно. Личность астеника представляет собой сложную структуру из хрупкого, почти неуловимого стержня, на который нанизаны оси.

Их полюсами являются признаки противоположные, казалось бы, исключающие друг друга. На полюсах оси находятся свойства, составляющие плюс и минус, сильную сторону личности и ее слабость.

Служение людямтенденция к занятию низких рангов.Как только у астеника складывается иерархия ценностей и определяются жизненные цели, самой важной становится идея служения, увеличение потенциала добра в мире. Астеники стремятся служить другим, оставаясь незаметными. Возможность приносить добро другим доставляет им радость и успокоение.

Однако прекрасная идея служен

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...