Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Солнечное сплетение и блуждающий нерв

 

 

Рис. 60. Нервная система человека (по Везалию)

 

 

Вчетырехсложном человеческом теле, каким его представлял пифагореец Филолай, четыре элемента соотносятся с полостями тела в следующем порядке: земля, генеративный аспект души, — с полостью таза; вода, относящийся к чувствам аспект души, с брюшной полостью; огонь, психоинтеллектуальный аспект души, — с полостью грудной клетки, и воздух, высший интеллектуальный аспект души, — с черепной полостью. Слово thumos (тумос) — низший разум в греческой метафизике — происходит от глагола thuein (жертвовать) и является ключом ко всем христианским мифам, раскрывающим истинный смысл принесения в жертву одного праведника за грехи мира. Тот факт, что слово thymus[228] тоже происходит от слова thumos, непременно заинтересует изучающих железы внутренней секреции. В эзотерических комментариях элементы огонь и воздух меняются местами, так что психоинтеллектуального человека можно отнести к полости черепа, а духовный, или высший, интеллект — к полости грудной клетки. Филолай помещает эмоции в пупок и окружающие органы, что вполне согласуется со словами Блаватской, которая называет тремя главными центрами в человеке сердце, голову и пупок. Их опять-таки можно соотнести с духом, интеллектом и эмоциями.

Солнечное сплетение является самым важным из центров симпатической нервной системы, который назвали мозгом желудка. Из трех солнц, распознаваемых каббалистами в микрокосме, солнечное сплетение является третьим и самым нижним, а с точки зрения мистерий оно было ночным или адским светилом — светом преисподней. Среди названий, которые давали солнечному сплетению, самым показательным является calias plexus — чревное сплетение. Слово celiac происходит от слова coeliacus — «имеющий отношение к желудку», которое, в свою очередь, является производным от koilia, означающего «живот, брюшная полость», и koilos, означающего «пустоту, полость» или «небеса». Философы признавали три неба: Высшее, или звездное, было местопребыванием принципов; центральное, планетарное или солнечное, — местопребыванием Правителей или Строителей, а низшее, или подлунное, — местопребыванием четырех стихий, называвшихся в мистической литературе четверкой. Следовательно, подлунный, или стихийный, мир, который, как считали мудрецы, охватывал все видимое мироздание, существовал в брюшной полости Великого Человека, и им правило ночное солнце — подземный Зевс, адский Юпитер — под такими именами, как Гадес, Отец Дис и Серапис. На приведенном в «Философских перлах Райша» изображении Великого Человека эта тайна выражена каббалистически, потому что, как будет показано, его фигура располагается таким образом, что стихии соответствуют области живота, а орбиты планет — высшим частям тела Великого Человека. Головой он поддерживает небеса, а верхняя часть черепа совпадает с Северным полюсом, обозначенным большой звездой, ступни ног — с Южным полюсом, обозначенным аналогичным образом.

Парацельс признает существование трех солнц, первое из которых озаряет дух, второе — душу, третье — тело, а под телом подразумеваются как животные импульсы, так и организмы. Как мудро заметил этот великий швейцарец: «Тело не будет согрето и освещено, а ум и дух не останутся во тьме». Физическое Солнце нашей Солнечной системы — всего лишь отражатель духовного и интеллектуального света. Розенкрейцеры подтверждали существование интеллектуального солнца, которое освещает сферу разума, равно как и духовного солнца, которым освещена наша божественная сущность. Под духовным солнцем фон Веллинг понимал Бога-Отца, под интеллектуальным (или душевным) солнцем — Христа-Спасителя, под физическим (или телесным) — Люцифера, который, пав с Небес, основал свое царство в бездне и теперь «заперт» в телах стихий, которые заключили в себе его огонь. Следовательно, из трех крупных мозгов, имеющихся в теле, солнечное сплетение является «мозгом камы», отражающим своей «полированной поверхностью» лучи эмоциональной природы, которые расходятся из этого центра по всему телу, а также вбирающим в себя психические воздействия. «Парапсихологические ясновидческие восприятия, — пишет мадам Блаватская о солнечном сплетении, — часто имеют место в этой области, например, при чтении писем, психометрическом анализе субстанций и т.д.».

У индейцев Древней Мексики бог Тецкатлипока занимает место гностического Демиурга[229] и получает название «Юпитера пантеона нагуа». Из предания явствует, что изначально он был смертным человеком, великим чародеем или, точнее, колдуном, обратившим свою адскую некромантию против доброжелательного Кетцалькоатля и в конце концов изгнавшим его из страны Анагуак (Аnаhuac). Имя Тецкатлипока означает «огненное зеркало». Он якобы носил на руке (или же, согласно некоторым рассказам, привязанное к животу) огромное зеркало или полированный шит, на поверхности которого отражались все мысли и дела рода человеческого. Вспомним также, что жрецы древнеперсидских мистерий огня носили на себе зеркала как символы эфирного мира и своих собственных ясновидческих способностей. В мексиканском пантеоне Тецкатлипока был «врагом рода человеческого». Подобно скандинавскому Локи[230], он плел интриги против божественной гармонии, принося войны и разрушения в страну дышащих покоем долин и плодородных равнин. Его изображают летающим над миром во главе огромного войска красных демонов, и любое земное создание, нечаянно заглянувшее в его зеркало, лишалось после этого своей души. В этом повествовании, несомненно, содержится намек на могущество и деятельность солнечного сплетения, поскольку Тецкатлипока — это просто символ камы, персонификация тех страстей и желаний, которые, выплеснувшись в мир, разрушают его покой и порядок, доводя в конечном итоге не только людей, но и целые нации до общей гибели.

 

 

 

Из «Reisch's Margarita Philosophica»

 

Рис. 61. Демиург мира

 

 

В медиумизме солнечное сплетение выполняет функции своего рода зеркала, потому что в его центрах чувствительных нервов отражаются картины, существующие в невидимых эфирах. Однако провоцирование подобного состояния неизбежно приводит к дегенерации, то есть к возвращению в некотором смысле слова в животное состояние, потому что животным царством правят импульсы, проецируемые на солнечное сплетение и распределяющиеся из него по симпатическим нервам. Не имея собственной активной воли, животное не способно бороться с камическими импульсами и слепо повинуется им. Используя спинномозговую нервную систему, человек сражается с этими импульсами при помощи интеллекта и. развив индивидуальность, перестает быть пешкой в руках эмоций — за исключением случаев, когда подобное положение дел сохраняется по собственному выбору. Открыв, таким образом, себя воздействию импульсов через область солнечного сплетения, медиум противодействует собственному совершенствованию и, ослабляя закон воли, постепенно утрачивает контроль над своей судьбой. К тому же между ясновидением спинномозговой системы и ясновидением медиумизма существует разница, соответствующая примерно двум третям длины позвоночника и обусловленная камическим управлением симпатическими стволами. Это верно, что симпатическая нервная система служит средством проявления могущества души, но лишь после трансмутации камы и превращения страсти в сострадание. Так как солнечное сплетение представляет собой мозг низшей четверки, то нарушение эмоционального равновесия обычно ощущается в этой области. Страх и возбуждение могут вызвать тошноту или учащенное сердцебиение в надчревной области. Контролируя свою эмоциональную жизнь, человек избавляется от власти камических импульсов. Неуравновешенная деятельность солнечного сплетения часто вызывает негативные психические явления, которым люди, не знающие об иллюзорной природе астрального света, могут ошибочно приписывать духовное происхождение.

Десятая пара черепно-мозговых нервов, которые начинаются с боков продолговатого мозга и, нисходя почти вертикально вниз, «образуют ответвления, идущие к наружному уху, глотке, гортани, трахее, пищеводу, сердцу и внутренним органам брюшной полости» (Моррис), обозначается термином pneumogastric, что значит «блуждающий», и является самым крупным нервом тела. Анализ этого весьма информативного слова наводит на определенные размышления. Греческое слово pneuma, обычно переводимое как «легкое», может также означать «дыхание». Словом pneuma древние философы называли «душу», «животворное начало» или «дыхание жизни» и т.п. Термин gastric, в частности, означает «относящийся к желудку», от греческого gastros — «желудок», хотя не исключено, что оно заключает в себе и иной смысл, а именно «мышление брюшной полости». Следовательно, термин pneumogastric, помимо простого объединения слов «легкое» и «желудок», допускает гораздо более широкое толкование, в частности нерв «брюшного или внутреннего дыхания или дыхания души».

Известно и другое название этого нерва, которое звучит как Vagus, что значит «бродячий» или «извилистый». Основой подобного определения, видимо, послужили его многочисленные ответвления, иннервирующие[231] все внутренние органы. Однако слово Vagus может иметь и другие, менее привычные толкования. Так, например, оно означает «летающий», «легкий», «неопределенный», «изменчивый» и «непостоянный». Все это подтверждает древние учения о том, что в теле человека «имеется похожая на тростник трубка, по которой носится дух, как некий таинственный и неразличимый агент» (Ипполит. «Against Heresies»). Из контекста подобных высказываний отца Ипполита, жившего до Никейских соборов, со всей очевидностью следует, что тростник — это вовсе не позвоночный столб, поскольку далее он утверждает, что затем дух направляется в ту часть, которая называется спинным мозгом. Мыслители древности придерживались общего мнения, что дыхание человека является носителем его жизненного начала, а блуждающий нерв, несомненно, управляет дыхательной системой. Важно заметить, что двигательные нервные волокна Vagus'a доходят до «точки пульса», или «водителя ритма» в сердце, а его ответвления достигают почти всех жизненно важных органов тела.

Титан Прометей украл небесный огонь и принес его на землю в полом стебле ферулы или «гигантского укропа» — одного из видов зонтичных растений. За подобное преступление против власти Демиурга «Друг Человечества» был прикован к высокой скале в Кавказских горах. Большинство комментаторов отождествляли стебель укропа или нартеция[232] с тирсом, или жезлом Вакха[233], представляющим нечто вроде стрекала богов, и в переводе на язык мистической анатомии греков истолковывали его как символ спинного мозга. Однако Дж. Р.С.Мид, немало времени посвятивший изучению орфических преданий, указывая на некоторые разногласия по этому предмету, замечает, что, «по мнению многих авторов, нартеций... и тирс, или жезл, — это две совершенно разные вещи». Ферулой называют не только гигантский укроп, но еще и палку, которой пользовались, чтобы погонять скот и наказывать за мелкие проступки. Слово narthecium в переводе с латыни означает также коробочку для притираний и лекарств, изготовленную выдалбливанием одеревеневшего стебля нартеция. Очевидно, что полый тростник — «скрытое или тайное стрекало» — может означать тело человека в целом, которое было навязано душе в качестве наказания за неповиновение божественным указам (имеется в виду грехопадение). В более узком смысле тростником, возможно, называют какой-то конкретный элемент, а именно блуждающий нерв, в стебле которого содержится дыхание жизни.

 

Рис. 63. Равновесие высших и низших элементов относительно фокальной точки солнечного сплетения (согласно Роберту Фладду)

 

«На мой взгляд, — пишет д-р Вазан Ж. Рель, — кундалини, или, как еще ее называют, «змеевидная сила», — это, говоря языком современной науки, блуждающий нерв, который иннервирует все жизненно важные органы и управляет ими через разные сплетения симпатической части вегетативной нервной системы». Утверждая, что кундалини движется по правой ветви блуждающего нерва, доктор расходится со всеми своими предшественниками, посвятившими себя исследованию этого увлекательного предмета. Но если ценность использованных им древних священных книг явно говорит в его пользу, то комментарии к ним крупнейших философов и адептов Индии полностью опровергают его мнение. Сэр Джон Вудрофф, восторгаясь теорией д-ра Реля и считая эту тему достойной глубочайшего изучения, не обнаруживает в блуждающем нерве кундалини, хотя и допускает возможность, что этот нерв выполняет некую «функцию, важную в практике» йоги. Покойный доктор Джордж Кари, усмотревший немало соответствий между Библией и человеческим телом, свидетельствующих о целой жизни, потраченной на кропотливые исследования, так оценивает важность блуждающего нерва: «Этот замечательный нерв представляет собой самый большой пучок нервных волокон в теле человека. Это поистине Древо Жизни, по ветвям которого Святое Дыхание, сущность или Дух распространяется в легкие и солнечное сплетение» («God, Man and the Word Made Flesh»).

Теперь можно более подробно разобрать фрагменты текста из главы, посвященной сердцу, где говорится об уходе из тела Атмана в момент смерти. Этот духовный компонент со своими «эфирами» (способностями или силами) соприкасается с точкой пульса в физическом сердце, которое он приводит в действие и которому он сообщает свой ритм. Тогда возникает вопрос, если он занимает подобное положение, то какой же путь окажется наиболее естественным для его выхода? В Чандогья-упанишаде описывается «очень длинный путь», который «ведет в два места: одно в начале, а другое в конце». Что же это за таинственный канал, который тянется от сердца к темени и образует «королевскую дорогу», путь Атмана? Спинной мозг под это определение явно не подходит. Его назначение состоит совершенно в другом. Спинной мозг — это «термометр божественного Меркурия»[234], однако ни один из его концов не находится в сердце, а он сам не идет прямо из места, где пребывает Атман, к «Солнцу». Блуждающий нерв, напротив, во всех отношениях подходит под определение «золотой трубки» (нервы, окрашенные в желтый цвет почти во всех современных учебниках по неврологии), по которой движется дыхание души. «Остатки духов», Логосы, или Владыки жизненно важных органов, все они удаляются по ветвям блуждающего нерва, и в огромном теле этого нерва к ним присоединяется повелитель пульса, и все вместе они уносятся к «Солнцу». Один европейский врач семнадцатого века внес и свою лепту в этот предмет, когда заявил, что «есть такой нерв, одна ветвь которого идет от головного мозга к сердцу и посредством которого органы чувств связаны со средоточием жизни; причем этот нерв представляет собой трубку, по которой газы, или духи, текут вверх и вниз».

 

 

Рис. 64.


Глава XVI

Шишковидная железа -око богов

 

 

Из «Anatomy» Файфа

Рис. 65. Поперечный разрез головы человека

 

2 — мозолистое тело (corpus callosum),

3 — прозрачная перегородка;

4 гипофиз;

16 — шишковидная железа;

17 и 18 — четверохолмие.

Поскольку шишковидная железа пользовалась наибольшим признанием у первых адептов и о ней написано больше, чем обо всех остальных, то любой оккультный разговор об эндокринной системе логично начать именно с нее. Epiphysis cerebri, или шишковидное тело, получило свое название из-за своеобразной формы[235]. Оно появляется в человеческом эмбрионе на пятой неделе развития в виде слепозаканчивающегося мешочка, ответвляющегося от отдела головного мозга, находящегося непосредственно перед средним мозгом, — промежуточного мозга, который включает область третьего желудочка и прилегающие участки.

Периферическая, или дальняя, часть этого мешочка превращается в тело железы, ближайшая (к месту прикрепления или исходной точке) остается ножкой. Не та ли это сосновая шишка, которую Э.А.Уоллис-Бадж, описывая в своей книге «Озирис и египетское воскресение», как Ани предстал перед Озирисом в египетском ритуале «Выхода днем», упоминает как «так называемую шишку на тупее Ани», для которой этот превосходный египтолог не смог найти никакого разумного объяснения? И не та ли это жужжащая шишка, которая принадлежала к числу символических игрушек младенца Вакха и которую Бастий описывает как маленький конический кусочек дерева, который обматывали шнуром, чтобы заставить вертеться и издавать гудение? (Дж. Р.С.Мид. «Орфей».) Те, кому известна эзотерическая функция шишковидной железы или кому по собственному опыту знаком жужжащий звук, сопутствующий ее деятельности, поймут уместность этой аналогии.

В результате прорастания внутрь соединительной ткани из pia mater[236], этой нежной и чрезвычайно насыщенной сосудами оболочки, окутывающей головной и спинной мозг, далее происходит разделение тела железы на дольки. К моменту рождения эта структура становится сравнительной большой, а к двенадцати годам достигает нормальных размеров.

И здесь снова можно провести аналогию с мифом о Вакхе, потому что игрушечный конус являл собой символ, неразрывно связанный только с детством бога. Иными словами, при нормальных условиях эта железа деградирует с наступлением подросткового возраста. Обратная эволюция, или деградация, шишковидного тела начинается примерно на шестом-седьмом году жизни и практически заканчивается к возрасту достижения половой зрелости.

Следует, однако, раз и навсегда запомнить, что в то время как Природа ликвидировала другие органы и части тела первобытного человека, этот сохранился; так что, сознавая бережливость Природы, приходится признать, что эта железа по-прежнему некоторым образом участвует в жизнедеятельности человеческого организма. Как утверждает др Дж. Ф.Гудернатш, прежде работавший в Медицинском колледже Корнеллского университета, «несколько — по крайней мере три — задних дивертикулов[237] (epiphyses — шишковидное тело) развиваются из корня промежуточного мозга на втором месяце эмбрионального периода. В человеке они являются совершенно рудиментарными органами.

Epiphyses proper (эпифиз пропер) занимает самое заднее положение и единственный хоть до какой-то степени дифференцируется в человеке. Два других — это paraphysis — парафиз[238] и теменной глаз, рудиментарный орган чувств некоторых рептилий». Согласно Геккелю, у некоторых животных можно обнаружить настоящие глаза, которые не видят. Они расположены глубоко в голове и покрыты толстой кожей и мышцами.

Тирс, или скипетр, из греческих мистерий состоял из палки, увитой виноградом и листьями плюща и увенчанной сосновой шишкой. Этот скипетр в целом символизирует спинной мозг, его нади и сплетения, шишковидную железу и блуждающий нерв, и все они тесно связаны с таинствами полного обновления.

Санте описывает шишковидную железу как «конусообразное тело (corpus pineale) высотой 6 миллиметров и диаметром 4 миллиметра, соединенное с верхней стенкой третьего желудочка уплощенным стебельком — ножкой шишковидного тела. ...Шишковидное тело располагается на дне поперечной борозды головного мозга непосредственно под валиком мозолистого тела между верхними бугорками (colliculi) четверохолмия на задней поверхности среднего мозга. Оно плотно окутано мягкой мозговой оболочкой.

Внутренняя часть шишковидного тела образована замкнутыми фолликулами, окруженными врастаниями соединительной ткани внутрь. Фолликулы заполнены эпителиальными клетками, смешанными с известковым веществом — псаммозными тельцами (acervulus cerebri — "мозговым песком"). Известковые отложения обнаруживаются также на ножке шишковидного тела и вдоль хориоидальных сплетений. Функция шишковидной железы неизвестна. ...У пресмыкающихся имеется два шишковидных тела — переднее и заднее, — причем заднее остается недоразвитым, а переднее образует рудиментарный циклопический глаз. У гаттерии, новозеландской ящерицы, он выступает из теменного отверстия и состоит из несовершенных хрусталика и сетчатки и проходящих в его длинном стебельке нервных волокон. Шишковидная железа человека, вероятно, сходна с задним шишковидным телом рептилий».

Branchiostoma lanceolatum — ланцетник, маленькое прозрачное морское животное длиной около двух дюймов (5 см), является, насколько известно, единственным позвоночным животным, у которого нет шишковидной железы. У рептилий, согласно Спенсеру[239], эта железа имеет значительную длину и выступает (как отмечает Санте) через отверстие в своде черепа. У хамелеона эта железа располагается под прозрачной чешуеобразной пленкой в теменном отверстии, и ее средняя структура, имеющая форму струны, по словам Гертвига, «определенно похожа на зародышевый зрительный нерв. ... Исследователи, которые, подобно Рабл-Рукхарду, Альборну, Спенсеру и другим, занимались изучением шишковидной железы, придерживаются того мнения, что шишковидное тело следует считать непарным теменным глазом, который во многих случаях, например у рептилий, оказывается, довольно хорошо сохранился, но у большинства позвоночных находится в стадии вырождения».

Далее этот ученый автор подтверждает вероятность того, что у рептилий шишковидная железа реагирует на свет, но вопрос, до какой степени, так и остается открытым.

В своей лекции о глазах, прочитанной в клинике (графства) Мейо, а затем опубликованной Американской оптической корпорацией, Томас Холл Шестид, член-корреспондент, доктор медицины, член Американской коллегии хирургов, доктор прав и так далее, сообщил: «У некоторых амфибий имелся срединный или шишковидный глаз, располагавшийся в задней части головы. У многих гигантских ископаемых ящеров мезозойского периода тоже был такой глаз, и в любом геологическом музее и теперь еще можно увидеть отверстие в задней части черепа гигантской ящерицы, из которого прежде выглядывал этот странный глаз. У нас самих это отверстие прикрыто костью и глаз сжался в так называемую шишковидную железу. ...Шишковидный глаз впервые появился в мире в далеком прошлом у беспозвоночных животных. Это действительно был глаз беспозвоночных (т.е. глаз с палочками [в сетчатке], обращенными к стекловидному телу, а не от него, и в результате лишенный слепого пятна), но он сохранялся (все еще в форме глаза, характерного для беспозвоночных) у некоторых рыб, амфибий вообще, ящериц, а затем начал вырождаться, возможно, потому, что у позвоночных были и другие глаза характерного для позвоночных (и в силу какой-то непостижимой причины более подходящего) типа».

Тогда так ли уж безрассудны утверждения оккультиста, что в начале жизни на этой планете позвоночные были гермафродитами и «действительно одноглазыми»? Не разумнее было бы согласиться с оккультизмом в том, что эта железа на самом деле выступала из черепа, несколько напоминая антенну, как орган генерализованного чувственного восприятия, чем принять гипотезу профессора Ланкестера, что человек изначально был прозрачным и внутренний глаз мог видеть сквозь стенки головы?

Знали ли египтяне, что у рептилий эта железа достигла высочайшего развития, и по этой причине обматывали змеей лоб, куда по символической вольности помещают третий глаз жители Востока? Разве урей[240] не был символом мудрости и разве шишковидная железа не является органом системы приобретения знания, которое вообще больше не используется, а составляет тайну, хранимую избранными?

 

Из «De Humani Corporis Fabrica»

 

Рис. 66. Шишковидная железа (по Везалию)

 

 

Шишковидная железа как эмблема божественности, естественно, ассоциировалась с царственностью, ибо все монархи были тенями богов на земле. Короны Нижнего Египта и Пшент, или Корона Двойной Империи (объединенного Египта), были увенчаны странной антенной, усиком или очень тонким изогнутым шипом, больше всего напоминающим описание структуры третьего глаза, дошедшее из глубины первых веков. Маат, или страусовое перо Закона — еще один египетский символ истины, — по форме довольно похож на шишковидную железу, его носили как перо американских индейцев как бы поднимающимся из теменного отверстия.

Многие племена считают птиц эмиссарами духов (manidos) среди человечества, и птичьи перья, носимые на такой манер, несомненно могли иметь двоякий смысл.

Перо павлина с его похожим на глаз пятном закрепляется на голове китайского мандарина в положении, несколько напоминающем положение шишковидной железы в голове человека (с наклоном назад), и в качестве символа величия или просвещенности, сопутствующей величию, возможно, имеет аналогичное происхождение.

В оккультизме шишковидная железа рассматривается как связующее звено между объективным и субъективным состояниями сознания, или, на эзотерическом языке, видимым и невидимым мирами природы. В религиозных учениях латинян ее величали Янусом[241], двуликим богом и смотрителем врат святилища. Это божество являлось прообразом св. Петра, который стал его преемником в качестве стража небесного портала и носил при себе два ключа, соответствующие его должности, — один от золотой тайны духа, другой от серебряной тайны тела.

В древних исторических памятниках часто говорится о двуликих богах. На старинных римских виллах все еще встречаются гермы[242], подобные bifrons — двуликому Янусу, среди которых редким и интригующим исключением оказываются гермы с одним мужским, а другим женским лицами (опять herm-aphroditus — герм-афродит[243]?). Женское лицо символизирует животную душу, мужское — божественную, а изображение в целом указывает на оккультное строение и функцию шишковидной железы.

Гуд в своей книге «Мифические чудовища» приводит несколько примеров, взятых из древнейших китайских писаний. Индусская мифология также изобилует божествами-полицефалами[244], а от далеких тибетцев мы узнаем, что одним из титулов Авало-китешвары является Саманта-мукха, «тот, чье лицо обращено во все стороны».

С шишковидной железой связано некое алхимическое таинство, поскольку полное обновление человека зависит от пропитывания тинктурой этой железы, которая должна превратиться из неблагородного металла в золото.

Пока шишковидная железа не разбужена кундалини, она является носителем кама-манаса — животного разума (Афродита), но пропитанная духовным светом, она превращается в Буддхи-Манас — божественный разум (Гермес). Этот Буддхи-Манас есть Тот из египетских мистерий более позднего периода, бог знаний и письменности и (согласно нелепым заявлениям его жрецов) автор двадцати шести тысяч книг.

Философам известно, что шишковидная железа была органом сознательного зрительного восприятия задолго до того, как из головного мозга «выдвинулись» физические глаза, но не обязательно и не исключительно такого зрительного восприятия, каким мы обладаем теперь, а скорее зрительного восприятия, соответствовавшего тому миру, в котором человек обитал до того, как впал и свое нынешнее состояние.

По мере того как контакт индивидуума с материальным миром становился все более полным он утрачивал свои функции на внутренних планах жизни вместе с сознательной связью с Созидательными Иерархиями во вселенной над ним. Только с помощью дисциплины — усилия, направляемого мудростью и законом, — он сможет снова подняться в сферу своей духовной завершенности.

Было бы ошибкой прийти к заключению, что шишковидная железа как физическое тело в буквальном смысле обладает теми оккультными достоинствами, которые приписывают ей мудрецы. Сама железа является не третьим глазом, а всего лишь отражением этого органа — его двойником или символом в материальной структуре. Это реликт, свидетельствующий о наличии в древности некой способности, и то, что он сохранился на протяжении эпох духовного мрака, дает надежду на конечное восстановление той функции, на существование которой он, собственно, и указывает. Истинная сила этой железы заключена в ее духовном двойнике точно так же, как вся сила человека пребывает в его невидимой сущности. Обычное зрение не позволяет увидеть третий глаз, он виден только ясновидящим как вибрирующая спектральная аура, окружающая внешнее тело железы и ведущая себя как пульсирующий источник электрического света.

«Этот особый физический орган восприятия в головном мозге, — пишет Е.П.Блаватская, — расположен в ауре шишковидной железы. Эта аура отвечает вибрацией на любое воздействие, но живой человек может только ощущать ее, а не осознавать. В процессе мышления, проявляющемся в акте осознания, свет этой ауры постоянно вибрирует, и ясновидящий, глядя на головной мозг живого человека, может чуть ли не пересчитать видимые духовным оком семь градаций, семь нюансов света, переходящих от самого тусклого к самому яркому. Вы касаетесь своей руки; не успеете вы дотронуться до нее, как в ауре шишковидной железы уже возникают вибрации и приобретают свой оттенок цвета. Именно эта аура своими вибрациями вызывает утомление и изнашивание этого органа. Головной мозг, который заставили вибрировать, передает вибрации спинному мозгу и далее всему телу. Мощные вибрации радости или скорби могут таким образом убить. Вокруг шишковидной железы постоянно пляшут огоньки, но когда кундалини на короткий миг озаряет их, становится видна вся вселенная. Третий глаз открыт даже во время глубокого сна. Это хорошо для Манаса, извлекающего из этого пользу, хотя мы сами ничего не помним».

Именно Декарт считал шишковидную железу обиталищем души или звездного духа в человеке. В своих рассуждениях он исходил из того, что хотя anima и связана со всеми органами тела, обязательно должен быть один специальный орган, через который божественный компонент осуществляет свои функции более непосредственно, чем через все остальные. Решив, что ни сердце, ни головной мозг в целом не могут быть средоточием этого компонента, он методом исключения пришел к выводу, что этим центром должна быть та небольшая железа, которая, хотя и связана с мозгом, тем не менее действует или движется независимо от него. Кроме того, он заключил, что животные духи, движущиеся по вогнутостям черепа, могут приводить шишковидную железу в своего рода качательное движение. А подобное умозаключение, несомненно, выдвигает его в число наиболее ярких личностей периода перехода от средневековой науки к современной.

Теперь самое время обратиться к аргументам, с помощью которых Декарт, по его собственным словам, убеждал себя, что шишковидная железа и есть то место, где пребывает душа.

Ниже приводится выдержка из раннего издания его знаменитого трактата «О человеке», в которой полностью сохранена своеобразная терминология оригинала. «И все же не весь головной мозг, а только некоторая его часть является вместилищем этого внутреннего чувства, иначе зрительные нервы и мягкая сердцевина позвоночника как состоящие из той же субстанции, что и головной мозг, были бы резиденцией внутреннего чувства.

Итак, этим особым местом, где находится резиденция души, является "Glandula Pinealis", или шишковидная железа, некое ядро, похожее на ананас, которое помешается между желудочками головного мозга и окружено артериями Plexus Cho-rides (хордового сплетения). Причина, по которой мы сочли это ядро особым вместилищем души, заключается в том, что этот элемент головного мозга уникален, он — единственный и неповторимый. Ибо поскольку все органы чувств — парные, опять-таки не может быть никакой причины, почему бы нам не воспринимать два объекта вместо одного, кроме как потому, что прежде эти впечатления передаются в некий элемент мозга — единственный и неповторимый, — где они совмещаются. Ко всему прочему требуется также, чтобы этот элемент был подвижным, дабы душа путем непосредственного его (элемента) возбуждения могла посылать животных духов в какие-то одни мышцы, а не в другие. А поскольку это ядро поддерживается только очень мелкими артериями, охватывающими его со всех сторон, то можно не сомневаться, что любая мелочь приведет его в движение. Отсюда мы заключаем, что этот сокровенный элемент мозга является вместилищем души, где она осуществляет процессы понимания и хотения всего того, что исходит от тела или направляется к нему».

Приписывая шишковидной железе способность к движению, великий Декарт, хотя и не был оккультистом, коснулся одной из глубочайших тайн древних мистерий. Итак, вернемся к его трактату. «Соответственно практический ум можно истолковать как внутреннее чувство, посредством которого все объекты внешних восприятий различаются и объединяются в головном мозге как общем центре всех впечатлений. Или же практический ум есть не что иное, как сложение в шишковидной железе всех движений, вызываемых объектами в нервах, происходящее в то же самое время, когда объекты возбуждают чувства. При этом столь малые размеры нисколько не мешают этому ядру быть инструментом практического ума, а напротив, самыми глупыми оказываются те личности, у которых это ядро из-за своей величины не слишком подвижно, а самыми умными и сообразительными — у кого это ядро меньше, потому что его гораздо легче привести в движение. Причем, если бы оно стало даже еще меньше, чем есть на самом деле, оно все равно было бы достаточно большим в сравнении с некоторыми выступами желудочков и трубочками нервов». Веками Декарт служил предметом насмешек ученых мужей, а его мистические выводы вполне подходили под разряд того, что великий Тиндаль относил к сфере «поэзии». И вот наконец в наши дни начинает происходить некая «условная» реабилитация теорий Декарта со стороны науки, которая слишком часто страдает комплексом непогрешимости. «В последнее время, надо заметить, концепция великого француза приобретает все больший вес в глазах науки — ведь мы, если хотите, уже рассматриваем душу как некую часть человеческого интеллекта. (Sic!) Поскольку, очевидно, шишковидная железа непосредственно, хотя и весьма загадочным образом, связана с развитием умственных способностей» («How we became personalities»).

У очень маленьких детей, едва вышедших из состояния эмбриональной рекапитуляции[245], в сжатой форме отражавшего борьбу раннего человечества за существование, около темени есть незаращенный участок черепа. В редких случаях он не зарастает совсем, хотя обычно черепные швы в этом месте сходятся между седьмым и девятым годами жизни ребенка. В детском возрасте чувствительность этого участка над третьим глазом обычно сопровождается ясновидением или как минимум высокой восприимчивостью.

 

Рис. 67. На рисунке из древнего трактата по каббалистической медицине показано соответствие между отделами человеческого тела и помещениями храма

 

 

В этот период ребенок в основном все еще продолжает жить в невидимых мирах, и поскольку его физический организм пока остается более или менее невосприимчивым ввиду своей незавершенности, у него обнаруживается, по крайней мере, намек на деятельность в тех мирах, с которыми он некогда был тесно связан благодаря открытому доступу к шишковидной железе. По мере того как высший интеллект — Эго латинян — мало-помалу уходит в развивающуюся физическую структуру, он постепенно закрывает за собой небесную дверцу. Этот вход человека в его собственное тело каким-то загадочным образом связан с «душевными кристаллами» (лат. acervulus cerebri — так называемый «мозговой песок»), которые образуются в шишковидной железе.

Тайна третьего глаза прекрасно истолкована в легендах об уже упомянутом ранее Мировом Древе, положенных в основу скандинавских мистерий. В преданиях Эдды говорится, что на самой верхней ветви Иггдрасиля сидел орел, пристально оглядыв

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...