Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зарождение экономических знаний в Древней Греции. Ранний и поздний меркантилизм. Основные положения школы физиократов.Спрос и его величина. График спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ.
Спрос – это не только желание, но и возможность приобрести товар в определенный период времени, по определенной цене при прочих равных условиях. (спрос- D) Величиной спроса – количеством товаров, которое покупатели готовы приобрести по данной цене. Под словом «готовы» нужно понимать то, что у них есть желание (потребность) и возможность (наличие необходимых денежных средств) для покупки товара в данном количестве. Необходимо заметить, что спрос – это потенциальная платежеспособная потребность. Его величина говорит о том, что покупатели готовы приобрести такое количество товаров. Но это не значит, что сделки в таких объемах действительно состоятся – это зависит от ряда экономических факторов. ГРАФИК СПРОСА – график, показывающий зависимость величины спроса от цены. Каждой величине цены соответствует свое значение величины спроса. Эту зависимость можно выразить графически, в виде кривой спроса (линии спроса) на графике спроса. Обратите внимание на то, что хотя по оси абсцисс обычно откладываются значения независимой переменной, на графике спроса, наоборот, по оси абсцисс принято откладывать цену (P), а по оси ординат – количество (Q). Закон спроса: на любом рынке при прочих равных условиях существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса. Закон спроса не действует: 1) при ажиотажном спросе на товары первой необходимости (товар Гиффена) 2) для некоторых редких и дорогостоящих товаров, которые являются средством вложения денег (золото, серебро, антиквариат). 3) При переключении спроса потребителя на более качественные продукты. Неценовые факторы, влияющие на спрос: 1) качество 2) мода 3) доход потребителя 4) наличие или отсутствие товаров заменителей и взаимодополняющих 5) вкусы и предпочтения потребителей
Зарождение экономических знаний в Древней Греции. Ранний и поздний меркантилизм. Основные положения школы физиократов. Среди экономических взглядов докапиталистической эпохи выделяются достижения греко-римской цивилизации. В Древней Греции и Древнем Риме, длительное время развивавшихся на базе независимых городов-государств (полисов) со значительным числом свободных граждан, рыночные отношения получили наибольшее развитие среди всех цивилизаций древности. Поэтому с именами античных ученых связано появление первых собственно экономических концепций. Почти забытые в эпоху Средневековья, они вновь стали популярны в период Возрождения и дали толчок развитию современной экономической мысли.Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.) (труды: «О домашнем хозяйстве» - характеристика образцового хозяйства и образцового гражданина. Идеи: разделение труда на умственный и физический, а людей – на сводных и рабов. Любой товар обладает полезными свойствами и способен обмениваться на другой товар. Платон (428-347 гг. до н.э.)(труды: «государство» –теория идеольного общественного устройства. Ключевая идея общественного устройства - идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен Характеристики идеального государства -уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственная регулируемость браков, общественное воспитание детей. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) «Политика» - основано на том, что рабство должно быть основой производства. Виды деятельности разделены на 2 группы: экономию - изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей и хрематистику – изучение противоестественных явлений, связанных с накоплением денег, крупная торговля. Меркантилизм - (итал. - «купец, торговец») - направление экономической мысли, последователи которого видели во внешней торговле источник богатства за счет осуществления активного торгового баланса (превышения экспорта над импортом). Концепция меркантилизма отражала интересы крупных торговых монополий. К основным направлениям меркантилизма можно отнести следующее: 1. Поощрение развития промышленности (особенно мануфактурной) с целью увеличения производства товаров для экспорта; 2.активный протекционизм;3.поддержка экспансии торгового капитала, в частности, поощрение создания монопольных торговых компаний;4.развитие мореплавания и флота, захват колоний;5.резкое повышение налогообложения для финансирования всех этих мероприятий. Французская экономическая мысль XVIII в. очень интенсивно представлена школой физиократов. Наиболее яркими представителями этой школы являются Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.) и Анн Тюрго (1727-1781 гг.). Физиократия - (от греч. - «власть природы») - направление классической политической экономии во Франции, которое центральную роль в экономике отводило сельскохозяйственному производству. Центральные идеи физиократов:1.критика меркантилизма (внимание производства должно быть обращено на создание изобилия «произведений земли»);2.экономические законы носят естественный характер и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства;3.источником богатства является сфера производства материальных благ - земледелие;4.промышленность считается сферой бесплодной, непроизводящей;5.бесплодной считается и торговая деятельность;6.дан анализ составных частей капитала; выделение первичных авансов (основной капитал) и ежегодных авансов (оборотный капитал);7.признание лишь одной функции денег (средство обращения); накопление денег считали вредным, так как оно изымает деньги из обращения. 2) Классическая экономическая теория. Весомый вклад в развитие классической школы политической экономии внес Адам Смит (1723-1790 гг.). Своим трудом «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) А. Смит завершил этап становления политической экономии как науки. В нем автор четко определил предмет, методологию и общие основы политической экономии как особой отрасли знаний. Предмет политической экономии (по А. Смиту) — общественное экономическое развитие и рост благосостояния общества. При этом развитие экономики опирается на материальные (физические) ресурсы общества, использование которых ведет к созданию благ и богатства народов. Задача политической экономии (по А. Смиту) - увеличение могущества и богатства страны. Можно выделить следующие тезисы концепции экономического либерализма, предложенные А. Смитом: интересы отдельных лиц совпадают с интересами общества; «экономический человек» есть лицо, наделенное эгоизмом и стремящееся к все большему накоплению богатства; непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция; погоня за прибылью и свободная торговля оценивается как деятельность, выгодная всему обществу; на рынке действует «невидимая рука», при помощи которой свободная конкуренция управляет действиями людей через их интересы и ведет к разрешению общественных проблем наилучшим образом. Процесс развития классической школы дополнен и завершен трудами Дэвида Рикардо (1772-1823 гг.), Жана Батиста Сэя (1767-1832 гг.), Томаса Роберта Мальтуса (1766-1834 гг.), Джона Стюарта Милля (1806-1873 гг.) и Карла Маркса (1818-1883 гг.). Крутой перелом в науке наступил в результате деятельности великого немец- Маржинализм (от фр. - дополнительный) - направление экономической теории конца XIX века, широко использующее в анализе экономических процессов и законов предельные величины.Основные положения маржинализма заключаются в следующем: использование предельных величин как инструментов для анализа изменений экономических явлений; основой изучения является поведение отдельных фирм и понятие потребности покупателя;исследование рационального использования ресурсов и нахождение оптимального использования этих средств; предметом анализа являются вопросы устойчивого состояния экономики не только на макро-, но и на микроуровне; широкое применение математических методов для принятия оптимальных решений статистических задач. Маржинальная революция - переход от концепций классической экономической школы к неоклассической теории (маржинализму). Один из идеологов школы маржинализма К. Менгер предложил принцип снижающейся полезности: стоимость (ценность) любого блага определяется той наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса. Эта наименьшая полезность зависит от отношения количества благ (объективный фактор) и интенсивности потребления индивида (субъективный фактор). Поэтому каждая дополнительная единица получает все меньшую и меньшую ценность. 3) Предмет и методы Экономическая теория - общественная наука, которая изучает поведение людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в условиях ограниченности ресурсов в целях удовлетворения потребностей. Предметом экономической теории является взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества. Если предмет экономической теории раскрывает «что» познается, то метод - «как» познается. Метод- совокупность приемов и подходов к исследованию. Метод не может быть произвольным, он должен соответствовать особенностям предмета соответствующей науки. Выделяют следующие методы исследования экономических явлений: метод научной абстракции; анализ и синтез; индукция и дедукция; агрегирование; исторический метод; метод экономико-математического моделирования; метод экономического эксперимента. Научная абстракция (абстрагирование) - упрощение научного анализа путем исключения из него некоторых факторов, которые в данном анализе не играют определяющей роли и могут быть опущены в целях получения более четкой картины для определения основных определяющих взаимосвязей и зависимостей. Индукция - выведение теоретических положений и принципов из фактов, движение мысли от частного к общему. Дедукция - движение познания от теории к фактам, от общего к частному; предположение (гипотеза) проверяется при помощи анализа фактов. Агрегирование - укрупнение экономических показателей посредством их объединения в группы. Агрегированные показатели представляют обобщенные синтетические измерители, объединяющие в одном общем показателе многие частные. Агрегирование производится путем суммирования, группировки, перемножения или других способов сведения частных показателей в обобщенные. Анализ - метод научного познания явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. Синтез - метод научного познания явлений и процессов, основанный на объединении отдельных знаний и информации в единое целое. Исторический метод - процесс исследования событий в хронологической последовательности. Метод экономико-математического моделирования - подход к научному познанию, основанный на изучении количественных показателей посредством моделирования экономических явлений. Модель - упрощенное представление реальности. Экономический эксперимент - изучение, исследование экономических явлений и процессов путем их воспроизведения, моделирования в искусственных или естественных условиях. Различают микроэкономический и макроэкономический эксперимент. Позитивная экономическая теория - часть экономической теории, которая изучает и объясняет экономические факты, события, процессы и устанавливает связь между ними. Нормативная экономическая теория - часть экономической теории, которая не только объясняет экономические явления, но и призвана способствовать выработке экономической политики, необходимого образа действия. Давид Юм и его современники выдвинули предположение о том, что все экономические характеристики следует разделить на 2 группы. Первую группу составляют номинальные переменные, то есть величины, измеряемые в денежных единицах, а вторую - реальные переменные – величины, измеряемые в физических единицах. Например, цена на картошку относится к номинальным переменным, так как измеряется в рублях, в то время к величина урожая картошки – реальная переменная, поскольку измеряется в центнерах или в тоннах. Разделение экономических переменных на две группы называется классической дихотомией. В свое время Давид Юм предположил, что классическая дихотомия будет полезна дл анализа экономики, поскольку некоторые из действующих в ней сил влияют на номинальные, а другие - на реальные переменные. В частности он утверждал, что номинальные величины находятся под воздействием изменений кредитно-денежной системы, однако анализ происходящих в ней процессов не позволяет получить достаточной для понимания основных факторов, влияющих на поведение реальных переменных, информации. Согласно Давиду Юму изменения предложения денег влияют только на номинальные, но никак не на реальные экономические величины. Так, если Центральный Банк удваивает предложение денег в два раза, то возрастают уровень цен, рублевое выражение заработной платы и все другие показатели имеющие стоимостное выражение. В то же время реальные величины, такие как уровень производства, занятость и ставка банковского процента, остаются без изменения. Независимость реальных переменных от изменений в кредитно-денежной системе носит название нейтральности денег. 4)Научная абстракция (абстрагирование) - упрощение научного анализа путем исключения из него некоторых факторов, которые в данном анализе не играют определяющей роли и могут быть опущены в целях получения более четкой картины для определения основных определяющих взаимосвязей и зависимостей. Экономическая модель -это не просто картинка, схема или график. В модели мы всегда можем определить входные данные (или экзогенные), то есть те, отталкиваясь от которых мы начинаем строить модель. И выходные данные (эндогенные) -обработанная в модели информация, данные, которые мы получаем после построения модели. Это значит, что модель и есть проявление и применение нашей методологии по отношении к предмету изучения (фирме). То есть мы берем требуемые данные, подвергаем их анализу, выдвигаем гипотезы, формируем законы, определяем категории и т.д. А на выходе (то есть после осуществления расчетов или рассуждений, например) получаем - результат.ВИДЫ МОДЕЛЕЙ: Теоретические, Конкретные, Макроэкономические, Микроэкономические, Малоразмерные, Многоразмерные, Линейные, Нелинейные, Среднесрочные, Долгосрочные, Открытая, Закрытая. СтруктураЭкономическая теория как наука состоит из четырех основных частей: микроэкономика, макроэкономика, мезоэкономика (экономика отрасли) и метаэкономика (мировая экономика и международные экономические отношения). Микроэкономика - раздел экономической науки, изучающая относительно маломасштабные экономические процессы, протекающие или связанные с фирмами, предпринимателями, домохозяйствами и владельцами первичных производственных ресурсов и их хозяйственной деятельностью, а также изучает рыночное поведение субъектов, отношение между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Макроэкономика - раздел экономической науки, изучающая крупномасштабные экономические явления и процессы, относящиеся к экономике страны, ее хозяйству в целом. Объектом изучения являются сводные обобщающие показатели по всему хозяйству: валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции, уровень инфляции, покупательная способность цен и т.д. Мезоэкономика - раздел экономической науки, изучающая экономические процессы и явления, происходящие в конкретной отрасли, а также межотраслевые экономические связи. Метаэкономика — раздел экономической науки, изучающая мировую экономику и международные экономические отношения и рассматривающая вопросы мировой торговли и внешнеэкономической деятельности, валютных курсов и регулирования, социально-экономического потенциала и развития стран в условиях тенденций к глобализации как результата интеграционных процессов. Учитывая особенности Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по экономическим специальностям и сформировавшиеся традиции преподавания курса «Экономическая теория» как учебной дисциплины, выделяют ее следующие основные разделы: общая экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, переходная (транзитивная) экономика, история экономический учений, мировая экономика. А Можно выделить следующие функции экономической теории: познавательная (познание реальных экономических процессов, т.е. раскрытие законов развития экономики); методологическая (объясняет каким образом построить экономические модели, какими методами пользоваться); прикладная (используется для выработки практической экономической политики, для создания программ, разработки стратегических экономических прогнозов).5) Основные субъекты экономикиФакторы производства существуют не сами по себе, а находятся в собственности и используются субъектами экономики. В рамках национальной экономики принято выделять три основных субъекта: домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство(правительство). Термином домашние хозяйства (домохозяйства) обозначают отдельных людей и целые семьи в качестве физических лиц, со всей сложностью присущего человеческим существам поведения, интересов и мотивов. Домашние хозяйства предоставляют принадлежащие им ресурсы (труд, земля, капитал) для осуществления процесса производства, а на полученные в результате этого доходы покупают товары и услуги для личного потребления. Фирмы — это организации, концентрирующие и использующие ресурсы для производства товаров и/или услуг с целью получения прибыли. На деньги, вырученные от продажи выпущенных товаров (услуг), они закупают новые ресурсы у домашних хозяйств. Таким образом, домашние хозяйства формируют спрос на товары (услуги) и предложение ресурсов. Напротив, фирмы определяют спрос на ресурсы и предложение готовых потребительских товаров. Активную роль в рыночной экономике играет государство (правительство), которое собирает налоги с домохозяйсте и фирм, а затем использует средства государственного бюджета для закупки товаров (например, военной техники), на содержание государственного сектора экономики, на социальные выплаты (пенсии, стипендии, пособия)и т.п. Экономическая политика - целенаправленная система мер государства в области производства, распределения, обмена и потребления в целях укрепления национальной экономики и удовлетворения потребностей народа. Выделяют следующие основные цели экономической политики: Экономический рост - стремление обеспечить более высокий уровень жизни. Полная занятость - необходимо занять работой тех, кто способен и желает работать. Экономическая эффективность - обеспечение максимальной отдачи при минимуме издержек (т.к. производственные ресурсы ограниченны). Стабильный уровень цен - необходимо избегать всеобщего снижения уровня цен (дефляции) или их повышения (инфляции). Экономическая свобода - экономические субъекты должны область свободой действий в своей экономической деятельности. Справедливое распределение доходов - поддержка населения с доходами ниже прожиточного минимума за счет перераспределения доходов. Экономическая обеспеченность - обеспечение социальных гарантий малообеспеченным и социально незащищенным слоям населения. Торговый баланс - разумная экономическая политика во внешнеэкономической деятельности, экономически обоснованное соотношение импорта и экспорта. Столкнувшись с проблемой существования бедности на фоне всеобщего изобилия, все страны предпринимают меры для помощи малоимущим гражданам. Однако все, что поступает к бедным, должно быть отнято у богатых. Это, без сомнений, является основной причиной сопротивления введению перераспределяющего налогообложения (прогрессивного налога). Наиболее трудно достижимый идеал – это идеал равенства экономического результата. В идеальном обществе люди обладают одинаковым уровнем потребления независимо от того, умны они или глупы, энергичны или ленивы, удачливы или невезучи. «От каждого по способностям, каждому по потребностям» – вот основной принцип этой философии. Сегодня даже самые радикальные социалисты осознают, что для того, чтобы экономика функционировала эффективно, необходимы различия в экономическом результате. Равенство результатов значительно затрудняло бы функционирование экономики. Предпринимая меры по перераспределению дохода от богатых к бедным, государство может нанести вред экономической эффективности и снизить доступную для распределения величину национального дохода. Меры по перераспределению доходов, такие как прогрессивный подоходный налог, уменьшат реальный выпуск, снизив стимулы к труду и сбережениям. Поэтому, когда государство рассматривает политику распределения дохода, оно должно сравнивать выгоды от большего равенства с издержками, возникающими из-за снижения национального дохода (экономическими издержками перераспределения). 6) Человеческие потребности и их классификация. Маслоу признавал что люди имеют множество различных потребностей но пологал что эти потребности можно разделить на следующие 5 категорий: Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают в себя потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Социальные потребности - потребности в принадлежности обществу; чувство, что тебя принимают, чувство социального взаимодействия, ощущение поддержки. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, в уважении личных достижений, в признании компетентности, уважении со стороны окружающих, признании. Потребности самовыражения - потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности Все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Таким образом, можно выделить две особенности системы человеческих потребностей: человек, прежде всего, старается удовлетворить первичные потребности; человек переходит к следующему уровню потребностей только после того, как будут удовлетворены потребности данного уровня. Следовательно, закон возрастания человеческих потребностей можно сформулировать так: когда наиболее сильные и приоритетные потребности удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения потребности, стоящие в иерархии следом за ними. Традиционно принято выделять четыре фактора производства: природные, капитальные, рабочая сила (труд) и предпринимательская способность. Природные ресурсы включат в себя все «даровые природные блага», которые применяются в производстве товаров и услуг. К ним относят: земельные участки и отводы, леса, водные ресурсы, запасы полезных ископаемых и минерального сырья. Доходом от использования данного фактора производства является рента. Капитальные ресурсы (физический капитал, капитал) включают в себя те средства производства, создаваемые людьми специально для дальнейшего участия в производственном процессе, которые непосредственно готовы к промышленному использованию. Примером могут служить сырье и материалы, станки и оборудование, транспорт и средства связи, здания и сооружения и другое. Доходом от использования данного фактора производства является процент. Рабочая сила (труд) представляет собой совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ. Доходом от использования данного фактора производства является заработная плата. Предпринимательская способность (предпринимательство) -особый человеческий ресурс, который подразумевает готовность пойти на риск, определенные управленческие и организационные навыки, требующиеся в производстве товаров и услуг. Предпринимательство является консолидирующим фактором, объединяющим другие производственные ресурсы. Доходом от использования этого фактора производства является предпринимательская прибыль -часть цены (стоимости) товара, остающаяся у предпринимателя после вычета всех расходов на производство и реализацию этого товара. Экономические интересы -система экономических потребностей субъектов хозяйственной деятельности (работника, корпорации, кооперации, потребителя, государства). Отражая единство всех экономических потребностей, интерес, в отличие от потребностей, ориентированных на предметные цели (потребность в хлебе, обуви, машине и т. д.), направлен на экономические отношения, на жизненные условия в целом. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |