Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Товар и его свойства. Стоимость товара. Трудовая теория стоимости. Теория предельной полезности.

Товар - это предмет или услуги, производимые для продажи, для взаимного эквивалентного обмена между собственниками благ.

Товар обладает двумя свойствами. Первое свойство - это потребительная ценность товара, или полезность его. Потребительская ценность это - способность данного товара удовлетворять какую-либо потребность человека, быть нужным для потребителя. Выражением общественной полезности является спрос покупателей на конкретные товары.

Второе свойство - это меновая ценность товара. Любой продукт превращается в товар лишь в процессе возмездного эквивалентного обмена ценностями между различными собственниками. Способность разных продуктов обмениваться в определенных количественных соотношениях (пропорциях) есть меновая ценность. Однако товарный обмен формирует важнейшую проблему экономической науки - что лежит в основе соизмерения различных обмениваемых товаров. Торговля предполагает возмездность и эквивалентность обмена. А что может служить показателями эквивалентности при обмене мяса на бензин, одежды на хлеб и пр.? Для ответа на этот вопрос экономическая наука последовательно сформировала трудовую теорию стоимости и теорию предельной стоимости.

Стоимость товара - это затраченный на производство товара и воплощенный в нем общественный труд. Стоимость проявляется при обмене товаров, ее внешним проявлением, формой выступает меновая стоимость.

20)В общем определении эластичность характеризует степень ре­акции одной величины на изменение другой величины. Эластичность спроса по цене (ценовая эластичность спроса) - мера реакции величины спроса на данный товар или услугу, вызванная изменением цены этого товара или услуги. Ценовая эластичность показывает на сколько изменится в про­центном отношении, величина спроса на тот или иной товар (услугу) при изменении его цены на 1 %. Спрос эластичен, если при изменении цены товара (услуги) на 1% величина спроса на него изменится более чем на 1 %.

Спрос неэластичен, если при изменении цены товара (услуги) на 1% величина спроса на него изменится менее чем на 1 %.

Существует два подхода к расчету эластичности спроса (и пред­ложения) по цене: общепринятый подход (точечная эластичность) и метод средней точки (дуговая эластичность). Коэффициент эластичности спроса, рассчитанный по точечному принципу, рассчитывается по формул где E-эластичность, Q-величина спроса, P-цена. Коэффициент эластичности спроса, рассчитанный по методу средней точки, предложенному Р. Алленом1, определяется как отноше­ние относительного изменения количества товара к относительному изменению цены: где Q-величины спроса, P-цены.

В отличие от общепринятого подхода метод средней точки по­зволяет при расчете относительных величин (где в качестве знаменате­ля берется исходное, базовое значение изменяющейся величины), уста­новить влияние характера их изменения. К числу факторов, влияющих на эластичность спроса по цене можно отнести следующие: Наличие заменителей. Чем больше у товара заменителей и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар. Рост цен, в этом случае, заставляет потребителя переклю­чаться на потребление более дешевых товаров-заменителей. Доля товара в бюджете потребителя. Чем больше места за­нимает товар в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него. Повышение цен на такие то­вары приводит к существенному сокращению покупаемой продукции. Степень необходимости данного товара для потребителя. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эла­стичность спроса на этот товар. Фактор времени. Чем длиннее период времени для принятия решений, тем эластичнее спрос на приобретаемый товар. Если цена на товар растет, то потребителю необходимо время, чтобы найти и опро­бовать другие товары.

 

22)Ценовая эластичность спроса и предложения. В общем определении эластичность характеризует степень ре­акции одной величины на изменение другой величины. Эластичность спроса по цене (ценовая эластичность спроса) - мера реакции величины спроса на данный товар или услугу, вызванная изменением цены этого товара или услуги. Ценовая эластичность показывает на сколько изменится в про­центном отношении, величина спроса на тот или иной товар (услугу) при изменении его цены на 1 %. Спрос эластичен, если при изменении цены товара (услуги) на 1% величина спроса на него изменится более чем на 1 %.

Спрос неэластичен, если при изменении цены товара (услуги) на 1% величина спроса на него изменится менее чем на 1 %. Существует два подхода к расчету эластичности спроса (и пред­ложения) по цене: общепринятый подход (точечная эластичность) и метод средней точки (дуговая эластичность). Коэффициент эластичности спроса, рассчитанный по точечному принципу, рассчитывается по формул где E-эластичность, Q-величина спроса, P-цена. Коэффициент эластичности спроса, рассчитанный по методу средней точки, предложенному Р. Алленом1, определяется как отноше­ние относительного изменения количества товара к относительному изменению цены: где Q-величины спроса, P-цены.

В отличие от общепринятого подхода метод средней точки по­зволяет при расчете относительных величин (где в качестве знаменате­ля берется исходное, базовое значение изменяющейся величины), уста­новить влияние характера их изменения. К числу факторов, влияющих на эластичность спроса по цене можно отнести следующие: Наличие заменителей. Чем больше у товара заменителей и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар. Рост цен, в этом случае, заставляет потребителя переклю­чаться на потребление более дешевых товаров-заменителей. Доля товара в бюджете потребителя. Чем больше места за­нимает товар в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него. Повышение цен на такие то­вары приводит к существенному сокращению покупаемой продукции. Степень необходимости данного товара для потребителя. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эла­стичность спроса на этот товар. Фактор времени. Чем длиннее период времени для принятия решений, тем эластичнее спрос на приобретаемый товар. Если цена на товар растет, то потребителю необходимо время, чтобы найти и опро­бовать другие товары. Эластичность предложения по цене определяется как относи­тельное изменение в величине предложения товара, соотнесенное с относительным изменением в цене товара.

Формула средней точки для вычисления эластичности предло­жения по цене совпадает с аналогичной формулой для вычисления эла­стичности спроса по цене (разница лишь в том, что параметр Q обозна­чает величину предложения).

Поскольку параметры цен и объемов предложения изменяются в одном направлении, эта формула дает положительное значение. Клас­сификация эластичности предложения в зависимости от значений коэффициентов эластичности аналогична классификации эластичности спроса.

 

Практическое применение теории эластичности. Одним из важнейших источников доходов государственного бюджета являются косвенные налоги, которые включаются в цену производимого товара и которые ведут поэтому к повышению цены этого товара. После его продажи сумма денег, соответствующая сумме налога, поступает в бюджет и может использоваться для различных целей, например для поддержания малоимущих, развития социальной сферы, финансирования отраслей народного хозяйства и т. д.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...