Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классифкация с точки зрения природы.

Согласно положениям тибетской медицины, в теле человека имеется три «канала жизни», которыми определяются функции всех систем организма. Это «центральный канал жизни» или Авадхути, «черный канал жизни» или система аорта-нижная полая вена [2, ч. II, л. Збб] и «белый канал жизни» или канал спинного мозга [2, ч. II, л. 406]. Из них черный и белый каналы жизни являются вторичными образованьями, основу же всей жизнедеятельности организма составляют Авадхути и взаимозависимо с ним функционирующие левый белый канал Лалана и правый красный канал Расана: «Если обединить все виды каналов, они группируются в три — каналы ветра, каналы крови, каналы воды. Из них же каналы ветра единственно от Авадхути, каналы крови только от Расаны и каналы воды только от Лаланы расходятся и (вследствие этого) обладают способностью (проводить соответствующие энергии).

Но от чего же считать расходящимися каналы смешанных ветра и крови? — Все эти три пульсирующих канала — Расана, Лалана и Авадхути, собравшись в корне сердца, силою промежутка, в котором функционирует подверженный эмоциональным аффектам ум, заставляют пульсировать сердце, и по этой причине в сердце и во всех соединяющих принцип (этой пульсации) каналах движутся, соединившись, ветер и кровь, и каналы пульсируют» [2, ч. II, гл. 4, л. 346].

Представляя основу всех наличных каналов-пульсаций, Авадхути, Лалана и Расана создают структуру последовательно расходящихся 1072, 72000, 13500000 каналов, связующих тело в одно целое. Тексты описывают 4 типа таких каналов; формирующие каналы, каналы бытия, каналы связи, содержащие жизнь каналы всех начал.

Их природа выявляется по их функциям, описываемым Ютогбой следующим образом: каналы, проводящие подобный каплям воды сок хилуса; каналы, проводящие сок крови, подобный каплям киноварной травы «лома»; каналы, проводящие сияющий подобно радуге разными цветами сок тонкого семени и света; каналы, проводящие цвета очищенного золота сок дыхания, подобный пронизывающему землю пару» [4,с.182].

Рекомендации по предварительным условиям для иссле­дования пульсации.

Ютогба называет два предварительных условия, выполнение которых обязательно как для пациента, так и для врача. Они суть (1) предварительные требования к образу жизни и (2) предварительные требования к пространству-премени:

«Первое означает:

(1) для целей исследования пульсации утром не следует вечером слишком наедаться,

(2) не следует также голодать,

(3) не следует много разговаривать,

(4) не употреблять спиртного,

(5) не следует спать (с женщиной),

(6) нельзя прерывать сон,

(7) нельзя ни переохлаждаться, ни перегреваться.

Предварительные требования к пространству-времени суть:

(1) солнце не поднялось до вершин гор (не осветило их),

(2) сухая пища не съедена,

(3) внешнее дыхание не вошло вовнутрь,

(4) внутреннее дыхание не вышло вовне,

(5) исследование проводится во время уравнивания света и тьмы (между ночью и днем).

Почему так? — Поскольку кровь и ветер движутся по каналам вместе — ветер больше ночью, кровь больше днем — следует знать время равного содержания крови и ветра» [4, с. 182].

Сурхарба поясняет:

«Благодаря отказу от приема чрезмерного количества пищи и напитков, обладающих равно охлаждающими или согревающими (свойствами), от излишнего голодания, от совместного спанья с женщиной, от бессонницы из-за забот и трудов, от чтения вслух по памяти и прочих речей и разговоров в большом количестве, от печали, беспокойства и тому подобных мыслей, от длительных прогулок или лежания и от прочих видов пищи и образа жизни, связанных с двумя крайностями, при всяком хорошо проводимом обследовании внутренние связи, не будучи возмущены, ясно проявляются. Это принимается в качестве общего положения. Но если внезапно приходят больные, не имеющие времени на такого рода настройку в чистом виде, и возникает необходимость проведения обследования, то и больной и врач должны остановить (вызванное дневными трудами и заботами интенсивное) дыхание, старательно войти в указанное состояние и т. д. Различными условиями высота пульса больного не должна быть поднята. Во всяком случае, обследование необходимо проводить, учитывая взволнованный (характер пульсации)» [5, гл. 1, л. 18а].

Согласно «Голубому бериллу» [2], в сущность исследования пульсации входит разъяснение трех тем:

Место обследования,

Мера нажатия пальцев,

Техника обследования.

Место обследования определяется следующим образом. На I цунь (индивидуальная мера длины, равная длине последней фаланги большого пальца руки, от складки до конца подушечки пальца) ниже первой складки (морщины) запястья у выступающей косточки три пальца — указательный, средний и безымянный — ровно располагаются на лучевой артерии. Пальцы не должны касаться друг друга — так, чтобы между ними проходило рисовое зернышко. Зоны под пальцами называются цон, кан, чаг.

Мера нажатия пальцев. Указательным пальцем оказывается нажим на кожу, средним на мясо, безымянным на кость.

Техника обследования.

Пальцы врача должны быть мягкими, гладкими и теплыми, не должны быть со шрамами, грубыми и холодными. Когда врач правой рукой исследует пульс на левой руке пациента, то под верхней частью указательного пальца врача будет ощущаться пульсация еердца, а под нижней — тонкого кишечника; под верхней и нижней частями среднего пальца соответственно пульсация селезенки и желудка; под безымянным пальцем — пульсация левой почки и семенных пузырьков у мужчины или матки у женщины. Когда врач левой рукой исследует пульс на правой руке пациента, то под его указательным пальцем ощущается пульсация легких и толстого кишечника, под средним — пульсация печени и желчного пузыря, под безымянным — пульсация правой почки и мочевого пузыря. Но между исследованием пульсации у женщин и у мужчин имеется различие: у женщин пульсация сердца и тонкого кишечника исследуется на правой руке, а пульсация легких и толстого кишечника — на левой. Это различие объясняется тем, что у мужчин верхушка сердца повернута чуть влево, а у женщин чуть вправо. Кроме того, указательными пальцами врача определяется состояние верхней части тела, средними пальцами — средней части тела, безымянными — нижней части тела.

Определив, как это описано выше, врожденную пульсацию человека, врач определяет постоянную пульсацию. Под постоянной пульсацией понимают наиболее общую характеристику пульсации, по которой можно судить, есть ли у пациента болезнь жара или болезнь холода, или он здоров.

Сурхарба объясняет смысл определения постоянной пульсации следующим образом.

Обычно при выдохе и вдохе врача, за промежуток между началом одного выдоха fначалом еле-; дующего, у пациента, если он здоров, происходит пять ударов пульса: два на выдохе, два на вдохе и один во время промежутка между выдохом и вдохом. Если же за это время пульс ударит шесть раз — это означает наличие болезни жара, если пульс ударит семь-восемь раз — это означает наличие сильного жара, если девять — это вышедший за верхний предел; жар. Таковы три пульса жара. Если же частота пульса меньше указанного, если он бьется четыре раза — это холод, три раза — сильный холод, два — вышедший за нижний предел-холод. Таковы три пульса холода. Однако если при повышенной частоте ударов полость пульсирующего канала пуста, то по признакам это жар, а по сути холод. Если при пониженной частоте ударов канал в глубине твердый, то по признакам; это холод, а по сути жар [6, л, 26].

Следует заметить, что для определения постоянной пульсации ее исследуют на протяжении 15 ударов пульса, а в сомнительных случаях — на протяжении 100 ударов. Если при этом пульсация постоянна, не присущая жару, не присущая холоду, пульсирует без остановки — это и есть пульс обычного здорового человека.

Далее следует обратить внимание на сезонную пульсацию, так как в связи со сменой времен года меняется характер:

пульсации и есть опасность принять сезонную особенность пульсации за болезненную пульсацию. Здесь учитывается соответствующая каждому определенному времени года проявляющаяся в теле человека пульсация элементов «дхату».

Дхату — это области проявления энергии махабхут в теле человека и в природе. Соответствие дхату махабхутам следующее:

Махабхуты:Дхату:

1. земля; земля;

2. вода; вода;

3. огонь; огонь;

4. ветер; железо;

5. пространство; дерево;

 

Согласно тибетскому лунно-солнечно-юпитерно-сатурнному календарю, знание которого необходимо для пульсодиагностики, времен года четыре: весна, лето, осень, зима, каждое -продолжительностью в 72 дня. Четыре периода по 18 дней между сезонами, т. е. последние 18 дней каждого третьего месяца, считаются периодами межсезонья. Это в общей сложности составляет 360 дней в году, иначе это 12 месяцев по 30 дней каждый. Это, конечно, только общая схема, хотя в основных медицинских сочинениях, описывающих основы пульсовой диагностики, приводится именно она. Но кроме этого при определении сезонной пульсации учитываются данные не только астрономического характера, но и погодные. отражающие сезонные изменения в растительном мире и в поведении животных. Для примерной ориентации можно взять за основу даты начала года по тибетскому календарю, приводимые на стр. 21.

Знание этого календаря необходимо потому, что в зависимости от времени года именно в соответствии с этим календарем усиливается пульсация, связанная с тем или иным органом тела, на работу которого оказывает влияние проявление активности соответствующего сезону элемента дхату. Так, весной силен пульс дерева—печени — желчного пузыря, он бьется натянуто, как струна вины: тонко и резко (первое число первого месяца года считается начатом весны). Летом силен пульс огня —сердца — тонкого кишечника, толстый и долгий как пение кукушки или звон натянутой шерстяной нити Осенью силен пульс железа — легких — толстого кишечника, короткий и жесткий, похожий на колеблемые ветром волоски на теле. Зимой силен пульс воды — почек — мочевого пузыря — семенных пузырьков •-- матки, заглубленный, медленный, мягкий, спокойный. В периоды межсезонья силен пульс земли — селезенки — желудка, короткий и мягкий. Здесь следует учесть, что особенности пульсации каждого дхату проявляются не только в соответствующей ему зоне, но в несколько меньшей степени и в других зонах, Например, такие характеристики зимнего пульса воды, как заглубленность и другие, проявляются не только в зонах пальпации почек — «чаг», но также и в точках «цон» и «кан» на обеих руках человека. Еши Донден пишет, что свой пульс врачу исследовать легче всего, так как он знает, чем он питался и какой образ жизни вел и какие изменения это вызвало в пульсации.

Между элементами дхату существуют отношения «мать-сын» и «друг-враг», которые считаются важными для предсказаний о дальнейшем течении болезни и о различных жизненных ситуациях. Эти отношения следующие.

Пять матерей:

мать дерева — вода, мать воды — железо, мать Железа — земля, мать земли — огонь, мать огня — дерево. Пять сыновей — это те же отношения в обратном порядке: сын воды — дерево и т. д.

Пять врагов:

враг дерева — железо, враг железа — огонь, враг огня — вода, враг воды — земля, враг земли — дерево.

Пять друзей суть те же в обратном порядке.

Чтобы легче запомнились эти отношения, настоятель Иволгинского дацана (в то время, лет 10 назад — теперь ему за 90, и он.этого поста уже не занимает) Дармадоди Аюшеевич Жалсараев объяснял их очень просто: «Все нужное ему дерево получает от воды, и поэтому вода — мать дерева, а дерево — сын воды. Мать воды — железо.

Почему так?

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...